![]() | |||||||||||||||||||||
Психотерапия. Тема 5 – Психологическая защита (ПЗ)
личности (краткие комментарии по курсу лекций для немедицинских специальностей) 5.0. «Лиса и виноград» 5.1. «… особая форма переработки травмирующей информации. За счет этого она
выступает как система стабилизации личности, проявляющаяся в устранении и (или)
сведении к минимуму отрицательных эмоций, когда есть опасность возникновения
чувства тревоги или угрызений совести
как реакции на критическое рассогласование собственных представлений о мире с
новой информацией» (Р.М. Грановская, 1997, С. 290) 5.1.1. Первичные (блокирующие) и вторичные (искажение информации) 5.1.2. Г. Келлерман – Р. Плутчик – социобиологический подход 5.1.3. Р.М. Грановская (информационная многоуровневая защита Я) 5.2. Амбивалентный характер действия ПЗ – 5.3. Основные виды П. Лейстер,
выборочно
Рационализация
Проекция
Вытеснение
Идентификация
Сублимация
Образование реакций
Бегство
Оглушение
Окаменение, притупление чувств
5.4. Возможности коррекции психологической защиты (по Р.М. Грановской Элементы практической психологии. – Изд-е 2-е, 1988) «Итак, возникло предположение, что человек попал в трудную ситуацию и возможно его мировосприятие искажено каким-либо защитным механизмом ... * В подобных ситуациях иногда целесообразно массировано и искренне поддержать его, похвалить, поднять человека в его собственных глазах и во мнении окружающих ... * ... щадите самолюбие собеседника: «На вашем месте я бы несомненно поступил также, если бы располагал теми же сведениями. Но, к сожалению, вы не полностью или не совсем точно информированы». * ... надо помнить о предельных усваиваемых дозах, расхождения между его позицией и другой - противостоящей. * В тех случаях, когда обнаруживается полное неприятие контраргументации, разумнее подвигать человека к новой точке зрения, вначале критикуя частности на фоне общей доброжелательности и подчеркивая прежде всего элементы объединяющие как более общие, и лишь затем - разъединяющие, подавая их как второстепенные. * Воздействие, направленное на коррекцию наличной позиции, эффективнее, если советы и рекомендации подаются в несколько общем незавершенном виде, особенно при высоком культурном и образовательном статусе собеседника. * Важно разобраться, относит ли человек неудачи на счет своих слабых способностей или недостатка затраченных усилий. * При необходимости обратить внимание человека на неудачные формы его поведения или аргументации лучше говорить не о них непосредственно, а о своем восприятии и своих переживаниях в соответствующей ситуации... * Практически любое действие лучше подавленной пассивности. * Если человек осознает, что трудность не затрагивает систему основных его жизненных ценностей, психологическая защита становится менее актуальной. * увлечения, хобби ... они сохраняют открытость психики для новых влияний и интересов и образую противовес в критических ситуациях. * советы надо давать только когда их настоятельно просят, да и то не всегда и не в прямой форме. Если у просящего нет зрелой установки – это всегда напрасно потраченные усилия. * Для уменьшения чувства внутреннего конфликта у людей с негибкой психикой необходимо извне, «задним числом» повысить ценность совершенного ими действия или обесценить его негативные аспекты. * Для активного управления своим состоянием и поведением, завоевания сознания для нужных поступков и образов чтобы они обрели прочность и устойчивость, их нужно фиксировать словами. Чем точнее и конкретнее формулировки, тем легче человеку управлять собой, своими психическим и физическим состоянием. * При глубоких внутренних конфликтах в сознание (прежде, чем существо травмирующих моментов из него вытесняется) проникает слишком большое количество информации, так как нарушена его избирательная способность. Это не только важная, но и второстепенная информация, и человек не справляется с этой лавиной и ощущает перегрузку, переживая ее как смятение и хаос; функции, которые раньше выполнялись автоматически, теперь становятся осмысленными и в результате этого утомительными ... попытайтесь систематизировать информацию в направлении значимой для индивида цели. * Когда у
человека обнаруживается нелучший стиль поведения,
желательно не столько апеллировать к его сознательности, сколько стимулировать
его познавательные и творческие потребности, не повторять банальности о вреде
эгоизма, а сосредоточить его усилия на повышении мастерства в своем деле. Тогда
у него появятся обоснованные надежды на рост уважения к нему, и на повышение
его удовлетворенности жизнью. www.medpsy.ru Конспект главы В.В. Соложенкина
«Психологическая защита» (функции ПЗ) и
(классификация ПЗ) | ![]() |
||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||
|