|
РУБРИКА: ОБЩЕСТВО \ ОБРАЗОВАНИЕ |
Общая психология (стандарт,
литература и вопросы - семестры 1 и 2)
ОбщеПрофессиональные Дисциплины.
(Федеральный
стандарт. 02)
ОПД.Ф.02 |
Общая
психология |
|
Общая характеристика психологии как науки;
основные этапы развития представлений о предмете психологии; понятие предмета
и объекта науки; душа как предмет исследования; переход к изучению сознания;
психология как наука о поведении; современные представления о предмете
психологии; культурно-историческая парадигма в психологии; высшие психические
функции; деятельностный подход в психологии;
строение деятельности; механизмы регуляции действий и операций; эволюционное введение
в психологию; понятие отражения и психики; классификация психических явлений
и процессов; возникновение и развитие психики в филогенезе; возникновение и
развитие сознания. Общее
представление о восприятии; классификация ощущений; феноменология восприятия;
ощущения и образы; основные свойства перцептивных
образов; теории восприятия; научение в восприятии, проблема врожденного и
приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность; психофизика ощущений;
восприятие пространства и движения; константность и предметность восприятия. Общее
представление о памяти; основные факты и закономерности психологии памяти;
виды памяти и процессы памяти; аномалии памяти; память и научение; принципы
организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии; память и
деятельность; развитие и тренировка памяти; память как высшая психическая функция. Общее
представление о внимании; виды и свойства внимания; внимание и сознание;
теории внимания; исследование внимания в когнитивной психологии;
экспериментальные исследования внимания; внимание и деятельность; развитие
внимания. Основные
направления развития представлений об эмоциях; назначение и виды
эмоциональных процессов; эмоциональные состояния; экспериментальное
исследование эмоций; потребности и мотивация; проблема мотивации в психологии
деятельности; теории мотивации в зарубежной психологии; мотивация отдельных
видов деятельности; эмпирические исследования мотивации. Психические
состояния. Определение состояния. Роль и место состояний среди других
психических явлений. Функции состояний. Классификация состояний. Диагностики
состояний. Управление состояниями. Предмет
и методы исследования в психологии мышления; виды мышления; основные подходы
к изучению мышления; теории мышления; изучение мышления как познавательного
процесса; индивидуально-личностная детерминация мышления; исследования
мышления с позиций деятельностного подхода;
воображение и творческое мышление, творческая личность; мышление и интеллект,
структура интеллекта; фило-, социо- и онтогенез мышления;
развитие понятийного мышления; язык, сознание и мышление; речь и речевая
деятельность. Речь
и речевая деятельность, язык и речь, виды речи, механизмы порождения и
понимания речи; развитие речи в онтогенезе; психосемантика,
вербальное и невербальное общение. Воля
и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольное
и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение. Сознание.
Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Неосознаваемые явления в
психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное), и динамические связи
с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого.
Защитные механизмы и факторы их осознания. Сознание
как психический процесс. Определение, функции, эмпирические характеристики
сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая).
Структурный анализ сознания. Статистическая и динамическая модель. Понятие
личности в системе человекознания. Личность в философии,
социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и
социальной психологии. Индивид, субъект деятельности, личность,
индивидуальность. Личность как предмет психологического исследования.
Психические процессы, состояния и свойства. Генотипическое
и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии
человека. Свойства, структура и типология личности. Номотетическое
и идеографическое описание личности. |
Решением кафедры дидактические
единицы
условно разбиты на четыре части
(четыре
семестра
четыре экзамена на дневной форме
обучения;
на заочной форме обучения - два экзамена -
объединены семестры 1, 2, а
так же 3, 4)
Проблемы психологического анализа
сознания
перенесены в
первый семестр
ОПД.Ф.02 |
Общая
психология |
|
1
семестр Общая
характеристика психологии как науки; основные этапы развития представлений о
предмете психологии; понятие предмета и объекта науки; душа как предмет
исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении;
современные представления о предмете психологии; культурно-историческая
парадигма в психологии; высшие психические функции; деятельностный
подход в психологии; строение деятельности; механизмы регуляции действий и
операций;
эволюционное введение в психологию; понятие отражения и психики;
классификация психических явлений и процессов; возникновение и развитие
психики в филогенезе; возникновение и развитие сознания. Сознание.
Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Неосознаваемые явления в
психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное), и динамические связи
с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого.
Защитные механизмы и факторы их осознания. Сознание как
психический процесс. Определение, функции, эмпирические характеристики
сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая).
Структурный анализ сознания. Статистическая и динамическая модель. 2
семестр Общее
представление о восприятии; классификация ощущений; феноменология восприятия;
ощущения и образы; основные свойства перцептивных
образов; теории восприятия; научение в восприятии, проблема врожденного и
приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность; психофизика ощущений;
восприятие пространства и движения; константность и предметность восприятия. Общее
представление о памяти; основные факты и закономерности психологии памяти;
виды памяти и процессы памяти; аномалии памяти; память и научение; принципы
организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии; память и
деятельность; развитие и тренировка памяти; память как высшая психическая
функция. Общее
представление о внимании; виды и свойства внимания; внимание и сознание;
теории внимания; исследование внимания в когнитивной психологии;
экспериментальные исследования внимания; внимание и деятельность; развитие
внимания. 3
семестр Предмет и
методы исследования в психологии мышления; виды мышления; основные подходы к
изучению мышления; теории мышления; изучение мышления как познавательного
процесса; индивидуально-личностная детерминация мышления; исследования
мышления с позиций деятельностного подхода;
воображение и творческое мышление, творческая личность; мышление и интеллект,
структура интеллекта; фило-, социо- и онтогенез мышления;
развитие понятийного мышления; язык, сознание и мышление; речь и речевая деятельность. Речь и
речевая деятельность, язык и речь, виды речи, механизмы порождения и
понимания речи; развитие речи в онтогенезе; психосемантика,
вербальное и невербальное общение. Основные
направления развития представлений об эмоциях; назначение и виды
эмоциональных процессов; эмоциональные состояния; экспериментальное
исследование эмоций; потребности и мотивация; проблема мотивации в психологии
деятельности; теории мотивации в зарубежной психологии; мотивация отдельных
видов деятельности; эмпирические исследования мотивации. Психические
состояния. Определение состояния. Роль и место состояний среди других
психических явлений. Функции состояний. Классификация состояний. Диагностики
состояний. Управление состояниями. 4
семестр Воля и
волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений.
Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и
их изучение. Понятие
личности в системе человекознания. Личность в философии,
социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и
социальной психологии. Индивид,
субъект деятельности, личность, индивидуальность. Личность как предмет
психологического исследования. Психические процессы, состояния и свойства. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное
в индивидуальном развитии человека. Свойства,
структура и типология личности. Номотетическое и идеографическое описание личности. |
Сокращенный список обязательной
литературы
Рубинштейн С.Л. Общая психология (издание - любое)
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию (издание - любое)
Сокращенный список дополнительной
литературы
Готфруа Ж. Что такое психология? Т.т. 1-2
Маклаков А.Г. Общая психология
Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского
Гальперин П.Я. Введение в психологию
Вопросы к экзамену
1. Определение
психологии как науки. Предмет и задачи психологии.
2. Отличие
научной и житейской психологии.
3. Определение
психики. Понятие психического отражения.
4. Современная
психология и ее место в системе других наук.
5. Основные отрасли
психологии. Их краткая характеристика.
6. Основные
научные школы и важнейшие направления современной психологии.
7. Прикладные
аспекты психологических знаний (социальный, медицинский, образовательный и др.)
8. Основные
методологические принципы научной психологии.
9. Методы
исследования в психологии.
10. Представления древних о душе.
11. Сознание как предмет научной психологии. Элементы
сознания.
11. Общая характеристика сознания человека. Свойства
сознания.
13. Измененные состояния сознания и их характеристика.
14. Самонаблюдение и его разновидности. Критический
анализ метода интроспекции.
15. Поведение как предмет психологии. Проблема
объективного метода.
16. Факты и законы поведения.
17. Неосознаваемые процессы в психике человека.
18. Бессознательное как
предмет психологии. Основные методы психоанализа и их характеристика.
19. Проблема формирования навыков. Навыки, умения и
привычки
20. Представление о предмете психологии в
отечественной психологии.
21. Проблема биологического и социального в развитии
психики человека.
22. Происхождение и развитие психики в филогенезе.
23. Основные этапы развития психики.
24. Сравнение психики человека и животных.
25. Критерий психического.
Чувствительность и раздражимость.
26. Культурно-историческая концепция развития психики
человека.
27. Понятие высших психических функций, их строение и
генез.
28. Происхождение сознания в филогенезе.
29. Проблема активности в физиологии и психологии.
30. Проблема самосознания в психологии.
31. Психологическая теория деятельности.
Макроструктура деятельности.
32. Основные виды деятельности. Внешняя и внутренняя
деятельность.
33. Общее представление о сенсорных процессах.
Основные свойства ощущений.
34. Классификация видов ощущений и их характеристика.
35. Понятие порога и чувствительности. Методы
измерения порогов.
36. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.
37. Основные законы психофизики.
38. Понятие сенсорной депривации.
39. Общее представление о восприятии.
40. Основные свойства восприятия.
41. Теории восприятия.
42. Восприятие пространства.
43. Восприятие времени.
44. Восприятие движения.
45. Общее представление о внимании.
46. Виды внимания и невнимания. Их характеристика.
47. Основные свойства внимания и их характеристика.
48. Основные теории внимания.
49. Внимание как высшая психическая функция.
50. Развитие и формирование внимания.
51. Общее представление о памяти.
52. Виды памяти и их
характеристика.
53. Факты и закономерности памяти человека.
54. Теории памяти.
55. Память как высшая психическая функция.
56. Развитие и тренировка памяти.
![]() |
![]() |
![]() |
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |
|