|
РУБРИКА: ТОЧКА ЗРЕНИЯ |
Глубокоуважаемые гости!
В марте-апреле 2014 (с 01 марта по 30 апреля включительно), посетители портала
задавали вопросы доктору медицинских наук, профессору кафедры психотерапии и сексологии
Российской медицинской академии последипломного образования, вице-президенту
Профессиональной Психотерапевтической Лиги Смотрите в нашем журнале публикации работ профессора М.Е. Бурно: • Бурно М.Е. О самом главном в терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно (ТТСБ) сегодня. | |
| |
Вопрос № 25 Глубокоуважаемый Марк Евгеньевич, какой видится Вам Терапия Творческим Самовыражением в эпоху постмодернизма?
Уважаемая Татьяна Евгеньевна! По-моему, в отличие от арт-терапии, ТТС (ТТСБ) в своих основах не развернёт плечи в поле постмодернизма, где, как известно, все слова уже сказаны и остаётся иронически повторять-переосмыслять старое (Умберто Эко). Уже писал, что, по моему опыту, многие, многие люди, которым существенно помогает ТТС, душою созвучны, прежде всего, психологически-земным писателям, художникам российского золотого века. Эти люди тянутся и в ТТС к земной психологической глубине-доброте духовной культуры того времени или к подобному в более близкое к нам время. Например, к прозе Андрея Платонова, Валентина Распутина. Одухотворённые образы земной доброты, человечности неповторимы, и, значит, неповторимы выражающие эти образы слова и краски. Но ТТС основана на том, что люди всегда были и есть разные природой своей. Природа души неисчерпаема в отличие от какой-либо замкнутой в себе аутистической системы. Какие-то постмодернистские включения, мотивы могут жить и в ТТС, не нарушая серьёзно её основ. К примеру, это, как мне кажется, происходит в работе д-ра Кирилла Евгеньевича Горелова (Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – № 6(17). – URL: http://medpsy.ru). Уважаемый Марк Евгеньевич!
Почему жизнь человека называют даром Божьим? Ребенка рождают не по собственной воле, а по желанию родителей, и потом этого же ребенка начинают учить тому, что написал или создал другой человек или человечество? Его готовят для общества, навязывая то одно, то другое. И хотя говорят, что у ребенка или человека есть свой выбор, в чем его выбор, если он становится обязанным выживать в этих не совсем нужных ему условиях? А если этот самый ребенок или человек пытается быть самим собой, то его называют невоспитанным или аморальным. Получается, что человек приходит и становится рабом жизни? Ведь суицид не воспринимается обществом и так называемым БОГОМ! И страшно, что все-таки есть АД или РАЙ!
Почему человечество продолжает свое выживание?
Мы все-таки создания животного мира или в нас есть Дух Божий?
Почему мы чувствуем чувство вины? Это от воспитания или от того, что Бог нас наказывает за наши грехи?
Уважаемая Стелла! № 24 Я неисправимый материалист и убеждён в том, что родился на свет (так легко можно было бы и вовсе не родиться), родился и живу не по чьей-то Воле, а по законам стихийной Природы, которой нет до меня дела. Но душевно, сказочно мне хочется благодарить Природу как нечто Великое, что позволило мне родиться и приносит светлую радость быть вместе с созвучными мне людьми и созвучным мне жёлтым одуванчиком, которому, конечно же, нет тоже до меня дела. Остаётся мне, с моим мироощущением, делать посильное земное добро, от которого тоже светлеет душа. Так я чувствую (всю жизнь и в сегодняшней своей старости) Мир и путь человека. Многие скажут, что примитивно чувствую. Но что поделаешь — как могу, по природе своей, на другие дороги природа моя меня не пускает. Другие люди чувствуют Мир по-другому, потому что они по-другому устроены. А каков Мир независимо от нашего природного устройства — не берусь судить, Тайна. По-моему, каждому из нас остаётся жить по природе своей, как чувствуешь. Тут не в мысли дело. На вопрос о смысле жизни ответит только чувство, подогревая собою мысль. Когда чувствуешь себя в творчестве неповторимым собою сообразно своей природе (например, благодаря погружению в ТТС), уходят переживания неполноценности, рабства, зависти, страха, все другие дурные переживания, потому что чувство духовной неповторимости, уникальности — это всегда светлый Смысл, Добро, торжество независимости от Зла. Но, может быть, Вы предрасположены к спасительному светлому религиозному переживанию. Тогда помогут священник, религиозный психотерапевт. № 23 Потому что, в целом, Человечество, как и вся живая природа, несёт в себе стихийное стремление к развитию и выживанию. Человечество в целом, видит в этом свой Смысл и посильно помогает себе выживать творчеством (наукой, искусством). Тем людям, у которых этого Смысла, как им кажется, нет, остаётся его искать, даже в отчаянном положении. Для этого существуют и психотерапевтические приёмы, о которых здесь говорим (см. в Интернете «О самом главном в Терапии творческим самовыражением сегодня»). № 22 Для меня «Дух Божий» — это светлое осмысленное движение изначальной живой Природы во мне. Это может соединяться у меня с ощущением сказки. Но для другого всё тут иначе. Остаётся искать своё. № 21 Для меня чувство вины не наказание свыше, а природное стихийное движение во мне, как бы (сказочно) подсказывающее делать что-то важное, просто хорошее для других, чтобы смягчать в себе это чувство вины. Так одухотворённая Природа сама себя лечит, стараясь сохраниться (природная закономерность).
Уважаемый Марк Евгеньевич, здравствуйте!
Психотерапевтические подходы к родственникам с различными характерами, помогающие максимально вовлекать их в процесс ухода за тяжелобольным членом семьи – длительно болеющим / находящимся в процессе умирания.
Психотерапевтические подходы к близким умершего с различными характерами, переживающими период утраты.
Уважаемая Татьяна Витальевна! № 20 Повседневная терпеливая искренняя помощь более или менее медленно умирающему беспомощному близкому родственнику, по-моему, прежде всего, зависит от того, каково душевно будет ему, не умирающему человеку, ежели не станет помогать. Не замучается ли с собою. Прекрасно, когда при этом эта помощь чувствуется для помогающего как дело святое (в широком, не только религиозном, смысле). Или делом, наполненным любовью к умирающему. То есть эта помощь есть, в сущности, работа нашего нравственного чутья, совести, любви, переживания смысла своей жизни. Не важно — происходит эта работа от побуждения свыше или от собственных внутренних природных толчков. Характеры одевают эту помощь в свои разные одежды. Одни одежды вдохновенно, заботливо ровные, другие — с лохмотьями раздражительности, отчаянных, даже скверных, слов умирающему с последующим самообвинением. И т.д. Но умирающий в любом случае глубинно чувствует преданность близкого ему человека, что они вместе и что «все умрём». № 19 Эта бесконечная тема «психотерапии горя». В ТТС она, например, начинается психотерапевтическим занятием с опорой на чеховский рассказ «Враги» и набоковский рассказ «Рождество». См.: Бурно М.Е., Калмыкова И.Ю. Групповые психотерапевтические занятия с тревожно-депрессивными пациентами в Терапии творческим самовыражением: учебное пособие-практикум. – М.: ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования», 2013. – 53 с. Да Вы всё это знаете лучше меня из своей каждодневной благородной работы. Уважаемый Марк Евгеньевич!
По каким принципам осуществляется отбор в терапевтическую группу для работы методом ТТСБ? Каким методом/способом измеряется дефензивность?
В каких случаях (кроме указанных Вами острых тоскливо-депрессивных расстройств) данный вид терапии будет частично или полностью не эффективным?
Уважаемая Мария! № 18 ТТС (ТТСБ) существенно поможет, прежде всего, более или менее сложным душой людям с тревожным переживанием своей неполноценности. Это нозологически разные (тревожно-депрессивные в широком смысле) пациенты и душевно здоровые люди разных характеров. Но только нельзя, даже опасно, как Вы сами отметили, погружаться в ТТС с группой творческого самовыражения депрессивным людям с острым нежеланием жить, с замыслами о том, как именно возможно уйти из «жизни счастливых людей», из которой они, как им сейчас думается-чувствуется, безвозвратно выброшены. Тут необходимо встретиться с психиатром и принять другую (прежде всего, лекарственную) помощь, от которой вся эта безумная острота пройдёт или ощутимо уляжется душевная боль, — и тогда уже можно погружаться в ТТС. Дефензивность (переживание своей неполноценности, несостоятельности) нетрудно достаточно точно «измерить» и профессиональной душой врача, психолога. См. подробнее — в 4-и издании «ТТС» (2012). № 17 Конечно, не стоит приглашать в ТТС тех, кто не хочет именно такой помощи. И не стоит продолжать ТТС с теми, кто, изучая характеры (пока, например, самостоятельно или в индивидуальной работе с психотерапевтом), всё же не способен уяснить себе, что нет «плохих» и «хороших» характеров, что в любой характерологической структуре может таиться природная предрасположенность к своему добру или к своему злу. Такие люди нередко склонны «навешивать» «характеры-ярлыки» на знакомых и близких. Метод обычно не может серьёзно помочь такому человеку, обижающему знакомых и близких. Уважаемый Марк Евгеньевич!
Каковы особенности групповой динамики при ведении групп пациентов методом терапии творческим самовыражением?
В главе V книги «Терапия творческим самовыражением», изданной в 1989 г. приводятся многочисленные методики терапии творчеством. Чем руководствуется психотерапевт при выборе конкретного метода?
В этой же книге даются конкретные примеры, подробные описания историй болезни некоторых пациентов. Отслеживали ли Вы катамнестически психодинамику этих больных? Какова результативность метода терапии творческим самовыражением в отдаленном периоде и как она определяется?
Какие требования предъявляются к личности психотерапевта, практикующего предложенный Вами метод?
Уважаемый Николай! № 16 Группа творческого самовыражения — не психологически-ориентированная группа. Здесь нет в истинном смысле «групповой динамики». Конечно, в группе происходит взаимодействие участников под руководством психотерапевта, но это больше похоже на класс, в котором учатся. Основоположник клинической естественно-научной групповой психотерапии американец Джозеф Прэтт (в начале 20 века) так и называл свои группы соматических больных — «классы». Подробнее — в книге «Клинический театр-сообщество в психиатрии» (2009). № 15 Методики терапии творчеством калейдоскопически перемешиваются, переплетаются в нашей работе. Тут всё, как в естественно-научной (классически-клинической, материалистической) психотерапии: что нужно в соответствии с характером, клиникой, то и беру и соединяю с другим. То есть психотерапевт «руководствуется» (Ваше слово) картинами души пациентов: характерами, клиническими психиатрическими картинами (порою, по обстоятельствам, входя в характерологические, психопатологические, духовные тонкости). № 14 В последующих изданиях «ТТС» (2006, 2012), в предисловиях, рассказано о пациентах, подробно описанных в первом издании книги. «Результативность» (Ваше слово) метода устанавливается и живым клиническим (в том числе, катамнестическим) исследованием и измерительно-психологически (во многих диссертационных работах, см. Справку в конце «Ответов»). Всё это есть в обширной литературе о методе. № 13 Это тоже есть в литературе о ТТС. Главное требование к «личности психотерапевта» в ТТС, по-моему, состоит в том, что такой психотерапевт (даже если он психолог, педагог) должен быть природой своей души предрасположенным (хотя бы в известной мере) к естественно-научному мироощущению (к клиницизму) — с интересом к изучению характеров и клиники. Глубокоуважаемый Марк Евгеньевич!
Чем отличается ТТСБ от АРТ-терапии?
Применялась ли ТТСБ в работе с зависимыми пациентами?
В каких областях, помимо психологии и психотерапии, применяется ТТСБ?
Уважаемая Гузель Ринатовна! № 12 Метод отличается о арт-терапии, конечно же, не только тем, что в его конкретных приёмах, вариантах — лечебного изобразительного творчества может вовсе не быть, а есть, например, анализ творчества научного, анализ характера творческого полководца и т.д. Не только тем, что изучаем человека в любом творчестве, которое есть выполнение любого нравственного общественно-полезного дела неповторимо по-своему в соответствии со своими природными душевными особенностями, для чего их и изучаем в творческом самовыражении. Главная цель метода — изучая естественно-научно (не психологически-теоретически) себя среди других в разнообразном творческом самовыражении, почувствовать при этом себя неповторимым собою для других (в своём деле)в своём творческом вдохновении (оно есть переживание своей уникальности, своего смысла). Изучаем повторимое (характеры, клинику), дабы легче было обрести среди «своих» (людей с таким же, как у тебя, характером, клиникой) свою неповторимость. Т.е. от арт-терапии, основанной на теоретической психологии (идеалистический подход, как всё в теории), метод отличается, прежде всего, естественно-научным, научно-художественным, материалистическим мироощущением. Им проникнута и вся чисто клиническая работа, клиническая медицина, клиническая классическая психотерапия как её неотъемлемая часть. Мы идём в практической помощи не от концепции (как истинные психологи), а от природных особенностей души, изучая по Гиппократу лечебную защитно-приспособительную работу стихийной Природы, дабы помочь ей самой «лечиться» совершеннее. В ТТС идут психологи, педагоги, склонные к естественно-научному материализму, к изучению клиницизма. И даже они опыт свой излагают теперь не теоретическим языком психологических символов-обозначений, а реалистическими размышлениями, полнокровными многозначными земными образами в духе работ таких клиницистов, как Э. Блейлер, Э. Кречмер, А.И. Яроцкий, П.Б. Ганнушкин, С.И. Консторум. Остальное — в книгах о ТТС. Особенно подробно обо всём этом для специалистов — в книге «Клинический театр-сообщество в психиатрии» (2009). № 11 ТТС с «зависимыми пациентами», сколько знаю, после Вас применяет сейчас медицинский психолог Ольга Николаевна Сараева (г. Одинцово Московской области): работа с подростками в подмосковной наркологии. № 10 ТТС применяется и в педагогике. Применяется даже священниками (для творческого поиска своего пути к Богу, если человек предрасположен природой своей к светлому религиозному мироощущению). Обо всём этом — в работах о ТТС, начиная с коллективного «Практического руководства по ТТС» (2003). Глубокоуважаемый Марк Евгеньевич! У меня возникли вопросы:
Какой психотип был у американского поэта, убежденного алкоголика Чарльза Буковски? Меня поражает, насколько его творчество с годами не утрачивало живости, яркости и не демонстрировало упадка таланта. Он писал до конца жизни и умер в 73 года.
Чем принципиально отличается органический (простодушный) психотип от полифонического? По сути они мне кажутся очень похожими — смесь всего, осколки ядер, параллельное или поочередное звучание разных характеров. Разницу вижу только в том, что общий уровень развития личности разный, а как бы механизм работы мозга очень похож. И еще интересен психотип Стивена Кинга. Полифонический?
Уважаемая Марина! № 9 Не знаю жизни и творчества «убеждённого алкоголика Чарльза Буковски». Как врач могу отметить, что иногда алкоголизм не делает алкогольно-слабоумными наших психиатрических пациентов, «работая» как «антидепрессант». Другое дело, эти люди, спиваясь, нередко становятся бродягами, умирают от опоя. Но это всё не имеет отношения к поэту, о котором спрашиваете, потому что я почти ничего не знаю о нём. № 8 Этот вопрос сложной психиатрической диагностики. Главное тут: человек с «простодушным характером» нередко благодарен, совестлив, задушевен, но он именно «простой» — без способности сложно, например, философски, мыслить, чувствовать. Для каждого своё. Своей земной «простотой», даже порою грубоватой, он может быть несравненно добрее, благороднее иного интеллектуала. В ТТС есть нерушимое этическое правило — не обсуждать (тем более с диагнозом) характер ныне здравствующего творческого человека, если он сам этого не пожелает, например, в группе творческого самовыражения. Даже не стоит обсуждать характер человека, недавно ушедшего из жизни: живы его родственники, это может их огорчить. Глубокоуважаемый Марк Евгеньевич!
Скажите, пожалуйста, как, по Вашему мнению, происходит закрепление в языке, культурных кодах определенного отношения к субклиническим состояниям, связанным с тревогой, способствующего категоризации субъекта симптомов в обществе?
Насколько, по Вашему мнению, система языка, закрепленные в ней культурные коды, детерминируют представление о нормальности и ненормальности в ту или иную эпоху?
В чем психологический механизм изменения состояния при применении тактики «творческого самовыражения»? Как Вы научно объясняете закономерные трансформации состояния пациентов?
Уважаемая Ольга! №№ 5, 6, 7 Не решаюсь отвечать на Ваши вопросы: я не семиотик, не специалист в науке о языке. Спросите обо всём этом у Вадима Петровича Руднева, он вместе с нами в нашем центре ТТС и ХК (характерологическая креатология). Мне думается, он Вам не откажет. Могу лишь напомнить в своём клиническом, практическом духе, что ТТС и ХК — есть не теоретические системы и не только истинной теорией полнится наука. В учении Дарвина, в учении Павлова, в живой клинической психиатрии, психотерапии классиков (Э. Крепелин, Э. Блейлер, С.С. Корсаков, П.Б. Ганнушкин, С.И. Консторум), в сущности, нет в истинном смысле теорий, концепций, парадигм, есть земное естественно-научное полнокровное описание — размышление, открывающее закономерности, важные для жизни Человечества. Теоретическое исследование (основанное на психологическом (идеалистическом), научно-аутистическом, знаково-символическом, терминологическом движении мысли) и исследование естественно-научное (в духе естественно-научного материализма: клиническое, художественно-научное, описательно-размышляющее) дополняют друг друга (принцип дополнительности Н. Бора). К этим двум типам исследования природно предрасположены обычно исследователи разной природы души, характера. Есть, конечно, и смешанное, мозаичное исследование мозаичного характером исследователя. Классическое начало этому характерологическому разделению, в том числе, учёных, положил Э. Кречмер в книгах «Строение тело и характер», «Гениальные люди». Наконец, о «нормальности» мне трудно говорить, как и конкретно о «нормальном творчестве», «нормальном духовном богатстве». Глубокоуважаемый Марк Евгеньевич!
Как Вы относитесь к тому, что многие ученые за изменение понятия «шизофрении» на более научно-обоснованные?
Согласны ли Вы с необходимостью пересмотра в следующей МКБ методологического и нозологического статуса шизофрений?
Какие, по Вашему мнению, основные идеи Э. Кречмера и В. Кречмера представляют наибольший интерес для современной психиатрии и для Вашего подхода к терапии?
Уважаемый Дмитрий! № 4 Думаю, как старый психиатр, что термин «шизофрения» научно обоснован, классичен, как и другие наши диагнозы (эпилепсия, невроз и т.д.). Если этот термин отменить, путаница в медицине произойдёт неимоверная. И всякий другой, новый, термин тоже будут предлагать заменить. Это объясняется тем, что тяжёлые больные шизофренией могут пугать многих душевно здоровых людей своим больным поведением. Это относится только к тяжёлым больным, которых в народе порою называют «сумасшедшими». В других случаях такой диагноз уже давно не ставят или стараются не ставить. В ТТС мы называем характер человека с «мягкой шизофренией» (классический термин) «полифоническим» (по предложению московского медицинского психолога Елены Александровны Добролюбовой). Это может быть и такой характер здорового человека, лишь напоминающего больного своей особой душевной, духовной сложностью (полифоничностью). Вообще, в целом, больные шизофренией личностно богаче и глубже здоровых. Со здоровыми многим психиатрам со временем скучновато. № 3 «Нозологический статус шизофрении» «пересмотреть» возможно лишь в том смысле, что ещё, может быть, глубже, точнее его попробовать изучить, описать, открыть в нём новое, помочь избавиться от страданий. Отменить статус нельзя, как нельзя отменить статус (состояние) человека вообще. Да и зачем? Слишком много в истории духовной культуры Человечества создано душевнобольными, лечившими своё страдание творчеством. Великое творчество — это не развлечение, это лечение от глубокого страдания. № 2 Эрнст Кречмер обосновал естественно-научно (хотя и не так отчётливо-клинически, как это возможно стало позднее (благодаря и П.Б. Ганнушкину)) коренную связь шизофрении как болезни с подобной психопатической картиной и картиной здоровья («шизотипические средние люди» — термин Э. Кречмера). И в отношении, в том числе, неизлечимых больных шизофренией, отметил, что следует психотерапевтически помочь им именно своими нравственными патологическими характерологическими особенностями, во имя добра, войти в жизнь. Передаю это так, как понимаю Э. Кречмера. В сущности, это называется сейчас у нас в ТТС — общественно-полезно, творчески «вписаться» (простите за жаргон) в жизнь своими особенностями, своей не агрессивной для людей патологией. И тогда не говорят о том, что это просто патология, болезнь, а благодарят за эту непохожесть на стандарт, например, великих душевно больных писателей, художников, композиторов. Не только великих, не только одарённых, — если всё это умело психотерапевтически-творчески организовать. Эти пациенты практически все творческие, даже самые тяжёлые. Природа, хотя бы стихийно, готовностью к творчеству как бы пытается спасти человеческое «Я». Творчеством пытается оживить индивидуальность как орудие творчества. «Пытается», конечно, стихийно — как живая рана стихийно «пытается» зажить. И надо помочь стихийно самовосстанавливающей себя Природе сохранить таким образом человека как индивидуальность, личность терапией творчеством. Вольфганг Кречмер, сын Э. Кречмера, впервые в Европе лечение «положительными переживаниями» (искусство, творчество, общение с природой) внёс планомерно в психиатрическую клинику. Он попытался, в основном, теоретическими предложениями, пожеланиями, советами оформить идеи отца в той же «родной» клинике, в Тюбингене. Ни отец, ни сын по причине строгой науно-преподавательской немецкой университетской дисциплины не могли сами предаваться практической психотерапевтической работе с пациентами, работе, в которой складываются методы лечении (не могли вести психотерапевтические группы и т.д.). ТТС есть, в сущности, практическое преломление, выражение, идей Эрнста Кречмера и, в известной мере, идей Вольфганга Кречмера. См. мою подробную беседу с Вольфагангом Кречмером в книге «Клиническая психотерапия» (2006), а также с.с. 177–182. Вопрос № 1 Глубокоуважаемый Марк Евгеньевич! Хочу задать вопрос, который задавали мне самой на семинарах коллеги-психотерапевты, когда рассказывала о сущности Терапии Творческим Самовыражением Бурно, помогающей человеку лечебно обрести свой смысл существования, о психотерапевтическом клиницизме ТТСБ (основанном на клинической картине конкретного пациента с его индивидуальными защитными силами); об этом же иногда спрашивали замкнуто-углубленные и тревожно-сомневающиеся пациенты в группах ТТСБ. Полагаю, он будет уместен еще и потому, что уже давно говорят о ТТСБ как Психотерапии Духовной Культурой. Какие из многообразных направлений неклинической психотерапии духовной культурой представляются Вам наиболее переплетающимися с Терапией Творческим Самовыражением Бурно? Татьяна Гоголевич (Тольятти) Уважаемая Татьяна Евгеньевна! Более или менее близкими к ТТС в моём понимании (ТТСБ) могут быть, по-моему, те психотерапевтически-неклинические (далёкие от классического клиницизма Гиппократа, клиницизма как мироощущения) подходы, которые всё же выводят особенности характерологического, особенности клинической картины из о собенностей природной, телесной основы-почвы. И, конечно, эти природные душевные особенности для них — серьёзная опора в психотерапевтической помощи. То есть, эти подходы несут в себе отчётливые куски, нити естественно-научного (материалистического) мироощущения. Недавно Александр Иванович Копытин в своей работе «Арт-терапия как визуальная антропология» («Исцеляющее искусство, № 2, весна 2014, с. 45–64) писал, что сегодня для более полного, практического вхождения клинической арт-терапии в лечебное дело в духе нашей отечественной (на естественно-научной гиппократовой основе) клинической психотерапии следует помогать пациентам «на основе учёта клинических особенностей пациента», следует строить «терапевтическое вмешательство на основе его согласования с биологическими, конституциональными, «природными» предпосылками заболевания и связанными с ними защитно-адаптационными механизмами, понимаемыми не столько в духе психодинамического подхода, сколько гиппократовской клинической медицины» (с. 57). По-моему, это и есть живая грань созвучия такого рода арт-терапии с ТТС. Я бы предпочёл слову «переплетение» из Вашего вопроса, уважаемая Татьяна Евгеньевна, для меня более точное здесь выражение — «грань созвучия». Т.о., основа ТТС — не творчество (даже в самом широком понимании), а помощь творчеством в духе естественно-научного (материалистического) мироощущения, хотя бы в отношении понимания «душевного» — т.е. природного характера (не обязательно — духовного, личностного). Многих глубоких творческих психотерапевтов в ТТС не назовёшь одухотворёнными материалистами (м.б., в отличие от таких, как я, для которых Природа — источник Духа в любом его понимании). Они убеждены в изначальности, вечности, бесконечности Духа, не чувствуют Природу его источником. Убеждены в изначальности Духа (личностного), но не характера (душевного). Характер (во всей своей сложности) для них неразрывно связан с Природой, с законами Природы. («Терапия творческим самовыражением», 2012, с. 457–458). * * * * * * * * *
В заключение благодарю всех коллег, задавших мне эти вопросы, благодарю
за интерес к ТТС и помещаю здесь адрес нашей подробной Справки из Центра
ТТС и ХК в структуре Профессиональной психотерапевтической лиги и кафедры
психотерапии и сексологии Российской медицинской академии последипломного
образования (Москва): * * * * * * * * *
Ежегодный, бесплатный (для работающих в бюджете врачей и медицинских психологов)
ближайший цикл «Терапия творческим самовыражением» — с 6.10.2014
по 1.11.2014 в ГБОУ ДПО РМАПО Минздрава России.
Всем желаю всего доброго, |
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |