Кассирский И.А.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Рецензия на книгу-альбом Гаврилова В.В.
«Аутсайдер арт: коллекция «ИНЫЕ»

Копытин А.И. (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Копытин Александр Иванович

Копытин Александр Иванович

доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии; государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования», ул. Ломоносова, 11-13, Санкт-Петербург, 191002, Россия. Тел.: 8 (812) 572-25-49;

доцент кафедры психотерапии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, 191015, Россия. Тел.: 8 (812) 303-50-50.

E-mail: alkopytin@rambler.ru

 

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

21.08.2018

22.10.2018

26.10.2018

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Обложка альбома «ИНЫЕ»

Альбом «Аутсайдер арт: коллекция «ИНЫЕ» является наиболее полным и богато проиллюстрированным изданием произведений искусства ар-брют и аутсайдер-арт на русском языке, содержащим пояснения специалистов — прежде всего, составителя издания, ассистента кафедры психиатрии и медицинской психологии Ярославского государственного медицинского университета В.В. Гаврилова, а также искусствоведов И. Реховских, А. Епишина и А. Суворовой — относительно особенностей этого искусства и смежных с ним форм непрофессионального изобразительного творчества.

В альбоме представлены произведения авторов из коллекции «ИНЫЕ» (Ярославль), не ориентированные на классические или современные визуальные практики. Наряду с произведениями уже известных отечественных и зарубежных художников направления аутсайдер-арт можно познакомиться с новыми именами, что позволяет составить более полное представление об этом искусстве и сопоставить его с работами психопатологической экспрессии.

Более 650 работ 128 авторов размещены в альбоме в следующих разделах: «Исторические работы психопатологической экспрессии», «Ар-брют», «Наивное искусство», «Перекресток маргинального творчества», «Образцы спонтанной арт-терапии». Издание адресовано искусствоведам, музейным работникам, культурологам, философам, психологам, психиатрам, арт-терапевтам и всем, кто интересуется искусством аутсайдеров.

Альбом «ИНЫЕ»

 

Феномены ар-брют и аутсайдер-арт породили дискуссии, которые продолжаются в зарубежном экспертном сообществе уже не одно десятилетие, хотя в нашей стране стали предметом профессионального и общественного интереса сравнительно недавно — с начала 90-х годов, когда появились первые отечественные коллекции данного искусства, стали организовываться первые выставки и форумы, ему посвященные. Одной из первых и на сегодняшний день наиболее представительной коллекцией такого искусства на территории РФ является коллекция «ИНЫЕ» (Ярославль), отметившая в 2017 г. свое 30-летие.

Коллекция «ИНЫЕ» стала формироваться в конце ХХ в. на кафедре психиатрии Ярославского медицинского института на основе архивов клиники. Первая публичная презентация коллекции за стенами психиатрической больницы, состоявшаяся в 1997 г. в Городском выставочном зале им. Н. Нужина, определила стратегию развития и продвижения коллекции «ИНЫЕ». Тогда это был рискованный шаг, так как в стране еще не существовало необходимых и достаточных объяснений, а также понимания такого искусства. Однако в итоге проект «ИНЫЕ» стал заметным явлением, прежде всего, благодаря тщательно подобранному материалу, соответствующему уровню аутсайдер-арт. Проект изначально планировался в междисциплинарном контексте и был успешно реализован усилиями самых разных специалистов.

Основой коллекции «ИНЫЕ» являются работы пациентов Ярославской областной психиатрической больницы. С начала XXI века коллекция пополнялась работами отечественных «наивных» художников, известных европейских авторов аутсайдер-арт, оригинальными образцами психопатологической экспрессии. В Ярославле с 2003 г. при психиатрическом диспансере заработал социо-реабилитационный клуб «Изотерра». Многосторонняя деятельность клуба под руководством В.В. Гаврилова показывает, что он может рассматриваться как своеобразная лаборатория, занимающаяся поддержкой творческих проявлений при душевных расстройствах, а также как неофициальная продюсерская площадка по продвижению искусства аутсайдеров.

Нельзя не согласиться с авторами текстов альбома и с принципиальной позицией основателя коллекции «ИНЫЕ» в том, что определение специфики и содержания искусства аутсайдеров требует комплексного подхода, сочетающего в себе не только клиническую, но и культурологическую, философскую и антропологическую перспективы его восприятия. Как отмечает В.В. Гаврилов, «суждения о содержании и характере l’art brut и outsider art правомерны с точки зрения не только гуманитарных, но и естественных наук. Рассмотрение этого вопроса в культурно-историческом контексте представляется наиболее продуктивным с использованием опыта психиатрии, но без стремления к чрезмерной медикализации…» (альбом*, с. 6). Примечательно, что как направления изобразительного искусства с характерными для них обозначениями ар-брют и аутсайдер-арт были описаны лишь в ХХ веке, хотя феномен психопатологической экспрессии — изобразительной деятельности при психических заболеваниях — стал предметом исследований психиатров значительно раньше.

Понятие «искусство аутсайдеров» (outsider art) было предложено в 1972 г. британским автором Роджером Кардиналом в качестве англоязычного аналога французского понятия ар-брют (art brut), введенного художником Жаном Дебюффе (1901—1985) в середине 1940-х годов. Художников-аутсайдеров часто характеризуют как «дисфункциональных» с точки зрения критериев нормальной социальной жизни. Однако эти критерии, как известно, меняются в зависимости от культурно-исторических обстоятельств и места жительства людей. Как отмечает Rhodes, «категория аутсайдеров обозначает достаточно разнородную группу людей. Их признают как неадаптированных или дисфункциональных личностей по причине имеющихся у них заболеваний (прежде всего, психических), криминальных наклонностей, часто сочетающихся с психической патологией, гендерных отличий или сексуальных предпочтений, из-за того, что они кажутся окружающим несовременными, «отстающими в развитии» либо имеют иную культурную или религиозную идентичность» [4, c. 24].

Связь между психическими расстройствами и искусством изучалась в Европе, начиная с эпохи романтизма, однако лишь вскоре после Первой мировой войны, когда появилось новое поколение художников-экспрессионистов, начавших искажать образы реальности, проявился повышенный интерес к искусству душевнобольных как феномену искусства. «Открытие» такого искусства сопровождалось поисками авангардистов — П. Пикассо, П. Клее и других — новых форм художественной выразительности, которые рассматривались как антитеза академизму в западной традиции искусства. Параллельно с этим, усиливался интерес с «первобытному», племенному, народному искусству, детскому рисунку. Все эти формы визуальной экспрессии рассматривались как спонтанные, имеющие в качестве своего источника внутренние творческие импульсы, а не специальные навыки, сформировавшиеся в процессе художественного образования.

Первые психиатры, обратившие внимание на художественно-эстетические аспекты изобразительной продукции пациентов, также находились под влиянием теории экспрессионизма, подчеркивавшего ценность спонтанности и непосредственности творчества. Подобные предпочтения психиатров в какой-то мере повлияли на отбор работ пациентов. Богатые коллекции таких произведений были созданы в Гейдельберге (Германия) Гансом Принцхорном (1886—1933), который получил в Австрии образование искусствоведа, а затем стал психиатром. Аналогичным образом Вальтер Моргенталер (1882—1965) открыл для себя творчество Адольфа Вельфли (1864—1930), которого можно признать величайшим и одним из наиболее известных художников-аутсайдеров. Принцхорн и Моргенталер повлияли на отношение сюрреалистов к творчеству душевнобольных, а также на идеи Жана Дебюффе, касающиеся искусства ар-брют.

В конце Второй мировой войны Жан Дебюффе явился одним из наиболее страстных апологетов искусства, создаваемого за рамками признанных художественных течений. После изучения детских рисунков в 1940-е годы он обратил внимание на работы психиатрических пациентов и других самодеятельных художников. При посещении нескольких швейцарских клиник в 1945 г. им были приобретены работы Адольфа Вельфли и других пациентов, ставшие классическими образцами искусства аутсайдеров. В тот же период Ж. Дебюффе стал собирать произведения медиумов — Мэджа Гилла (1882—1965), Огюста Лесажа (1876—1954), Лори Пиджен (1882—1961) и других авторов, не имеющих психиатрических диагнозов, но не связанных с художественным рынком. Несмотря на нередкие и достаточно выраженные стилистические различия в работах всех этих авторов, Дебюффе считал, что их всех объединяет искренность и непосредственность творчества.

Продолжившееся формирование коллекций таких произведений способствовало полемике относительно творчества за рамками официального искусства. Ж. Дебюффе выступил экспертом, определявшим границы ар-брют и качество работ, включаемых в подобную категорию. Как отмечает Rhodes, стремление Ж. Дебюффе выделить ар-брют в отдельную категорию, противопоставив его официальному искусству, «…привело к установлению «альтернативной ортодоксии»… Попытки Дебюффе отстоять искусство, находящееся вне доминирующей культуры, были с самого начала обречены на провал, поскольку невозможно творить, совершенно игнорируя окружающий мир. В то же время, он развивал свои идеи «искусства вне культуры» не столько потому, что верил в реальность его существования, а как своего рода отвлеченную категорию, выполняющую функцию камертона» [Там же. С. 25].

Очевидно, что искусство ар-брют и аутсайдер-арт может представлять интерес для представителей разных профессиональных групп и с разной степенью активности может проявляться в разном культурно-историческом контексте. Интерес к подобному искусству, обнаруживающийся со стороны зарубежных представителей мира искусства (таких как Р. Кардинал или Ж. Дебюффе), по-видимому, продиктован теми неосознанными внутренними мотивами, которые характеризуют современную западную культуру или, по крайней мере, ее определенную «прослойку». С определенной периодичностью и нарастающей остротой в ней конструируется идеал личности, свободной от социальных конвенций и способной жить в большем согласии со своей внутренней природой, чем это характерно для «нормального» обывателя.

Данный идеал также является ярким выражением позиции предельного индивидуализма, выступающего в качестве одной из основных ценностей западной культуры. Однако, конструируя и отстаивая данный идеал, западная культура никогда не реализует его последовательно, оставляя неразрешимым глубокое внутреннее противоречие, присущее западной цивилизационной модели. Это — противоречие между желанием быть достаточно свободным от социальных конвенций и диктатуры прагматизма (разума) и невозможностью отказаться от комфортной и относительно безопасной жизни, основанной на этой диктатуре, доминирующей экономической системе ничем не сдерживаемого производства и потребления и ощущении собственного морального превосходства перед «дикарями».

Не случайно в интервью автору данной статьи искусствовед Бруно Дешарм, основатель и куратор одной из крупнейших коллекций ар-брют (парижской коллекции «ABCD»), признается: «Что может быть более вызывающим для сознания, воспитанного в духе разума и порядка, чем буйная творческая фантазия художников-самоучек или проявления в изобразительной деятельности особенностей восприятия психотика?» [2, с. 14]. Он также подчеркивает, что «брутальное искусство исследует приватную территорию, оно радикально индивидуалистично… Оно свободно от конвенций… ар-брют побуждает нас признать значимость индивидуальности и ее тайн… Выражение интимной истории личности в ар-брют выше общей истории» [Там же. С. 15].

Одним из путей смягчения данного противоречия западной цивилизационной модели (хотя и сугубо «паллиативного» свойства), проявляющегося в широком культурном контексте, является расширение границ культурной и социальной нормы, узаконивание некоторых аспектов человеческого опыта, создание для них определенных «ниш» под предлогом терпимости и инклюзии. Происходящее в последние годы общественное признание искусства аутсайдеров в США и Европе является одним из проявлений этой тенденции и совпадает со значительным повышением интереса к произведениям, создаваемым за рамками современного коммерциализованного искусства, с распространением постмодернистских взглядов на популярную и массовую культуру. Парадоксальным образом релятивизм и определенная замкнутость и элитарность современного искусства Европы и США привели к его самоизоляции и отчуждению от массового потребителя, обусловили усиливающуюся потребность в нахождении альтернативных форм искусства.

В отличие от США и Европы, признание феноменов ар-брют и аутсайдер-арт в российском социальном и культурном контексте в постсоветский период знаменательно и «симптоматично» по иным причинам. Возросший интерес к такому искусству в нашей стране обозначает определенный поворот в общественном и профессиональном сознании (прежде всего, у клиницистов) в сторону признания творческой природы субъекта, проявляющейся в состоянии как здоровья, так и болезни, и находящейся в неоднозначных отношениях с социумом. Творческий субъект не только выражает свое отношение к происходящим в нем и вокруг него процессам и явлениям (в том числе, связанным с нарушениями психической деятельности), но и оказывает на них определенное влияние, гармонизируя свой внутренний мир или внося свой вклад в трансформацию общественных отношений.

Данный поворот в общественном и профессиональном сознании нашел свое выражение в некоторых отечественных психологических концепциях личности, объясняющих природу и механизмы творческой личностной активности (в том числе в состоянии болезни и дезадаптации), ее значительный саногенетический потенциал, используемый при оказании психотерапевтической и психосоциальной помощи на основе занятий искусством (арт-терапией). Данные идеи лежат, в частности, в основе отечественных психотерапевтических методов — Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно и Клинической системной арт-терапии [1; 3].

Данный поворот в общественном и профессиональном сознании в постсоветский период оказался тесно связанным с изменением акцентов восприятия творческой личностной активности у лиц с проблемами психического здоровья. Преимущественно клинический, патографический ракурс восприятия произведений, созданных психиатрическими пациентами (более широко — также людьми, занимающими иные социокультурные позиции, относимыми к «маргинальному» слою), в постсоветский период оказался дополненным личностно-ориентированным и общегуманитарным, культурно-антропологическим ракурсами.

В классических патографических исследованих, предпринятых за рубежом и в нашей стране, основное внимание обращалось на отражение в изобразительной продукции психиатрических пациентов нарушений психической деятельности — мышления, эмоций и воли. Данная позиция ярко проявилась, например, в трех альбомах (Бабаян Э.А., Морозов Г.В., Морковкин Н.М., Смулевич А.Б., 1982—1985) — «Изобразительный язык больных шизофренией», часть I; «Изобразительный язык больных с бредовыми и сверхценными образованиями», часть II; «Изобразительный язык больных паранойей», часть III. С участием консультантов-искусствоведов в них проанализирована зависимость содержательного и стилистического характера творчества от особенностей развития психопатологического процесса. В медицинских типологиях распад традиционных изобразительных навыков увязывался с прогредиентностью психопатологии художников.

Недооценка личностных детерминант творческой деятельности, которые с разной степенью активности могут проявляться во время профессиональных или непрофессиональных занятий изобразительным искусством, в зависимости от разных факторов (включая не только нозологические особенности и варианты течения заболевания, но и функциональные возможности субъекта, смыслы и отношения, характеризующие его занятия искусством), характерна для традиционного патографического подхода. Несмотря на выявленные тонкие различия в содержании и стилях изобразительной деятельности при психических заболеваниях, традиционный патографический подход не позволяет отделить рутинные проявления распада от выдающихся образцов психопатологической экспрессии и мировой художественной культуры. Он также не может создать адекватной методологической основы для психологического и социального сопровождения творческих занятий душевнобольных.

Изменение акцентов восприятия творческой личностной активности у лиц с проблемами психического здоровья оказалось тесно связанным с развитием системы медицинского и социального обслуживания, распространением новых видов терапии, использующих саногенетический потенциал творчества, переходом от медико-биологической к биопсихосоциальной парадигме патогенеза, профилактики и лечения психических и соматических заболеваний. Трансформация общественных отношений и институтов медицинского и социального обслуживания на основе биопсихосоциальной парадигмы, происходящая в разных странах мира, позволяет признать то, что бытовавшие до последнего времени взгляды на условия и природу искусства ар-брют и аутсайдер-арт, как проявляющиеся преимущественно в экстремальных условиях и вне контакта с социальной средой или в условиях дефицита социальной поддержки и понимания со стороны общества, стали анахронизмом.

Отечественный искусствовед А. Епишин, один из авторов альбома «Аутсайдер-арт: коллекция «ИНЫЕ», пишет, что термины «ар-брют» и «аутсайдер-арт» служили изначально для обозначения искусства одиноких людей, находящихся на границе различных социальных групп: «Они не осознают себя творцами в полном смысле этого слова и не могут участвовать в художественном процессе. Творчество не становится составляющей их обыденной жизни или досуга…» (альбом, c. 10). Данную характеристику авторов искусства ар-брют и аутсайдер-арт следует рассматривать преимущественно как историческую и с трудом соотносимую с реалиями сегодняшнего дня.

Времена меняются. Исходя из оценки общекультурной ситуации и деятельности институтов медицины и социальной службы разных стран мира, прежде всего, развитых стран, можно признать, что деятельность творцов аутсайдер-арт в настоящее время осуществляется в принципиально иной ситуации. Они не одиноки. Они могут осознавать себя творцами и могут участвовать в художественном процессе, а их творчество стало значимой, а подчас и ведущей составляющей их обыденной жизни и досуга. Подобные заявления мы можем сделать на основе изучения деятельности многочисленных студий арт-терапии и центров творческой занятости пациентов в разных странах мира, проводимых на протяжении последних десяти лет масштабных фестивалей и форумов творческих достижений людей с ограниченными возможностями здоровья.

Конечно, подобная практика осуществляется еще не повсеместно, не всегда имеет последовательный характер и далеко не всегда поддерживается квалифицированным персоналом, способным глубоко чувствовать и понимать природу творческого процесса и его неоднозначные отношения с личностью, социокультурной и институциональной средой. Тем не менее, за последние полтора-два десятилетия система психиатрического обслуживания, социальной работы и образовательная практика, ориентированная на людей с проблемами психического и физического здоровья или находящихся в трудных условиях, существенно изменились и продолжают на глазах меняться.

 

_______________________

* Здесь и далее: альбом «Аутсайдер арт: коллекция «ИНЫЕ».

 

Литература

1.   Копытин А.И. Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты: автореф. дис. … док. мед. наук. – СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2010. – 50 c.

2.   Копытин А.И. Интервью с Бруно Дешармом // Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии. – 2013. – Т. 16, № 4. – С. 12–22.

3.   Копытин А.И. Современная клиническая арт-терапия: учебное пособие. – М.: Когито-Центр, 2015. – 528 c.

4.   Rhodes C. Outsider art. Spontaneous alternatives. – London: Thames & Hudson, 2000.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:7.07–055(049.32)

Копытин А.И. Рецензия на книгу-альбом Гаврилова В.В. «Аутсайдер арт: коллекция «ИНЫЕ» // Медицинская психология в России. – 2018. – T. 10, № 5. – C. 10. doi: 10.24411/2219-8245-2018-15100

 

 

Review of the album book Gavrilov V.V. Outsider art: collection "OTHERS"

Kopytin A.I.1, 2
E-mail: alkopytin@rambler.ru

1 Saint Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education
11 Lomonosova str., Saint Petersburg, 191002, Russia
Phone: +7 (812) 572-25-49

2 North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov
41 Kirochnaya str., Saint Petersburg, 191015, Russia
Phone: +7 (812) 303-50-50

For citation

Kopytin A.I. Review of the album book Gavrilov V.V. Outsider art: collection "OTHERS". Med. psihol. Ross., 2018, vol. 10, no. 5, p. 10. doi: 10.24411/2219-8245-2018-15100 [in Russian].

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player