Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 4(15)
2012 в„– 3(14)
2012 в„– 2(13)
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Психологические особенности семей детей с психосоматическими расстройствами и семейная психотерапия

Билецкая М.П. (Санкт-Петербург)

 

 

Билецкая Марина Петровна

–  кандидат медицинских наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой психосоматики и психотерапии факультета клинической психологии ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия»

E-mail: biletskyv@mail.ru

 

Аннотация. Автором выделены семейный, эмоционально-личностный, адаптационный и соматический уровни исследования. Изучены психологические особенности семей детей с психосоматическими расстройствами при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и бронхиальной астмой. Болевой синдром в животе или приступ удушья выполняют в семейной системе морфостатическую функцию. Автором разработана и апробирована модель «ромбовидной» векторной семейной психотерапии, способствующая адаптивному функционированию семейной системы в момент обострения заболевания и позволяющая использовать саногенный эффект семьи для выздоровления ребенка.

Ключевые слова: системный семейный подход, семейный, эмоционально-личностный, адаптационный, соматический уровни исследования, психосоматические расстройства желудочно-кишечного тракта, бронхиальная астма, семейная психотерапия.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

В настоящее время заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и бронхиальная астма (БА) — наиболее часто встречающаяся патология у детей [6], для которой характерна социально-биологическая, психосоматическая обусловленность [1; 5]. Актуальная в настоящее время биопсихосоциальная модель позволяет рассматривать заболевание с учетом всех факторов (биологических, психологических и социальных), играющих важную роль в его патогенезе. Хроническое течение этих заболеваний, частые обострения, выраженный болевой синдром или приступы удушья, необходимость соблюдать жесткую диету усугубляют психологическое состояние ребенка, который находится в постоянном напряжении. Неотреагированные стрессовые ситуации, длительное психоэмоциональное напряжение, а также существующий во многих семьях запрет на выражение эмоций увеличивают риск возникновения и развития психосоматических расстройств. Невысказанные эмоции «обращаются внутрь тела», отражаясь на функциях внутренних органов, вызывая стойкий бронхоспазм, спазм кишечника, дизрегуляцию системы сфинктеров желчевыводящих путей или повреждение слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки [2; 3; 4].

В настоящее время доказано, что решающая роль в формировании личностных копинг-ресурсов и индивидуального стиля копинг- (совладающего) поведения принадлежит семейным факторам. Так как семья — основная среда, в которой происходит развитие детского индивидуума, то формирование индивидуальных психологических защит, психологических особенностей личности напрямую зависит от степени детско-родительской привязанности, от внутрисемейного климата и от усвоения детьми родительского стиля поведения [9]. Копинг-стиль, используемый в семье, как правило, является моделью развития копинг-навыков ребенка [8; 12]. При обострении заболевания ребенка семья может усилить стрессорное воздействие или, наоборот, ослабить его [2; 3; 4; 9; 10]. Поиск семейных ресурсов создает возможность для использования саногенного эффекта семьи, в основе которого лежит формирование комплексов стратегий совладания, предотвращающих дезорганизацию психической деятельности и поведения, что необходимо для сопротивления ребенка развитию болезни [2].

Материал и методы исследования

С целью изучить особенности психосоматических соотношений при заболеваниях ЖКТ и БА у детей с позиции системного семейного подхода в контролируемое нерандомизированное исследование было включено 450 семей (1372 человека): по 50 семей детей с дискинезией желчевыводящих путей, с гастродуоденитами, с неврогенной формой дискинезии кишечника и 150 семей детей с БА; контрольную группу составили 150 семей с условно здоровыми детьми. Возраст обследованных детей 8-11 лет. Средний возраст детей составил 9,6 лет, матерей — 34,5 года, отцов — 36,6 лет. Все исследуемые семьи полные, проживают без прародителей. Сходные результаты, полученные при исследовании семей детей с гастроэнтерологической патологией, позволили рассматривать их как семьи детей с психосоматическими расстройствами ЖКТ.

Для проведения данного исследования, основанного на системном семейном подходе, М.П. Билецкой были выделены семейный, эмоционально-личностный, адаптационный и соматический уровни исследования. На семейном уровне использовались клинико-биографический и психодиагностический методы (опросники  для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» и «Анализ семейной тревоги» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса, опросник для детей и подростков «Родителей оценивают дети» И.А. Фурманова, А.А. Аладьина, «Шкала семейной адаптации и сплоченности» Д.Х. Олсона, Дж. Портнера, И. Лави, в адаптации М. Пере). На эмоционально-личностном уровне психодиагностический метод включал детский вариант многофакторного личностного вопросника Р. Кеттелла в адаптации Э.М. Александровской, И.Н. Гильяшевой, Гиссенский личностный опросник в адаптации НИПНИ им. В.М. Бехтерева, опросник А. Басса-Перри в адаптации С.М. Ениколопова; шкалу явной тревожности у детей А. Castaneda, B.R. McCandless, D.S. Palermo в адаптации А.М. Прихожан; на адаптационном уровне — опросник копинг-стратегий школьного возраста N.M. Ryan-Wenger, адаптированный Н.А. Сиротой, В.М. Ялтонским, опросник «Психологическая диагностика индекса жизненного стиля» R. Plutchik, H. Kellerman в адаптации НИПНИ им. В.М. Бехтерева, «Опросник способов совладания» R. Lazarus в адаптации Т.Л. Крюковой. Соматический уровень основывался на анализе историй болезни, данных объективного обследования и параклинических методов исследования.

Для статистической обработки данных применялся однофакторный дисперсионный анализ, анализ наличия связей с помощью х2-теста; корреляционный анализ. Также анализировались данные катамнеза.

Результаты и их обсуждение

Клинико-биографический метод показал, что семьи детей с психосоматическими расстройствами при заболеваниях ЖКТ и БА являются дисфункциональными. У 80% детей заболевание началось в возрасте до 5 лет. В связи с тяжестью соматического состояния дети госпитализируются от одного до 2-3 раз в год. Обострение заболевания особенно часто провоцируется конфликтами в семье. В данных семьях отсутствует четкое разделение структуры и функций между подсистемами семьи: границы между подсистемами не дифференцированы, плохо структурированы. Отношения между членами семьи конфликтные или конфликтно-симбиотические. Наиболее выражены симбиотические отношения в диаде «мать — ребенок» в семьях детей с БА. Отцы удалены из сферы семейных взаимоотношений. Важной психологической особенностью данных семей является наличие алекситимии, выраженной в разной степени у всех членов семьи; при этом даются описания не чувств, а действий, как внешней характеристики происходящего; что в наибольшей степени встречается в семьях детей с дискинезией кишечника (p<0.01). Невозможность распознавать, дифференцировать эмоции и адекватно их отреагировать способствует сохранению стрессогенной ситуации и провоцирует обострения заболевания у ребенка. В семьях условно здоровых детей члены семьи лучше дифференцируют эмоции.

Блокирование отрицательных эмоций между членами дисфункциональной семьи создает ситуацию перенапряжения, вследствие чего у одного из членов семьи формируется психосоматический симптом (боли в животе или приступ удушья), позволяющей семье снизить напряжение и сохранить семейный гомеостаз [9]. В данном случае симптом семейной системы выполняет морфостатическую функцию: обострение заболевания является сигналом обратить внимание на ребенка, прекратить ссоры и является временным стабилизатором семейных отношений.

В семьях детей с психосоматическими расстройствами ЖКТ, по сравнению со здоровыми семьями, были выявлены типы патологизирующего семейного воспитания, определяющие семейную дисфункцию: у матерей — «потворствующая» или «доминирующая гиперпротекция» (р<0,01), у отцов — «доминирующая гиперпротекция» или «повышенная моральная ответственность» (р<0,05). У матерей детей с БА в процессе воспитания имеется тенденция к гипопротекции, для отцов свойственна «потворствующая гиперпротекция» (р<0,05). Для родителей больных детей, по сравнению с родителями здоровых, характерны личностные проблемы, решаемые за счет воспитания: фобия утраты ребенка (р<0,001), воспитательная неуверенность (р<0,001) и предпочтение у ребенка детских качеств (р<0,01). В семьях условно здоровых детей преобладает адекватный стиль семейного воспитания (р<0,001) или отмечается тенденция к «доминирующей гиперпротекции».

Представления больных детей о стиле семейного воспитания. Дети с психосоматическими расстройствами ЖКТ и БА считают, что родители переживают за их здоровье, видят у них множество болезненных проявлений. Это находит отражение в значимо более высоких показателях, по сравнению со здоровыми детьми, по шкале «фобия утраты» (р<0,01). В семьях больных детей выявлены положительные взаимосвязи между повышенным уровнем протекции, как у матерей (r=0,580), так и у отцов (r=0,532), и восприятием больными детьми уровня протекции в их воспитании (р<0,01). Недостаточность запретов воспринимается ребенком с БА как снижение уровня санкций, протекции и неустойчивость стиля воспитания со стороны матери и снижение уровня протекции, снижение уровня требований и потворствование со стороны отца (р<0,01). В контрольной группе данные взаимосвязи носят неоднозначный характер.

Важным показателем семейного благополучия является отсутствие семейной тревоги. В дисфункциональных семьях за счет невысказанных отрицательных эмоций, блокирования потребностей членов семьи нарастают тревожность, вина и напряжение, которые вместе составляют уровень семейной тревоги. В семьях детей с психосоматическими расстройствами выявлен высокий уровень общей семейной тревоги (14,66±0,14 — при патологии ЖКТ; 15,01±0,17 — при БА). Уровень вины значимо выше в семьях детей с дискинезией кишечника (p<0,001). Уровень общей семейной тревоги в семьях условно здоровых детей не превышает нормативных показателей.

Исследования на эмоционально-личностном уровне позволило выявить высокий уровень тревоги (7,67±1,2 — при патологии ЖКТ; 8,24±1,3 — при БА, 4,1±1,1 — у здоровых, р<0,001) и негативную аффективность у больных детей (высокий уровень физической агрессии, гнева и враждебности). Уровень гнева значимо выше у детей с БА, чем у детей с патологией ЖКТ (р<0,001). Дети с психосоматическими расстройствами не уверены в себе, в своем поведении, возбудимые, характеризуются менее добросовестным поведением, робкие, чувствительные к угрозе. Возбудимость и сенситивность наиболее выражены у детей с БА (р<0,001), чем в других группах.

Матери детей с психосоматическими расстройствами считают себя не очень популярными в обществе; нетерпеливыми, с избыточным контролем (последний более выражен у матерей детей с БА, р<0,01), склонными к депрессивным переживаниями и замкнутыми. Отцы больных, по сравнению с отцами здоровых детей, также не всегда успешны во взаимодействии с окружением. Они нетерпеливы, любят настоять на своем, с избыточным контролем, склонны к депрессивным переживаниям (р<0,001). Данные личностные особенности родителей могут определять тип семейного воспитания, уровень семейной тревоги и закреплять психосоматический компонент заболевания у ребенка.

Исследование на адаптационном уровне позволило выявить психологические защитные механизмы родителей детей с психосоматическими расстройствами ЖКТ и БА, закрепляющие соматическую концепцию заболевания ребенка (вытеснение, отрицание, регрессия, реактивные образования) (табл. 1). Родители здоровых детей значимо чаще используют интеллектуализацию.

 

Таблица № 1

Средние значения психологических защитных механизмов родителей
в группах сравнения

 

Копинг-стратегии матерей детей с заболеваниями ЖКТ, по сравнению с матерями здоровых детей, отличаются обращением к поиску социальной поддержки (82,33±1,67; 59,11±1,22; p<0,001) и «бегством — избеганием» неприятных ситуаций (76,54±2,61; 33,20±1,44; р<0,001). У отцов — отмечается высокий конфронтативный копинг (74,88±2,12; 51,46±1,35; р<0,01). Матерям детей с БА, по сравнению с матерями здоровых детей, несмотря на значимо высокий уровень планирования решения, трудно принимать ответственность (42,36±1,96 — БА; 61,33±1,52 — матери здоровых детей, р<0,05), что свидетельствует о малоадаптивности их копинг-поведения. Для отцов детей с БА более характерны: «конфронтация» (78,42±1,25; 61,11±1,74; р<0,01) и «дистанцирование» (81,80±1,24; 59,72±1,61; р<0,001).

Можно сделать вывод, что копинг-поведение родителей при обострении заболевания у ребенка является недостаточно адаптивным.

Для больных детей, в отличие от здоровых детей, более характерно использование единичных или диадных копинг-стратегий при отсутствии их комплексов (p<0,01). Основное содержание типичных для них копинг-стратегий: телесный контакт, отношения привязанности, эмоциональное отреагирование через горе и страдание, а также аффективное отреагирование вербального характера; реакции интрапунитивного типа при патологии ЖКТ или экстрапунитивного типа при БА (p<0,01). Здоровые дети более склонны использовать в трудной ситуации комплексы копинг-стратегий, помогающие гибко решать возникающие трудности (р<0,01).

Анализ семейного копинга показал, что для семей детей с заболеваниями ЖКТ более характерны связанный и сцепленный уровни сплоченности (p<0,01), а также ригидный и структурированный уровни адаптации (p<0,01), сплоченность в семьях детей с БА чаще является разделенной (низко сбалансированной): 36±4,73 — у матерей; 38±3,55 — у отцов; р<0,001. Данные уровни рассматривают как проблематичные, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы. Для семей здоровых детей более характерна объединенная (сбалансированная) сплоченность: 41,72±2,79 — для матерей; 41,92±1,89 — для отцов; р<0,001.

М.П. Билецкой совместно с М.И. Бурлаковой был проведен анализ параметров семейной сплоченности и адаптации в семьях детей с бронхиальной астмой, по сравнению с семьями здоровых детей [3]. Обнаружилось, что и для матерей, и для отцов детей с БА, по сравнению родителями здоровых детей, более характерен такой параметр семейной адаптации, как «дисциплина в семье» (6,32±1,43; 5,22±1,11; р<0,01 — матери; 6,82±1,75; 5,54±1,07; р<0,01 — отцы), что может быть обусловлено необходимостью постоянного контроля за самочувствием больного ребенка, отслеживанием динамики его состояния методом пикфлоуметрии, соблюдением диет и режима дня в целом. Также между матерями и отцами больных и здоровых детей выявлены значимые различия по следующим параметрам семейной сплоченности: «эмоциональная связь» (9,84±1,95; 12,96±0,92; р<0,01 — матери; 11,66±1,93; 13,4±0,85; р<0,01 — отцы), «семейные границы» (7,22±1,54; 8,12±0,89; р<0,01 — матери; 7,22±1,38; 8,56±0,95; р<0,01 — отцы) и «совместное время» (3,56±0,83; 4,24±0,71; р<0,01 — матери; 3,6±0,94; 4,42±0,49; р<0,01 — отцы). Для матерей детей с БА также значимыми являются параметры семейной сплоченности «интересы и отдых» (7,32±1,23; 7,96±1,71; р<0,05) и семейной адаптации «семейные роли» (9,26±1,68; 10,48±1,61; р<0,01), а для отцов, в свою очередь, «лидерство» (5,98±0,95; 7,04±0,96; р<0,01). Различие состоит в том, что данные параметры в семьях здоровых детей выражены сильнее.

Имеются сильные положительные взаимосвязи между исследованными психологическими характеристиками на семейном, эмоционально-личностном уровнях и степенью выраженности соматических нарушений. Изучение взаимосвязей между адаптационным и соматическим уровнями свидетельствует о снижении адаптивности с усилением тяжести течения заболевания ребенка (р<0,001). Необходимо отметить, что в прародительской семье и у одного из родителей также имелась патология ЖКТ (язвенная болезнь 12-ти перстной кишки, эрозивный гастродуоденит, дискинезия желчевыводящих путей или кишечника) или заболевания органов дыхания (астматические бронхиты, бронхиальная астма).

Результаты настоящего исследования позволили М.П. Билецкой разработать модель «ромбовидной» векторной семейной психотерапии и включить ее в комплексное лечение детей с психосоматическими расстройствами [2; 3; 4]. Данная модель семейной психотерапии основана на принципах системной семейной психотерапии, теории адаптивного копинг-поведения [7; 8; 9; 10; 13] и может быть реализована в рамках амбулаторного лечения, а также на базе консультационно-диагностических центров или реабилитационных отделений.

Цель реализации модели — обеспечение адаптивного функционирования семейной системы в момент обострения психосоматического расстройства, выявление и использование саногенного эффекта семьи для выздоровления или длительной ремиссии заболевания ребенка.

Задачи: принятие ответственности за существующие проблемы каждым членом семейной системы; повышение ответственности за свое поведение и здоровье у каждого члена семьи; повышение родительской компетентности; поиск и активизация семейных ресурсов, развитие на их основе адаптивных стратегий совладания; ориентация не на причины заболевания, а на его лечение.

Модель рассчитана на 46 часов, состоит из четырех этапов и реализуется в течение пяти месяцев, включая поддерживающий этап. Частота встреч определяется задачами этапа.

Принципы и техники психотерапии, интегрированные в данную модель: семейная системная, аналитико-системная психотерапия, семейная арт-терапия, ролевые игры, свободный проективный рассказ, семейная дискуссия, психогимнастические упражнения.

В ходе лечения психотерапевт изменяет равновесие в семейной системе, подготавливая ее к изменениям, что вначале может приводить к усилению симптома, поэтому необходимо провести ряд сессий с детской и родительской подсистемами отдельно. Это помогает снизить семейную тревогу, возросшую в начале перестройки семейных ролей, а также снизить тревогу и напряженность ребенка, который, включаясь в «детскую работу» (адаптивные стратегии совладания), может эмоционально отреагировать свои проблемы [2]. Данная модель семейной психотерапии называется «ромбовидной» векторной, так как предусматривает проведение лечения по направлениям, условно обозначающим ромб (рисунок 1).

 

Рисунок 1

 

На первом этапе проводится работа с семьей, как с системой: активное вовлечение семьи в работу (присоединение, «семейный диагноз»), заключение психотерапевтического контракта, осознание членами семьи внутрисемейной напряженности и закрепление мотивации на дальнейшую работу. На втором этапе психотерапевтическая работа проводится по направлениям-векторам — с родительской и детской подсистемами отдельно. Данное выделение векторов обусловлено особенностью «психосоматических» семей образовывать «недифференцированную эго-систему» [10]. С целью снижения напряженности связей во внутрисемейной структуре и реконструкции границ каждой подсистемы было принято решение о проведении ряда психотерапевтических сессий по векторам детской и родительской подсистем. На третьем и четвертом этапах психотерапия проводится с семьей, как системой в целом. Содержание третьего этапа — реконструкция семейных отношений и выработка адекватного совладающего поведения в период обострения заболевания. Четвертый этап необходим как поддерживающий, итоговый. В ходе него также происходит отсоединение психотерапевта от семьи.

Оценка эффективности данной модели проводилась с помощью опросника «Анализ семейной тревоги». Выявлены значимые различия по всем шкалам, свидетельствующие о снижении уровня общей семейной тревоги после лечения (гистограмма 1). Завершением «экологической проверки» модели явилось проведение катамнестического исследования: 85% семей, явившись через 6 месяцев после окончания лечения, отмечают снижение частоты и степени выраженности конфликтов в семье, преобладание конструктивных решений проблем. У 80% детей отмечается стойкая ремиссия заболевания, у остальных 20% — снижение выраженности болевого синдрома или интенсивности протекания приступов удушья.

Гистограмма № 1

Уровни семейной тревоги в семьях детей с психосоматическими
расстройствами до и после лечения

Д — до психотерапии
П — после психотерапии

 

 

Выводы

1.   Семьи детей с психосоматическими расстройствами желудочно-кишечного тракта и бронхиальной астмой являются дисфункциональными: в них нарушены семейные коммуникации, отмечается патологизирующее семейное воспитание и высокий уровень общей семейной тревоги. «Идентифицированным пациентом» является больной ребенок. Болевой синдром или приступ удушья выполняет морфостатическую функцию симптома семейной системы.

2.   Дети с психосоматическими расстройствами характеризуются высоким уровнем тревожности, негативной аффективности, неуверенностью в себе и своем поведении. Сенситивность, возбудимость и гнев наиболее выражены у детей с бронхиальной астмой. Родители больных детей отличаются неуверенностью в своей социальной значимости, избыточным контролем и склонностью к депрессивным переживаниям.

3.   Для больных детей характерно использование единичных или диадных копинг-стратегий при отсутствии их комплексов. Данные стратегии совладания являются неадаптивными, помогают мало, вследствие чего сохраняется высокий уровень тревожности, и психотравмирующая ситуация не разрешается. Психологические защитные механизмы родителей закрепляют соматическую концепцию заболевания ребенка (вытеснение, отрицание, регрессия). Совладающее поведение родителей при обострении заболевания у ребенка также является малоадаптивным. Высокий уровень семейной тревоги, малоадаптивные защитные механизмы и стратегии совладания всех членов семьи определяют неэффективный семейный копинг.

4.   Модель «ромбовидной» векторной семейной психотерапии помогает снять запрет на высказывание и отреагирование чувств в дисфункциональных семьях детей с психосоматическими расстройствами, позволяет выработать оптимальные способы семейного функционирования, провести коррекцию стиля воспитания и способствует установлению адекватных детско-родительских отношений.

 

Литература

1.   Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. — СПб.: Речь, 2002. – 560 с.

2.   Билецкая М.П. Семейная психотерапия детей с психосоматическими расстройствами (ЖКТ). – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.

3.   Билецкая М.П., Бурлакова М.И. Кризис семейной системы и особенности семейной адаптации при обострении бронхиальной астмы у ребенка // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: сборник научных статей научно-практической конференции / под ред. Р.В. Кадырова. – Владивосток: Владивостокский государственный медицинский университет, 2012. – С. 112-117.

4.   Билецкая М.П., Мельникова Н.О. Бронхиальная астма у детей и подростков и семейная психотерапия. – СПб.: «СОТИС», 2008. – 124 с.

5.   Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина / пер. с нем. – М.: ГЭОТАР Медицина, 1999. – 376 с.

6.   Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

7.   Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 304 с.

8.   Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозр. психиат. и мед. психол. – 1994. – № 1. – С. 63-74.

9.   Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.

10.   Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с. – (Серия «Мастера психологии»).

11.   Bowen M. Family Therapy in Clinical practice. New-York: Aronson, 1978.

12.   Kliewer W. Coping in Middle Childhood: Relations to Competence, Type A Behavior, monitoring,  blunting  and  Locus  of  Control  // Dev. Psychol. – 1991. – Vol. 27, № 4. – P. 689-697.

13.   Lazarus R.S. Coping theory and research: Past, present and future // Psychosomatic Medicine. − 1993. – Vol. 55. – P. 234-247.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:316.356.2:616.89-053+615.851

Билецкая М.П. Психологические особенности семей детей с психосоматическими расстройствами и семейная психотерапия [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player