Медико-социальный портрет и качество жизни студенток старших курсов
педиатрического факультета
Белозерова О.В. (Ярославль)
|
Белозерова Ольга Владимировна
– кандидат медицинских наук, доцент, кафедра факультетской
педиатрии с пропедевтикой детских болезней ГБОУ ВПО Ярославская государственная
медицинская академия Минздравсоцразвития РФ.
E-mail: olga-blz@yandex.ru
|
Аннотация. В статье представлены результаты исследования
качества жизни студенток старших курсов педиатрического факультета.
Показано, что студентки-старшекурсницы имеют самые высокие показатели
качества жизни по шкалам физического функционирования, ролевого
физического функционирования, самые низкие показатели – по
шкалам жизнеспособности, социального функционирования. Установлено,
что качество жизни студенток-четверокурсниц неоднородно в течение
месячного блока обучения с ухудшением показателей как физического
(ролевое физическое функционирование), так и психологического
(жизнеспособность, ролевое эмоциональное функционирование)
компонентов здоровья.
Ключевые слова: качество жизни, студентки.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Качество жизни (КЖ) – интегральная характеристика физического,
психологического, эмоционального и социального функционирования
человека, основанная на его субъективном восприятии
(Новик А.А., Ионова Т.И., 2007). Популяционные исследования,
проводимые в нашей стране, немногочисленны и практически не охватывают
большую группу студенческой молодежи.
Цель исследования: изучение КЖ девушек-студенток старших
курсов педиатрического факультета.
Дизайн исследования: протестированы 74 студентки 6 курса
(одномоментно) и 52 студентки 4 курса (исследование продольное с
интервалом в 1 месяц: точка 0 – начало блока по дисциплине
«Детские болезни», точка 1 – окончание указанного
блока).
Инструмент исследования: социо-демографическая карта,
опросник качества жизни SF-36. Время проведения тестирования –
весенний семестр 2010 года, место проведения – учебная аудитория.
Со всех респонденток получено добровольное информированное согласие.
Для анализа использовали статистическое программное обеспечение
«Statistica 7.0». Статистическую значимость различий
между показателями по шкалам SF-36 определяли с помощью t-критерия
Стьюдента.
Результаты и их обсуждение: Обобщенный медико-социальный
портрет студентки 6 курса: средний возраст 23 года, не замужем
(в 70 % случаев), не работающая во внеучебное время (65 %),
не курящая (85 %), имеющая местом регистрации другие регионы
Российской Федерации (60 %), проживающая в общежитии (54 %).
1/10 часть респонденток воспитывает детей. Работающие в основном имеют
физический характер труда. Половина опрошенных имеют хронические
заболевания без обострения в настоящее время в 3/4 части случаев.
В структуре хронической патологии заболевания верхних отделов
желудочно-кишечного тракта занимают первое место. Медико-социальный
портрет студентки 4 курса (средний возраст 21 год) по многим
параметрам аналогичен указанному выше, но закономерно отмечено
большее количество незамужних (94 %), меньшее количество
воспитываемых в семье детей (2 %). Половина респонденток при
обучении на блоке перенесла острую респираторную инфекцию.
Показатели качества жизни старшекурсниц отражены в таблице 1.
Таблица 1
Средние показатели шкал опросника качества жизни SF-36
студенток старших курсов педиатрического факультета
Примечание. Шкалы опросника: ФФ – физическое функционирование,
РФФ – ролевое физическое функционирование, Б – боль,
ОЗ – общее здоровье, Ж – жизнеспособность, СФ –
социальное функционирование, РЭФ – ролевое эмоциональное
функционирование, ПЗ – психологическое здоровье.
У студенток 4 курса в точке 0 (начало блока) самое высокое значение
шкал опросника КЖ наблюдается по шкале физического функционирования ФФ
(таблица 1). Далее имеет место распределение шкал в убывающей
последовательности: РФФ, Б, РЭФ, ПЗ, ОЗ, Ж, СФ. Самое низкое значение
получено по шкале социального функционирования СФ. Тестирование
указанного контингента через месяц (точка 1) показало, что по
всем шкалам наблюдается отчетливое снижение показателей качества
жизни, высокодостоверное (р < 0,01) по шкалам ФФ, РФФ
(физический компонент здоровья), Ж, РЭФ (психологический компонент
здоровья). В соответствии с международными стандартами исследования
качества жизни, к клинически значимым могут быть отнесены результаты,
где помимо критерия достоверности отмечается разница в абсолютных
показателях в 10 баллов и более, поэтому клинически значимые различия
получены по шкалам РФФ (83,65 ± 3,69 и
62,5 ± 5,66, р < 0,01),
Ж (59,33 ± 2,38 и
49,20 ± 2,67, р < 0,01), РЭФ
(70,04 ± 5,02 и 50,25 ± 5,68,
р < 0,01).
Показатели по всем шкалам опросника КЖ студенток 6 курса чуть
меньше, чем студенток 4 курса в точке 0, но статистически значимых
различий не обнаружено.
Заключение:
– группы студенток 6 и 4 курса сопоставимы по многим
медико-социальным характеристикам;
– студентки-старшекурсницы имеют самые высокие показатели
качества жизни по шкалам физического функционирования ФФ, ролевого
физического функционирования РФФ, самые низкие показатели –
по шкалам жизнеспособности Ж, социального функционирования СФ;
– качество жизни студенток-четверокурсниц неоднородно в
течение месячного блока обучения с ухудшением показателей как
физического (ролевое физическое функционирование), так и
психологического (жизнеспособность, ролевое эмоциональное
функционирование) компонентов здоровья.
Литература
- Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по
исследованию качества жизни в медицине. – Москва, 2007.
– 320 с.
Ссылка для цитирования
Белозерова О.В. Медико-социальный портрет и качество жизни студенток старших
курсов педиатрического факультета. [Электронный ресурс] //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http://
medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|