Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Изучение взаимосвязи креативности с мотивацией достижений
и их влияние на ценностные ориентации в карьере будущего врача

Минеева Л.А., Русина Н.А. (Ярославль)

 

 

Минеева Лидия Алексеевна

–  кандидат медицинских наук, ассистент кафедры глазных болезней ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России.

E-mail: lydm@mail.ru

Русина Наталья Алексеевна

–  кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии с курсом ИПДО ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России.

E-mail: psyholog@yma.ac.ru

 

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению взаимосвязи уровней развития креативности с показателями мотивации достижения успеха и их влияние на ценностные ориентации в карьере будущих врачей. В статье представлены результаты исследования мотивации достижения успеха и избегания неудач и креативности у студентов и ординаторов медицинской академии. Выявлена взаимосвязь между креативностью и мотивацией достижений. Установлено, что студенты более настроены на творчество и креативнее. Ординаторы более мотивированы на достижение успеха. Мотивация к достижению успехов у лиц мужского пола выше, чем у лиц женского. Однако способность к творческим достижениям и креативность у женщин выше, чем у мужчин.

Ключевые слова: креативность, мотивация, достижения, избегание неудач.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

В последнее время в сферах обучения, планирования деятельности и карьеры часто встречаются такие психологические категории как креативность, мотивирование, личность, успешность. Иными словами, реализация потенциала личности становится невозможной без ее развития [1].

Стратегия современного образования направлена на развитие творческого потенциала студентов. Способность к творчеству связана с понятием креативности (creation от английского – создание, сотворение, созидание, синонимы – creative – творческий, creativity – творчество). Креативность личности служит основой для разработки и последующего внедрения инноваций в любой вид человеческой деятельности, включая образование и медицину. Профессиональная врачебная деятельность имеет ряд специфических особенностей и ее успешность определяется не только и не столько собственно профессиональными знаниями и навыками, сколько умениями реализовать их в своей деятельности за счет развития профессиональных психологических качеств личности, так как медицина в чем-то сродни искусству [5].

Что такое болезнь? Каковы ее механизмы? Как переплетаются в человеке тело и душа? Почему мы все лучше лечим, а люди все больше болеют? Иными словами, поскольку медицинское знание – это тоже только часть целого, то мыслящий врач пытается всегда выйти за границы уже достигнутого, расширить горизонты познанного, проникнуть в глубины, а значит, выйти от части к некоторому большему целому. Искусство мышления оказывается во многом искусством правильно задавать вопросы, в которых, как известно, уже содержатся половины ответов. Метод вопросов и ответов, внутренний диалог с собой – вот что такое, во многом, мышление. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем [2].

Изменчивость современного социального пространства задает новые перспективы в реализации личности, одновременно требуя от нее высокой активности. Но стать активным и креативным в один момент невозможно, поэтому важным становится поиск таких психологических подходов, которые бы позволили изучать личность как систему, способную не только к адаптации, но и к активному преобразованию действительности, к саморазвитию и самораскрытию при своем взаимодйствии с миром (Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, С.Л. Рубинштейн, З.И. Рябикина и др.) [3,7].

Все вышеизложенное предопределило характер настоящего исследования и обуславливает актуальность выбранной темы для теории и практики педагогической психологии в медицинском ВУЗе. Данное исследование посвящено изучению взаимосвязи уровней развития креативности с показателями мотивации достижения успеха и их влияние на ценностные ориентации в карьере.

 

Целью настоящей работы являлось изучение творческого потенциала и уровней креативности у студентов и ординаторов медицинского ВУЗа, оценка уровней мотивации к достижению успехов и избеганию неудач, а также взаимосвязь этих категорий между собой.

 

Задачи исследования:

1.   Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;

2.   Диагностика творческого потенциала и уровней креативности у студентов и ординаторов, оценка уровней мотивации к достижению успеха и избеганию неудач;

3.   Оценить взаимосвязь этих категорий между собой.

 

Исследование проводилось в период сентябрь – декабрь 2011/2012 учебного года на базе Ярославской государственной медицинской академии.

Объектом исследования явились студенты 5 курса лечебного и педиатрического факультетов и ординаторы 1-го и 2-го года обучения Ярославской государственной медицинской академии – всего 76 человек.

В качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические средства: анкетирование, тестирование с применением теста на диагностику творческого потенциала и креативности [4] и теста на диагностику мотивации успеха и боязни неудачи (источники: Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи (А.А. Реан) [6].

Кроме того, хотя исследование и было анонимным, студентам предлагалось указать свой пол, возраст, курс, факультет, ординатор 1-го или 2-го года. Студентам и ординаторам было объяснено, что эта информация будет необходима для создания групп исследования при статистической обработке данных. Для систематизации выше указанных данных были созданы таблицы с указанием разных критериев анкетирования, вида теста и полученного в ходе тестирования результата исследования.

Полученные в результате исследования данные были подвергнуты статистической обработке, в процессе которой применялись статистический критерий различий Вилкоксона и анализ корреляции (ассоциации) методом Спирмена. Для обработки результатов исследования использовалась программа Microsoft Exel 2000 и пакет прикладных программ STATISTICA 8.0 Stat Soft Inc. (США).

Анализ и обсуждение результатов исследования

В исследовании приняло участие 76 человек. Ими были студенты 5 курса лечебного и педиатрического факультетов и ординаторы 1-го и 2-го года обучения Ярославской государственной медицинской академии. Исследование проводилось в период сентябрь – декабрь 2011/2012 учебного года на базе Ярославской государственной медицинской академии. Выборка составила 76 человек. Из них было обследовано 48 студентов и 28 ординаторов. Преимущественно выборку составили девушки. У студентов – 83,3% девушки, у ординаторов 64,28% девушки.

Средний возраст участников-студентов составил 21,72 года, участников-ординаторов – 24,36 лет.

При оценке уровня мотивации к достижению успеха и избегания неудач в группе исследуемых были получены следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1.

Мотивация успеха и боязнь неудачи
(опросник А.А. Реана)

Примечание: Если количество набранных баллов от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 8 до 9 баллов, то диагностируется мотивация ближе к боязни неудачи.

Если количество набранных баллов от 10 до 11 баллов, то мотивационный полюс не определен (ярко не выражен).

Если количество набранных баллов от 12 до 13 баллов, то диагностируется тенденция к мотивации на успех (мотивационный полюс ярко не выражен).

Если количество набранных баллов в пределах от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

 

Таблица 2.

Результаты диагностики мотивации к достижению успеха и избегания неудач
у студентов и ординаторов в %.

 

Мотивация на успех отмечена у достоверного большинства респондентов – студентов и ординаторов. В целом по выборке она составила 59,2%. При этом позитивную мотивацию у студентов отметили – 50%, у ординаторов – 75%. Разница между группами оказалась статистически значимой (таблица 2).

Таким образом, у ординаторов положительная мотивация оказалась существенно выше, чем у студентов. Это можно объяснить тем, что ординаторы, хотя и являются в какой-то степени учащимися, но они уже имеют диплом врача и проходят обучение в ординатуре по интересующей их и осознанно выбранной специальности. Они точно знают причины, заставившие их выбрать ту или иную специальность, и уже просматривают определенные будущие профессиональные перспективы, особенно если они уже являются ординаторами 2-го года обучения. То есть их мотивация выше, по всей вероятности с большей заинтересованностью в обучении. У студентов же 5 курса (при 6-ти летней системе обучения) на этом этапе обучения еще не всегда просматривается четкая заинтересованность той или иной медицинской специализацией. Это может быть объяснено тем, что еще не со всеми медицинскими дисциплинами они уже ознакомлены в связи с тем, что их обучение в ВУЗе еще не завершено.

При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность. Результаты теста №1 в абсолютных значениях представлены ниже (таблица 3).

 

Таблица 3.

Результаты по мотивации достижения успехов (тест № 1)
и избегания неудач в абсолютных значениях.

Примечание: при p<0,05

 

В целом у 39,46 % участвовавших в исследовании студентов и ординаторов мотивационный полюс оказался не определен, то есть у них отсутствует устойчивый мотив к какому-либо роду достижениям. При этом у студентов он составил 47,91%, а у ординаторов – 25%.

 

Таблица 4.

Результаты диагностики студентов и ординаторов
при отсутствии устойчивой мотивации.

 

При более подробном рассмотрении полученных результатов (таблица 4) в группе с отсутствием стойкой мотивации была отмечена склонность к надежде на успех – у студентов оказалось несколько выше – в 27,08% случаев, а у ординаторов – 14,28% случаев. Однако эта разница оказалась статистически не значимой. Полученный результат можно расценивать как тенденцию мотивации на успех.

Мотивация на неудачу по выборке составила у студентов 2,08%. У ординаторов ни у одного человека тенденции к мотиву на неудачу выявлено не было. Это можно попытаться объяснить тем, студенты несколько моложе ординаторов, но даже больше не по возрастному признаку, а по «степени обученности». Так, как давно известно, студент взрослеет не по годам, а по курсам, то есть по сроку обучения в ВУЗе.

При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Они стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхъестественных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

Кроме полученных данных нами также было изучено, как изменяется мотивация в зависимости от пола. Так, по тесту №1 (на мотивацию достижений и избегания неудач) было установлено, что у лиц мужского пола мотивация выше, чем у лиц женского. При этом различия оказались статистически значимы (таблица 5).

 

Таблица 5.

Результаты по мотивации достижения успехов (тест № 1)
и избегания неудач у лиц разного пола в абсолютных значениях.

Примечание: при p<0,05

 

Ниже представлено графическое выражение полученных результатов по тесту № 1 в зависимости от пола (рисунок 1).

 

Рисунок 1.

Результаты теста № 1
(на мотивацию достижений и избегания неудач).

у лиц женского пола

у лиц мужского пола

 

Для сравнения, при оценке полученных данных в отношении результатов в зависимости от пола по тесту № 2 (на креативность и творческие достижения) было выявлено, что креативность у женщин выше, чем у мужчин.

Рисунок 2.

Результаты теста № 2
(на креативность и творческие достижения) в зависимости от пола.

у лиц женского пола

у лиц мужского пола

 

Таблица 6.

Корреляционный анализ данных по связи
теста № 1 и теста № 2 с возрастом

 

По полученным нами данным было установлено, что имеется положительная корреляционная связь теста № 1 (на мотивацию достижений и избегания неудач) и возраста. С возрастом показатели теста № 1 увеличиваются, но не значимо. По тесту № 2 (на креативность и творческие достижения) зависимости от возраста не обнаружено (таблица 6).

Таблица 7.

Результаты диагностики студентов и ординаторов
по уровню творческого потенциала и креативности (тест № 2).

 

В подавляющем большинстве случаев, в 93,42%, была выявлена тенденция к ответам в диапазоне 18-47 баллов. При этом у студентов она составила 91,6%, а у ординаторов 96,42% случаев (таблица 7).

 

Рисунок 3.

Результаты теста № 2
(на креативность и творческие достижения) у студентов и ординаторов.

студенты

ординаторы

 

Это указывает на то, у респондентов имеются качества, которые позволяют им творить, но есть и барьеры в реализации творческих способностей. Самый опасный – страх, особенно у тех студентов и ординаторов, которые ориентированы на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение, а она является основой творчества. При этом страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания и осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды и чувства сковывают творческую активность и уничтожают творческую личность. К большому сожалению, необходимо признать, что в современном обществе и в нашей академии в том числе, как части общества, присутствуют все выше указанные факторы в связи с тем, что существует много условностей и устоявшихся стереотипов. Все это отнюдь не способствует раскрытию творческих способностей человека, а скорее наоборот – подавляет их.

Ответы в диапазоне 48 баллов и выше были отмечены в 6,57% случаев по всей группе респондентов. При этом у студентов они составили 8,33%. Это оказалось несколько выше, чем у ординаторов – 3,57%.

Но разница оказалась не значима, так как среднее значение по студентам попадает в доверительный интервал для ординаторов. Тем не менее, креативность у студентов оказалась несколько выше, что вполне возможно, так как студенты еще не успели столкнуться с профессиональной реальностью и изучают «медицину в целом» по сравнению с ординаторами, которые уже определились со своей будущей специализацией и целенаправленно занимаются ее освоением. В этом диапазоне ответов необходимо сделать следующий вывод – у этих студентов и ординаторов заложен значительный творческий потенциал, который представляет богатый выбор творческих возможностей. Если на практике им удастся их применить, то в этом случае будут доступны самые разнообразные формы творчества.

В абсолютных значениях по тесту № 2 результаты оказались следующие (таблица 8).

 

Таблица 8.

Результаты диагностики по тесту № 2
на выявление креативности и творческого потенциала
в абсолютных значениях.

Примечание: при p<0,05

 

Таблица 9.

Результаты корреляционного анализа по тесту № 1 и тесту № 2
по группам респондентов.

 

При сравнении результатов теста № 1 (на мотивацию достижений и избеганию неудач) и теста № 2 (на диагностику творческих способностей и креативности) посредством корреляционного анализа, была выявлена положительная корреляционная связь во всех группах респондентов в отдельности и в целом по всей выборке. При этом у студентов корреляционная связь оказалась сильнее (таблица 9).

 

Выводы. Выявлена взаимосвязь между креативностью и мотивацией достижений. Установлено, что студенты более настроены на творчество и креативнее, так они еще не определились с выбором специализации, и обучение в ВУЗе еще не завершено. Ординаторы, обучающиеся по интересующей их и осознанно выбранной специальности, оказались более мотивированы на достижение успеха в связи с большей заинтересованностью в обучении, так как они уже намечают будущие профессиональные перспективы. Мотивация к достижению успехов у лиц мужского пола выше, чем у лиц женского. Однако способность к творческим достижениям и креативность у женщин выше, чем у мужчин.

 

    Литература

  1. Грекул К.В. Влияние креативности на мотивацию достижения успеха. Психология в меняющемся мире: Материалы IX региональной студенческой научно-практической конференции «Мир. Человек. Психология» ЮУрГУ, 11–13 апреля 2006 г.
  2. Куприна М.В. Мотив достижения в структуре креативной личности /Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Работа выполнена на кафедре психологии Сахалинского государственного университета, 2004.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 650 с.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М., 1999.
  5. Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дисс. канд. псих. наук. – Иркутск, 1996. – 25 с.
  6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., С. 102-103.
  7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2. Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского; Предисловие Л.И. Анцыферовой, Б.М. Величковского. – М.: Педагогика, 1986. – 392 с.

 

 

Ссылка для цитирования

Минеева Л.А., Русина Н.А. Изучение взаимосвязи креативности с мотивацией достижений и их влияние на ценностные ориентации в карьере будущего врача. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player