|
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению взаимосвязи уровней развития креативности с показателями мотивации достижения успеха и их влияние на ценностные ориентации в карьере будущих врачей. В статье представлены результаты исследования мотивации достижения успеха и избегания неудач и креативности у студентов и ординаторов медицинской академии. Выявлена взаимосвязь между креативностью и мотивацией достижений. Установлено, что студенты более настроены на творчество и креативнее. Ординаторы более мотивированы на достижение успеха. Мотивация к достижению успехов у лиц мужского пола выше, чем у лиц женского. Однако способность к творческим достижениям и креативность у женщин выше, чем у мужчин. Ключевые слова: креативность, мотивация, достижения, избегание неудач.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение В последнее время в сферах обучения, планирования деятельности и карьеры часто встречаются такие психологические категории как креативность, мотивирование, личность, успешность. Иными словами, реализация потенциала личности становится невозможной без ее развития [1]. Стратегия современного образования направлена на развитие творческого потенциала студентов. Способность к творчеству связана с понятием креативности (creation от английского – создание, сотворение, созидание, синонимы – creative – творческий, creativity – творчество). Креативность личности служит основой для разработки и последующего внедрения инноваций в любой вид человеческой деятельности, включая образование и медицину. Профессиональная врачебная деятельность имеет ряд специфических особенностей и ее успешность определяется не только и не столько собственно профессиональными знаниями и навыками, сколько умениями реализовать их в своей деятельности за счет развития профессиональных психологических качеств личности, так как медицина в чем-то сродни искусству [5]. Что такое болезнь? Каковы ее механизмы? Как переплетаются в человеке тело и душа? Почему мы все лучше лечим, а люди все больше болеют? Иными словами, поскольку медицинское знание – это тоже только часть целого, то мыслящий врач пытается всегда выйти за границы уже достигнутого, расширить горизонты познанного, проникнуть в глубины, а значит, выйти от части к некоторому большему целому. Искусство мышления оказывается во многом искусством правильно задавать вопросы, в которых, как известно, уже содержатся половины ответов. Метод вопросов и ответов, внутренний диалог с собой – вот что такое, во многом, мышление. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем [2]. Изменчивость современного социального пространства задает новые перспективы в реализации личности, одновременно требуя от нее высокой активности. Но стать активным и креативным в один момент невозможно, поэтому важным становится поиск таких психологических подходов, которые бы позволили изучать личность как систему, способную не только к адаптации, но и к активному преобразованию действительности, к саморазвитию и самораскрытию при своем взаимодйствии с миром (Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, С.Л. Рубинштейн, З.И. Рябикина и др.) [3,7]. Все вышеизложенное предопределило характер настоящего исследования и обуславливает актуальность выбранной темы для теории и практики педагогической психологии в медицинском ВУЗе. Данное исследование посвящено изучению взаимосвязи уровней развития креативности с показателями мотивации достижения успеха и их влияние на ценностные ориентации в карьере.
Целью настоящей работы являлось изучение творческого потенциала и уровней креативности у студентов и ординаторов медицинского ВУЗа, оценка уровней мотивации к достижению успехов и избеганию неудач, а также взаимосвязь этих категорий между собой.
Задачи исследования: 1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по теме исследования; 2. Диагностика творческого потенциала и уровней креативности у студентов и ординаторов, оценка уровней мотивации к достижению успеха и избеганию неудач; 3. Оценить взаимосвязь этих категорий между собой.
Исследование проводилось в период сентябрь – декабрь 2011/2012 учебного года на базе Ярославской государственной медицинской академии. Объектом исследования явились студенты 5 курса лечебного и педиатрического факультетов и ординаторы 1-го и 2-го года обучения Ярославской государственной медицинской академии – всего 76 человек. В качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические средства: анкетирование, тестирование с применением теста на диагностику творческого потенциала и креативности [4] и теста на диагностику мотивации успеха и боязни неудачи (источники: Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи (А.А. Реан) [6]. Кроме того, хотя исследование и было анонимным, студентам предлагалось указать свой пол, возраст, курс, факультет, ординатор 1-го или 2-го года. Студентам и ординаторам было объяснено, что эта информация будет необходима для создания групп исследования при статистической обработке данных. Для систематизации выше указанных данных были созданы таблицы с указанием разных критериев анкетирования, вида теста и полученного в ходе тестирования результата исследования. Полученные в результате исследования данные были подвергнуты статистической обработке, в процессе которой применялись статистический критерий различий Вилкоксона и анализ корреляции (ассоциации) методом Спирмена. Для обработки результатов исследования использовалась программа Microsoft Exel 2000 и пакет прикладных программ STATISTICA 8.0 Stat Soft Inc. (США). Анализ и обсуждение результатов исследованияВ исследовании приняло участие 76 человек. Ими были студенты 5 курса лечебного и педиатрического факультетов и ординаторы 1-го и 2-го года обучения Ярославской государственной медицинской академии. Исследование проводилось в период сентябрь – декабрь 2011/2012 учебного года на базе Ярославской государственной медицинской академии. Выборка составила 76 человек. Из них было обследовано 48 студентов и 28 ординаторов. Преимущественно выборку составили девушки. У студентов – 83,3% девушки, у ординаторов 64,28% девушки. Средний возраст участников-студентов составил 21,72 года, участников-ординаторов – 24,36 лет. При оценке уровня мотивации к достижению успеха и избегания неудач в группе исследуемых были получены следующие результаты (таблица 1). Таблица 1. Мотивация успеха и боязнь неудачи
|
у лиц женского пола |
у лиц мужского пола |
Для сравнения, при оценке полученных данных в отношении результатов в зависимости от пола по тесту № 2 (на креативность и творческие достижения) было выявлено, что креативность у женщин выше, чем у мужчин.
Рисунок 2.
у лиц женского пола |
у лиц мужского пола |
Таблица 6.
По полученным нами данным было установлено, что имеется положительная корреляционная связь теста № 1 (на мотивацию достижений и избегания неудач) и возраста. С возрастом показатели теста № 1 увеличиваются, но не значимо. По тесту № 2 (на креативность и творческие достижения) зависимости от возраста не обнаружено (таблица 6).
Таблица 7.
В подавляющем большинстве случаев, в 93,42%, была выявлена тенденция к ответам в диапазоне 18-47 баллов. При этом у студентов она составила 91,6%, а у ординаторов 96,42% случаев (таблица 7).
Рисунок 3.
студенты |
ординаторы |
Это указывает на то, у респондентов имеются качества, которые позволяют им творить, но есть и барьеры в реализации творческих способностей. Самый опасный – страх, особенно у тех студентов и ординаторов, которые ориентированы на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение, а она является основой творчества. При этом страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания и осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды и чувства сковывают творческую активность и уничтожают творческую личность. К большому сожалению, необходимо признать, что в современном обществе и в нашей академии в том числе, как части общества, присутствуют все выше указанные факторы в связи с тем, что существует много условностей и устоявшихся стереотипов. Все это отнюдь не способствует раскрытию творческих способностей человека, а скорее наоборот – подавляет их.
Ответы в диапазоне 48 баллов и выше были отмечены в 6,57% случаев по всей группе респондентов. При этом у студентов они составили 8,33%. Это оказалось несколько выше, чем у ординаторов – 3,57%.
Но разница оказалась не значима, так как среднее значение по студентам попадает в доверительный интервал для ординаторов. Тем не менее, креативность у студентов оказалась несколько выше, что вполне возможно, так как студенты еще не успели столкнуться с профессиональной реальностью и изучают «медицину в целом» по сравнению с ординаторами, которые уже определились со своей будущей специализацией и целенаправленно занимаются ее освоением. В этом диапазоне ответов необходимо сделать следующий вывод – у этих студентов и ординаторов заложен значительный творческий потенциал, который представляет богатый выбор творческих возможностей. Если на практике им удастся их применить, то в этом случае будут доступны самые разнообразные формы творчества.
В абсолютных значениях по тесту № 2 результаты оказались следующие (таблица 8).
Таблица 8.
Примечание: при p<0,05
Таблица 9.
При сравнении результатов теста № 1 (на мотивацию достижений и избеганию неудач) и теста № 2 (на диагностику творческих способностей и креативности) посредством корреляционного анализа, была выявлена положительная корреляционная связь во всех группах респондентов в отдельности и в целом по всей выборке. При этом у студентов корреляционная связь оказалась сильнее (таблица 9).
Выводы. Выявлена взаимосвязь между креативностью и мотивацией достижений. Установлено, что студенты более настроены на творчество и креативнее, так они еще не определились с выбором специализации, и обучение в ВУЗе еще не завершено. Ординаторы, обучающиеся по интересующей их и осознанно выбранной специальности, оказались более мотивированы на достижение успеха в связи с большей заинтересованностью в обучении, так как они уже намечают будущие профессиональные перспективы. Мотивация к достижению успехов у лиц мужского пола выше, чем у лиц женского. Однако способность к творческим достижениям и креативность у женщин выше, чем у мужчин.
Ссылка для цитирования
Минеева Л.А., Русина Н.А. Изучение взаимосвязи креативности с мотивацией достижений и их влияние на ценностные ориентации в карьере будущего врача. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.