Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Эффективный инструмент в коррекционной работе с различными вариантами развития

(рецензия монографию Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 474 с.)

Лассан Л.П. (Санкт-Петербург)

 

 

Лассан Людмила Павловна

–  кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена.

E-mail:lassan@mail.ru

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Монография профессора МГППУ, известного нейропсихолога Анны Владимировны Семенович посвящена важной проблеме коррекции детей с отклонениями в психическом развитии. Об актуальности и востребованности этой книги говорит тот факт, что данное издание является четвертым (первое – того же издательства в 2007 году – см. также раздел НОВЫЕ КНИГИ информационного портала medpsy.ru).

Структурно монография состоит из трех частей. В первой части рассматриваются фундаментальные нейропсихологические закономерности психолого-педагогического сопровождения процессов развития, в том числе, изложены научные основы нейропсихологического сопровождения процессов развития и представлен метод замещающего онтогенеза в качестве базовой технологии нейропсихологической коррекции, абилитации и профилактики в детском возрасте. Как пишет А.В. Семенович, «…В качестве основополагающего в МЗО выступает принцип соотнесения актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены» (с. 64). Автором предлагается схема внедрения метода замещающего онтогенеза в коррекционную практику, первым этапом которой является использование системы упражнений, направленных на формирование произвольной саморегуляции. По мнению А.В. Семенович, «…Первоочередная оптимизация психологических конструктов, опосредуемых лобными системами мозга, является фундаментом и обязательным условием нейропсихологической коррекции в целом» (с. 72). Автором убедительно обосновывается и последовательно рассматривается коррекция и абилитация функционального статуса лобных отделов мозга (3 функциональный блок мозга), коррекция и абилитация функционального статуса подкорковых отделов мозга, инициация подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий (1 функциональный блок мозга), коррекция и абилитация функциональной специализации задних отделов мозга и межполушарных взаимодействий (2 функциональный блок мозга).

Вторая часть посвящена практическим вопросам комплексной нейропсихологической коррекции и абилитацмм процессов развития в детском возрасте. Представлены конкретные психотехники и упражнения для каждого описанного в первой части уровня коррекции. Так, в разделе, посвященном оптимизации функционального статуса глубинных образований мозга, приводятся описания дыхательных упражнений, массажа, самомассажа, упражнений для оптимизации и стабилизации общего тонуса тела, преодоления патологических ригидных установок и синкинезий и пр.. Применение этих методов, по мнению автора, создает основу для оптимального статуса подкорково-корковых интеграций, меж- и внутриполушарных взаимодействий и их динамических перестроек. Для формирования операционного обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (зрительного и слухового гнозиса, кинестетических и кинетических процессов, пространственных и «квазипространственных» представлений, мнестических процессов) предлагается использовать обширный набор упражнений – игр, подробное описание которых приводится в монографии. Методы этого уровня направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушарий. Особое значение имеет оптимизация и развитие функционального статуса лобных отделов мозга поскольку обеспечивает формирование произвольной саморегуляции. Для коррекционной работы в этом направлении описываются многочисленные игры-упражнения , направленные на формирование и развитие произвольного внимания, программирования, целеполагания и самоконтроля, коммуникативных навыков, понимания причинно-следственных отношений, обобщающей функции слова и пр. Приведенные во второй части конкретные методы коррекционной работы отличаются простотой и понятностью. Именно поэтому особо необходимо отметить твердую позицию А.В. Семенович по поводу их применения на практике – пользоваться ими должны только опытные и знающие специалисты, освоившие базовые постулаты нейропсихологии, владеющие принципами системно-эволюционного анализа, обучившиеся у опытных специалистов.

В третьей части представлены дидактические материалы в виде трех авторских программ занятий с детьми разного возраста, разработанных на основе базового алгоритма «метода замещающего онтогенеза». В первой программе (автор Е.В. Пивоварова) представлены курсы индивидуальных и групповых занятий с детьми 5-6 лет. Вторая (авторы М.В. Евлампиева, Т.Н. Ланина, М.В. Черенков) является расширенной модификацией первой и содержит варианты коррекционных циклов психолого-педагогического сопровождения психического развития детей в возрасте 5-10 лет. Третья (автор Т.Н. Ланина) представляет собой курс занятий с детьми 4-7 лет и ориентирована на формирование предпосылок речевого развития и инициацию потребности ребенка в активной коммуникации.

Подводя итог, можно сказать, что книга Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» является ценным пособием для практических психологов и педагогов, ориентированных на эффективное решение проблем адекватного сопровождения процессов развития.

 

 

Ссылка для цитирования

Лассан Л.П. Эффективный инструмент в коррекционной работе с различными вариантами развития (рецензия монографию Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 474 с.) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player