Психологическая адаптация к стрессогенным условиям профессиональной деятельности врачей анестезиологов-реаниматологов
Кузнецова О.А., Мазурок В.А., Щелкова О.Ю. (Санкт-Петербург)
|
Кузнецова Ольга Александровна
– медицинский психолог Центра по профилактике и борьбе
со СПИД и инфекционными заболеваниями Санкт-Петербурга.
|
|
Мазурок Вадим Альбертович
– доктор медицинских наук, и.о. заведующего кафедрой
анестезиологии и реаниматологии Санкт-Петербургского государственного
медицинского университета им. академика И.П. Павлова.
|
|
Щелкова Ольга Юрьевна
– член научно-редакционного совета
журнала «Медицинская психология в России»;
– доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой
медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского
государственного университета.
E-mail: olga.psy.pu@mail.ru
|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Актуальность исследования. В настоящее время медицинская
(клиническая) психология нацелена на решение широкого круга
практических задач не только в клинической, но и профилактической
медицине. В рамках этого направления существенное внимание уделяется
проблеме профессионального стресса и его последствий для лиц
помогающих профессий, работающих в условиях повышенной моральной
ответственности, постоянного взаимодействия с людьми, их проблемами и
страданиями [12].
Область анестезиологии-реаниматологии относится к профессиональным
сферам, в максимальной степени насыщенным подобными стрессогенными
факторами, действие которых потенцируется увеличением функциональной
нагрузки этих специалистом, что связано с повышением хирургической
активности и увеличением числа оперируемых больных с тяжелой
сопутствующей патологией [2]. Это закономерно приводит к высокому
уровню психического напряжения врачей анестезиологов-реаниматологов и
определяет повышенный риск развития у врачей-специалистов профессиональной
деформации личности (одним из проявлений которой является синдром
«психического выгорания» [5]) и других негативных состояний
вплоть до нарушений социальной адаптации, нервно-психического или
соматического здоровья.
В связи с этим важной задачей медицинской психологии становится
теоретический анализ проблемы, а также разработка методических подходов
к диагностике, коррекции и профилактики состояний психической
дезадаптации и профессиональной деформации личности врачей, работающих
в условиях длительного и интенсивного профессионального стресса. При
этом рассмотрение этой проблемы только в аспекте дефицита и ущерба,
который приносит личности профессиональный стресс, является явно
недостаточным. Не менее важным является изучение механизмов совладающего
со стрессом поведения (копинга) как одной из осознанных и активных форм
психологической адаптации человека к стрессогенным условиям жизни и
деятельности [1, 4]. Кроме того, важным представляется установление
взаимосвязи между комплексом психологических характеристик врачей-анестезиологов
(характеристик эмоциональной сферы и копинга) и длительностью работы в
этой области, так как есть основания предполагать трансформацию
характеристик личности по мере увеличения срока работы в стрессогенных
условиях профессиональной деятельности.
Целью исследования послужило выявление особенностей
эмоционального состояния и механизмов психологической адаптации к
стрессогенным условиям профессиональной деятельности у врачей
анестезиологов-реаниматологов с различным стажем профессиональной
деятельности. В соответствии с целью определены следующие задачи
исследования данной категории специалистов: 1) выявление зон
наибольшей социальной фрустрированности и эмоциональной
неудовлетворенности; 2) выявление особенностей эмоционального
состояния; 3) определение выраженности основных компонентов синдрома
«психического выгорания»; 4) выявление базисных
копинг-стратегий (стратегий стресс-преодолевающего поведения), а также
конструктивных и неконструктивных копинг-стратегий в когнитивной,
эмоциональной и поведенческой сферах; 5) выявление личностных
копинг-ресурсов – черт личности, способствующих
психологической адаптации к стрессогенным условиям профессиональной
деятельности.
Материал исследования составили данные, полученные в ходе
психологического исследования врачей, повышающих квалификацию на кафедре
анестезиологии и реаниматологии Санкт-Петербургской Медицинской академии
последипломного образования. Всего исследовано 96 врачей. Из них 62
(64,6%) мужчины и 34 (35,4%) женщины; средний возраст –
42, 1 года. В соответствии с задачами исследования врачи были разделены на
две группы в зависимости от стажа профессиональной деятельности в
области анестезиологии и реаниматологии. Первую группу составили 44
врача со стажем работы менее 13 лет (средний возраст – 33,1 года),
вторую – 52 врача со стажем работы 13 и более лет (средний возраст
– 49,6 лет).
Такой пороговый уровень в различии стажа работы (13 лет) был выбран
не случайно. При такой длительности стажа профессиональной деятельности
человек вступает в тот жизненный период, который принято называть
«кризисом зрелого возраста». В этом возрастном периоде
происходит окончательное становление личности, которая достигает пика
своей социальной активности, завершается формирование системы ценностей,
остро переживаются вопросы самореализации, социального статуса и признания.
Накопленный к этому времени опыт работы позволяет специалисту
объективно оценить свои профессиональные возможности и перспективы,
пересмотреть жизненные планы с учетом особенностей профессии и своей
роли в ней. Немаловажное значение имеет и то, что в этом критическом
возрастном периоде на фоне жизненных (экзистенциальных) проблем,
профессиональных стрессов и перегрузок впервые возникает или
обостряется риск развития пограничных нервно-психических, а также
психосоматических расстройств.
Методы исследования. В соответствии с общей целью и
конкретными задачами использовались клинико-психологический и
экспериментально-психологический методы исследования.
Клинико-психологический метод реализовался с помощью двух
методик, относящихся к классу структурированного интервью.
Использовалась медико-социологическая шкала «Уровень
социальной фрустрированности» (УСФ) [8], направленная на
выявление степени удовлетворенности респондентов такими
обобщенными аспектами своей жизни, как «социальный
статус», «экономическое положение»,
«здоровье» «взаимоотношения с родными и
близкими» и др. Для выявления зон наибольшей эмоциональной
неудовлетворенности в связи с особенностями профессиональной
деятельности было разработано специализированное интервью. Пункты
интервью отражают проблематику, как общую для врачебной профессии, так
и потенциально высоко значимую для врачей
анестезиологов-реаниматологов.
Экспериментально-психологический метод реализовался с помощью
набора стандартизованных методик, направленных на выявление
эмоционально-личностных характеристик и особенностей стресс-преодолевающего
поведения. Среди них: 1) «Интегративный тест тревожности» [10];
2) «Опросник депрессивности» [11]; 3) «Многофакторный
опросник астении» [11]; 4) шкалы «Эмоциональная сензитивность»
и «Невротический сверхконтроль», входящие в число
дополнительных шкал «Стандартизованного многофакторного
метода исследования личности» (СМИЛ) [14]; 5) опросник
«Психическое выгорание» [5]; 6) опросник «Индикатор
стратегий преодоления стресса» [13]; 7) «Опросник для
изучения копинг-поведения» [6]; 8) «Личностный дифференциал»
[7].
Результаты клинико-психологического исследования. На этапе
клинико-психологического исследования была изучена степень субъективной
удовлетворенности врачей анестезиологов-реаниматологов различными аспектами
своего социального и профессионального функционирования. В таблице 1 приведены
результаты исследования, полученные с помощью медико-социологической
шкалы «Уровень социальной фрустрированности» (УСФ).
Таблица 1
Степень удовлетворенности врачей анестезиологов-реаниматологов
различными аспектами своего социального функционирования
Примечание: диапазон возможных оценок степени удовлетворенности –
от 1 до 5: 1 – полная удовлетворенность; 2 – скорее
удовлетворенность; 3 – трудно сказать. 4 – скорее
неудовлетворенность; 5 – полная неудовлетворенность.
Как видно из таблицы 1, в целом отраженный в количественных показателях
методики УСФ уровень удовлетворенности различными значимыми аспектами
своей жизни в группе изученных врачей не снижен: большинство ответов
врачей соответствует градациям 1, 2 или 3. Исключение
составляет сфера материального положения, в которой выявляется снижение
степени удовлетворенности, как у врачей с меньшим стажем
профессиональной деятельности, так и у врачей с большим стажем.
Статистически значимые различия между врачами первой и второй группы
получены по показателю удовлетворенности жилищно-бытовыми условиями,
который оказался ниже у врачей с меньшим стажем профессиональной
деятельности. Можно предположить, что это определяется рядом
как субъективных, так и объективных факторов. К первым могут быть
отнесены большие потребности и ожидания в материальной сфере
у молодых врачей, сформированные в новейших социально-экономических
условиях. Ко вторым – закономерная (определяемая естественным
ходом жизни) большая благоустроенность и лучшее материальное положение
врачей, имеющих больший профессиональный стаж и социальный
статус.
Согласно полученным данным, врачи первой группы на уровне тенденции к
статистической значимости оказались менее удовлетворены по сравнению с
врачами второй группы не только материальными, но и
социально-психологическими аспектами своего существования –
взаимоотношениями с родителями, другими родственниками, друзьями, а
также своей профессиональной деятельностью в целом. Важно отметить, что
при этом обе группы врачей имеют максимальные показатели
удовлетворенности конкретной областью своей профессиональной
деятельности (то есть тем, что они работают в области
анестезиологии-реаниматологии).
Для более дифференцированного содержательного анализа психологического
дискомфорта, напряжения и неудовлетворенности, которые возникают в
процессе реализации врачами своей профессиональной деятельности,
использовалось специализированное интервью, учитывающее специфику
работы в области анестезиологии-реаниматологии. Результаты исследования
представлены в таблице 2.
Таблица 2
Частота встречаемости психологической неудовлетворенности отдельными
аспектами профессиональной деятельности врачей анестезиологов-реаниматологов
Примечание: * – статистически значимые различия на уровне р<0,05
При анализе результатов интервью обращает внимание сходная
ранговая структура неудовлетворенности различными аспектами своей
профессиональной деятельности врачей с большим и меньшим стажем
работы.
На первом месте по частоте встречаемости в обеих группах врачей
стоит неудовлетворенность заработной платой, а также тем, что она не
соответствует (ниже) профессиональной подготовке, опыту и
эмоциональному напряжению, которое испытывают врачи
анестезиологи-реаниматологи на работе. Неудовлетворенность
материальными аспектами своей профессии отмечают примерно 90% врачей
в каждой группе.
Следующий блок в ранговом ряду высоко значимых переживаний
(зон наибольшей эмоциональной неудовлетворенности) врачей
анестезиологов-реаниматологов связан не с материальной обеспеченностью,
а с сугубо психологической проблематикой – вопросами
профессионального признания, самореализации, взаимоотношениями в
системе «анестезиолог – хирург – пациент».
Частота выборов ответа «не удовлетворен» в соответствующих
пунктах интервью (от 68,2% до 80,8%) отражает то, что врачи обеих
групп, являясь хорошо подготовленными специалистами, постоянно ощущают
недостаточную степень признания и недостаточно адекватную оценку их
профессионального вклада в процесс лечения со стороны пациентов и их
родственников. Соответственно 75,0% и 78,8% опрошенных врачей первой
и второй групп считают, что врач-анестезиолог, работая в бригаде,
остается «в тени заслуг хирурга».
Следует признать, что именно эта проблема может явиться центральной
при определении «мишеней» психопрофилактической и
психокоррекционной работы с врачами анестезиологами-реаниматологами,
так как она не только определяется объективными факторами организации
лечебного процесса, но глубоко затрагивает личность врача, ее
аффективно-мотивационную сферу и систему ценностей. Профессиональная
деятельность в подобных социально-психологических условиях предъявляет
повышенные требования к морально-этическим качествам врача, требует
особой самоотверженности в работе.
Анализ данных показывает также, что достаточно высокий процент
врачей первой и второй групп (63,6% и 65,5%, соответственно) испытывают
напряжение и неудовлетворенность в связи с повышенным риском развития
профессиональных заболеваний.
Следующий по значимости блок вопросов интервью касается тех
изменений в поведении и характере, которые наблюдают у себя
респонденты. Значительный процент врачей в обеих группах (54,5% и
50,0%, соответственно) считают, что в связи с напряженными условиями
профессиональной деятельности с годами они изменились по
характеру: стали более эмоционально возбудимым и неуравновешенным.
Также 59,1% врачей первой группы и 44,2% второй группы считают, что
плохое эмоциональное состояние, вызванное повышенными нагрузками на
работе, отражается на прочих сферах их жизни (семья, личные отношения,
отношение к жизни в целом).
Названные изменения имеют прямое отношение к проблеме
«психического выгорания» под влиянием особых (стрессогенных)
условий профессиональной деятельности. Положительным в данном случае
является то, что эти изменения хорошо осознаются самими врачами-специалистами,
что может составить основу для целенаправленной и высоко мотивированной
психологической коррекции.
Важно отметить, что, несмотря на все разнообразие проблем и оснований
для эмоционального дискомфорта в профессиональной деятельности самый
низкий ранг в каждой группе врачей занимает неудовлетворенность своей
работой в целом. Таким образом, проявляется зрелое, сбалансированное
отношение изученных врачей анестезиологов-реаниматологов к своей
профессиональной деятельности с учетом, как ее осложнений, так и
преимуществ. Этому соответствует также то, что при использовании методики
«Уровень социальной фрустрированности» в обеих группах врачей
выявляется максимальная (по сравнению с другими значимыми сферами жизни)
удовлетворенность областью своей профессиональной деятельности.
Статистически значимые различия между сопоставляемыми группами врачей
выявлены в трех сферах – в сферах удовлетворенности работой в
целом, рабочей нагрузкой и продвижением по «служебной
лестнице». В группе 1 выявлен достоверно больший
(p<0,05) по сравнению с группой 2 процент лиц, испытывающих
неудовлетворенность в каждой из этих сфер.
Обобщая результаты клинико-психологического исследования, можно
отметить, что неудовлетворенность, как в широком социальном контексте,
так и в профессиональной деятельности, оказалась выше у врачей с
меньшим стажем по сравнению с врачами с большим стажем профессиональной
деятельности в области анестезиологии-реаниматологии.
Результаты экспериментально-психологического исследования. В
таблице 3 представлены результаты исследования уровня и структуры различных
видов тревожности (тревожности как преходящего эмоционального состояния и
как устойчивой личностной характеристики) в сопоставляемых группах врачей.
Таблица 3
Показатели ситуативной (реактивной) и личностной тревожности в
группах врачей анестезиологов-реаниматологов с различным стажем
профессиональной деятельности
Примечание: В методике ИТТ интегративный показатель ситуативной тревожности
(ОУС) и личностной тревожности (ОУЛ) ниже 4 станайнов соответствует низкому
уровню; 4, 5 и 6 станайнов – среднему (нормальному) уровню; показатель
от 7 станайнов свидетельствует о высоком уровне тревожности, об общем
психологическом дискомфорте и дисгармонии со средой [10]. Эти нормативы
распространяются также на отдельные компоненты тревожности как актуального
эмоционального состояния и как устойчивой индивидуальной черты личности.
Как видно из таблицы 3, в обеих группах врачей интегративный и частные
показатели ситуативной тревожности являются низкими, что отражает
отсутствие в актуальном эмоциональном состоянии исследованных врачей
признаков тревоги, беспокойства, напряжения. Напротив, можно
предположить, что эмоциональное состояние врачей в момент исследования
характеризовалось ровным, спокойным фоном настроения, ощущением
психологического комфорта и уверенности в себе, удовлетворенностью
актуальной жизненной ситуацией.
По-другому выглядят данные таблицы 3, отражающие общий уровень и
структуру личностной тревожности. В обеих группах врачей интегративный
показатель личностной тревожности (ОУЛ) значительно превосходит
соответствующий показатель ситуативной тревожности (ОУС) и приближается
к границе нормативных значений (при пороговом значении 7 станайнов средний
показатель ОУЛ в первой группе составляет 6,48, во второй – 6,53
станайнов).
Это свидетельствует о том, что в отличие от эмоционального состояния
в момент исследования, большинство изученных врачей свое обычное
эмоциональное состояние характеризуют как наполненное элементами тревоги,
напряженности, неудовлетворенности. Для людей с высоким уровнем личностной
тревожности характерна склонность воспринимать широкий круг ситуаций как
угрожающие и реагировать на эти ситуации состоянием тревоги, интенсивность
которой не всегда соответствует объективной опасности. Согласно концепции,
положенной в основу методики ИТТ, наиболее отчетливо личностная
тревожность проявляется в социально значимых ситуациях «угрозы»
престижу, самооценке, самоуважению. В этом контексте выявленный
повышенный уровень личностной тревожности врачей
анестезиологов-реаниматологов соответствует данным психологического
интервью, показывающим высокую степень обеспокоенности исследованных
врачей вопросами профессионального признания, оценки со стороны
больных, профессиональной реализации в целом.
Статистически значимых различий между группами врачей
анестезиологов-реаниматологов не выявлено, однако можно
отметить, что в структуре личностной тревожности врачей с меньшим
стажем профессиональной деятельности преобладает компонент
эмоционального дискомфорта, а у врачей с большим стажем –
астенический компонент. В обеих группах получены высокие оценки по
фактору «Тревожная оценка перспективы», отражающему
общую озабоченность будущим на фоне повышенной эмоциональной
чувствительности [10].
При оценке других параметров эмоционального состояния (выраженность
и структура астенических и депрессивных проявлений) статистически
значимых различий между сравниваемыми группами врачей выявлено не
было. В обеих группах все изученные показатели депрессии и астении
не превышают допустимых для «психической нормы» границ.
В пределах нормативных значений можно отметить некоторое преобладание
показателя «депрессии» у врачей анестезиологов-реаниматологов
с большим стажем профессиональной деятельности, что, вероятно, связано
с общей онтогенетической тенденцией к снижению уровня
активности и оптимизма (энергетического потенциала личности) в зрелом и
старшем возрасте.
В соответствии с планом исследования в двух группах врачей были
проанализированы такие характеристики эмоциональной сферы личности,
как повышенный контроль над аффективными реакциями и сензитивность,
полученные с помощью соответствующих дополнительных шкал опросника СМИЛ.
Основаниями для изучения именно этих характеристик личности у врачей
анестезиологов-реаниматологов послужили данные психологического интервью,
отражающие высоко значимые для врачей анестезиологов-реаниматологов
(и подавляемые в силу действия социальных регуляторов поведения)
переживания «ущемленности» и обиды в связи с недооценкой их
профессиональной значимости. Результаты исследования представлены в
таблице 4.
Таблица 4
Показатели эмоционального контроля и сензитивности в группах
врачей анестезиологов-реаниматологов с различным стажем профессиональной
деятельности
Как видно из таблицы 4, в обеих группах врачей показатели
эмоционального контроля и сензитивности находятся в пределах
«нормативного диапазона». Однако уровень
сензитивности в группе врачей с большим стажем профессиональной
деятельности на статистически значимом уровне превосходит
соответствующий показатель в группе врачей с меньшим стажем.
На следующем исследования этапе была проанализирована структура
и степень выраженности отдельных компонентов синдрома
«психического выгорания» в группах врачей
анестезиологов-реаниматологов с различным стажем профессиональной
деятельности. Результаты сравнительного анализа, а также данные
литературы по «психическому выгоранию» врачей-терапевтов
(средний возраст – 45 лет, средний стаж работы – 18 лет)
[9] представлены в таблице 5.
Таблица 5
Показатели «психического выгорания» в группах врачей
анестезиологов-реаниматологов с различным стажем профессиональной
деятельности
Анализ средне-групповых результатов, представленных в таблице
5, показывает, что наименее выраженным (на границе низкого и среднего
уровней выраженности) среди компонентов синдрома «психического
выгорания» в обеих группах врачей имеет компонент
«эмоциональное истощение». Это свидетельствует об отсутствии
в актуальном психическом состоянии исследованных врачей признаков
снижения эмоционального фона, повышенной психической истощаемости и
аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим,
ощущения «пресыщенности» работой, неудовлетворенности жизнью
в целом, то есть аффективно-личностных изменений, составляющих
симптомокомплекс «эмоционального истощения».
В то же время, анализ индивидуальных результатов показал, что в обеих
группах имеются врачи (их общее количество не превышает 8% от общей
выборки), отмечающие отчетливые признаки «эмоционального
истощения» – снижение фона настроения и уровня
активности, постоянное ощущение усталости и «нехватки
энергии», повышенную психическую истощаемость, проявляющуюся
в эмоциональной несдержанности, раздражительности или потере интереса к
окружающему. По самооценке врачей, подобное состояние связано
с высоким уровнем физической и эмоциональной нагрузки, характерным для
данной врачебной специальности в целом, а также с конкретными
организационными формами работы на местах (суточные дежурства, работа
на полторы-две ставки, превышение нормы пациентов). Врачи отмечают, что
эмоциональное напряжение наиболее отчетливо ощущается в утренние часы
(в начале суточного дежурства) и в конце рабочей смены и проявляется в
поведении чертами раздражительности, вспыльчивости, нетерпимости.
В отличие от «эмоционального истощения», не
выраженного в целом по группе и встречающегося лишь у отдельных
врачей, «деперсонализация» и «редукция личных
достижений» как компоненты синдрома «выгорания»
личности, представлены в обеих группах врачей довольно отчетливо –
на уровне средних и высоких значений шкальных оценок. Причем, выраженность
этих компонентов «психического выгорания» на статистически
значимом и близком к нему уровне преобладает в группе врачей
анестезиологов-реаниматологов с меньшим стажем профессиональной
деятельности. Можно отметить также, что показатель
«деперсонализация» в обеих группах
анестезиологов-реаниматологов существенно превосходит соответствующий
показатель, полученный в группе врачей-терапевтов.
В контексте использованной в исследовании методики «Психическое
выгорание» «деперсонализация» представляет межличностное
измерение профессиональной деформации личности и проявляется
формированием особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими
людьми. В частности, во взаимоотношениях с пациентами
«деперсонализация» врача проявляется в
«потере больного» [3] – эмоциональном
отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных
обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных
случаях – в негативизме и циничном отношении к пациентам. В
таких случаях пациенты воспринимаются не как партнеры в лечебном
процессе и личности со своими потребностями и переживаниями, а как
пассивные объекты врачебных манипуляций.
На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется
в высокомерном поведении врача, использовании специального врачебного
сленга, юмора, ярлыков для больных, то есть называние их не по имени
и фамилии, а, например, по нозологической форме («здесь лежит
инфаркт»). К признакам «деперсонализации»
относится также «нечувствительность» к смерти, которая
воспринимается как факт, который требует выполнения необходимых
мероприятий (оформление документации, сообщение родственникам).
«Деперсонализация» проявляется не только в отношениях
с пациентами. В частности, к признакам «деперсонализации»
врачей анестезиологов-реаниматологов можно отнести формирование
высокомерности и одновременно – обидчивости по отношению к
коллегам, специалистам смежных специальностей и родственникам больных.
Представленные в таблице 5 данные показывают, что
«деперсонализация», как компонент «психического
выгорания», выражена значимо выше в группе врачей
анестезиологов-реаниматологов с меньшим стажем профессиональной
деятельности по сравнению с врачами с большим стажем. Это не соответствует
априорным предположениям о нарастании симптомов «профессионального
выгорания» личности по мере увеличения длительности работы в
стрессогенных условиях, но согласуются с представлением о существовании
закономерной связи между качеством субъектно-субъектных взаимоотношений
профессионала и степенью его квалификации. В частности, С.П. Безносов [3]
приводит наблюдения, согласно которым, чем ниже квалификация врача,
тем меньше он беседует с больным и обследует его физикальными методами,
отдавая предпочтение инструментальным методам, не требующим
непосредственного личностного контакта врача и пациента.
Показатель «редукции личных достижений» в группе
врачей с меньшим стажем профессиональной деятельности соответствуют
высокому уровню выраженности, а в группе врачей с большим стажем
– среднему уровню, и различия между группами имеют тенденцию
к статистической значимости. Представляя самооценочное измерение
синдрома «психического выгорания», этот показатель
отражает степень удовлетворенности врача собой как личностью
и как профессионалом. Повышение этого показателя отражает тенденцию к
негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как
следствие, – снижение профессиональной мотивации, нарастание
негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с
себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и
неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.
У отдельных врачей анестезиологов-реаниматологов это проявляется в
стремлении «исчезнуть» из поля зрения хирургов или
руководства, даже во время проведения анестезии.
Таким образом, проведенное исследование выявило признаки
«психического выгорания» врачей
анестезиологов-реаниматологов и показало сходную структуру этого
феномена в группах врачей с меньшим и большим стажем профессиональной
деятельности. В каждой из групп врачей в структуре синдрома
«психического выгорания» в минимальной степени
представлены признаки «эмоционального истощения», а
в средней и высокой степени – признаки
«деперсонализации» и «редукции личных
достижений». Подобные соотношения показывают, что на фоне
оптимального эмоционального состояния и уровня активности в обеих
группах врачей, формируется, тем не менее, чувство неудовлетворенности
в связи с происходящими под влиянием профессиональной деятельности
изменениями собственной личности, системы ценностей, поведения, которые
четко проявляются на работе и распространяются за пределы
профессиональной среды. Степень этой неудовлетворенности статистически
значимо выше в группе врачей анестезиологов-реаниматологов с меньшим
стажем профессиональной деятельности.
Анализ тенденций развития современной психологии показывает, что в
последнее время внимание исследователей все больше сосредоточивается не
только на проблеме влияния стрессогенных факторов на состояние
эмоционально-личностной сферы человека, но и на вопросах
психологического преодоления стрессового воздействия [4]. В области
психотерапии, психологического консультирования и сопровождения
профессиональной деятельности усиливается тенденция к формированию у
лиц, работающих в стрессогенных условиях, наиболее адаптивных
реакций в проблемных ситуациях. Комплекс подобных реакций обозначается
в литературе как копинг или стресс-преодолевающее, совладающее
поведение. Результаты исследования базисных копинг-стратегий в группах
врачей анестезиологов-реаниматологов представлены в таблице 6.
Таблица 6
Показатели базисных копинг-стратегий в группах врачей
анестезиологов-реаниматологов с различным стажем профессиональной
деятельности
Результаты исследования базисных копинг-стратегий, полученные с
помощью адаптированного опросника «Индикатор стратегий преодоления
стресса», показывают, что статистически значимых различий
между сопоставляемыми группами врачей выявлено не было. Структура
копинга в обеих группах практически одинакова: конструктивные стратегии
«разрешение проблемы» и «поиск социальной
поддержки» используются чаще, чем неконструктивный копинг
«избегание проблемы»; частота использования первых
двух стратегий соответствует среднему уровню, третьей –
низкому уровню. Полученные данные, в целом, соответствуют результатам
исследования копинга у врачей, однако для выявления специфики
стресс-преодолевающего поведения анестезиологов-реаниматологов
необходимо сопоставление с результатами исследования копинга у врачей
других специальностей.
Согласно теории копинга, механизмы совладания со стрессом можно
классифицировать по тому, в какой сфере психической деятельности
(когнитивной, эмоциональной, поведенческой) они реализуются, а также
оценить их с точки зрения адекватности-неадекватности. Результаты
применения опросника Е. Хейма, построенного на этой классификации [6],
показывают, что не было выявлено статистически значимых различий между
группами врачей по степени выраженности адаптивных, относительно
адаптивных и неадаптивных копингов в когнитивной, эмоциональной и
поведенческой сферах личности. В обеих группах преобладали адаптивные
стратегии психологического преодоления; наименьшую выраженность имели
неадаптивные копинги.
В частности, среди адаптивных когнитивных копингов в исследованной
группе врачей чаще встречались «проблемный анализ»,
«установка собственной ценности», «сохранение
самообладания»; эти механизмы совладания направлены на анализ
возникающих трудностей и возможных путей выхода из них, повышение
самооценки и самоконтроля, поддержание веры в собственные силы в
преодолении трудностей.
Среди адаптивных эмоциональных копингов у исследованных врачей
по частоте встречаемости выделялись «протест»,
«оптимизм», то есть формы копинга, характеризующие
повышенный эмоциональный тонус с активным возмущением трудностями или
уверенностью в наличии выхода из любой ситуации.
К адаптивным поведенческим способам копинга, предпочитаемым
исследованными врачами, относились «сотрудничество»,
«обращение», «альтруизм»; эти копинг-механизмы
характеризуют поведение личности, направленное на сотрудничество со
значимыми людьми, поиск поддержки в ближайшем социальном окружении и
оказание помощи близким в преодолении трудностей.
Неадаптивные копинги, используемые врачами
анестезиологами-реаниматологами, наиболее часто относились к
когнитивной сфере (предполагали отказ от преодоления трудностей из-за
неверия в свои силы, интеллектуальные усилия по преуменьшению
значимости отрицательных событий) и поведенческой сфере личности
(предполагали пассивность, изоляцию, стремление уйти от активных
интерперсональных контактов, отказ от решения проблем) и наиболее редко
– к эмоциональной сфере.
Стресс-преодолевающее поведение является результатом взаимодействия
копинг-стратегий и копинг-ресурсов. К «внутренним»
(личностным) копинг-ресурсам относятся психологические характеристики
человека, способствующие формированию конструктивных
стресс-преодолевающих стратегий и, в целом, определяющие
резистентность личности к неблагоприятным воздействия. Важнейшей
интегральной психологической характеристикой и эффективным ресурсом
совладающего поведения является активность личности. Существенное
значение имеют также уровень и адекватность самооценки, а также волевые
черты личности.
В связи с этим на следующем этапе с помощью методики «Личностный
дифференциал» были изучены названные психологические характеристики,
выступающие в контексте изучаемой проблемы как базисные ресурсы
стресс-преодолевающего поведения. К этим важным личностным копинг-ресурсам
относятся факторы Активности (А), Оценки (О) и Силы (С). Результаты сравнительного
исследования представлены в таблице 7.
Таблица 7
Показатели базисных копинг-ресурсов (фундаментальных особенностей
личности) в группах врачей анестезиологов-реаниматологов с различным
стажем профессиональной деятельности
Результаты исследования показывают, что средние значения всех трех
факторов личности в обеих группах врачей несколько превосходят (в
допустимых пределах) соответствующие значения, полученные авторами
методики на нормативной выборке [7]; при этом значение фактора Оценки в
группе врачей с большим стажем профессиональной деятельности
приближается к верхней границе нормативного диапазона (составляет 1,93
при средне-нормативном значении 1,50 и стандартном отклонении 0,81).
Полученные данные свидетельствуют о том, что вне зависимости от
длительности стажа работы врачи анестезиологи-реаниматологи обладают
существенным личностным потенциалом для совладания со стрессогенными
условиями профессиональной деятельности и другими жизненными
трудностями. Этот потенциал составляют устойчивые психологические
характеристики, отраженные величиной факторов Оценки, Силы, Активности.
В частности, к профессионально важным можно отнести такие
характеристики личности врачей анестезиологов-реаниматологов, как
достаточно высокий уровень самопринятия и склонность осознавать себя
как носителя позитивных, социально желательных качеств (фактор О);
уверенность, решительность, самостоятельность, независимость, умение
придерживаться собственной линии поведения и не перекладывать
ответственность на окружающих, хороший самоконтроль (фактор С); а
также активность, общительность, эмоциональная откликаемость
(фактор А).
Эти характеристики личности могут рассматриваться как прогностически
благоприятные факторы психологической адаптации к профессиональному
стрессу и как факторы противостояния профессиональной деформации личности.
Заключение. Настоящее исследование посвящено изучению
особенностей эмоционального состояния и механизмов психологической
адаптации к стрессогенным условиям профессиональной деятельности врачей
анестезиологов-реаниматологов. Данные литературы свидетельствуют о том,
что психологическая адаптация к профессиональному стрессу является
динамическим процессом, включающим ряд последовательных стадий
[9]. Динамика психологической адаптации к профессии
накладывается на возрастную эволюцию психики человека, которая может
сопровождаться снижением (колебаниями) адаптационных возможностей. В
свою очередь, возрастная динамика накладывается на определенную
социальную траекторию жизни человека, динамику жизненных циклов и
кризисов (например, «кризис зрелого возраста»).
Таким образом, процесс профессиональной адаптации у врачей
анестезиологов-реаниматологов, также как у других специалистов,
является многомерным и предполагает соответствующие – многомерные
– подходы к ее изучению.
На одном из первых этапов системного изучения психологической
адаптации врачей анестезиологов-реаниматологов к условиям профессионального
стресса целесообразно сосредоточиться на изучении роли длительности
стрессового воздействия, то есть, по существу, на роли стажа работы в
этой области медицины. В связи с этим в настоящем исследовании были
поставлены задачи сопоставления характеристик эмоционально-личностной
сферы и механизмов копинга у врачей анестезиологов-реаниматологов с
различным стажем профессиональной деятельности.
Результаты исследования указывают на нелинейный характер изменений
личности и поведения врача под влиянием работы в условиях профессионального
стресса, что обусловливает необходимость индивидуализированного
психологического сопровождения профессиональной деятельности врачей
анестезиологов-реаниматологов с целью профилактики эмоционально-личностных
расстройств, связанных с «профессиональной деформацией».
Важно отметить также, что существенную роль в психологической
адаптации личности к профессии играют не только ресурсы (потенциальные
возможности) личности, но и сознательно выбираемые конструктивные
стратегии копинга, такие, например, как «разрешение
проблемы», «поиск социальной поддержки»,
а в отдельных ситуациях – «избегание проблемы».
Сравнение врачей с меньшим и большим стажем профессиональной деятельности
показало, что взаимодействие значительных личностных ресурсов и
конструктивных копингов обусловливает по мере увеличения длительности
профессиональной деятельности более успешное психологическое
приспособление к профессии и усиление профессионально значимых черт
личности. Этому соответствует более высокая степень удовлетворенности
различными аспектами своей профессиональной деятельности и меньшая
степень выраженности компонентов «психического выгорания»,
выявляемые в группе врачей с большим стажем работы.
Таким образом, полученные в исследовании данные подтверждают
представление о сложной структуре процесса психологической адаптации к
стрессогенным условиям профессиональной деятельности, о его
волнообразном, фазовом характере. На разных этапах этого процесса могут
формироваться и развиваться как защитно-психологические компоненты
«психического выгорания», так и позитивные
профессионально значимые личностные качества врача. В контексте
системного анализа медицинской психодиагностики результаты данного
исследования показывают, что общая задача профилактики
нервно-психических и психосоматических расстройств у лиц,
функционирующих в стрессогенных условиях, может расщепляться на частные
задачи выявления, как патогенных психосоциальных факторов, так и
психосоциальных фактов (личностных и средовых ресурсов),
обусловливающих резистентность личности к стрессу.
Литература
- Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории,
диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.
- Баклаев А.В., Смирнов И.В., Мизиков В.М., Бунятян А.А.
Информационный стресс анестезиолога-реаниматолога // Анестезиология
и реаниматология. – 2002. – № 2. – С. 4-9.
- Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.:
Речь, 2004.
- Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом:
теория и психодиагностика. СПб.: Речь, 2010. – 192 с.
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания.
– 2-е изд. – М.: Питер, 2008. – 336 с.
- Копинг-поведение у больных неврозами и его динамика под влиянием
психотерапии: пособие для врачей / Авторы-сост. Б.Д. Карвасарский
и др. – СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1999. – 22 с.
- Личностный дифференциал: метод. рекоменд. / Авторы-сост. Е.Ф. Бажин,
А.М. Эткинд. – Л.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1983.
– 12 с.
- Методика для психологической диагностики уровня социальной
фрустрированности и ее практическое применение: метод. рекоменд. /
Авторы-сост. Л.И. Вассерман и др. – СПб.: НИПНИ им.
В.М. Бехтерева, 2004. – 25 с.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной
деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во Речь, 2001.
– 444 с.
- Применение интегративного теста тревожности (ИТТ): метод.
рекоменд. / Авторы-сост. А.П. Бизюк и др. – СПб.: НИПНИ им. В.М.
Бехтерева, 2005. – 16 с.
- Решетова Т.В., Жигалова Т.Н., Решетов М.В. Психологические
проблемы гигиены труда медицинского персонала // Материалы конференции
«Оптимизация больничной среды средствами новых
технологий». – М., 2004. – С. 161-166.
- Рыбина О.В. Психологические характеристики врачей в состоянии
профессионального стресса: Дисс. … канд. психол. наук: 19.00.04.
– СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2005. – 176 с.
- Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дисс.
… д-ра мед. наук: 19.00.04. – СПб.: НИПНИ им. В.М.
Бехтерева, 1994. – 283 с.
- Собчик Л.Н. Стандартизованный многофакторный метод
исследования личности СМИЛ. – СПб., 2000. – 219 с.
Ссылка для цитирования
Кузнецова О.А., Мазурок В.А., Щелкова О.Ю. Психологическая адаптация к стрессогенным
условиям профессиональной деятельности врачей анестезиологов-реаниматологов.
[Электронный ресурс] //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http://
medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|