Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Бихевиористский подход в профессиональной подготовке медицинских работников

Молчанов А. С. (Москва)

 

 

Молчанов Александр Сергеевич

–  кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и технологий педагогической деятельности Московского государственного медицинского стоматологического университета.

E-mail: Molcthanov@mail.ru

 

Аннотация. При всех возражениях, накопившихся у представителей других психологических направлений к бихевиористской модели формирования профессионального поведения, поведенческая психология остается одним их ведущих теоретических подходов в теории и практике управления. Дальнейшее развитие бихевиоризма позволит существенно повысить эффективность существующих методик воспитания и обучения в высшей медицинской школе.

Ключевые слова: бихевиоризм, оперантное обусловливание, базисный репертуар поведения, обучение, воспитание.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Бихевиоризм является одним из наиболее значимых направлений психологии. К сожалению, в последнее время, больше говорится об упущениях и «ограниченности» представителей данного направления, чем о том вкладе, который они внесли, и продолжают вносить в психологическую науку. Благодаря поведенческой психологии, получены ценные данные, уточняющие механизмы психических процессов и поведения, продолжают совершенствоваться методы обучения, воспитания, управления, коррекции адаптационных механизмов. Они позволяют наладить взаимодействие специалиста с клиентами (пациентами) [33], решать задачи экологической [13; 41], экономической [26; 60], клинической [30; 47] психологии.

Один из главных упреков, адресованных бихевиоризму, касается смещения внимания с внутреннего содержания психической жизни на ее внешние проявления. Вместе с тем опыт, накопленный в экспериментальной и прикладной психологии, не смог обеспечить ничего большего, чем описание психических процессов, состояний, свойств по их внешним проявлениям [54].

Бихевириальный анализ поведения, обогащенный количественными методами, с успехом применяется для исследования таких процессов, как механизмы выбора, регуляции и саморегуляции поведения, религиозной веры, речи, этики [21; 45], исследования культуральных особенностей взаимодействия человека с ноогенной средой [49].

Использование в бихевириальном анализе количественных методов открывает возможности компьютерного моделирования поведения [32]. С этой целью осуществляется анализ процесса выбора из базисного репертуара поведения нужного алгоритма поведения, принимая во внимание типы связей, правила их применения, формирования из них различных комбинаций приспособительных действий, научения [59].

Критика бихевиоризма касается также отсутствие жестких, однозначных S-R и R-S связей между биосоциальной системой и средой. Однако весь опыт экспериментальной психологии показывает, что причиной вариативности этих связей являются постоянные изменения самой системы и условий, в которых эти связи формируются. Эта проблема существует не только в бихевиоризме, но и во всех других, без исключения, психологических направлениях, что привело к возникновению лабораторного и естественного экспериментов, дифференциальной психологии и психофизиологии, применению в психологических исследованиях статистических методов.

Вариативность реакций отсутствовала бы в случае неизменности среды, однако, такие условия можно предположить чисто теоретически и в реальных условиях не встречаются. Под влиянием внешней стимуляции происходит бесконечная цепочка изменений и в самой системе. Поэтому классическая схема стимул-реактивных связей дополняется новыми звеньями, учитывающими влияния различных переменных. Объяснения вариативности стимул-реактивных связей, предлагаемые иными психологическими школами, не опровергают справедливости бихевиористских схем.

Вместе с тем, в ноосфере существуют устойчивые внутри- и межсистемные связи [1]. Поэтому, несмотря на крайнюю сложность и подвижность стимул-реактивных связей, зачастую непредсказуемость мультипликативных эффектов влияния ноосферы, принцип причинности остается одним из основных в поведенческой психологии.

Взаимосвязи поведения и ментальной жизни в поведенческой психологии рассматриваются, используя трехчленную схему, по которой материальная среда, воздействуя на организм, вызывает психическую активность, которая приводит к ответным адаптивным действиям. В теории научения, основанной на классическом и оперантном обусловливании, уточняются механизмы формирования отдельных навыков и целостных поведенческих реакций.

Желание однозначно определить, что следует за чем, в бесконечной цепочке стимул-реактивных связей: реакция за стимулом или стимул за реакцией, аналогично попытке получить ответ на вопрос «что было раньше: яйцо или курица». На одних этапах среда формирует базисный репертуар поведения (и личностные установки), на других – уже сформированный набор моделей поведения (и личностных установок) определяют поведение.

В необихевиоризме произошло ожидаемое ветвление данного направления на несколько частных направлений. Наиболее известными представителями современного радикального бихевиоризма являются Фрейджер Р., Фейдимен Дж. [11]; Moore J. [40]. Последнему, по мнению Baum W. M. [19], принадлежит авторство «политического манифеста» радикального бихевиоризма, где развиваются основные положения Скиннера Б. Ф., касающиеся связей стимула и реакции, ментализма, речевого поведения, определения поведенческих единиц, методов управления поведением. Однако, считает Baum W. M. [19; 20], позиция Мура Дж. не лишена ошибок.

При обсуждении взаимодействия человека и окружающей среды с других теоретических позиций, используется иной понятийный аппарат, который с успехом может быть «переведен» в термины бихевиорального подхода. Так, форма поведения, обозначаемая в структурализме термином «привычки» представляет собой элементы базисного репертуара, сформированные воздействиями среды. Механизмы психологической защиты, рассматриваемые в психоанализе как результат психической деятельности, для бихевиориста представляют собой результат внешнего подкрепления, организованного по типу аверсивного контроля, поведение с целью избегания наказания [51]. Способы влияния среды на биосоциальную природу человека (в том числе, экономические и политические аспекты такого воздействия) в контексте поведенческой психологии подробно рассматриваются Bem D. J. [24].

Бихевиористский подход дает больше возможностей для изучения роли наследственности и истории развития среды на становление биосоциальных систем, чем ментализм, который занимается разгадыванием, интерпретацией логики уже совершенных и будущих поступков, а также возникающих при этом мыслей и чувств. Логика поведения определяется системой актуальных в данный момент потребностей, оформленных как мотивация, придающая смысл и эмоциональный тон поведению и деятельности, направленной на изменение среды. Среда, в свою очередь, влияет на наши чувства. Понимание этих процессов позволяет восстановить систему причинно-следственных связей между имевшими место поступками, поведенческими реакциями и создать их имитационную модель, реализовать ее в виде компьютерной программы [18].

Проследить последовательность совершенных поступков и событий можно до того момента, когда еще известен их контекст: внешние условия, среда существования. Для этого исследуется доступная информация об особенностях тех или иных форм поведения и определяющих их условий. Отсутствие информации по истории вопроса делает невозможным прогнозирование и управление поведением в будущем [56]. Подобные рассуждения положены в основу целого направления в науке, получившего название моделирования искусственного интеллекта, что привело к возникновению индустрии компьютерных игр.

Механизмы формирования поведения по Б. Ф. Скиннеру. Технология управления поведением

Skinner B. F. [50] считал, что поведение человека в физической и социальной среде формируется методом проб и ошибок. В этом случае индивидуальный опыт каждого человека представляет собой череду успешных и неудачных попыток применения различных приемов достижения цели. Приемы, позволившие достичь желаемого результата, закрепляются и повторно используются в сходных ситуациях. Те из них, что завершились неудачей, в дальнейшем не применяются.

Поведение и, особенно, целенаправленная деятельность личности направлены на изменение и управление ноогенной средой, которая изменяется ею в соответствии с имеющимися нуждами. Постепенно она становится все более эффективным инструментом управления, как создавшей ее личностью, так и другими людьми [51].

«Технология управления поведением» Б. Ф. Скиннера считается одной из наиболее эффективных технологий в области менеджмента, педагогики и медицинской психологии. В практической работе, как правило, одновременно используется несколько приемов, стоимость и эффективность которых рассчитывается предварительно [57]. Управляющие воздействия, предполагающие использование отрицательного подкрепления, должны предусматривать моральное или (и) материальное стимулирование и предварительно быть проверены на возможность возникновения непредвиденных эффектов, возникающих на более низких системных уровнях. На успешность внедрения проекта возможно влияние мощных сил более высокого системного уровня.

Ключевыми в данной технологии являются понятия «оперантного обусловливания», «оперантного, инструментального научения», «оперантного поведения», «подкрепления», «базисного репертуара поведения». Упрощенная схема выглядит следующим образом: человек стремится удовлетворить возникшую потребность и получить положительное подкрепление, при этом, избежав отрицательного подкрепления. Важным механизмом оперантного обусловливания является обратная связь, благодаря которой становится известен результат произведенной деятельности.

Обратная связь может выполнять различные функции: информационную, подкрепления и т.д. Все поведение человека складывается из постоянных воздействий на материальную и социальную среду и получения (или не получения) из нее ответных подкреплений. В зависимости от того, носила ли она форму положительного, отрицательного подкреплений или наказания, становится ясной степень эффективности деятельности.

Активный репертуар поведения постоянно совершенствуется. Менее эффективные формы поведения элиминируются и заменяются более эффективными приемами. Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни. Таким образом, подкрепление выполняет две основные функции: 1. формирует базисный репертуар поведения; 2. постоянно совершенствует этот репертуар в результате закрепления наиболее эффективных приемов достижения поставленной цели. «Оперантное научение» позволяет совершенствовать базисный репертуар поведения, регулировать диапазон условий, в которых работают те или иные виды подкрепления, повышать эффективность подкрепления желательного репертуара и элиминировать нежелательные формы поведения.

По мнению Rumbaugh D. M., King, J. E., Beran M. J. et al. [48] традиционный бихевиоризм рассматривает поведение под контролем ситуации, стимулов, которые влияют на поведение, а не на организм. По второй точке зрения, подкрепляющей взгляды Хебба, мозг особи определенного вида приспособлен воспринимать и связывать в единое целое только те смежные сигналы, которые существенны для адаптации особей данного вида. В этом случае принципиальное значение имеют видовые особенности мозга. Они формируют базу знаний об и его экологической нише особи. Адаптация строится на всеобъемлющих принципах и правилах, а не только на простых ассоциациях. Видовое поведение на стадии становления может возникать и обеспечивать эффективную адаптацию к знакомым и новым воздействиям без обучения.

Для создания эффективной системы подкреплений необходимо знать причины и механизмы элементарных рефлекторных реакций, а также инстинктивного поведения, которые вызываются различными сочетаниями внешних и внутренних факторов. Поэтому дальнейшее развитие необихевиоризма связано с изучением физиологических механизмов инвариантных и индивидуальных особенностей поведения [54].

Оперантное поведение формируется различными способами. Для этого используются первичное, условное и обобщающее виды положительного и отрицательного подкрепления, а также оперантного угашения и аверсивного контроля (угрозы, принуждения, наказания). Подкрепление осуществляется при помощи построенных по определенным правилам вербальных инструкций.

Вербальные инструкции объединяются в единую программу контроля, управляющую среду (психологическую обстановку), которая регулирует поведение человека и формирует его индивидуальность. Объединение нескольких приемов первичного, условного и обобщающего подкрепления в целостную программу позволяет моделировать поведенческие реакции реципиента. Действенность подкреплений повышается по мере возрастания разнообразия подкреплений.

В зависимости от целей и условий применения, одни и те же стимулы могут использоваться как положительное, отрицательное подкрепления или наказание. Эффективность программы управления поведением зависит от степени сходства оценок созданной среды реципиентом и ее организатором [34].

Бихевиористские приемы обучения

Юридические и религиозные законы являются обобщением опыта подкреплений в процессе повседневной общественной деятельности и, в большей или меньшей степени, окрашены культурально. Законы, выводимые в науке, представляют собой обобщения объективных законов подкрепления, независящих от культуральных и идеологических воззрений их носителей [56].

Современный бихевиоризм не ограничивается описанием топографии различных форм поведения. Он активно развиваться в различных направлениях, обогащаясь идеями системного подхода, методами математического и имитационного моделирования. Такой синтез идей позволяет совершенствовать процессы воспитания и обучения, в том числе, в высшем медицинском образовании.

Несмотря на то, что научное знание влияет на ноосферу в процессе индивидуальной деятельности, носящей отчетливый отпечаток личности исполнителя, деятельность, организованная по обобщенным правилам, добытым наукой, всегда оказывается эффективнее поведения, основанного на индивидуальном опыте, осложненном множеством случайных подкреплений. Научное знание представляет собой обобщенное подкрепление, повышающее эффективность адаптации к среде существования. Приобретение знаний и формирование мануальных навыков есть процесс совершенствования поведенческого репертуара.

На полученные знания влияет организация обучения. На различных этапах становления высшей школы наибольшее распространение получили информационный, операциональный и личностно ориентированный подходы [4].

Информационная модель обучения имеет основной целью приращение кристаллизованного интеллекта, который тесно связан как с невербальным, так и вербальным поведением. Он развивается под влиянием полученных подкреплений и представляет собой набор усвоенных правил и способов их применения с целью удовлетворения возникающих потребностей. Кристаллизованный интеллект и личный опыт предшествующих подкреплений являются основой мыслительных операций и воображения, направляющих поведение.

В современной высшей школе учебный процесс, организованный по информационной модели, позволяет использовать разнообразные формы обучения. В последнее время значительно расширился набор ресурсов информации. Появились учебное телевидение, новые аудио- и видеоносители, Интернет. Учебный процесс теперь может вестись дистанционно, в интерактивном режиме, с учетом индивидуальных особенностей студентов по скорости и способам усвоения учебного материала, уровня их подготовленности, мотивации и целей обучения. Качество знаний проверяется при помощи разветвленной системы текущего и рубежного контроля, которые могут проводиться в письменной и устной форме, индивидуально и в группе, в процессе личного собеседования и с использованием современных компьютерных тестов [61].

Обучение на основе информационного подхода способствует повышению уровня осведомленности, однако его преобладание в учебном процессе, как правило, приводит к возникновению значительной дистанции между уровнем теоретической подготовленности выпускника и его способностью эффективно применять полученные знания в практической деятельности. В профессиональном обучении знания инструментальны и их ценность определяется востребованностью в практической деятельности. Слабость информационного подхода состоит в том, что полученные подкрепления (знания) связаны не с актуальными, а потенциально возможными для данного человека потребностями, что замедляет процесс совершенствования базисного репертуара поведения.

При операциональном (операционно-деятельностном) подходе используется алгоритмизированное обучение. Его целью является усвоение учащимся алгоритмов профессиональной деятельности и поведения, которые ведут к желаемому результату (подкреплению). Навыки выполнения отдельных действий и видов трудовой деятельности составляют базисный репертуар профессионального поведения.

Операционно-деятельностный подход предполагает обучение в непосредственном контакте с объектом изучения, в условиях трудовой деятельности (среде), методом проб и ошибок. Для ускорения его процесса используются самые различные методы. Так, последнее время широко используются деловые игры. В процессе решения учебных задач, предусмотренных деловой игрой, обобщается опыт реагирования на различные подкрепления, выводятся необходимые в трудовой деятельности правила, ускоренными темпами совершенствуется базисный репертуар профессионального поведения.

Уровень готовности к самостоятельной деятельности определяется при помощи обратной связи, благодаря которой быстро устраняются неэффективные элементы базисного репертуара, которые заменяются более продуктивными алгоритмами. У студента формируется установка на успешную самостоятельную профессиональную деятельность, появляется уверенность в своей компетентности [5]. Сведения о достигнутых результатах (подкрепление) доставляются средствами обратной связи. Появляется возможность изменять сценарии развития учебной ситуации.

Управление процессом формирования базисного репертуара профессиональной деятельности осуществляется при помощи инструкций и указаний. По мере усвоения учащимся алгоритма действий, указания, с которых начинается обучение, постепенно сменяется инструкциями, которые даются только при необходимости.

Обучение, побуждение, помощь, подсказки (уточнение направления, способов деятельности) являются формами подкрепления, которые используются в учебном процессе. Различаются несколько форм подкрепления: первичное, условное и обобщающее, которые могут быть положительными и отрицательными.

Инструкции и указания регулируют процесс усвоения алгоритмов деятельности (поведения) на основе ее описания в соответствии с профессиональными компетенциями и социальными нормами. Ускорение овладения навыками происходит благодаря опережающему описанию предстоящих действий, этапов деятельности, возможных затруднений и способов их устранения. Поэтому принципиально важным является качественное составление инструкций.

Дополнительные указания требуются тогда, когда информации, содержащейся в инструкции, недостаточно. Указания, как часть алгоритмизированного обучения, содержат описание способов достижения положительного подкрепления, и их эффективность резко возрастает в том случае, если они содержат варианты достижения цели (адаптивного поведения, действий) [31; 52].

Инструктаж предполагает большую самостоятельность действий учащегося, чем указания, так как дает ему возможность и право действовать самостоятельно. Он организует нормативный алгоритм профессиональной деятельности, осуществляемой в штатных условиях. Инструкция может иметь письменную или устную форму. Деятельность по инструкции требует от учащегося значительных интеллектуальных усилий, так как осуществляется в новой для него ситуации методом проб и ошибок.

Применение иллюстраций с подробными пояснениями способствует ускорению обучения, так как подкрепление поступает сразу по двум сигнальным системам [3; 35]. Действия должностных лиц и эргономически проработанная производственная среда также являются своеобразными инструкциям, где используемые дефиниции и условные обозначения выполняют функцию подкреплений.

Скорость усвоения и готовность учащегося следовать инструкциям и распоряжениям наставника зависят от степени тех ограничений, которые они вносят в базисный репертуар его поведения. Уровень готовности следовать инструкциям и указаниям может регулироваться формой их изложения. Он повышается, если инструкции сопровождаются описанием предусмотренных положительных и отрицательных подкреплений [34], величины этих подкреплений, вероятности и сроков исполнения. Указание в инструкции простых решений повышает исполнительскую дисциплину. Мощным стимулом следования инструкциям является знание исполнителем, что нарушения могут стать источником дискомфорта для членов референтной группы [42].

Перечисление предусмотренных подкреплений может быть опущено в случае простоты их выполнения, высокой вероятности добровольного выполнения, конкретности, изложения в форме пожелания, а не требования [57]. Использование повелительного наклонения при инструктировании может порождать сопротивление [14]. Размер и форма письменных инструкций также влияют на вероятность их выполнения [38]. Наилучший результат достигается, когда они хорошо заметны, но не навязчивы. В последнем случае они могут вызывать обратный эффект [39].

Подсказка тоже является инструкцией, но она не формирует новых алгоритмов действий и деятельности, а только активирует элементы ранее сформированного репертуара поведенческих реакций. Они могут выполнять предупреждающую, пояснительную (указывающую приоритет), запрещающую, предписывающую, информирующую функции. Соответственно, подсказка может повышать или понижать вероятность желательного поведения, быть общим призывом, уточнением, которые регулируют вероятность определенных действий [34].

Наибольшее удовлетворение человек получает, имея возможность действовать самостоятельно, получая положительное подкрепление извне. Добровольное следование правилам является, по своей сути, деятельностью, направленной на избегание отрицательного подкрепления. Ощущение присутствия внешнего управления лишает действия исполнителя произвольности, понижает ощущение личной причастности. Ограничивающие свободу запреты порождают сопротивление [51].

Управление поведением при помощи среды может быть оформлено юридически, в виде закона, или таких подзаконных актов, как утвержденные правила, инструкции и др. Они могут излагаться как в письменной (приказ, распоряжение), так и устной (совет, предостережение) форме, носить облигатный или факультативный характер. Это могут быть неписаные законы, народная мудрость, в которой закреплена мораль определенного сообщества людей (обычаи, суеверия, общепринятые моральные нормы).

Неписаные законы неформальных объединений, как правило, более устойчивы и медленнее поддаются изменениям. В наиболее острых ситуациях они могут приводить к полному игнорированию требований, закрепленных юридически, особенно если они представляют собой отрицательное подкрепление. Вместе с тем и те, и другие, со временем подвергаются изменениям, скорость которых регулируется подкреплениями (созданными условиями), т.е. зависят от эффективности управления средой [54].

Наиболее действенным инструментом подкрепления (создания желаемой ситуации) являются взаимодополняющие друг друга нормативные правовые акты и неписаные законы. Они эффективнее управляющих воздействий отдельных людей, так как их подкрепляющее воздействие может превышать период человеческой жизни. В случае возникновения между ними противоречий, эффективность управления резко снижается. Поэтому необходимо постоянно следить, чтобы они не противоречили друг другу.

Универсальных техник, пригодных для любых ситуаций, не существует. Уточнение степени влияния отдельных видов подкрепления представляет собой самостоятельную задачу, иногда весьма сложную, требующую применения как описательных, так и количественных методов. Специальным является вопрос о соотношении в стимульной программе различных способов воздействия.

Индивид или группа людей всегда находятся под влиянием управленческих воздействий. Эффективное управление возможно лишь на основе знания взаимосвязей между внешними условиями и различными формами поведения. Наиболее эффективный базисный репертуар поведения формируется в соответствующих для этого условиях.

Эффективная управленческая деятельность задает вектор и динамику развития ноосферы. Она имеет своей целью создание гармоничных условий жизни. Эффективность предлагаемых решений зависит от возможности оценить промежуточные результаты, внести необходимые поправки в происходящие процессы. В случае принятия неверных или недостаточно эффективных управленческих решений, возникают «критические точки по разности ноосферных потенциалов», диспропорции и асинхронность развития отдельных элементов и ноосферы в целом [37].

Повышение эффективности алгоритмизированного обучения возможно за счет сокращения латентных периодов между поведенческими реакциями и подкреплением, изменения способов и соотношения положительного и отрицательного подкрепления, перераспределения их по формам поведения, изменения интенсивности подкрепления, дифференцировки или генерализации стимулов (условий среды) с учетом индивидуальных особенностей реципиента, использования мобильных средств для организации интерактивного обучения. В необихевиоризме активно разрабатываются технологии обучения с использованием мобильных средств [15].

При личностно-ориентированном подходе основной задачей обучения является формирование системы ценностных ориентиров, которые обеспечивают высокую заинтересованность, ответственность, творческое отношение учащегося к учебному процессу и практической деятельности. Она не снижает стандартов теоретической подготовки и прочности практических навыков профессиональной деятельности, но изменяет способы их достижения. Важнейшими элементами такого способа обучения являются формирование активной позиции ученика в процессе обучения, максимальное развитие у него творческой инициативы. Такое обучение не требует принуждения, а применение аверсивного контроля становится минимальным.

Основной функцией преподавателя становятся создание обстановки, благоприятной для творческого самовыражения, развития индивидуальности, самостоятельности учащихся, формирования у них системы ценностей, направленных на сознательную трудовую деятельность. В этом случае уровень осознанности и ответственности, зрелого отношения к учебному процессу, оказывается основным критерием оценки профессионального роста. Бихевиористские приемы управления поведением в этом случае сводятся к оказанию помощи учащемуся в виде ювелирно отточенных подсказок.

Система контроля и оценки знаний начинает выполнять функцию обратной связи, которая информирует учащегося о ходе процесса обучения. При этом между преподавателем и студентами (слушателями) складывается особый тип отношений, который может быть охарактеризован как сотрудничество, направленное на обеспечение максимальной продуктивности учебного процесса.

Если преподавателю удается сформировать у учащегося прочную связь между продуктивностью учебной деятельности и своевременно поступающим подкреплением, то обучение идет добровольно, инициативно, без принуждения. Наибольший эффект от подкрепления, поступившего из социальной и материальной среды, достигается в тех случаях, когда они адресованы непосредственно к личным потребностям учащегося. Это может быть указание на его персональные перспективы, точная оценка природного потенциала учащегося и его соотнесение с системой личных интересов.

Совокупность эффективных приемов удовлетворения потребностей образует базисный репертуар поведения – индивидуальный набор приемов удовлетворения потребностей. На бытовом языке это понятие близко понятию «накопленного жизненного опыта». При прогнозировании эффективности методики обучения возникает необходимость уточнения системы стимул-реактивных связей, работающих в конкретной ситуации, и возможные варианты их перераспределения, изменения знака, интенсивности, направленности воздействия. [53].

Бихевиористские приемы воспитания

В концепции Скиннера Б. Ф. признается существование наследственного фактора. Наиболее эффективные способы подкрепления создаются с учетом генетически наследуемых индивидуальных особенностей реципиента. Благоприятной для воспитания является материальная и социальная среда (родители, наставники, образовательное учреждение), способствующие максимальному развитию анатомо-физиологических задатков, которые, в свою очередь, ускоряют формирование эффективного базисного репертуара поведения. Подчеркивается, что наиболее эффективные методы воспитания и обучения нацелены на всестороннее развитие потенциала личности, который заложен в анатомо-физиологических задатках способностей каждого человека.

Совершенствование системы воспитания в поведенческой психологии связывается, в первую очередь, с улучшением технологии управления поведением средствами среды, организацией более совершенной системы подкреплений, целенаправленно меняющих менталитет и поведение людей. Изменив условия существования, изменится стиль жизни [55]. Любые формы поведения, в том числе и неэффективные способы социальной адаптации, представляют собой мультипликативный эффект, возникающий в результате воздействия большого числа факторов среды.

Дарвина Ч. указывает, что условием процветания любой нации, является создание и сохранение культурной среды. Она существенно снижает потери времени на личную защиту, оборонительные реакции, высвобождая его на созидательный, творческий труд. Такое устройство ноогенной среды формирует просвещенных, доброжелательных, патриотичных людей [55].

Социализация индивида, формирование личности происходит в процессе познания ею существующих в ноосфере причинно-следственных связей. Успешность продвижения по этому пути зависит от особенностей сформированного базисного репертуара поведения (его  дифференцированности и адекватности), глубины понимания личностью правил формирования связей между внешними стимулами и различными формами поведения. На интерпретацию ситуации влияют особенности кристаллического и флюидного интеллекта. Непременным условием успешной социализации человека является желание следовать действующим правилам, справедливость которых всегда остается относительной. Их нарушение порождает противодействие, усиление аверсивного контроля и наказания [25].

Управляющие воздействия осуществляются как первосигнальными, так и второсигнальными внешними воздействиями. Влиять на поведение человека можно, изменяя их направление и силу. Депривация повышает внушаемость и управляемость личности, которые усиливаются с ростом продолжительности депривации. В крайних случаях она может приводить к «обнаружению» несуществующих стимулов, галлюцинациям [2]. Недостаточно образованный человек более внушаем и управляем, но он обречен на отставание в современном высокотехнологичном мире. Сочетание высокого уровня профессиональной подготовки и активности с не менее высокой управляемостью наблюдается у узких специалистов.

Бихевиоризм дает свое толкование таким понятиям, как: «гуманизм», «счастье», «совестливость», «альтруизм», «этика», «самообладание», «ответственность», «принятие решения» и др. [41]. Так, понятие «гуманизм» имеет смысл только в контексте просоциального поведения в определенных условиях. Гуманное отношение к окружающим предполагает аналогичную ответную реакцию, что является примером управления поведением других людей. Это справедливо даже в случае, если гуманист не получает положительного подкрепления лично. То, что человек дает группе, вернется к нему. То, что референтная группа дает человеку сейчас, она вернет себе позже. Кроме того, просоциальное поведение может быть способом избегания наказания, результатом страха противодействия. Просоциальное поведение, следование логике «как аукнется, так и откликнется», есть пример условнорефлекторных связей высшего порядка.

По Дарвину Ч. альтруистическое поведение способствует выживанию вида. Его причиной может быть родительский инстинкт, который способствует формированию позитивного отношения к ноогенной среде. Вместе с тем такие личностные качества, как гуманизм, эмпатийность, моральная чистота – есть результат влияния социальной среды. Причиной просоциального поведения может быть как эмпатия, так и ответная реакция на оказываемое давление (сопротивление), запускающего инстинкт видового самосохранения, следование логике теории разумного эгоизма (Локк, Гоббс и др.).

Сводом непреходящих основ базисного репертуара поведения человека, многократно проверенного на протяжении всей истории человечества, является религиозная мораль. Тому доказательством является сходство этических норм поведения, закрепленных во всех основных теологических учениях [56].

Методы управления, применяемые в процессе воспитания и обучения, некоторые медицинские манипуляции иногда бывают неприятными, порождая противодействие. Сопротивление порождается ограничением личной свободы или избыточным положительным подкреплением третьей стороны. Противодействие может принимать пассивные формы сопротивления (саботаж, дезертирство, отступничество, предательство) или активно-оборонительные реакции (нападение, акции протеста, забастовки).

Ситуацию можно изменить системой положительных и отрицательных подкреплений. Однако использование неадекватных подкреплений приводит к конфликтам. Иногда воздействие и ответная реакция оказываются равными друг другу. Часто они разведены во времени. В отдельных случаях, некоторое время может сохраняться неустойчивое равновесие сил, которое может быть урегулировано инициативной стороной.

Если субъекту управления не оставить возможности избежать отрицательного подкрепления, то управляющие подкрепления порождают немедленное противодействие. Причиной такой резкой реакции является инстинкт самосохранения. Неожиданная и быстрая активно-оборонительная реакция управляемой системы дает ей некоторые шансы на выживание. Отсроченное ответное противодействие, сопротивление менее заметно, но приводит к истощению и последующей гибели биосоциальной системы.

При использовании неверных, неэффективных приемов управления система «человек-среда» может начать саморазрушаться. Существуют типичные саморазрушающие алгоритмы поведения системы [43]:

–  сиюминутное и гарантированное положительное подкрепление одного члена группы и отдаленное отрицательное подкрепление всех остальных членов группы. Как вариант – неравномерное распределение в производственном коллективе обязанностей и вознаграждения;

–  сиюминутное положительное подкрепление берет верх над отдаленными отрицательными подкреплениями в виде утраты внешней привлекательности и здоровья (например, переедание, курение);

–  избегание немедленного отрицательного подкрепления превышает преимущества отдаленного положительного подкрепления. (Откладывание визита к врачу сильнее риска возникновения серьезных осложнений).

Управляющая система призвана ограничивать деструктивное поведение путем введения системы ограничений, таких как законы и апелляция к общественной морали, использование независимой судебной системы. Все эти меры призваны обеспечить быстрое пресечение деструктивного поведения, которое имеет реальную возможность развиться до обращения пострадавшей стороны за действенной защитой, оставляющей ей возможность избежать отрицательного подкрепления.

Управление и контроль поведения человека были, есть и всегда будут. Поэтому история развития цивилизации – есть история смены одних способов управления другими. Главными инструментами управления являются государство, общественные и частные институты, господствующая идеология, системы образования и здравоохранения. Однако управление не следует смешивать с манипуляцией.

В социальной и материальной среде работают сходные правила управления. Отличительной особенностью социальной среды является наличие морали, но и она является следствием влияния среды. Возможность отстаивать свои взгляды, освобождение человека от эксплуатации, преследования со стороны социального окружения, существование эффективных инструментов снижения вредных влияний материальной среды, являются главными достижениями цивилизации, которые делают возможным дальнейшее развитие науки, искусства, межличностных контактов, порождают ощущение свободы.

«Добровольно» перенести отрицательное подкрепление, наказание, не совершая при этом попыток его избежать, позволяют волевые усилия. Они представляют собой результат оценки соотношения системы отсроченных положительных и отрицательных подкреплений при различных вариантах поведения.

Права и обязанности личности могут быть интерпретированы в терминах управления, регуляции поведения средствами материального и социального подкрепления. Ответственность – это не личностное качество, а знание соотношения положительных и отрицательных подкреплений, которые последуют в результате совершения определенных действий, входящих в базисный репертуар поведения. Поступают ответственно, когда ожидают, что отрицательное подкрепление со стороны социальной среды превысит положительное подкрепление. Поступают безответственно в случае, когда полагают, что положительное подкрепление превысит отрицательное подкрепление, исходящее от социальной среды. Отстаивать права – значит угрожать нарушителю инструментами аверсивного контроля.

Принуждение позволяет добиться немедленного результата, но при этом часто порождает ненависть по отношению к управленцу. Так как положительное подкрепление не порождает сопротивления, то наиболее эффективные системы управления нацелены на создание ситуаций, когда человек добровольно следует желаемым формам поведения, сохраняя при этом ощущение личной свободы. Правильно подобранные способы подкрепления образуют среду, в которой сведены к минимуму методы принуждения (аверсии). Управление не порождает сопротивления, если используется метод убеждения, изменяющий личную точку зрения, сохраняющий ощущение самостоятельности принимаемых решений.

Открытое управление, хотя и признается большинством людей как необходимое условие существования человеческого сообщества, все-таки воспринимается большинством негативно, как ущемляющее личную свободу, принуждение, манипулирование, порождающие сопротивление. Скрытый контроль не вызывает таких чувств. Поэтому ощущение личной свободы является одним из наиболее важных показателей эффективности действующей системы управления поведением.

Демократия – это форма противодействия большого числа людей попыткам манипулировать их поведением. Она понижает ощущение присутствия внешнего управления. При демократии широко используется убеждение, представляющее собой описание возможных положительных и отрицательных подкреплений в случае следования или сопротивления управляющим воздействиям. Так, во избежание принуждения, обращаясь к нарушителям, часто используются призывы следовать правилам, быть ответственными (осознать, что ситуация превышения положительного подкрепления над отрицательным может быть устранена).

Обсуждения этики поведения, личных (проблем саморегуляции) и моральных дилемм, связанных с проблемами социального сотрудничества, на современном этапе получили свое развитие в телеологическом бихевиоризме [46]. Devine J., Gilligan J., Miczek K. A. et.al. [58] рассматривают эффективность, положительные и отрицательные стороны таких способов борьбы с насилием в обществе, как: наказание, уничтожение, снижение целесообразности применения насилия как способа достижения краткосрочных и долгосрочных целей.

Таким образом, при всех возражениях, накопившихся у представителей других психологических направлений к бихевиористской модели формирования профессионального поведения, деятельности, компетенций, в целом поведенческая психология остается одним их ведущих подходов в теории и практике управления. Бихевиоризм продолжает вносить существенный вклад в процесс гуманизации методов управления, что способствует сдерживанию принуждения, насилия, жестокой эксплуатации человека человеком, делая людей более свободными и счастливыми [56]. Дальнейшее развитие бихевиоризма позволит существенно повысить эффективность существующих методик воспитания и обучения в высшей медицинской школе.

 

    Литература

  1. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере / В. И. Вернадский // Труды биогеохимической лаборатории. – М., 1980. – Т. 16. – С. 212-223.
  2. Зейгарник Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 287 с.
  3. Исмаилов А. И. Профилактика стоматологических заболеваний у лиц с умственной отсталостью: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.21 / А. И. Исмаилов. – М., 2008. – 24 с.
  4. Кудрявая Н. В. Педагогика в медицине: учеб. пособие для вузов / Н. В. Кудрявая. – М.: ACADEMIA, 2006. – 320 с.
  5. Молчанова А. С. Применение компьютерных деловых игр при изучении экономических дисциплин студентами медицинских специальностей / А. С. Молчанова, С. В. Герасимова // Психология и педагогика в высшем медицинском образовании: сборник науч. статей фак-та педагогики. – М., 2010. – С. 63-69.
  6. Молчанов А. С. Технология управления поведением по Б. Ф. Скиннеру / А. С. Молчанов // Педагогика и психология в высшем медицинском образовании: сборник науч. статей фак-та педагогического образования в высшей медицинской школе. – М.: МГМСУ, 2011. – Ч. 1. – С. 27-38.
  7. Молчанов А. С. Бихевиористский подход в образовании / А. С. Молчанов // Педагогика и психология в высшем медицинском образовании: сборник науч. статей фак-та педагогического образования в высшей медицинской школе. – М.: МГМСУ, 2011. – Ч. 1. – С. 38-47.
  8. Применение методов поведенческой психологии в стоматологии / А. С. Молчанов, Е. Н. Анисимова [и др.] // Педагогика и психология в высшем медицинском образовании: сборник науч. статей фак-та педагогического образования в высшей медицинской школе. – М.: МГМСУ, 2011. – Ч. 3. – С. 146-152.
  9. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – С. 368-369.
  10. Скиннер Б. Ф. Оперантное поведение / Б. Ф. Скиннер // История зарубежной психологии. – М., 1986. – С. 60-95.
  11. Фрейджер Р. Радикальный бихевиоризм. Б. Скиннер / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 127 с. – (Университетская б-ка).
  12. Ярошевский М. Г. История психологии / М. Г. Ярошевский. – М.: Мысль, 1985. – 575 с.
  13. A  behavior-based  model  for  pedestrian  counter  flow  /  W.  G.  Weng  [et al.]  //  Physica A-Statistical Mechanics and Its Applications. – 2007. – Vol. 375 (2). – P. 668-678.
  14. A salience theory of learning and behavior: With perspectives on neurobiology and cognition / D. M. Rumbaugh, J. E. King [et al.] // International Journal of Primatology. – 2007. – Vol. 28 (5). – Oct. – P. 973-996.
  15. Aleksy M. Architecture for the development of context-sensitive mobile applications / M. Aleksy, T. Butter, M. Schader // Mobile Information Systems. – 2008. – Vol. 4. – P. 105-117.
  16. Applied Social Psychology Annual / ed. Bickman. – New York: Plenum, 1980.
  17. Bandura A. Social learning theory. Englewood cliffs / A. Bandura. – NJ: Prentice Hall, 1977. – 247 p.
  18. Barolli L. Mobile systems and applications / L. Barolli, H. Hsu, Y. Shibata // Mobile Information Systems. – 2008. – Vol. 4. – P. 77-79.
  19. Baum W. M. What is Radical Behaviorism? A Review of Jay Moore's Conceptual Foundations of Radical Behaviorism / W. M. Baum // J. of the Experimental Analysis of Behavior. – 2011. – Vol. 95 (1). – P. 119-126.
  20. Baum W. M. Evasion, Private Events, and Pragmatism: A Reply to Moore's Response to My Review of Conceptual Foundations of Radical Behaviorism / W. M. Baum // J. of the Experimental Analysis of Behavior. – 2011. – Vol. 95 (1). – P. 141-144.
  21. Baum W. M. Understanding Behaviorism: Behavior, Culture and Evolution / W. M. Baum. – 2nd edition. – Wiley-Blackwell, 2005. – 328 p.
  22. Bedau H. A. Feinberg's Liberal Theory of Punishment, Buffalo Criminal Law Review / H. A. Bedau. – 2001. – Vol. 5. – P. 103–144.
  23. Bell P. A. The effect of punishment probability on overconsumption and stealing in a simulated commons / P. A. Bell, T. R. Petersen, J. Hautaluoma // J. of Applied Social Psychology. – 1989. – Vol. 19. – P. 1483-1495.
  24. Bem D. J. Self-Perception Theory / D. J. Bem // In L. Berkowitz (Ed.), Advances in Experimental Social Psychology. – New York: Academic Press, 1972. – Vol. 6. – P. 1-62.
  25. Brechner K. C. An experimental analysis of social traps / K. C. Brechner // J. of Experimental Social Psychology. – 1977. – Vol. 13. – P. 552-564.
  26. Brechner K. C. Superimposed schedules applied to rent control. Economic and Game Theory / K. C. Brechner. – 2003
  27. Cannon W. B. Again the James-Lange and the Thalamic Theories of Emotion / W. B. Cannon // Psychological Review. – 1931. – Vol. 38. – P. 281-295.
  28. Clark P. H. The Development of Anti-litter Behavior in a Forest Campground / P. H. Clark, J. C. Hendee, R. L. Burgess // JABA. – 1972. – Vol. 5. – P. 1-5.
  29. Cone J. Environmental Problems / J. Cone, S. Hayes // Behavioral Solutions. – Brooks-Cole, Monterey, CA, 1980.
  30. Doroshow D. B. An Alarming Solution Bedwetting, Medicine, and Behavioral Conditioning in Mid-Twentieth-Century America / D. B. Doroshow // ISIS. – 2010. – Vol. 101 (2). – P. 312-337.
  31. Einsfeld K. Interconnected media for human-centered understanding / K. Einsfeld, A. Ebert, J. Wölle // In: Proceedings of the International Workshop on Human-Centered Multimedia. – Bavaria, Germany, 2007. – P. 67-76.
  32. Forbes A. G. Behaviorism: A Framework for Dynamic Data Visualization / A. G. Forbes, T. Hollerer, G. Legrady // IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics. – 2010. – Vol. 16 (6). – P. 1164-1171.
  33. Foxall G. R. Explaining consumer choice: Coming to terms with intentionality / G. R. Foxall // Behavioral Processes. – 2007. – Vol. 75 (2). – P. 129-145.
  34. Geller E. S. Preserving the Environment: New Strategies for Behavior Change / E. S. Geller, R. A. Winnett, P. B. Everett. – New York: Pergamon Press, 1982.
  35. Interaction and user experiences with multimedia technologies: challenges and future topics / A. Scherp, F. Nack [et al.] // In: Proceedings of the 2008 ACM International Workshop on Human-Centered Multimedia, 2008. – P. 1-6.
  36. Kalva H. Architecting ambient intelligence systems / H. Kalva, B. Furht // In: Proceedings of the 2008 ACM International Workshop on Human-Centered Multimedia, 2008. – P. 57-60.
  37. Kaplan R. The Experience of Nature: a Psychological Perspective / R. Kaplan, S. Kaplan. – New York: Cambridge Univ. Press, 1989. – 340 p.
  38. Laramee R. S. How to Write a Visualization Research Paper: A Starting Point // Comput. Graph. Forum, 2010. – Vol. 29 (8). – P. 2363-2371.
  39. Luyben P. D. Effects of Informational Prompts on Energy Conservation in College Classrooms / P. D. Luyben // J. of Applied Behavior Analysis. – 1980. – Vol. 13. – P. 611-617.
  40. Moore J. W. The effects of videotape modeling on staff acquisition of functional analysis methodology / J. W. Moore, W. W. Fisher // J. of Applied Behavior Analysis. – 2007. – Vol. 40. – P. 197-202.
  41. Morris E. K. Ecological Psychology in Context / E. K. Morris // J. of the Experimental Analysis of Behavior. – 2009. – Vol. 92 (2). – P. 275-304.
  42. Pallack M. S. Commitment and Energy Conservation / M. S. Pallack, D. A. Cook, J. J. Sullivan // In: Applied Social Psychology Annual / ed. L. Bickman. – Beverly Hills, CA: Sage, 1980. – Vol. 1. – P. 235-253.
  43. Platt J. R. Percentile Reinforcement: Paradigms for Experimental Analysis of Response Shaping / J. R. Platt // In: The Psychology of Learning and Motivation / ed. G. H. Bower. – New York: Academic Press, 1973. – Vol. VII: Advances in Research and Theory. – P. 271-296.
  44. Rachlin H. Notes on discounting / H. Rachlin // J. Exp. Anal. Behavior. – 2006. – Vol. 85 (3). – May. – P. 425–35.
  45. Rachlin H. Understanding Behaviorism: Behavior, Culture and Evolution / H. Rachlin, M. Frankel // J. of the Experimental Analysis of Behavior. – 2009. – Vol. 92 (1). – Jul. – P. 131-137.
  46. Rachlin H. How Should We Behave? A Review of Reasons and Persons / H. Rachlin // J. of the Experimental Analysis of Behavior. – 2010. – Vol. 94 (1). – Jul. – P. 95-111.
  47. Ravon D. The not-so-simple introduction of cognitivism into behavior therapy / D. Ravon // PSN-Psychiatrie Sciences Humans Neurosciences. – 2010. – Vol. 8 (4). – Nov. – P. 207-218.
  48. Reich J. W. Reactance and norm appeal in anti-littering messages / J. W. Reich, J. L. Robertson // J. of Applied Social Psychology. – 1979. – Vol. 9 (1). – P. 91-101.
  49. Shimp C. P. Quantitative behavior analysis and human values / C. P. Shimp // Behavioral Processes. – 2007. – Vol. 75 (2). – Jun. – P. 146-155.
  50. Skinner B. F. The Behavior of Organisms: An Experimental Analysis / B. F. Skinner. – New York: Appleton-Century-Crofts, 1938.
  51. Skinner B. F. Science and Human Behavior / B. F. Skinner. – New York: Macmillan, 1953.
  52. Skinner B. F. The science of learning and the art of teaching / B. F. Skinner // Harvard Educational Review. – 1954. – Vol. 24 (2). – P. 86-97.
  53. Skinner B. F. Verbal Learning / B. F. Skinner. – New York: Appleton-Century-Crofts, 1957.
  54. Skinner B. F. The Analysis of Behavior: A program for self-instruction / B. F. Skinner. – New York: McGraw-Hill, 1961.
  55. Skinner B. F. The Technology of Teaching / B. F. Skinner. – New York: Appleton-Century-Crofts, 1968.
  56. Skinner B. F. About behaviorism / B. F. Skinner. – New York: Knopf, 1974.
  57. Stern P. C. Managing Scarce Environmental Resources / P. C. Stern, S. Oskamp // In: Handbook of Environmental Psychology / ed. D. Stokols, I. Altman. – New York: Wiley, 1987. – P. 1043-1088.
  58. The Behavioral economics of violence / J. Devine [et al.] // Youth Violence: Scientific Approaches  to  Prevention.  Annals  of  the  New  York Academy of Science, 2004. – 1036. – P. 325-335.
  59. Witkowski M. An action-selection calculus / M. Witkowski // Adaptive Behavior. – 2007. – 15 (1). – P. 73-97.
  60. Yu P. Blinds, fuzziness and habitual domain tools in decision making with changeable spaces / P. Yu, Y. Chen // Human Systems Management. – 2010. – Vol. 29 (4). – P. 231-242.
  61. Zhao S. The application of competency-based talent assessment systems in China / S. Zhao, J. Du // Human Systems Management. – 2011. – Vol. 30, N. 1-2. – P. 23-37.

 

 

Ссылка для цитирования

Молчанов А.С. Бихевиористский подход в профессиональной подготовке медицинских работников. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 6. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player