Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Когнитивные и смысловые особенности отношения к своей внешности женщин с челюстно-лицевым дефектом

Сулимовская Е. И. (Москва)

 

 

Сулимовская Елена Ивановна

–  кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии факультета клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета.

E-mail: elsulim@mail.ru

 

Аннотация. Исследование когнитивных и смысловых особенностей отношения к своей внешности женщин с челюстно-лицевым дефектом рассматривается как совокупность позитивных детерминант и клинико-психологических факторов, затрудняющих адаптацию. Проведено эмпирическое клинико-психологическое исследование. Смысловые отношения женщин с дефектом внешности характеризуются дифференцированностью, опосредованностью и эмоциональной неоднозначностью. Когнитивная точность восприятия пациентками своего тела и внешности не отличается от таковых у нормативных женщин.

Ключевые слова: клиническая психология, женщины с дефектом внешности, эмоционально-смысловое отношение к внешности, когнитивная точность восприятия, телесный образ Я.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Отечественная клиническая психология на современном этапе развития характеризуется расширением предмета исследований, появлением новых практических задач и новых форм «культурной патологии» [6]. С другой стороны, клиническая психология, как входящая в комплекс наук о психическом здоровье, все больше ориентируется на разработку проблем, связанных с формированием, развитием и сохранением здоровья. Одним из относительно новых разделов клинической психологии является психология здоровья, частью задач которой является исследование «связи психических процессов поведения со здоровьем и болезнью» [4]. Таким образом, современные экспериментально-психологические работы все больше уделяют внимание проблемам «обычного» поведения лиц без выраженных расстройств психики в связи со здоровьем и болезнью.

В контексте упомянутых проблем клинической психологии представляется актуальным проведение эмпирических исследований, связанных с исследованием психологических проблем внешности людей с видимыми отличиями, а также лиц, ориентированных на изменение своего внешнего облика [5]. В фундаментальном исследовании Баранской Л. Т. [1], посвященном индивидуальной адаптации пациентов пластической хирургии, анализируются такие параметры, как социально-психологические характеристики, особенности ценностно-смысловой сферы личности, межличностные отношения, когнитивная структура, самооценка и уровень притязаний. Автор выделяет «погранично – нарциссический синдром» пациентов, характеризующийся размытой структурой Я-концепции, недостаточной способностью к рефлексии и когнитивной дифференцированностью, нереалистичностью притязаний, неустойчивой самооценкой, эмоциональной лабильностью [1].

Традиционная клинико-психологическая направленность сохраняется в отношении исследования пациентов, оперирующихся в связи с наличием эстетических дефектов внешности. Отмечаются трудности адаптации таких лиц; особенности мотивационных и поведенческих установок, связанных с негативным восприятием собственной внешности; сниженный уровень удовлетворенности собственной внешностью, принятия себя, самооценки и уровня притязаний; трудности восприятия себя с точки зрения социальных взаимодействий; повышенная эмоциональная сензитивность; специфические типы реагирования на фактор стигматизации и проч. [2; 6; 8; 9; 10].

Вместе с тем, Рамси Н. и Харкорт Д. [5], анализируя зарубежные клинико-психологические исследования, посвященные психологическим вопросам внешности у людей с видимыми отличиями, отмечают односторонний характер этих работ и называют подобное отношение «контрпродуктивным». Оно заключается во внимании к негативным переживаниям, рискам психологической травмы и нарушению деятельности, вредящим здоровью и адаптации. Тем самым поднимается вопрос изучения позитивных переживаний и психологических особенностей, способствующих адаптации лиц с черепно-лицевыми заболеваниями.

Данная работа посвящена попытке «сбалансированного» анализа клинико-психологических особенностей лиц с дефектом внешности. Психологические характеристики пациенток рассматриваются как совокупность позитивных переживаний, личностных детерминант в сочетании с клинико-психологическими факторами.

Целью настоящего исследования явилось изучение и описание комплекса смысловых и когнитивных особенностей отношения к своей внешности женщин с челюстно-лицевым дефектом.

В качестве задач мы выделяем исследование смысловой ориентации женщин с челюстно-лицевым дефектом в сравнении с нормативной группой; исследование телесного образа Я женщин с челюстно-лицевым дефектом в сравнении с нормативной группой; исследование эмоционально-смыслового отношения к деталям внешности женщин с челюстно-лицевым дефектом в сравнении с нормативной группой.

Для обсуждения и анализа мы представляем часть экспериментальных данных дипломных проектов Ожогиной О. и Платоновой М, выполненных под нашим руководством на кафедре клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета.

В рамках экспериментально-психологического исследования было обследовано 55 женщин: 30 женщин с врожденным челюстно-лицевым дефектом и 25 здоровых женщин. Экспериментальную группу составили женщины 25-30 лет с врожденным челюстно-лицевым дефектом, которым было показано хирургическое лечение по поводу мезиальной или дистальной окклюзии и расщелины губы. Мезиальная и дистальная окклюзия является генетической патологией и связана с черепно-лицевой деформацией, а расщелина губы – врожденным небно-глоточным дефектом. У всех женщин челюстно-лицевой дефект выражен внешне. Исследование проводилось на базе Стоматологического комплекса МГМСУ отделения челюстно-лицевой, пластической, экто- и эндо- протезирования и кафедры госпитальной стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.

В контрольную группу вошли женщины 20-35 лет без дефекта внешности, которые не планируют осуществлять хирургические вмешательства, связанные с изменением внешности.

Обе выборки испытуемых уравнены по образовательному уровню (имеют неполное высшее и высшее образование), социальному статусу (60% женщин в обеих группах имеют стабильный личный доход). В браке состоят 22% женщин экспериментальной группы и 27% – в контрольной группе.

В исследовании использовались методики: «тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) в адаптации Леонтьева Д. А., методика исследования телесного образа М. Фельденкрайза в адаптации Соловьевой И. А., цветовой тест отношений Эткинда А. М.

Для исследования особенностей смысловой ориентации и устойчивости женщин с дефектом внешности использовалась методика «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО). Подсчет результатов и интерпретация производились по пяти субшкалам: «цели», «процесс», «результат», «локус контроля Я», «локус контроля жизни». Также рассчитывался общий показатель «осмысленности жизни».

Методика «Телесный образ Я» М. Фельденкрайза использовалась для исследования  особенностей субъективного образа тела. Процедура исследования заключается в измерении физических параметров тела испытуемого. Измеряются «представления» испытуемого о деталях своего тела (высота головы, высота ноги, ширина талии и проч.), которые затем сравниваются с их реальными характеристиками. Разница между результатами измерения каждого физического параметра составляет величину когнитивного искажения образа физического тела.

Цветовой тест отношений (ЦТО) А. Эткинда использован для диагностики эмоционально-ценностного отношения испытуемых к тем или иным объективным понятиям. Данный метод позволяет исследовать существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе, которые отражаются в цветовых ассоциациях. В перечень слов-стимулов включены понятия, связанные с внешностью («моё тело», «моя грудь», «моё лицо», «мои глаза», «мой нос», «мои губы», «мой рот») и самоотношением («Я сама», «Я в будущем», «Я глазами других», «Я, какой бы я хотела быть»). Полученные первичные результаты обрабатывались с помощью ранжирования и применения кластерного анализа.

Результаты исследования излагаются в соответствии с тремя использованными методиками.

1.  Результаты исследования женщин с челюстно-лицевым дефектом и «нормативных» женщин по методике «СЖО».

Оценка значимости полученных результатов выполнена с помощью U-критерия Манна-Уитни, предназначенного для оценки различий между двумя группами. Также приведено сравнение показателей субшкал теста СЖО с нормативной группой по данным литературы [5]. Результаты сравнительного анализа и показатели субшкал теста СЖО экспериментальной, контрольной и нормативной группы представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1.

Значение субшкал теста СЖО экспериментальной (женщины с челюстно-лицевым дефектом),  контрольной и нормативной групп.

 

Из таблицы 1 следует, что экспериментальная группа имеет более высокие значения по всем субшкалам. Наблюдаются статистически значимые различия между экспериментальной и контрольной группой, а также нормативными данными теста (p<0,05). Существенные различия для экспериментальной группы получены по шкалам «процесс», «результат», «локус контроля жизни», а наибольшие различия – по шкале «осмысленность жизни». В контрольной группе (по сравнению с нормативными данными) завышены показатели по субшкалам «цель», «локус контроля Я», а наибольшие различия – по шкале «осмысленность жизни».

2.  Результаты исследования телесного образа Я по методике М. Фельденкрайза.

При выполнении методики Фельденкрайза были получены результаты субъективных оценок параметров тела и лица испытуемыми, которые сопоставлены с реальными размерами этих частей тела, полученными путем измерения. Разница между этими двумя измерениями по каждому параметру, составившая когнитивное искажение, представлена в таблице 2.

 

Таблица 2.

Разница субъективной и объективной оценки физических параметров тела в группе женщин с челюстно-лицевым дефектом (экспериментальная группа) и нормативных женщин  (контрольная группа)

 

Как следует из представленных данных, не наблюдается статистически значимых различий между степенью когнитивного искажения при восприятии собственного тела в экспериментальной и контрольной группах. Женщины с челюстно-лицевым дефектом и женщины нормативной группы допускают одинаковые неточности при субъективном измерении деталей своего тела. Диапазон ошибок в обеих группах вариативен, однако не достигает степени статистической значимости.

3.  Результаты по методике «цветовой тест отношений» (ЦТО).

Первичные результаты обработаны с помощью кластерного анализа (метода средней связи). Построено два дерева классификаций, соответствующих контрольной и экспериментальной группам. Полученные диаграммы позволили выделить крупные (общие) классы, объединенные на низких уровнях сходства, и мелкие классы, объединенные на более высоких уровнях сходства.

Вначале мы рассмотрим результаты кластеризации в контрольной группе. Классификационное дерево для нормативной (контрольной) группы представлено на диаграмме 1.

 

Диаграмма 1. Дерево классификации понятий для контрольной группы.

 

Классификационное дерево контрольной группы включает два больших класса понятий. Первый большой класс объединяет различные понятия, имеющие общее негативное эмоционально-смысловое отношение («люди, которых не люблю», «унижение», «равнодушие», «враг» и т.д.). Во второй класс входят понятия, объединяемые положительной эмоционально-смысловой тональностью («я, какой хотела бы быть», «друзья», «радость», «доверие» и т.д.).

В более мелких подклассах (группах) элементы внешности и тела (в своем субъективном, смысловом отношении к этим понятиям) входят в разные подклассы и имеют различное смысловое позитивно окрашенное отношение. Например, в одну смысловую группу включены понятия «наслаждение, спокойствие, будущее, я сама, мое тело». Другую смысловую группу образуют понятия «мой нос, моя грудь, люди».

Далее мы рассмотрим результаты классификации понятий в экспериментальной группе. Дерево классификации понятий для экспериментальной группы (женщин с челюстно-лицевым дефектом) представлено на диаграмме 2.

 

Диаграмма 2. Дерево классификации понятий для экспериментальной группы.

 

В экспериментальной группе определяются четыре крупных класса и несколько мелких подклассов, понятия в которых имеют более тесную смысловую связь.

Результаты классификации понятий на классы и подклассы для экспериментальной группы более подробно представлены в таблице 3.

 

Таблица 3.

Классификация понятий в экспериментальной группе

 

Обсуждение результатов исследования.

Представляем обсуждение результатов исследования по отдельным методикам.

1.  Представленные данные по методике СЖО свидетельствуют о завышенных показателях по всем шкалам в группе женщин с челюстно-лицевым дефектом. Если рассматривать эти результаты вне клинического и экспериментального контекста, то все женщины данной группы обладают высокой осмысленностью и целеустремленностью жизни, удовлетворенностью своими достижениями, самодостаточностью, способностью управлять своими решениями и поступками. Вместе с тем, завышенные результаты по всем шкалам заставляют вспомнить, что данная методика относится к опросникам, фиксирующим собственные (желательные) представления испытуемых о себе и своей жизни.

Полученные данные, по нашему мнению, могут свидетельствовать о наличии двух тенденций. С одной стороны, женщины с челюстно-лицевым дефектом сосредоточены на достижении результатов и целей в своей жизни, уверены в возможностях управления и контроля своими действиями, у них высокое мнение о своей самодостаточности и удовлетворенности жизнью. С другой стороны, подобные результаты могут наблюдаться у лиц со стремлением предъявлять социально желательные ответы, декларировать свои суждения, заявлять о своих возможностях, что может и не соотноситься с их реальными жизненными достижениями.

Клинико-психологическая парадигма предусматривает интерпретацию полученных данных в контексте выявления показателей, затрудняющих личностный рост и адаптацию лиц с дефектом внешности. Под этим углом зрения женщины с челюстно-лицевым дефектом предстают как эмоционально незрелые личности с поверхностными суждениями, трудностями осмысления и интегрирования реальных фактов, склонностью игнорировать объективные факты, тенденцией подменять реальные цели желательными утверждениями.

С другой стороны, выделенные выше психологические особенности могут свидетельствовать об определенном этапе личностного развития женщин с челюстно-лицевой патологией, их выраженной мотивационной готовности к жизненным свершениям, уверенности в своих силах, умении отвлечься от фрустрирующих неблагоприятных сигналах внешнего окружения. Подобная картина очерчивает потенциальные ресурсы для личностного развития этих женщин, их выраженную мотивационную напряженность, готовность к изменениям.

2.  Представленные данные по методике Фельденкрайза, на наш взгляд, являются определяющими для понимания глубины имеющихся психологических особенностей женщин с врожденным челюстно-лицевым дефектом. Когнитивный аспект восприятия внешних характеристик собственного тела, обеспечивающий точность в оценке собственной внешности, в группе женщин с челюстно-лицевым дефектом не имеет выраженных отличий от показателей нормативной группы. Процедура измерения параметров своего тела, максимально свободная от контекста социальной желательности и механизмов личностной защиты, свидетельствует об адекватности когнитивных процессов восприятия женщин экспериментальной группы.

В связи с указанными результатами хотелось бы обсудить следующую проблему. Если обратиться к зарубежным источникам, в настоящее время констатируется рост внимания и недовольства своей внешностью у лиц без физических дефектов и психических отклонений. В литературе введено понятие «нормативного недовольства» собственной внешностью [5], характерного для большинства современных людей. В связи с этим обсуждается роль социокультурных влияний на самооценку внешности, активное давление социально-экономических стереотипов [6]. Это проявляется, в том числе, в виде склонности к построению имплицитных теорий личности на основе механизма проекции (оценка личностных характеристик человека на основе его внешних характеристик). На наш взгляд, полученные данные свидетельствуют о едином, социально обусловленном, механизме функционирования восприятия как здоровых женщин, так и женщин с челюстно-лицевым дефектом.

3.  Представленные данные по методике ЦТО для экспериментальной группы отличаются по количеству выделяемых классов от таковых в контрольной группе. Для экспериментальной группы характерна поляризация всего массива понятий в четыре класса, а для контрольной группы – в два класса. Следовательно, в группе женщин с челюстно-лицевым дефектом смысловое поле более детализировано (дифференцировано) и имеет более разнообразный эмоционально-смысловой спектр отношений.

Понятия, относящиеся к внешности, в экспериментальной группе и контрольной группе испытуемых образуют различные смысловые связи. Так, в группе женщин с челюстно-лицевым дефектом понятие «мое тело» имеет смысловое объединение с понятием «моя грудь» и через общее позитивное эмоциональное отношение связано с понятиями, относящимися к микросоциальному окружению («моя мать», «мой дом», «мои друзья» и т.д.). Понятия «мой рот» и «мое лицо» образуют единое смысловое поле с обобщенными макросоциальными и медицинскими категориями («операция», «врач», «люди», «работа»). В контрольной же группе эти понятия имеют иные, более однозначные смысловые связи. Например, понятие «мое лицо» объединено в один подкласс с понятиями «красота», «мое тело» и «я сама».

В экспериментальной группе понятия, связанные с телом и лицом, не имеют тесной связи с такими интегративными понятиями, как «я сама» и «красота». Эти понятия образуют смысловые связи с понятиями «жизнь» и «любовь», включаются в единое поле с понятиями, связанными с идеалами и представлением о будущем.

Таким образом, смысловые отношения женщин с челюстно-лицевым дефектом отличаются большей дифференцированностью по сравнению с группой нормативных женщин. Детали телесного образа имеют неоднозначную эмоциональную окраску и связаны, в первую очередь, с абстрактными понятиями, относящимися к идеалам и будущему.

Выводы

1.  Женщины с челюстно-лицевым дефектом имеют завышенные показатели смысложизненной ориентации по сравнению со здоровыми женщинами. Тенденция подменять реальные цели желательными утверждениями, склонность к предъявлению социально желательных суждений у пациенток с врожденным дефектом внешности сочетается с субъективной уверенностью в контроле и управлении своей жизнью, высокой мотивационной напряженностью и готовностью к жизненным изменениям.

2.  Для женщин с челюстно-лицевым дефектом и здоровых женщин, когнитивная точность восприятия физических характеристик своего тела и внешности не имеет существенных различий.

3.  Смысловые отношения к деталям телесного образа у женщин с челюстно-лицевым дефектом характеризуются дифференцированностью, опосредованностью и неоднозначностью, тогда как здоровым женщинам свойственно общее позитивное отношение к деталям своего лица и тела.

4.  Психологические характеристики женщин с челюстно-лицевым дефектом целесообразно рассматривать как совокупность позитивных переживаний, личностных детерминант и клинико-психологических показателей, затрудняющих индивидуальную адаптацию.

 

    Литература

  1. Баранская Л. Т. Факторы риска расстройств личностной адаптации у пациентов эстетической хирургии: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.04: защищена 15.10.10 / Л. Т. Баранская. – М., 2010. – 44 с.
  2. Ермолаева А. В. Скрытая мотивация пациентов эстетической хирургии: некоторые подходы к анализу проблемы / А. В. Ермолаева // Эстетическая медицина. – 2002. – Т. 1, № 4. – С. 288-292.
  3. Клиническая психология: словарь / под ред. Н. Д. Твороговой. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 416 с.
  4. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. – 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 17 с.
  5. Рамси Н. Психология внешности / Н. Рамси, Д. Харкорт; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с. – (Мастера психологии).
  6. Суэми В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности/ Пер. с англ., СПб.: Питер, 2009.
  7. Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации // Психол. ж., 2005, том 26, с. 16-24.
  8. Хритинин Д.Ф., Дударева А.П. Клиническая картина депривационных расстройств у пациентов с челюстно-лицевыми деформациями // Научно-практический журнал «Психическое здоровье», 2009, № 1 (32).
  9. Шафирова Е.М. Изменения в самопознании у подростков с врожденной расщелиной верхней губы после проведения реконструктивной операции. Автореф. дис. канд. психол. н., Москва, 2004.
  10. Pruzinsky T. Body image adaptation to reconstructive surgery for acquired disfigurement, in Cash T. F. and Pruzinsky T. (eds) Body Image: Handbook of Theory, Research and Clinical Practice, 2002, pp. 440-449.

 

 

Ссылка для цитирования

Сулимовская Е.И. Когнитивные и смысловые особенности отношения к своей внешности женщин с челюстно-лицевым дефектом. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 6. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player