Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Психологический стресс у педагогов,
проходящих процедуру аттестации

Новикова И. А., Зехова М. С. (Архангельск)

 

 

Новикова Ирина Альбертовна

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии ГОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» г. Архангельск.

E-mail: ianovikova@mail.ru

 

Зехова Маргарита Сергеевна

–  специалист отдела аттестации педагогических и руководящих работников ГОУ «Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» г. Архангельск.

E-mail: ritakuba@rambler.ru

 

 

Аннотация. С целью выявления особенностей психологического стресса у педагогов, проходящих процедуру аттестации, было обследовано 200 педагогов. Выявлено, что каждый второй педагог во время прохождения процедуры аттестации испытывает стресс высокой или средней степени интенсивности. Наиболее частыми стрессорами во время аттестации являются повышение нагрузки, отсутствие свободного времени для отдыха, конфликты, оценочное отношение со стороны экспертов, боязнь публичных выступлений и открытых мероприятий. У педагогов в значительной мере преобладают эмоционально-ориентированные способы совладания со стрессом.

Ключевые слова: психологический стресс, педагоги, аттестация.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Существенные преобразования, произошедшие в культурной, социально-экономической и политической жизни Российского государства предопределили появление новых ценностей в образовании. Все это повлияло не только на подготовку специалистов в системе профессионального образования, но и на аттестацию педагогических работников, которая должна осуществляться адекватно требованиям как самой личности педагога, так и требованиям рынка труда.

Многие исследователи [1; 2; 4; 5] отмечают, что профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных видов социальной активности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов. К стрессогенным факторам в профессиональной деятельности педагогов относятся проблемы, связанные с аттестацией педагогических работников.

Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям к квалификации при присвоении им категорий. Одной из задач аттестации является стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников. При присвоении квалификационной категории педагогам предъявляются высокие требования ко всем аспектам педагогической деятельности: знаниям, педагогическим умениям и способам, результатам деятельности и, конечно, к профессионально значимым качествам личности.

Педагоги, проходящие процедуры аттестации, вынуждены работать в условиях, вызывающих огромное эмоциональное напряжение. Проявления психологического стресса у педагогов разнообразны и обширны: фрустрированность, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение. Состояние стресса нередко приводит к предпосылке различных заболеваний. Часть педагогов отказываются от прохождения аттестации по причине неудовлетворительного состояния здоровья [3].

В этих условиях актуально изучение проблемы психологического стресса у педагогов, проходящих процедуру аттестации.

 

Цель исследования: выявить особенности психологического стресса у педагогов, проходящих процедуру аттестации.

Материал и методы исследования

Было обследовано 200 педагогов, проходящих процедуру аттестации на базе ГОУ «Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» г. Архангельск. Возраст обследуемых был в диапазоне от 22 до 62 лет; средний возраст – 36,2±2,6 лет. Все педагоги женского пола. Среди них: учителя – 17 %, заместители руководителей – 29,5 %, воспитатели – 36 %, педагоги-организаторы – 17,5 %.

Использовались следующие методики исследования: анкета «Стресс во время аттестации», опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса, тест «Определение нервно-психического напряжения» Т. Немчина, индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчик, характерологический опросник К. Леонгарда – Н. Шмишека.

Статистическая обработка результатов проводилась с помощью SPSS 17.0. В работе использовались: критерий Спирмена (r), U-критерий Манна-Уитни, Т- критерий Вилкоксона.

Результаты и их обсуждение

В ходе анализа результатов анкетирования были выявлены следующие признаки переживаемого стресса у педагогов во время аттестации.

Физиологические признаки стресса отмечались у 28,7% испытуемых. Данные распределились следующим образом: повышенная утомляемость – 61,5%; усталость – 59,5%; боли (головы, в груди, животе, спине, шее) – 48%; бессонница – 47%; расстройство желудочно-кишечного тракта – 46,5 %; слабость – 33 %; сонливость –  30,0%; повышение потливости – 29,5 %; сильное сердцебиение – 21 %; трудности с глотанием пищи, сухость во рту – 15,0%; головокружение – 15,0%; мышечные боли – 15,0%; обострение аллергических реакций – 12,0%; тошнота – 12,0%; сексуальные расстройства – 9,0%; подверженность травмам – 5,5%.

Психологические признаки стресса были обнаружены у 33,6% опрошенных, среди них: беспокойство – у 78,5%; озабоченность – 56,0%; тревожность – 54,5%; психическая напряженность – 51,0%; повышенная возбудимость – 49,5%; раздражительность – 39,0%; путаница мыслей – 32,5 %; депрессия – 27,5 %; ощущение беспомощности, страха – 26,0%; плохое настроение – 26,0%; гнев – 22,0%; невозможность сосредоточиться – 21,5%; отдаленность от людей – 18,0%; агрессивность – 12,5%; состояние прострации – 12,5%; ночные кошмары – 11,5%.

Поведенческие признаки стресса выявлялись у 8,4% испытуемых; среди них можно отметить: импульсивность поведения – 23,0%; частые откладывания дел – 16,5%; потеря интереса к внешнему облику, своему имиджу – 12,5%; кусание ногтей –11,0%; неусидчивость, постоянное перемещение в пространстве – 11,0%; чрезмерное употребление лекарств – 9,0%; перекладывание предметов с места на место – 9,0%; нервный смех – 8,0%; приступы плача – 7,0%; перебирание предметов в руках – 7,0%; ненормативная лексика – 6,5%; частое курение – 5,0%; транжирство – 3,5%; хронические опоздания – 2,5%; скрежетание зубами – 2%; частое употребление алкоголя – 1,5%.

Таким образом, большинство педагогов (78,5%) чувствовали беспокойство в связи с ситуацией аттестации. Каждый второй ощущал усталость, повышенную утомляемость, тревожность, психическую напряженность, повышенную возбудимость, раздражительность, боли (головы, в груди, животе, спине, шее), расстройство желудочно-кишечного тракта, бессонницу.

По результатам исследования все педагоги были разделены по уровню стресса на три группы: первая группа (23,6 %) – испытывающих сильный стресс во время прохождения аттестации; вторая группа (22%) – умеренный стресс; третья группа (54,4%) – небольшой стресс или не отмечают признаков стресса. Следовательно, почти каждый второй педагог во время прохождения процедуры аттестации испытывал стресс высокой  или средней степени интенсивности.

Анализ результатов исследования позволил выделить три группы стрессогенных факторов, воздействующих на педагогов во время аттестации:

1.    стрессоры, зависящие от условий труда:
—   перегрузки на работе в целом (78,5 %);
—   отсутствие свободного времени для отдыха (56,0 %);
—   срочные дополнительные задания (16,5%);
—   необходимость быстрого переключения с одной деятельности на другую (12,5 %);
—   некомфортные условия труда (2,5%);
—   отсутствие методической литературы и методической помощи (1,5%).

2.    стрессоры, зависящие от личностных качеств:
—   боязнь оценочного отношения со стороны экспертов (51,0 %);
—   боязнь публичных выступлений, открытых мероприятий (48,0 %);
—   неумение организовать рабочее время (18,0 %);
—   повышенная возбудимость, эмоциональность, тревожность (16,5 %);
—   чувство высокой ответственности (14,5%);
—   низкая или завышенная самооценка (12,5%);
—   боязнь администрации (6,0 %);
—   нехватка знаний в области профессиональной деятельности (1,5 %).

3.    стрессоры, обусловленные межличностным общением:
—   конфликтные отношения с коллегами, детьми, родителями, администрацией (48,0 %);
—   неадекватная оценка профессионального труда администрацией, экспертами, коллегами (32,5%);
—   недоверие со стороны администрации (11,0 %);
—   психофизиологическая несовместимость с экспертами (3,5%).

Исходя из этого, можно сказать, что стресс во время аттестации связан, прежде всего, с повышением нагрузки и отсутствием свободного времени для отдыха, с различного рода конфликтами (с коллегами, детьми, родителями, администрацией), и обусловлен боязнью оценочного отношения со стороны экспертов, боязнью публичных выступлений, открытых мероприятий.

В ходе исследования были получены следующие результаты по опроснику «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса:

1.  Конфронтация, активные усилия: спорт, фитнес (67,0%), интенсивный физический труд (32,0%), покричать (7,0%).

2.  Дистанцирование от ситуации: разговор на отвлеченные темы (21,0%), буду другую проблему решать, постараюсь забыть ситуацию, избегание разговоров и встреч с неприятными людьми (3,5 %).

3.  Самоконтроль по урегулированию своих чувств и действий: самовнушение, самоуспокоение (28,5%), релаксация (18,0%), аутотренинг (17,0%), дыхательные упражнения (14,5%), самомассаж, массаж (10,5%), медитация, молитва, занятия йогой (3,5%).

4.  Поиск социальной поддержки (эмоциональной, действенной, информационной): поддержка, сопереживание родных и близких (25,0%), разговор со значимым лицом (20,0%), беседа с коллегами, с кем-либо (7,0%).

5.  Бегство-избегание (мысленное стремление или поведенческие усилия): сон (50,0%), отдых на природе (42,0%), слушание музыки, смена деятельности (25,0%), прогулка (21,0%), чтение литературы, журналов (18,5%), баня, сауна (17,0%), просмотр кинофильмов, посещение театра, концерта (14,0%), принятие лекарств, успокоительного, занятие хобби (10,5%), выпивка, шопинг (7,0%), дача, отпуск или отгул, курение, еда (3,5%),

6.  Планирование решения проблемы, усилия по изменению ситуации: план действий (8,0%), постановка цели (2,5%).

Таким образом, было установлено, что у педагогов во время аттестации в значительной мере преобладают эмоционально-ориентированные способы совладания со стрессом.

По индивидуально-типологическому опроснику у педагогов (рис. 1) отмечались средние значения по показателям спонтанности и агрессивности, что отражает уверенные тенденции к самоутверждению, активной самореализации, стремлению к отстаиванию своих интересов, преобладанию позитивной самооценки. У педагогов показатели сензитивности и тревожности имели высокие значения, что говорит о наличии таких особенностей личности как повышенная тревожность, впе¬чатлительность и чувствительность к давлению окружающей среды.

 

Рисунок 1. Личностные характеристики по индивидуально-типологическому опроснику (Л. Н. Собчик) (в баллах).

 

Анализ характерологических особенностей педагогов по опроснику К. Леонгарда – Н. Шмишека (рис. 2) показывает наличие признаков акцентуации черт характера по педантичному, застревающему, экзальтированному, демонстративному, гипертимному, эмотивному типам, что указывает на их повышенную активность, оптимизм, потребность в самовыражении, неспособность к переменам, склонность к порядку, чувствительность, яркие экзальтированные реакции, смену настроения.

С помощью корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи между доминирующими копинг-стратегиями и личностными особенностями, типом акцентуации характера, уровнем нервно-психического напряжения у педагогов.

 

Рисунок 2. Характерологические особенности педагогов по опроснику К. Леонгарда – Н. Шмишека (баллы).

 

Выделены личностные особенности педагогов, применяющих эмоционально-ориентированные копинг-стратегии в стрессовых ситуациях. Полученные результаты показали, что чаще применяют бегство-избегание педагоги, у которых высокий уровень  лабильности (r = 0,472) и экстраверсии (r = 0,592), и низкий – тревожности  (r = -0,38). Самоконтроль больше всего применяют педагоги с низким уровнем интроверсии (r = -0,496).

Выяснены личностные особенности педагогов, применяющих проблемно-ориентированные копинг-стратегии в стрессовых ситуациях. Чаще принимают ответственность в стрессовых ситуациях педагоги с высоким уровнем тревожности.

Копинг-стратегию «конфронтация» чаще применяют педагоги с выраженными чертами педантичного (r = 0,477), экзальтированного (r = 0,511), циклоидного типов (r = 0,471), а самоконтроль – с демонстративным типом (r = 0,531). Копинг-стратегию «бегство-избегание» применяют педагоги с выраженными чертами характера гипертимного (r = 0,38), и реже – дистимичного типа (r = - 0,418).

Выделены типы акцентуации характера педагогов, применяющих проблемно-ориентированные копинг-стратегии в стрессовых ситуациях. Принимают ответственность в стрессовых ситуациях чаще педагоги с выраженными чертами тревожного типа (r = 0,401). К  положительной переоценке стрессовой ситуации  прибегают педагоги  педантичного типа (r = 0,431).

Результаты корреляционного анализа показали прямые взаимосвязи между копинг-стратегиями такими, как принятие ответственности (r = 0,454), планирование (r = 0,466) и  уровнем нервно-психического напряжения.

Полученные результаты показали, что чем больше уровень нервно-психического напряжения, тем чаще применяют в стрессовых ситуациях такие копинг-стратегии как «принятие ответственности»  и «планирование».

Выводы

1.  Большинство педагогов, проходящих процедуру аттестации, имеют признаки психологического стресса. Чувствуют беспокойство 2/3 педагогов; каждый второй – ощущает усталость, повышенную утомляемость, озабоченность, тревожность, психическую напряженность, повышенную возбудимость, раздражительность, боли (головные, в груди, животе, спине, шее), расстройство желудочно-кишечного тракта, бессонницу. Более половины педагогов во время прохождения процедуры аттестации испытывает стресс высокой или средней степени выраженности.

2.  Стрессорами во время аттестации для 1/2 педагогов служат повышение нагрузки, отсутствие свободного времени для отдыха, конфликты (с коллегами, детьми, родителями, администрацией), оценочное отношение со стороны экспертов, боязнь публичных выступлений, открытых мероприятий.

3.  У педагогов во время аттестации в значительной мере преобладают эмоционально-ориентированные способы совладания со стрессом, и в меньшей степени – проблемно-ориентированные, связанные с преобразованием самой ситуации, изменения некоторых аспектов своей деятельности.

4.  Имеются взаимосвязи между эмоционально-ориентированными копинг-стратегиями и личностными особенностями педагогов:

—   конфронтация свойственна педагогам с выраженными чертами педантичного, экзальтированного и циклоидного типов;

—   самоконтроль характерен педагогам с низким уровнем интроверсии, демонстративного типа;

—   бегство-избегание присуще педагогам с высоким уровнем лабильности и экстраверсии, низкой тревожностью, чертами гипертимного типа.

5.  Существуют взаимосвязи между проблемно-ориентированными копинг-стратегиями и личностными особенностями педагогов:

—   принимают ответственность в стрессовых ситуациях чаще педагоги с выраженными чертами тревожного типа, высоким уровнем тревожности и нервно-психического напряжения;

—   планирование свойственно педагогам с высоким уровнем нервно-психического напряжения;

—   к положительной переоценке стрессовой ситуации чаще прибегают педагоги педантичного типа.

 

    Литература

  1. Анисимова О. А. Стресс и профессиональное здоровье педагога / О. А. Анисимова // Психолог в школе. – 2000. – № 1-2. – С. 100-107.
  2. Маркова А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
  3. Пряжников Н. С. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога / Н. С. Пряжников, Е. Г. Ожогова // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 2. – C. 87-95.
  4. Реан А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей / А. А. Реан, А. А. Баранов // Вопр. психологии. – 1997. – № 1. – С. 45-54.
  5. Субботин С. В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / С. В. Субботин. – Пермь, 1992. – 48 с.

 

 

Ссылка для цитирования

Новикова И.А., Зехова М.С. Психологический стресс у педагогов, проходящих процедуру аттестации. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 5. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player