ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА КОНТИНГЕНТА, ЗАТРОНУТОГО ЭПИДЕМИЕЙ ВИЧ/СПИДа
(рецензия на учебное пособие Н.В. Александровой, М.Ю. Городновой, Э.Г. Эйдемиллера
«Современные модели психотерапии при ВИЧ/СПИДе. Учебное пособие для врачей и
психологов». – СПб.: Речь, 2010. – 191 с.)
Гречаный С.В. (Санкт-Петербург)
Гречаный Северин Вячеславович
– кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой
психиатрии и наркологии СПбГПМА.
E-mail: svgrechany@mail.ru
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Продолжающаяся эпидемия ВИЧ-инфекции среди населения страны требует от
специалистов компетенций не только в области эпидемиологии,
инфекционных и соматических болезней, но и в области смежных дисциплин:
медицинской психологии, психиатрии и психотерапии. Оказание
ВИЧ-позитивным пациентам и их окружению мультидисциплинарной помощи
требует от помогающих специалистов умений работы в команде, что должно
определяться общими целями, задачами, подходами и понятным для всех
участников бригады языком. Данное рецензируемое учебное пособие,
предназначенное прежде всего для психиатров, психотерапевтов,
психологов, тем не менее, представляет несомненный интерес для врачей
других специальностей, медицинских и социальных работников, педагогов,
вовлеченных в систему оказания помощи людям живущим с
ВИЧ-СПИДом. Подобных изданий, содержащих наряду с изложением
теоретического материала практические приемы и технологии работы с
пациентами и их семьями, нет.
В учебном пособии подробно излагаются личностно-психопатологические
характеристики больных ВИЧ/СПИДом, экспериментально-психологические
исследования больных. Отдельная глава посвящена
экспериментально-психологическому исследованию группы матерей
ВИЧ-инфицированных детей. Подробно изложена этапность, лечебные
факторы, особенности проведения интегративной психотерапии с
ВИЧ-инфицированными пациентами. Представлена модель психотерапии с
членами семей ВИЧ-инфицированных детей, обращено внимание на описание
проблематики и возможности психотерапевтической коррекции.
Значительное место отведено описанию семейной психотерапии с пациентами
с ВИЧ/СПИДом. Подробно изложены психологические проблемы, испытываемые
членами семей, описана модель семейной психотерапии и приведен фрагмент
сеанса семейной психотерапии с гомосексуальной парой и комментарий к
нему.
Важной частью пособия является глава, посвященная профилактике
«синдрома сгорания» у персонала отделений для
ВИЧ-инфицированных. В этой главе, помимо описания психологических
проблем персонала, работающего с взрослыми пациентами и отделения для
ВИЧ-инфицированных детей, предлагается конкретная форма работы с
персоналом, направленная на профилактику «синдрома
сгорания».
В учебном пособии существенное место занимает глава, посвященная
психотерапии наркозависимых больных ВИЧ/СПИДом. В данной главе подробно
изложены социопсихологические характеристики ВИЧ-позитивного
наркологического больного. Описаны подходы в оказании наркологической,
психологической и социальной помощи, реализуемые в США и Франции.
Проведено сравнение со стандартными видами отечественной помощи данной
категории больных. Обоснована и представлена этапность психотерапии.
Подробно описана программа по формированию установки и приверженности к
ВААРТ у больных с наркозависимостью в условиях наркологического
стационара. Даны комментарии к темам и заданиям, выполненных
участниками программы. Особое внимание уделено работе в команде, как
единственной возможности оказания эффективной и действенной помощи
наркозависимым пациентам с ВИЧ-позитивным статусом.
Психотерапевтический подход рассмотрен как системообразующий для работы
мультидисциплинарной команды, который позволяет делать пациента все
более и более доступным для многопланового вмешательства и для
глубинной психотерапии.
Несомненным достоинством пособия является иллюстрация описанной
технологии практическими примерами и наличие комментарий, все главы
снабжены заданиями для самоконтроля. Ясный доступный язык пособия, не
перегруженный специальной терминологией, делает его доступным для
понимания специалистами разных областей.
Рекомендовано в Учебно-методическое объединение по медицинскому и
фармацевтическому образованию вузов России для присвоения грифа УМО в
качестве учебного пособия для послевузовского профессионального
образования врачей и психологов.
Ссылка для цитирования
Гречаный С.В. Психотерапия и психопрофилактика контингента, затронутого
эпидемией ВИЧ/СПИДа рецензия на учебное пособие Александрова Н.В., Городнова М.Ю.,
Эйдемиллер Э.Г. Современные модели психотерапии при ВИЧ/СПИДе. Учебное пособие
для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2010. – 191 с.)
[Электронный ресурс] //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 3. URL: http://
medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|