Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Архив номеров
На правах рукописи

На правах рукописи

 

 

ВОРОНИНА Светлана Николаевна

 

 

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

В РАЗВИТИИ СОМАТИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

 У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 (на примере бронхиальной астмы)

 

 

Специальность 19.00.07 – «Педагогическая психология»

 

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

 кандидата психологических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль – 2006

 

 

Работа выполнена на кафедре общей и социальной психологии

 ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический

 университет имени К.Д. Ушинского»

 

Научный руководитель:                                            доктор психологических наук,

                                                                                        профессор

                                                                                        Поваренков Юрий Павлович           

Официальные оппоненты:                                        доктор психологических наук,

                                                                                         доцент

                                                                                         Иванова Наталья Львовна

                                                                                         кандидат психологических наук,

                                                                                         профессор

                                                                                         Урванцев Леонид Петрович

Ведущая организация:                                                ГОУ ВПО «Томский государственный

                                                                                         университет», г. Томск

                       

 

Защита состоится «14» июня 2006 г. в   часов на заседании диссертационного совета К 212.307.04 в Ярославском государственном университете им. К.Д. Ушинского по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108, ауд. 203.

 

 

                        Отзывы на автореферат присылать по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, кафедра общей и социальной психологии.

 

 

                        С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ЯГПУ им. К.Д. Ушинского по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108.

 

 

Автореферат разослан «12» мая 2006 г.

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета                                                                Огородникова Л.А.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы исследования. В последние годы в отечественной науке возрос интерес к механизмам возникновения,  течения и лечения психосоматических расстройств у детей. Актуальность этой проблемы очевидна, специалисты оценивают распространенность таких расстройств в диапазоне от 40-68% от числа обратившихся за помощью к детским врачам общего профиля (Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко, Д.Н. Исаев).

Одним из наиболее часто встречающихся на сегодняшний день психосоматозов является бронхиальная астма. Распространенность ее в детской популяции составляет 5-10%. Среди этиологических факторов бронхиальной астмы в качестве наиболее значимых большинство специалистов перечисляют аллергию (А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина), особенности центральной нервной системы (ЦНС) и вегетативной нервной системы (ВНС) (В.В. Петраш, Г.Б. Федосеев, И.И. Балаболкин),  инфекции и психологические (обычно эмоциональные) явления (Г.Б. Федосеев, С.Ю. Куприянов, L. Rees, V. Weizsacker, М. Fuchs, Е. Heim).   В психологических факторах выделяют  внутренние и внешние условия. Особое место среди внутренних условий принадлежит некоторым особенностям личности ребенка, связанных с психическим инфантилизмом, повышенной тревожностью, эмоциональной лабильностью, сниженной самооценкой, агрессивностью, направленной на окружающих (В.И. Горемыкин, А.А. Протопопов,  Е.Ю. Соловьева, Mayer and Weitermeyer) . К факторам внешних условий относятся: неправильное воспитание, неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия, трудности адаптации к детскому саду и школе (L. Rees, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко).

Несмотря на многочисленность отечественных и зарубежных исследований в этой области, многие вопросы связанные с провоцирующей ролью психологических факторов в формировании БА у детей не решены.  По мнению Н.Д. Былкиной это объясняется противоречивостью результатов исследований, каждая теория уязвима для критики, исследования имеют обычно описательный характер, выводы авторов страдают чрезмерной обобщенностью. Далеко не всегда используются надежные психодиагностические методики, адекватные целям исследований. Наконец, часто остается неясным, были ли выявленные психологические особенности присущи больным до начала заболевания или же они обусловлены болезнью. Последнее утверждение особенно проблематично, так как все исследования психологического статуса при бронхиальной астме проводятся у детей школьного возраста, когда болезнь уже имеет «достаточный стаж» (Е.Ю. Соловьева, В.И. Горемыкин,  А.А. Протопопов).

На наш взгляд, в настоящее время при исследовании психологических факторов бронхиальной астмы необходимо переходить от концептуальных моделей, представляющих линейную зависимость, к моделям системным, многофакторным и многоуровневым, включающим психологические, социальные и биологические факторы, сложным образом взаимодействующие при данном заболевании. Только при таких условиях будет возможна реализация одной из наиболее важных задач исследуемой проблемы, а именно разработка научных основ комплексного подхода к профилактике, лечению и реабилитации детей с хроническим соматическим заболеванием, включающего наряду с лечебной работой с самим ребенком, психологическую работу с его семьей.

Цель: Выявить психологическое влияние материнского отношения и качеств личности матери на развитие бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста с учетом особенностей соматического, социального и психологического статусов ребенка.

Объект – родительское отношение в семьях детей – астматиков

Предмет  материнское отношение и качества личности матери, воспитывающей ребенка - астматика.

Гипотезы исследования:

1.       При одинаковом соматическом и социальном статусах детей, определенное сочетание личностных качеств матери и особенностей материнского отношения может носить патогенный характер и приводить к развитию заболевания (бронхиальная астма).

2.       При одинаковом соматическом и социальном статусах детей, определенное сочетание личностных качеств матери и особенностей материнского отношения может быть саногенным и удерживать ребенка на уровне предболезни.

Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:

1.      Обозначить основные теоретические положения и экспериментальные факты, касающиеся родительского отношения и личностных качеств матерей в семьях, воспитывающих ребенка с соматическим заболеванием.

2.      Определить специфику материнского отношения и личности матерей, воспитывающих ребенка с бронхиальной астмой.

3.      Выявить типы материнского отношения, которые приводят к развитию бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста.

4.      Выявить качества личности матери, которые влияют на развитие бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста.

5.      Определить механизм влияния материнского отношения на развитие бронхиальной астмы у детей.

6.       На основе проведенного исследования и данных имеющихся в литературе сформулировать основные принципы и задачи психологического консультирования родителей, воспитывающих детей - астматиков.

           

Теоретико-методологическая основа исследования:

  • основные положения о структуре, функциях и детерминантах детско-родительских отношений (А.Я. Варга, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров,  А.Е. Личко, Р.Ж. Мухамедрахимов, А.В. Петровский, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская, В.Г. Хоментаускас,  Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис);
  • основные положения концепции культурно-исторического развития ребенка (Л.С. Выготский) и их использование для изучения телесности человека (Г.А. Арина, В.В. Николаева, Е.Т. Соколова, А.Ш. Тхостов);
  • современные представления об особенностях детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих соматически ослабленного ребенка (Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев, В.А. Ковалевский, В.В. Николаева, Е.Т. Соколова);
  • психосоматическая системная модель развития заболеваний (С.Ю. Куприянов, Н.Д. Семенова, R. Liebman, U. Maeser);
  • принцип системного подхода к исследованию психики (Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Карпов, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков).

Научная новизна:

  1. Дана комплексная характеристика соматического, социального и психологического статусов дошкольников, страдающих бронхиальной астмой и детей из группы риска по формированию заболевания.
  2. Установлено, что на развитие бронхиальной астмы влияет эмоциональное отвержение матерью ребенка, скрывающееся под «маской» тревоги, активный доминантный консерватизм матери, низкий уровень экспрессивности в семье, ориентация семьи на достижения, высокая степень семейной организации.
  3. Выявлена система саногенных факторов при риске развития бронхиальной астмы: эмоциональное принятие матерью ребенка, интроверсия, сообразительность и адекватная самооценка матери, высокий уровень экспрессивности в семье, низкая степень семейной организации.
  4. Установлено, что одним из механизмов влияния материнского отношения на развитие бронхиальной астмы у детей является противоречие между эмоциональной и поведенческой стороной отношения матери к ребенку, способствующее формированию условной желательности болезни для семьи.

Теоретическая значимость исследования.

  1. Раскрыты возможности комплексного подхода к изучению психологических факторов приводящих к развитию бронхиальной астмы у детей.
  2. Подтверждена роль фактора психологического влияния материнского отношения на развитие бронхиальной астмы у детей.
  3.  Расширены представления о роли родительского отношения и личностных качеств матери в развитии бронхиальной астмы.
  4. Подтверждена гипотеза о том, что адекватная концепция развития бронхиальной астмы у детей должна строиться с учетом биологических, социальных и психологических факторов.
  5. Уточнены и конкретизированы научные основы комплексного подхода к профилактике, лечению и реабилитации детей с бронхиальной астмой.

 Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут использоваться для  совершенствования критериев донозологической диагностики бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста. Комплекс методов, применявшихся в исследовании, может быть рекомендован для обследования семей, воспитывающих детей – астматиков или детей из группы риска по развитию бронхиальной астмы. На основе данных этого обследования и сформулированных общих принципов и задач психологического консультирования семей, воспитывающих ребенка – астматика, возможно построение психокоррекционной работы с семьями детей – астматиков, проведение индивидуальных консультаций и групповых занятий, цель которых – оптимизация детско-родительских отношений. 

Надежность и достоверность исследования обеспечивалась теоретическим анализом исследуемой проблемы, использованием комплекса методов и методик, адекватных предмету, целям и гипотезам исследования, применением статистических методов обработки данных, сочетанием качественного и количественного анализа данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. На развитие бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста влияют следующие особенности семейного окружения, родительского отношения и личности матери: низкая степень экспрессивности, высокая ориентация семьи на достижения, высокий уровень семейной организации и высокое значение для семьи морально-нравственных аспектов; эмоциональное отвержение матерью ребенка, скрывающееся под «маской» тревоги; активный доминантный консерватизм матери.
  2. Системой факторов семейного окружения, родительского воспитания и личности матери, удерживающей ребенка на уровне предболезни, является следующая: высокая степень экспрессивности,  низкий уровень семейной организации и низкое значения для семьи морально-нравственных аспектов; эмоциональное принятие матерью ребенка; интровертированность, сообразительность, активность и адекватная самооценка матери.
  3. Патогенным фактором, провоцирующим развитие бронхиальной астмы у ребенка с наследственной и конституциональной предрасположенностью к данному заболеванию, является эмоциональное отвержение ребенка матерью, скрывающееся под «маской» тревоги и опеки. Бронхиальная астма становится условно желательной и для матери и для ребенка, поскольку мать уделяя время и силы лечению, пытается самооправдаться, а ребенок за счет болезни восполняет дефицит в эмоциональном общении с матерью. Болезнь становится хронической и лечение не помогает.
  4. Психологическое консультирование семей, воспитывающих соматически ослабленного ребенка должно опираться на принцип комплексного психологического обследования семьи и решать следующие задачи: формировать адекватное отношение родителей к болезни ребенка; расширять представления родителей о семейных факторах, обуславливающих развитие соматического заболевания; выявлять пути  влияния семейных факторов на возникновение и развитие соматического заболевания; работать над развитием личностных качеств матери и осуществлять помощь родителям в выборе правильной тактики воспитания ребенка.

Характеристика выборки: В исследовании приняли участие 70 детей в возрасте 3-6 лет и их матери. Группу бронхиальной астмы (ГБА) составили 40 детей с бронхиальной астмой (БА) в межприступном периоде болезни. Группу высокого риска (ГВР) составили 30 детей из «группы риска» по возникновению БА.

  Отбор и наблюдение за состоянием здоровья испытуемых на протяжении 3-х лет, проводил врач-педиатр. За этот период бронхиальной астмой из группы риска заболело 9 детей, а из ГБА у 11 детей приступы повторялись, эти испытуемые составили экспериментальную группу 1 (ЭГ1). Остальные дети по результатам клинического обследования, были отнесены к категории соматически ослабленных детей, но не имеющих хронического заболевания. Таким образом, в экспериментальную группу 2 (ЭГ2), вошли 50 детей. Общий объем выборки составил 140 человека, скомпонованных в 70 диад.

Задачи исследования реализовывались с помощью комплекса клинико-психолого-педагогических методов и конкретных методик: наблюдение; интервьюирование; клинико-анамнестический метод; метод экспертных оценок; методика «Анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса; 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла; Тест «Дом. Дерево. Человек»; Тест «Несуществующее животное». Все данные обрабатывались в соответствии с ключами методик и подвергались статистической обработки с помощью непараметрических критериев Вальда – Вольфовица (Z) и Манна – Уитни (U) и факторного анализа.

Апробация и внедрение результатов исследования:

      Основные положения и некоторые итоги исследования были представлены на заседаниях кафедры общей и социальной психологии, кафедры специальной (коррекционной) педагогики Ярославского государственного педагогического университета (ЯГПУ), кафедры поликлинической педиатрии Ярославской государственной медицинской академии (ЯГМА). Теоретические и эмпирические результаты исследования отражены в восьми статьях и докладах, сделанных на межвузовских, региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях в 2002-2006 гг.:   на всероссийском конгрессе «Социальная психология 21 столетия»  (Ярославль, 2002 г.), на научно-практической конференции  « Психическое здоровье, социально-психологическая поддержка детей и подростков: состояние и перспективы» (Кострома, 2002 г.), на научной конференции посвященной памяти А.В. Брушлинского «Психология современных междисциплинарных исследований» (Москва, 2002), на 19 научно-практической конференции «Актуальные проблемы аллергологии и иммунологии» (Ярославль, 2003 г.), на 11 съезде медицинских и фармацевтических работников Ярославской области (Ярославль, 2003 г.), на  международной научно-практической конференции «Педагогические чтения им. К.Д. Ушинского» (Ярославль 2005 г.).  

            Материалы диссертационного исследования используются автором для проведения просветительской  и консультативной работы с родителями, воспитывающими детей с соматическими заболеваниями. Результаты исследования включены в курс «Психология больного ребенка», который читается на дефектологическом факультете ЯГПУ и в электив,  проводимый на педиатрическом факультете ЯГМА. На основании материалов диссертационного исследования подготовлен цикл занятий для врачей и медицинских сестер детских поликлиник, который проводится на базе Детской клинической больницы №3 г. Ярославля.

Структура и объем работы.

            Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения с выводами. Объем диссертации  179 страниц. Работа проиллюстрирована 16 таблицами, 8 рисунками, 18 приложениями. Библиографический список содержит 244 источника из них 54 на иностранном языке.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

            Во введении представлена общая характеристика работы, раскрывается ее актуальность, определяется цель, задачи, гипотезы исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения выносимые на защиту.

            Первая глава – «Теоретико - методологические основы изучения взаимоотношений в семье соматически больного ребенка» - состоит из двух параграфов.

            Параграф 1.1. – «Семья как социальный – психологический фактор развития личности» - содержит три подпараграфа.

            Подпараграф 1.1.1. посвящен анализу проблемы влияния семьи на развитие личности ребенка с позиции различных теоретических подходов. В настоящее время в зарубежной литературе описано два основных подхода к проблеме изучения отношений в семье. Это концепции фиксированных родительских отношений (З. Фрейд, К. Хорни, Х. Салливен, В. Щущ); к ним можно отнести подход, устанавливающий связь между факторами воспитания и развитием ребенка (E. Schaefer, R. Bell, 1959; N. Besker, 1964), и, во-вторых, концепции, понимающие семью как единую социально-психологическую систему, к которой относятся ролевые теории отношений (Rolling N., Lord M., 1964) и структурно-интеракционистический подход (S. Minuchin, 1974; M. Andolfy, 1979). В отечественной психологии общепризнанным считается наделение взрослого ролью носителя человеческой культуры, которая является необходимым источником развития ребенка. Культурный опыт передается родителями в процессе общения и взаимодействия между взрослым и ребенком. Важнейшей характеристикой развития является та система, в которую ребенок вступает в каждый возрастной период, то есть, так называемая, «социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).  В отечественных, современных исследованиях, посвященных влиянию семьи на развитие личности ребенка, можно отметить несколько направлений.

Первую группу составляют исследования явлений «материнской депривации» и ее последствий для ребенка (А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых, 1982; Е.Т. Соколова, 1989). Ко второй группе относятся исследования взаимосвязи между личностными чертами родителей и детей (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев 1977; В.В. Ковалев, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980; А.И. Захаров, 1982; А.Е. Личко, 1983;   А.Я. Варга, 1985; А.С. Спиваковская, 1986; А.В. Петровский, 1987; Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, 1989; Е.Т. Соколова, 1989). Следующую группу представляют клинико-психологические исследования, анализирующие патологическую роль различных типов семейного воспитания в формировании у детей невротических черт личности и неадекватной самооценки (В.В. Ковалев, 1979; А.Е. Личко, 1983; А.В. Петровский, 1987). Сравнительно недавно появилась группа работ, которые касаются роли семьи в становлении таких качеств личности как самосознание, самооценка, самоотношение (В.В. Столин, 1983; Е.Т. Соколова, И.А. Чеснова, 1986; И.А. Лужецкая, 2003), учебно-познавательная мотивация (Н.Г. Щербакова, 1987), ценностные ориентации (Е.М. Ракховская, 1995). Еще одним новым направлением становится изучение роли семейного окружения в происхождении, течении различных заболеваний эндогенной, экзогенной и психосоматической природы. А также влияние семьи на процессы становления ремиссии, выздоровления и адаптации пациентов, ее позитивной и негативной роли в борьбе с различными психическими и соматическими изменениями. (S. Minuchin, 1974, Р.А. Mrazek, 1990, М. Gay M, 1992, M.G.Donley, 1993 и др.), (Е.Р. Калитеевская, 1985, С.Ю. Куприянов, 1985, Н.Д. Семенова, 1988, А. Mattisson, 1975, А. Meijer, 1975, А. Eksi, 1995).

             Подпараграф 1.1.2 посвящен анализу типологий детско-родительских отношений. Применяя понятие «родительское отношение» в психологии семейного воспитания исследователи указывают на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Данный компонент является многомерным образованием  и имеет определенную структуру, которая основана на динамической двухфакторной модели, предложенной Е. Шафером, где основными факторами являются эмоциональный (любовь - ненависть или принятие-непринятие) и поведенческий (автономия – контроль) компоненты. Родительское отношение содержит когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие. Когнитивная содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, цели и приоритетности направлений взаимодействия. Поведенческая составляющая представляет собой формы и способы поддержания контакта с ребенком, его контроля, определение дистанции в общении. Эмоциональная составляющая родительского отношения включает оценки и суждения о типах родительского отношения, а также доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий родительское отношение. А.С. Спиваковская описывает восемь типов родительского отношения на основе сочетания этих трех аспектов. Наиболее ярко тип детско-родительских отношений реализуется в стиле воспитания ребенка.

Л.С. Выготский определял воспитание как приспособление культурного опыта к данной социальной среде. По мнению В.М. Миниярова под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребёнку, применяющих определённые средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Считается, что стиль семейного воспитания является важным, прежде всего, для самого ребенка, поскольку он детерминирует родительскую роль и в целом оказывает влияние на его личностное становление и развитие.

Анализ литературы обозначил отсутствие в современных моделях детско-родительских отношений однозначной типологии стилей родительского воспитания. В зарубежной психологии в этом направлении работали Г. Крайг, А. Болдуин, Д. Боумрид и другие. В отечественной психологии А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга, А.И. Спиваковская, Р.В. Овчарова, Т.В. Архиреева и другие. Общими чертами выделенных существующих типологий является наличие таких параметров как: родительская забота, контроль, требования. Нами рассмотрены клинико-психологические исследования, в которых анализируется патологическая роль различных типов семейного воспитания в формировании у детей невротических черт (А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер).

            Подпараграф 1.1.3. посвящен анализу влияния индивидуально-личностных особенностей матери на развитие личности ребенка. Значимость удовлетворения матерью ведущих потребностей ребенка для формирования его личности указывается в исследованиях зарубежных (З. Фрейд, Д. Винникот, Р. Спиц, А. Фрейд, Дж. Робертсон,  Дж. Боулби и др.)   и отечественных психологов (М.И. Лисина, Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова, Р.Ж. Мухамедрахимов и др.). Современные зарубежные и отечественные исследования взаимодействия матери и ребенка доказывают, что на начальных этапах формирования социальных отношений особенности социального поведения ребенка могут быть связаны с актуальным ситуативным поведением матери. Однако по мере накопления социального опыта и формирования обобщенных представлений о социально-эмоциональном взаимодействии социальное поведение и развитие личности ребенка связано скорее с наиболее повторяющимися чертами поведения матери.  С точки зрения Р.Ж.. Мухамедрахимова, именно  индивидуальные особенности ближайшего окружения, представленные в своеобразии параметров социального поведения и стимуляции со стороны матери, становятся первичным индивидуальным опытом ребенка, его неотъемлемой частью, ложатся в основу зарождающейся личности. Анализ литературы показал, что немногочисленные экспериментальные работы в данной области могут быть дифференцированы по трем направлениям исследований. Первое объединяет работы, в которых изучаются связи между психологическими особенностями матери и ее поведением взаимодействия с ребенком. Авторы второго направления проводят анализ социального поведения матери в течение первого года жизни и его влияния на формирование типа привязанности матери и младенца. В работах третьего направления изучается влияние психологических особенностей матери на ее отношения привязанности к ребенку. Таким образом, обобщая существующие исследования по проблеме материнства, можно сделать вывод, что индивидуально-психологические характеристики матери определяют особенности воспитания ребенка и влияют на развития его личности.

            Параграф 1.2.  – «Взаимоотношения в семье соматически больного ребенка» - содержит три подпараграфа.

Подпараграф 1.2.1. посвящен анализу факторов, предрасполагающих к формированию бронхиальной астмы. Бронхиальная астма относится к заболеваниям, имеющим психосоматическую природу (Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко,  Д.Н. Исаев, Б. Любан-Плоцца. Значимыми факторами для формирования любого психосоматического заболевания, по мнению Д.Н. Исаева являются: неспецифическая наследственная и врожденная отягощенность соматическими нарушениями и дефектами; наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам; изменения в центральной нервной системе, приводящие к нейродинамическим сдвигам; личностные особенности; психическое и физическое состояние человека во время психотравмирующих событий; неблагоприятные семейные и другие социальные факторы. По данным H. Schepank (1999) влияние факторов риска  можно представить следующим образом: наследственность определяет развитие болезни в 30% случаев, особенности раннего развития – в 25%,  особенности периодов последующего развития - в 15%, события жизни - в 15%, социальные влияния - в 10% случаев. Существуют разные подходы к объяснению механизмов развития бронхиальной астмы. Block выдвинул гипотезу о реципроктных отношениях между аллергией и психологическими переменными, задействованными в этиологии и патогенезе БА. На этом основании многими авторами предлагалось отделять  «психогенную» астму от других форм этого заболевания, при которых имеются отчетливые свидетельства биологической обусловленности симптомов (Richter, Dahme, 1982). По данным J. Kiecolt -Glaser и R. Ader (1991) восприимчивость к эмоциональной травме и аллергенам часто сочетается у одного человека и является проявлением одного и того же основного конституционального фактора. Такие авторы как Д.Н. Исаев, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, Е.В. Иванова, С.Ю. Куприянов, L. Rees, к психологическим семейным факторам, способствующим формированию и поддержанию заболевания бронхиальной астмой относят личностные особенности матери и ребенка, особенности семейного воспитания и окружения, а так же «смысл болезни», т.е. роль, которую играет болезнь в опосредовании семейных взаимоотношений. По мнению большинства авторов (К. Леонгард, Д.Н. Исаев, В.И. Горемыкин, А.А. Протопопов, Е.Ю. Соловьёва, Mayer, Weitermeyer) не существует единой всеобъемлющей структуры личности, характерной для всех больных бронхиальной астмой. Особенности психологического статуса, с одной стороны, являются преморбидными факторами  и могут способствовать возникновению БА у одних больных, с другой стороны - могут возникать на фоне болезни и утяжелять её течение.

Подпараграф 1.2.2.  отражает зарубежные и отечественные исследования психологических особенностей детей с бронхиальной астмой. Можно выделить несколько направлений исследований психологических особенностей детей – астматиков. Во-первых это изучение личности детей – астматиков (В.Л. Филиппов, В.М. Новиков, В.Л. Голуба, Т.А. Вапра, А.А. Рейнвальд, П.Б. Шостакович, В.Ф. Жерносек, Т.Н. Суховатых, Г.К. Попе, И.А. Зильберман, Е.И. Погодина). Результаты данных исследований демонстрируют существенные различия по некоторым переменным, представляющие группу астматиков более инфантильными, более эмоционально подавленными, с бедным эмоциональным и символическим самовыражением, чем здоровые дети. Во – вторых, это связь между личностными особенностями ребенка и тяжестью заболевания (З.Г. Костюнин, В.И. Горемыкин, А.А. Протопопов J. Matus, L. Silverglade).При утяжелении течения БА увеличивается показатель социальной нормативности, отгороженности, уменьшается показатель стремления к общению, снижается любознательность и самостоятельность, усиливается дискомфортность в виде тревожного ожидания страха перед приступом. Подростки со средней и тяжелой астмой проявляют когнитивно-эмоциональный комплекс, который может быть определен как плохоадаптивный или дисфункциональный. Тогда как подростки с легкой астмой сходны с физически здоровыми сверстниками.  В – третьих, работы посвященные изучению становления образа Я подростка в условиях хронического соматического заболевания, способности к саморегуляции и адаптации к астматическим симптомам.  У подростков – астматиков, в силу искаженной  социальной ситуации развития, нарушается процесс становления образа Я, а именно смысловая саморегуляция (В.В. Николаева, Е.Г. Филякова, N.M. Ryan-Wander, V. Walsh, N.M Clark., N.J. Starr-Schnidkraut). Таким образом, в современной медицинской и отчасти психологической литературе главенствующее место в описании психологических особенностей больных с различными хроническими соматическими заболеваниями представлено работами клиницистов-психиатров или педиатров, использующих психологические методики. В фокус внимания исследований попадают отдельные личностные феномены соматически больных, классифицируемых по разным основаниям. Поэтому неслучайно высказывались предположения, что нет определенного личностного паттерна для астматиков, а все психологические особенности связаны с влиянием хронической болезни.

В подпараграфе 1.2.3. анализируется влияние семьи на риск возникновения и особенности течения соматических болезней с позиции следующих теоретических подходов: ортодоксальный психоанализ и неофрейдизм (Ф. Александер), концепция нервизма (И.П. Павлов, B. Luban-Plozza, W. Polinger), концепция «профиля личности» (F. Dunbar), концепция «акцентуаций личности» (К. Леонгард), теория десоматизации-ресоматизации (М. Шур), концепция «утраты значимых для индивида объектов» (Н. Freyberger), учение об алекситимии (Сифнеос и Немиах). Выявлено, что патогенез соматических заболеваний не может быть объяснен действием какого-нибудь одного этиопатогенетического фактора. Они находятся в сложной констелляции и определенным образом иерархизированы. Многие из них формируются под влиянием семейного окружения. В частности родительская семья, в которой индивид родился и вырос, играет ведущую роль в формировании таких патогенетических факторов психосоматических заболеваний, как конверсия, профиль личности (тип акцентуации характера), инфантильность («десоматизацияресоматизация»), алекситимия. Родительская семья и собственная семья пациента могут способствовать понижению толерантности к стрессовым ситуациям, сенсибилизации к «утратам значимого объекта» и наклонности к соматизированным депрессиям (Э.Г. Эйдемиллер, С.Ю. Куприянов).

Анализ теоретических подходов к проблеме роли семейного воспитания в развитии бронхиальной астмы вскрыл ряд проблем:

1.      Не решен вопрос о причинно-следственной связи семейного воспитания и развития бронхиальной астмы в детском возрасте, т.е. были ли выявленные особенности воспитания присуще семье до начала заболевания ребенка или же они обусловлены болезнью.

2.      Ограниченно изучено родительское отношение и семейное воспитание детей – астматиков дошкольного возраста.

3.      Недостаточно изучены личностные качества матери, воспитывающей ребенка – астматика и их роль в развитии заболевания.

4.      Психологические особенности детей с бронхиальной астмой описаны с недостаточным  учетом их биологического и социального статусов.

5.      Ограниченно описываются психологические механизмы влияния различных факторов на возникновение и развитие бронхиальной астмы.

 

 

Вторая глава – «Влияние родительского отношения на развитие бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста» - состоит из четырех параграфов.

В параграфе 2.1.  «Процедура и методы исследования»  дана подробная характеристика исследуемого контингента, описаны методы и обоснована процедура исследования.

В параграфе 2.2. «Родительское отношение матерей, воспитывающих детей с бронхиальной астмой» представлены результаты исследования по первому этапу и их обсуждение. В подпараграфе 2.2.1. сравнительно проанализированы и описаны соматический, социальный и психологический статусы детей - астматиков и детей из группы риска по развитию бронхиальной астмы. Сравнение соматического и социального статусов детей исследуемых групп с применением критерия Манна - Уитни не выявило значимых различий, что говорит об однородности выборки. Полученные данные свидетельствуют о том, что

1.      Для детей – астматиков и детей из группы риска по развитию бронхиальной астмы характерна исходная функциональная несостоятельность морфологических, иммунологических и метаболических процессов организма дошкольника, приводящая к дисгармоничному развитию ребёнка  и нарушению течения  адаптационных процессов.

Рис.1. Соматический статус детей – астматиков (ГБА) и детей из группы высокого риска по развитию бронхиальной астмы (ГВР)

1 – Высокая отягощенность генеалогического анамнеза у детей

2 - Частота встречаемости аллергических  заболеваний у родителей детей

3 - Частота встречаемости психосоматических заболеваний у родителей детей

4 - Частота регистрации  атопического дерматита у обследованных детей с 1 до 3 месяцев

5 - Частота регистрации  атопического дерматита у обследованных детей с 3 до 12 месяцев

6 - Частота регистрации  атопического дерматита у обследованных детей в 1 год

7 - Высокая и выраженная степень отягощенности интенатального периода у детей

8 - Высокая и выраженная степень отягощенности интранатального периода у детей

9 - Перинатальное поражение  ЦНС в нео.

10 - Перинатальное поражение  ЦНС в 1 год

11 - Перенесенный перинатальный стресс

 

  1. Низкая отягощенность социального анамнеза в исследуемых группах позволяет отнести их к категории благополучных.

Таблица 1

Психологический статус детей, страдающих бронхиальной астмой 

и  детей из группы высокого риска по развитию бронхиальной астмы

Показатели психологического статуса детей

N в ГБА

N в ГВР

Среднее методом Вальда-Вольфовица в ГБА

Среднее методом Вальда – Вольфовица в ГВР

Эмпирическое значение критерия Z

Уровень значимости критерия

Критическое значение критерия Z

Уровень значимости критерия

Невротические реакции

29

14

101,4483

101,5714

1,09898

0,271779

0,924228

0,356191

Социальное поведение

26

15

101,7692

102,0667

-2,05758*

0,039631

1,886812

0,059186

Тревожность

17

6

101,1765

101,1667

-0,48819

0,625417

0,207480

0,835635

Агрессивность

17

7

101,4118

101,5714

1,06252

0,287999

0,807518

0,419369

Замкнутость

16

5

101,6250

101,8000

0,23990

0,810405

-0,074970

0,940239

 

  1. У дошкольников из группы риска и страдающих бронхиальной астмой в психологическом статусе выявляется высокий уровень тревожности и агрессивности, при этом дети - астматики чаще имеют низкий уровень социального поведения.

В подпараграфе 2.2.2. отражены особенности детско-родительских взаимоотношений, в семьях соматически ослабленных детей. Данные  опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) и опросника «Шкала семейных отношений» (ШСО) позволили сделать следующие выводы:

1. Количественная обработка данных с помощью непараметрических критериев не выявила значимых различий между группами.

2. Родительское воспитание в исследуемых семьях отличается высокой степенью семейной дезорганизации. У 90% семей, воспитывающих детей с бронхиальной астмой и у 63% семей, воспитывающих детей из группы риска по развитию бронхиальной астмы наблюдаются различные нарушения родительского воспитания.

3. Родительское воспитание в исследуемых семьях характеризуется высоким уровнем родительской заботы и сниженным уровнем контроля и требований.

4. Семейные отношения в исследуемых группах характеризуются экспрессивностью и сплоченностью.

5. В семьях, воспитывающих детей – астматиков, наблюдается сочетание высокой ориентации на достижения и низкой интеллектуально-культурной ориентации.

В подпараграфе 2.2.3. проанализированы результаты использования теста «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ) и 16 факторного опросника Кеттелла для изучения  личностных качеств матерей. Существуют значимые различия между качествами личности матерей, воспитывающих детей – астматиков и детей из группы риска по развитию БА, свидетельствующие о том, что

1. Уровень тревоги у матерей, воспитывающих детей – астматиков значимо выше, чем у матерей, воспитывающих детей из группы высокого риска.

2. Уровень агрессивности у матерей воспитывающих детей – астматиков значимо ниже, чем у матерей, воспитывающих детей из группы высокого риска.

3. Неадекватная самооценка у матерей, воспитывающих детей – астматиков встречается чаще.

4. У матерей, воспитывающих детей из ГВР, чаще выявляется эгоцентризм.

Таблица 2

Качества личности матерей, воспитывающих детей – астматиков и детей из группы высокого риска по развитию бронхиальной астмы (по результатам теста «Несуществующее животное»)

Показатели по РНЖ

 N в ГБА 

 N в ГВР

Среднее методом Вальда-Вольфовица в ГБА

Среднее методом Вальда – Вольфовица в ГВР

Эмпирическое значение критерия Z

Уровень значимости критерия

Критическое значение критерия Z

Уровень значимости критерия

Агрессивность

25

17

1,1200

1,5882

-2,02431*

0,042939

1,862061

0,062595

Тревожность

25

17

1,7200

1,2941

-2,34882*

0,018833

2,186569

0,028775

Самооценка

25

17

101,3600

101,0588

-2,99784**

0,002719

2,835586

0,004574

Эгоцентризм

24

17

101,3333

101,2353

-2,25071*

0,024404

2,087677

0,036828

 

5.  Высоких значений по фактору В (интеллект), низких значений по фактору F (импульсивность)  и низких значений по фактору второго порядка экстраверсия у матерей, воспитывающих детей из группы риска по развитию БА значимо больше чем у матерей, воспитывающих детей – астматиков.

Таблица 3

Качества личности матерей, воспитывающих детей – астматиков и детей из группы высокого риска по развитию бронхиальной астмы (по результатам опросника К. Кеттелла)

Факторы опросника Кеттелла

Сумма рангов в ГБА

Сумма рангов в ГВР

Эмпирическое значение критерия Манна-Уитни

Критическое значение критерия Манна-Уитни

Уровень значимости критерия

Критическое значение критерия Манна-Уитни

Уровень значимости критерия

N в ГБА

N в ГВР

Интеллект

721,000

932,000

256,0000

-2,38133

0,017251

-2,41206*

0,015863

30

27

Импульсивность

995,000

658,000

280,0000

1,99776

0,045743

2,01681*

0,043716

30

27

Экстраверсия

993,000

660,0000

282,0000

1,96580

0,049323

1,99146 *

0,046431

30

27

 

В параграфе 2.3. «Связь факторов семейного воспитания с развитием бронхиальной астмы» представлены результаты исследования по второму этапу и их обсуждение. На втором этапе исследования проводилось наблюдение за состояние здоровья испытуемых на протяжении 3- лет. За этот период бронхиальной астмой из ГВР заболело 9 детей, и в ГБА у 11 детей приступы повторялись, т.е., несмотря на проводимое медицинское лечение взять астму «под контроль» не удалось. Эти дети составили первую экспериментальную группу (ЭГ1). Остальные дети по результатам клинического обследования были отнесены к категории соматически ослабленных детей, но не имеющих хронического заболевания.   Во вторую экспериментальную группу (ЭГ2), вошли 50 детей. Выборку разделили по факту заболевания и провели статистическое сравнение между группами по всем выделенным ранее факторам.

Существуют значимые различия показателей семейного окружения в семьях, заболевших астмой детей и  в семьях детей удерживающихся на уровне предболезни, свидетельствующие о том, что для семей, воспитывающих заболевших астмой детей характерна низкая степень экспрессивности, высокая ориентация на достижения, низкое значение морально-нравственных аспектов, высокая степень семейной организации.

Таблица 4

 Семейное окружение  детей, заболевших бронхиальной астмой (ЭГ1)  и  детей из группы высокого риска по развитию бронхиальной астмы (ЭГ2) (по результатам опросника ШСО) 

Шкалы опросника ШСО

N в ЭГ1

N в ЭГ2

Среднее методом Вальда-Вольфовица в ГБА

Среднее методом Вальда – Вольфовица в ГВР

Эмпирическое значение критерия Z

Уровень значимости критерия

Критическое значение критерия Z

Уровень значимости критерия

Экспрессивность

15

41

6,333333

6,390244

2,08599*

0,036981

1,913183

0,055726

Морально-нравственные

аспекты

15

41

6,400000

6,024390

2,43159*

0,015033

2,258790

0,023897

Организация

15

41

6,466667

5,536585

-2,06130*

0,039275

1,888496

0,058960

 

Для определения психологических факторов, влияющих на формирование бронхиальной астмы в дошкольном возрасте, использовался многомерный метод математической статистики – факторный анализ.

  Факторный анализ  в ЭГ1 позволил выделить 5 значимых групп факторов, объясняющих 34% совокупной дисперсии. Выделенные группы факторов, включающие, характеристики воспитания и личностные особенности матери, расположились по степени значимости следующим образом:

1        группа – «Эмоциональное отвержение» (% общей дисперсии – 12,45).  В фактор вошли следующие показатели: семейная дезадаптация (-0,76), неразвитость родительских чувств (НРЧ) (-0,71), проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств (ПНК) (-0,64), вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК) (-0,64); гипопротекция (Г-) (-0,56); недостаточность требований (Т-) (-0,57); игнорирование потребностей ребенка (У-) (-0,57) Семейная дезадаптация включает нарушение всех компонентов родительского отношения: эмоционального (НРЧ, Г-, У-), когнитивного и поведенческого (ПНК, ВК, Т-). 

2        группа – «Активный доминантный консерватизм» (% общей дисперсии – 7,13). Фактор объединил следующие показатели: фактор Q1 (мятежность) (0,62); фактор Е (доминантность) (0,55);   фактор Н (смелость) (0,59); экстраверсия (0,57). Сочетание факторов характеризует активную личность, которая придерживается консервативных взглядов, склонную навязывать свою жесткую позицию окружающим.

3        группа - «Ситуативная тревожность» (% общей дисперсии –5,39). Фактор Q4 («свободно плавающая» тревожность) (-0,59);

4        группа – «Чувство вины» (% общей дисперсии – 4,62). Фактор О (склонность к чувству вины) (-0,47);

5        группа -  «Догматичная сила» (% общей дисперсии – 4,42). Фактор формирует следующие показатели: фактор М (воображение) (-0,60); фактор N (проницательность) (0,51); фактор С (сила «Я») (-0,50).

Последние три фактора хорошо согласуются между собой и характеризуют личность с сильной нервной системой, для которой характерно шаблонное мышление, прямолинейность, догматичность. Можно предположить, что роль матери для такой личности достаточно тяжела. Эмоционально отвергая ребенка, она испытывает глубокое чувство вины, которое маскируется  внешней сверхзаботой, требовательностью.

Факторный анализ  в ЭГ2 позволил выделить 5 значимых групп факторов, объясняющих 49% совокупной дисперсии. Выделенные группы факторов, включающие клинико-анамнестические признаки и психологические характеристики, расположились по степени значимости следующим образом:

1        группа – «Социальный конформизм» (% общей дисперсии – 12,86). В фактор вошли биологически, социальные показатели, характеристики воспитания и личностные особенности матери: неустойчивое воспитание (Н) (0,76), строгость санкций (С+) (0,67), пол ребенка (-0,65), социальный статус матери (-0,65), чрезмерность запретов (З+) (0,63), фактор N (проницательность) (0,63), фактор G (групповая конформность) (0,61).

2        группа – «Самоотношение» (% общей дисперсии – 10,88). Фактор объединил следующие показатели: социальное поведение ребенка (-0,63), агрессивность матери (-0,63), самооценка матери (-0,65).

3        группа - «Сдержанная интроверсия» (% общей дисперсии – 9,8). Фактор формирует следующие показатели: фактор А (теплота) (-0,71), фактор В (интеллект) (0,76), фактор Н (смелость) (-0,77), фактор F (импульсивность) (-0,72), экстраверсия (-0,72);

4        группа – «Эмоциональное принятие» (% общей дисперсии – 8,38). В фактор вошли следующие показатели: гиперпротекция (Г+) (-0,66), потворствование (У+) (-0,59), расширение сферы родительских чувств (РРЧ) (-0,53). Эмоциональный компонент родительского отношения характеризуется принятием и симпатией (Г+, У+), поведенческий – явлением патологизирующих ролей.

5        группа – «Контактность» (% общей дисперсии – 6,81). Фактор объединил следующие показатели: фактор Q2 (самоудовлетворенность) (-0,68), контактность (-0,54).

Если основным патогенным психологическим фактором считать нарушение эмоциональной стороны взаимодействия матери и ребенка, то механизм развития бронхиальной астмы можно представить следующим образом (Рис.1).

Рис. 2. Психологический механизм развития бронхиальной астмы у детей

 

Одной из составляющих эмоциональной стороны взаимодействия является родительская чувствительность, т.е. распознавание состояния ребенка, понимание причин этого состояния и способность к сопереживанию. Эмоциональное непринятие матерью ребенка искажает его восприятие. Состояние ребенка, его намерения могут быть оценены неадекватно из-за пристрастного отношения к нему. В младенческом возрасте недостаточная чуткость матери по отношению к ребенку может расцениваться как негативный фактор. По В.В. Ковалеву для младенческого и раннего возраста характерен сомато-вегетативный уровень нервно-психического реагирования в ответ на различные вредности, который выражается в повышении общей и вегетативной возбудимости, нарушении сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами, частыми простудами. Учитывая исходную функциональную несостоятельность различных процессов организма ребенка, можно предположить включение механизма «замкнутого круга». На нечуткость матери ребенок реагирует нарушением в соматической сфере (атопический дерматит, простуда). Частые заболевания ребенка с одной стороны вызывают тревогу  матери, усиливают ее нервно-психическое напряжение и раздражение в отношении ребенка, как причины ее «бед», а с другой стороны становятся способом заполнения эмоционального дефицита в общении матери и ребенка. Для дальнейшего пояснения механизма развития бронхиальной астмы у детей, можно воспользоваться понятием «смысл болезни», введенном Е.В.Ивановой Смысл болезни – это та роль, которую она играет в опосредованных семейных взаимоотношениях [52].  Негативное отношение к ребенку вытесняется матерью, однако в субъективных переживаниях остаются чувство вины и тревога, требующая сознательного оправдания. Тогда болезнь помогает от них избавиться: мать, уделяя время и силы лечению ребенка, неосознанно пытается самооправдаться. У ребенка при этом формируется негативный образ «Я», а поскольку протест в форме агрессии вытесняется, ребенок также «хватается» за болезнь. Она позволяет ему хоть как-то понять холодное, отвергающее отношение со стороны матери и, в то же время, общаться с ней (по поводу болезни), привлекая внимание. Образуется устойчивая триада «мать – болезнь – ребенок». При этом болезнь компенсирует нарушенные взаимоотношения и восполняет дефицит общения, а поэтому становиться условно желательной и для ребенка и для матери. Болезнь становиться хронической и лечение не помогает. Необходимо отметить, что в детской популяции распространенность бронхиальной астмы выше, чем во взрослой популяции. Не вся детская астма переходит во взрослую, особенно, если она началась в раннем возрасте и имела легкую форму. Чаще всего детская астма, входит в длительную ремиссию в 7 летнем возрасте или с началом подросткового. Медики объясняют этот факт созреванием иммунной системы и выработкой гормонов, способствующих редукции симптомов. С психологической точки зрения эти факты можно объяснить изменениями в социальной ситуации развития ребенка, т.е. ребенок идет в школу, расширяются социальные и межличностные связи. Эмоциональный дефицит общения с матерью  можно заменить общением со сверстниками, достижениями в учебной деятельности. Болезнь перестает быть условно желательной для ребенка. Однако, раннее развитие ребенка в условиях заболевания, оставляет свой след в его личности, что необходимо учитывать при проведении психологического консультирования родителей, воспитывающих ребенка - астматика и при построении коррекционных и развивающих программ для соматически ослабленных детей. 

В параграфе 2.4.  содержаться  общие принципы и задачи психологического консультирования родителей, воспитывающих соматически ослабленного ребенка. В качестве основного принципа выступает принцип комплексного психологического обследования. Этот принцип можно рассматривать с разных точек зрения в зависимости от этапа психологического сопровождения семьи. С одной стороны он предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения тех или иных проблем, осуществляющееся группой специалистов (психолог, педиатр, аллерголог). С другой стороны используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка и его семьи, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком и детско-родительским взаимодействием, социально-педагогическое обследование и т.д.

            Задачи психологического консультирования родителей определены следующим образом:

1.      Формирование адекватного отношения родителей к болезни ребенка;

2.      Расширение представлений родителей о семейных факторах, обуславливающих развитие соматического заболевания;

3.      Выявление путей, которыми семейные факторы влияют на возникновение и развитие соматического заболевания;

4.      Работа над совершенствованием личностных свойств матери и помощь  в выборе правильной тактики воспитания ребенка.

В заключение работы подводятся итоги исследования, полученные результаты сопоставлены с выдвинутыми  гипотезами исследования, выявлены факторы семейного воспитания способствующие развитию бронхиальной астмы, определяются возможные перспективы работы.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1.      Актуальность проблемы выявления психологических факторов, приводящих к развитию бронхиальной астмы в дошкольном возрасте обусловлена немногочисленностью как теоретических так и эмпирических исследований использующих системный подход к изучению данного заболевания. Однако, эта проблема имеет большое практическое значение, поскольку применение линейных моделей исследования малоэффективны для разработки научных основ комплексного подхода к профилактике, лечению и реабилитации детей с бронхиальной астмой.

2.      На формирование бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста наряду с наследственной и конституциональной предрасположенностью к атопии, существенное влияние оказывают неспецифические факторы (перенесенная тяжелая интранатальная гипоксия, перинатальное поражение ЦНС, перинатальный стресс).

3.       Дошкольники из группы риска и страдающие бронхиальной астмой, имеют психологические особенности, характеризующиеся высокой тревожностью, высокой агрессивностью. При этом, дети – астматики значимо чаще имеют низкий уровень нарушения социального поведения.

4.       Материнское воспитание в исследуемых семьях отличается высокой степенью семейной дезорганизации. У 90% семей, воспитывающих детей с бронхиальной астмой и у 63% семей, воспитывающих детей из группы риска по развитию бронхиальной астмы наблюдаются различные нарушения родительского воспитания.

5.      Родительское отношение, приводящее к развитию бронхиальной астмы у детей характеризуется: гипопротекцией, игнорированием потребностей ребенка, недостаточностью требований – обязанностей, нарушением структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи, нарушением механизмов интеграции семьи, что обусловлено эмоциональным отвержением ребенка матерью, скрывающееся под «маской» тревоги и опеки. Родительским отношением, позволяющим удерживать ребенка в группе риска по возникновению БА является: неустойчивость, чрезмерность санкций, гиперпротекция, потворствование, нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи, обусловленного эмоциональным принятием родителем  ребенка.

6.      Особенностями семейного окружения, способствующих развитию бронхиальной астмы являются: низкая степень экспрессивности в семье,  высокий уровень ориентации семьи на достижения, высокая степень семейной организации, высокое значение для семьи морально-нравственных аспектов. Особенностями семейного окружения, удерживающие ребенка на уровне предболезни являются: высокая степень экспрессивности в семье, низкий уровень ориентации на достижения, низкая степень семейной организации, низкое значение для семьи морально-нравственных аспектов.

7.      Личностными качествами матерей, провоцирующих развитие бронхиальной астмы являются: доминантность, догматичность, консерватизм, ситуационная тревожность, чувство вины. Личностными качествами матери, позволяющими удерживать ребенка в группе риска являются: сообразительность, интровертированность, активность, адекватная самооценка.

8.      Противоречие между эмоциональным и поведенческим компонентом материнского отношения, обозначаемое как эмоциональное отвержение под «маской» тревоги и опеки, формирует условную желательность заболевания для семьи и осложняет его лечение.

9.       Основными принципами и задачами консультирования семей, воспитывающих соматически ослабленного ребенка являются: принцип комплексного психологического обследования семьи; формирование адекватного отношения родителей к болезни ребенка; расширение представлений родителей о семейных факторах, обуславливающих развитие соматического заболевания; выявление путей, которыми семейные факторы влияют на возникновение и развитие соматического заболевания; работа над развитием личностных качеств матери и помощь  в выборе правильной тактики воспитания ребенка.

Публикации по теме исследования:

1.      Воронина С.Н., Маскова Г.С. Анализ семейного воспитания и особенности восприятия эмоций у детей с бронхиальной астмой // Социальная психология 21 столетия: тез. докл. всероссийского конгресса. - Ярославль 2002. - С. 157-160. – 0,25 п.л. (авторское участие 50% - 0, 12 п.л.)

2.      Маскова Г.С., Воронина С.Н. Качество жизни детей дошкольного возраста с бронхиальной астмой //   Психическое здоровье, социально-психологическая поддержка детей и подростков: состояние и перспективы.: тезокл. научно-практической конференции – Кострома, 2002. - С. 67-69. – 0,18 п.л. (авторское участие 50% - 0,09 п.л.)

3.      Воронина С.Н., Маскова Г.С. Междисциплинарное исследование возможностей помощи дошкольникам страдающих бронхиальной астмой // Психология современных междисциплинарных исследований.: тезокл. научной конференции посвященной памяти А.В. Брушлинского. - М., 2002. -  С. 207-213. – 0,5 п.л. (авторское участие 50% - 0,25 п.л.)

4.      Маскова Г.С., Воронина С.Н., Черная Н.Л., Крапивина И.А. Особенности соматического и психологического статуса дошкольника из группы риска по формированию бронхиальной астмы // Актуальные проблемы аллергологии и иммунологии. Тез. докл. 19 научно-практической конференции. – Ярославль, 2003. – С. 18-23. – 0, 37 п.л. (авторское участие – 25% - 0,09 п.л.)

5.      Маскова Г.С., Воронина С.Н., Крапивина И.А. Психовегетативные особенности формирования бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста // 11 съезд медицинских и фармацевтических работников Ярославской области: тез. докл. - Ярославль, 2003. Ч 1. – С.341-346. – 0, 37 п.л. (авторское участие – 33% - 0,12 п.л.)

6.      Воронина С.Н. Анализ семейного воспитания соматически больного дошкольника // Педагогические чтения им. К.Д. Ушинского. - Ярославль: ЯГПУ,  2005.

7.      Маскова Г.С., Воронина С.Н. Комплексная реабилитация детей с соматической патологией.//   Педагогические чтения им. К.Д. Ушинского. - Ярославль: ЯГПУ,  2005.

8.      Воронина С.Н. Особенности семейного воспитания соматически больного дошкольника // Ананьевские чтения – 2005. – Спб.: СПГУ, 2005. – С. 180-181.- 0,2 п.л.

 

 

 

 

 

 

           

 

В начало страницы В начало страницы
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player