Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Архив номеров

ФАКУЛЬТЕТ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Дереча В.А. (Оренбург)

Дереча Виктор Андреевич

член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»;

– Заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии факультета последипломной подготовки специалистов Оренбургской государственной медицинской академии.



__________________________________________________________________________________

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Оренбургская государственная медицинская академия Росздрава"

Ректор ОрГМА – Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный работник высшей
школы, д.м.н., профессор Виктор Михайлович Боев; тел.: (3532) 77-61-03

Декан педиатрического факультета и факультета клинической психологии –
д.м.н., профессор Сергей Всеволодович Чемезов; тел.: (3532) 40-35-67

__________________________________________________________________________________


1. История факультета.

В 1998 г. профессор В.А.Дереча основал в ОрГМА на факультете послевузовского и дополнительного образования (ФПДО) кафедру психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии. По инициативе кафедры в 2002 г. был открыт факультет клинической психологии (ФКП) – в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ №656 от 01.03.2002 г. о лицензировании на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования по специальности 022700 (030302.65) – «Клиническая психология».

Кафедра ФПДО взяла на себя обучение студентов ФКП не только по специальным (клинико-психологическим) дисциплинам, но и по общепсихологическим предметам.

Инициативу кафедры поддержали и обеспечили ее реализацию тогдашний ректор ОрГМА Заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор С.А. Павловичев и Первый проректор, Заслуженный деятель науки РФ, д.б.н., профессор А.А. Стадников.

Большой вклад в развитие общепсихологического направления на новом факультете внесла кандидат психологических наук, доцент Н.В. Сидорова. С её участием были подготовлены в 3-м корпусе академии необходимые рабочие и учебные кабинеты, приобретены наборы стандартизированных психологических тестов, создала компьютеризированная психологическая лаборатория для общепсихологических и психодиагностических практикумов. Учебные дисциплины осваивали и преподавали самые близкие помощники Н.В. Сидоровой – психологи Л.В. Завалишина, Г.Г. Барбазюк, И.В. Краснощекова. Огромную поддержку в развитии общепсихологического направления на факультете оказали и оказывают опытные преподаватели совместители – психологии из других вузов г. Оренбурга: д.псх.н. Т.В. Бендас; к.псх.н., доцент Л.В. Зубова; д.п.н. О.Г. Тавстуха; к.псх.н., доцент И.А. Чайковская; к.м.н., доцент Т.А. Болдырева; к.псх.н., доцент Г.А. Епанчинцева; к.псх.н., доцент Л.В. Маликов.

После смерти Н.В. Сидоровой (в связи с тяжелой скоротечной болезнью) было решено переименовать курс общей психологии в самостоятельную кафедру "общей психологии", работу которой в дальнейшем возглавил доцент Л.В. Маликов. После отделения "дочерней" кафедры базисная кафедра продолжила сочетать в себе, с одной стороны, послевузовское обучение по обозначенным в названии кафедры 4-м специальностям, а с другой стороны, – преподавать все специальные психологические дисциплины, осуществлять специализацию и практикумы, тренинги и супервизию, а также обеспечивать всю необходимую работу по выпуску специалистов, включая защиту дипломных работ и итоговую государственную аттестацию.

Факультет успешно прошел две экспертизы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и в 2010г. осуществляет уже четвертый выпуск специалистов. После этого предусматривается отделение от "базисной" кафедры еще одной "дочерней" структуры – самостоятельной выпускающей кафедры клинической психологии и психотерапии ФКП.

В результате названных организационно – структурных мер в ОрГМА завершается формирование системы подготовки клинических психологов на всех этапах обучения: на додипломном уровне (кафедра общей психологии и выпускающая кафедра клинической психологии и психотерапии) и на послевузовском этапе (кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ФПДО).

2. Структура и содержание основной образовательной программы (ООП).

В соответствии с ГОС по специальности 022700 "Клиническая психология" и программами общеобразовательных и клинических дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению и специальностям "Психология" МО и науки РФ все дисциплины учебного плана факультета разделены на 4 блока:

1) блок естественнонаучных и математических дисциплин;

2) блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

3) блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД);

4) блок дисциплин специализации, включая дисциплины специальности (СД).

В цикле ОПД, согласно федерального компонента ГОС, изучаются следующие дисциплины: введение в профессию (60 час), общая психология (540 час), экспериментальная психология (150 час), общий психологический практикум (310 час), история психологии (120 час), зоопсихология и сравнительная психология (90 час), психогенетика (60 час), психология личности (60 час), психодиагностика (180 час), методологические основы психологии (60 час), психология развития и возрастная психология (180 час), математические методы в психологии (120 час), педагогическая психология (120 час), социальная психология (120 час), психология труда (120 час), специальная психология (60 час), психофизиология (60 час), методика преподавания психологии (120 час).

В цикле СД, согласно федеральному компоненту ГОС изучаются следующие дисциплины: клиническая психология (90 час), нейропсихология (90 час), патопсихология (90 час), основы психосоматики (90 час), психология аномального развития (90 час), основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии (90 час), базовые теории и методы психотерапии (90 час), психология реабилитации и восстановления ВПФ (60 час), психофармакотерапия (60 час), личностные расстройства (60 час), психология отклоняющегося поведения (60 час), профилактика наркоманий и алкоголизма (60 час), клиническая психология в экспертной практике (60 час), методы диагностики развития в норме и патологии (60 час), нейропсихология детского возраста (120 час), методологические проблемы клинической психологии (60 час), психология телесности (60 час), учение о неврозах (60 час), практикум по патопсихологии (90 час), практикум по нейропсихологии (90 час), практикум по психологической коррекции и психотерапии (90 час), практикум по коррекционно-развивающему и восстановительному обучению (90 час), практикум по психосоматике (90 час), практикум по детской психологии (90 час), психиатрия (60 час), нервные болезни (60 час), клиника внутренних болезней (60 час).

В национально-региональном и вузовском компоненте учебного плана заложены дисциплины: логика (80 час), этика (80 час), история и теория религии (70 час), эстетика (70 час), дифференциальная психофизиология (50 час), нейрофармакология (50 час), экология (80 час), основы нейропсихологии (50 час), психология менеджмента (50 час), психология здоровья (50 час), тренинги (295 час), супервизия (106 час), элективы (450 час), а также циклы дисциплин специализации (600 час).

Учебным планом по каждому из циклов предусмотрены дисциплины по выбору студентов: на цикле общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин – человек и культура (80 час), психология и культура (80 час), прикладная социология (80 час); на цикле общих математических и естественнонаучных дисциплин – физиология нейрона (40 час), нейроморфология (40 час), физиология анализаторов (40 час); на цикле ОПД – психология агрессивности (70 час), организационная психология (80 час); на цикле СД – психология сексуальности и семейных отношений (120 час), кризисная психология (40 час). Общий объем часов дисциплин по выбору составляет 670 часов, что соответствует требованиям ГОС.

В рабочих учебных планах предусмотрены также практики, которые проводятся во 2-м и 4-м семестрах (учебно-ознакомительные практики по 2 недели), в 6-м семестре (производственно-педагогическая – 4 недели), в 8 семестре (производственная практика – 6 недель), в 10 семестре (научно-исследовательская и квалификационная практика – 10 недель).

По каждому виду практики разработаны рабочая учебная программа, дневник практики студента, учебно-методическое пособие по организации и проведению практики для зав. кафедрой и учебное пособие и программа по практике для студентов.

Выпускающей кафедрой (психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии) заключены типовые договоры с 7 лечебно-профилактическими учреждениями города Оренбурга, центром социально-психологической реабилитации и 2 специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для прохождения практик по аттестуемой специальности. Все виды практик проходят под руководством общего руководителя (главные врачи, либо их заместители) и непосредственного руководителя (психолога на рабочем месте) от ЛПУ и доцента (ассистента) – руководителя от кафедры. Студенты ежедневно ведут дневник практики, подписываемый непосредственным руководителем. По окончании практики практиканты сдают недифференцированный зачет в присутствии всех руководителей. Отзывы руководителей здравоохранения об уровне подготовки студентов факультета клинической психологии высокие.

Программы учебных дисциплин рассмотрены на заседании кафедры (имеются отметки с номером протокола и датой рассмотрения), подписаны заведующим кафедрой и утверждены председателем учебно-методического совета. Ежегодно в рабочие программы вносятся дополнения. Программы изданы в составе учебно-методического комплекса, имеются на кафедрах, в учебно-методическом отделе и библиотеке в электронном и печатном видах. Студенты обеспечены учебными программами в необходимом количестве.

По всем дисциплинам циклов ОПД и СД разработаны учебно-методические комплексы, включающие требования ГОС и квалификационные требования; листы дополнений и изменений в рабочей программе; карты обеспеченности дисциплины учебно-методической литературой; банк контрольных заданий и вопросов; перечень вопросов к зачету; перечень методических указаний преподавателям для различных форм учебных занятий по дисциплине, перечень методических указаний обучаемым по освоению учебной дисциплины, примерные варианты контрольных работ, задания для самостоятельной работы студентов, перечень обязательной и дополнительной литературы; примерные вопросы для зачетов и экзаменов; тематика рефератов; материально-техническое обеспечение, инновации в преподавании дисциплины, перечень учебников и учебных пособий, изданных сотрудниками кафедры.

3. Организация учебного процесса.

На факультете используются такие традиционные формы обучения, как лекция, практическое занятие, лабораторный практикум, семинар, консультация, учебно-ознакомительная практика, производственная практика, научно-исследовательская практика.

Наряду с традиционными формами обучения активно внедряются инновационные формы с использованием целостной учебно-воспитательной ситуации: использование видео и кинофильмов, компьютерных программ для психодиагностики, решение проблемных задач, использование фиксированных выступлений, ролевые игры, разбор протоколов и заключений патопсихологического и нейропсихологического исследований, проведение клинических конференций и другие.

Особое внимание кафедрами ФКП уделяется вопросам организации самостоятельной работы студентов в учебное и во внеучебное время. Формы и методы этой работы разнообразны и определяются особенностями излагаемого предмета. В учебное время студенты решают тестовые задания; выполняют контрольные работы; выполняют лабораторные, экспериментальные работы, экспертизы; докладывают на семинарах; участвуют в групповых дискуссиях; решают ситуационные задачи; выполняют индивидуальные задания; знакомятся с программными продуктами в компьютерной лаборатории; обучаются обращению с приборами и аппаратурой; решают ситуационные адаптированные и клинико-психологические задачи; самостоятельно проводят патопсихологическое и нейропсихологическое исследование и составляют психологическое заключение; знакомятся с методическими разработками кафедры, малодоступными литературными источниками; заполняют документацию клинического психолога.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов четко регламентируется учебным планом. Организационно она обеспечивается составлением плана и определением видов самостоятельной деятельности студентов, ее методическим обеспечением и определением форм контроля.

Все виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов, которые предлагаются студентам факультета клинической психологии, делятся на 4 группы:

- виды деятельности, направленные на изучение учебного материала в пределах обязательной программы предмета, – самостоятельное изучение ряда тем, не рассматриваемых на практических занятия и лекциях; изучение с помощью пособий (в т.ч. междисциплинарного характера), компьютеров, альбомов, стендов, видеофильмов отдельных разделов предмета, приборов и других документов информационно-справочного характера; написание протоколов и заключений экспериментально-психологического исследования; составление алгоритмов психодиагностики и психокоррекции; зарисовка схем, таблиц, рисунков; отработка пропущенных лабораторных занятий с выполнение практической их части; тренировочные тестирования в компьютерных лабораториях перед итоговыми занятиями, зачетами, экзаменами; решение тестовых и других заданий (ситуационных задач), заданий с эталонами правильных ответов; посещение консультаций; подготовка рефератов по темам пропущенных лекций;

- виды деятельности, направленные на углубленное изучение материала предмета, – учебно-исследовательская работа с подготовкой реферативных сообщений, переводом статей по психологии; работа в научном кружке по всем направлениям его программ (реферативные сообщения, научно-исследовательская работа); участие в предметных олимпиадах и различных конкурсах, в т.ч. конкурсах рефератов и курсовых работ; решение ситуационных задач повышенной сложности (без эталонов ответов) с последующей консультацией у преподавателя; посещение факультативных лекций; самостоятельное проведение экспериментально-психологического исследования больных, и сбор материала для курсовых и дипломных работ;

- работа по созданию и обновлению наглядных пособий кафедр – изготовление стимульного материла; создание и реставрация таблиц, схем; изготовление слайдов (в т.ч. и на электронных носителях);

- работа, направленная на отработку практических умений, – заполнение документации клинического психолога; выполнение перечня практических умений в период учебно-ознакомительной, производственной и научно-исследовательской практик; работа с программным обеспечением психологической компьютерной лаборатории в вечерние часы.

Кафедрами факультета учебная исследовательская работа рассматривается как обязательная форма обучения каждого студента, как неотъемлемая составляющая образовательного процесса. Для организации учебной исследовательской работы на кафедрах факультета имеются богатый клинический материал и психологические лаборатории; ситуационные задачи; специально составленные учебные документы; протоколы психологических исследований с типичными ошибками в диагностике, в рекомендациях по психокоррекции; программы по психокоррекции, корреционно-развивающему и восстановительному обучению.

Виды учебной научно-исследовательской работы на факультете достаточно разнообразны и включают в себя библиографический поиск, работу с учебной, научной и справочной литературой, работу по переводу иностранных источников, реферирование и анализ содержания источников, обзор научных журналов и составление обзора литературы по какой-либо актуальной проблеме, метрические исследования, статистическую обработку информации и знакомство с современными методами статистического анализа, самостоятельные экспериментальные исследования, изучение архивных материалов в рамках какой-то проблемы, решение нетипичных клинических проблемных задач повышенной сложности, овладение инструментальными и специальными методами исследования и коррекции.

В рамках учебного плана академии в соответствии с ГОС студентами факультета клинической психологии за время обучения выполняются три курсовые и выпускная квалификационная работы. Курсовая работа по общей психологии – 4 семестр, по психодиагностике – 7 семестр и по дисциплинам специализации – 9 семестр. Тематика разрабатывается заведующими и доцентами кафедр с учетом актуальности, теоретической и практической направленности. Защита курсовых работ проходит в соответствии с рекомендациями о порядке разработки и защиты курсовых работ. Руководителями курсовых работ являются только преподаватели с ученой степенью. Все курсовые и дипломные работы обязательно проходят внешнее рецензирование.

Студенческий научный кружок (СНО) на кафедре психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ФПДО работает с 1999 года. Несмотря на то, что на кафедре тогда обучались специалисты здравоохранений на последипломном уровне, после элективных занятий и профилактических мероприятий со студентами были обращения с их стороны по поводу возможностей более глубокого и практического изучения вопросов психотерапии и клинической психологии. С 2000 года участники студенческого научного кружка кафедры стали выступать с докладами на итоговых конференциях СНО. После образования в академии ФКП работа студенческого научного кружка на кафедре расширились. С 2003 по 2010 год более 40 студентов приняли участие в Итоговой научной конференции СНО ОрГМА.

Ежегодно студенты принимают участие также в Межвузовской студенческой научно-практической конференции в г. Оренбурге и в Международной Пироговской студенческой научной конференции.

Работы ряда студентов отмечены дипломами первой и второй степени на ежегодной областной олимпиаде научных и студенческих работ в сфере наркоманий и пропаганды здорового образа жизни.

Примечательно, что в работе кружка принимают участие как студенты медицинской академии, так и других ВУЗов – Оренбургского педагогического университета, Оренбургского госуниверситета

4. Внутривузовская система контроля качества подготовки клинических психологов.

Система контроля качества обучения по образовательной программе включает в себя контроль качества учебного процесса со стороны руководства вуза, учебного отдела, руководителей кафедр. С этой целью разработаны и утверждены: положение об образовательной деятельности, положение о текущей и промежуточной аттестации, положение об итоговой государственной аттестации, положение о компьютерном тестовом контроле знаний обучающихся, положение о контроле качества образовательного процесса, методические указания и технические требования для подготовки компьютерных программируемых тестовых заданий по предметам и дисциплинам.

Система организации контроля результатов учебной работы направлена на объективную оценку знаний студентов, активизацию их самостоятельной и систематической работы в течение учебного года. Контроль помимо оценки качества и уровня знаний и умений выполняет стимулирующую, диагностическую, управляющую, воспитательную и обучающую функции. Именно поэтому формам организации учебного контроля на факультете уделяется серьезное внимание.

Так, в организации учебного процесса на факультете используется целый комплекс различных форм и методов контроля знаний студентов. Наряду с традиционными формами (входной контроль по теме текущего занятия в виде программированного, тестового контроля, решения ситуационных задач, беседы по теме занятия, заключительного контроля, итоговых занятий по целому разделу предмета, зачетов по материалу семестра, курсовых работ, экзаменов по всему курсу предмета, дипломных работ), применяются инновационные формы и методы (умение составить алгоритм экспериментально-психологического исследования, схему психологического заключения, алгоритм выбора психокоррекционных мероприятий; протоколы и психологические заключения патопсихологического и нейропсихологического исследований, содержащих учебную ошибку, рейтинговая оценка практических навыков и др.).

Содержание всех форм контроля адаптировано к конкретной дисциплине и утверждено на соответствующих профилю кафедр цикловых комиссиях.

Кафедры ОПДИ СД располагают обширным банком тестовых заданий, составленных и на основе тестов, утвержденных УМО факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, и оригинальных заданий, разработанных преподавателями академии. Кафедральные пакеты содержат более 3500 тестов.

Весь комплекс тестовых заданий ранжирован на вопросы для текущего, промежуточного, заключительного контроля знаний студентов по предмету, а также выделяются задания для Итоговой государственной междисциплинарной аттестации выпускников (10 вариантов по 100 вопросов).

Текущий контроль знаний студентов проводится в виде контрольных работ по темам курса, итоговых опросов по темам, тестирования по разделам. Ежегодно проводится от 2 до 4 контрольных работ.

Межсессионная аттестация на кафедрах проводится в форме итоговых опросов и тестирования по пройденным темам и разделам, подготовки рефератов. Результаты текущего контроля знаний обсуждаются на заседаниях кафедр, ЦМС – 2 раза в год, на учёном совете педиатрического факультета и факультета клинической психологии – 2 раза в году, на ученом совете Оренбургской ГМА – 1 раз в году.

Промежуточная аттестация проводится в виде экзаменов и зачетов, согласно приказам ректора о проведении летней и зимней экзаменационных сессий.

5. Итоговая аттестация выпускников.

Итоговая государственная аттестация заключается в определении соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта по специальности 030302.65 «Клиническая психология», проводится в соответствии с положением об итоговой аттестации выпускников и завершается выдачей диплома государственного образца о высшем образовании. Порядок проведения итогового междисциплинарного экзамена по специальности утверждается Ученым советом академии и доводится до сведения студентов не позднее, чем за 6 месяцев до его проведения.

Итоговая государственная аттестация выпускников факультета клинической психологии включает:

- государственный экзамен по специализации «Клиническая психология»;

- итоговый государственный междисциплинарный экзамен по специальности;

- защиту выпускной квалификационной работы.

Государственный экзамен по специализации «Клиническая психология» проводится в виде собеседования по трем дисциплинам специализации:

- патопсихологии;

- нейропсихологии;

- психологическому консультированию, психокоррекции и психотерапии.

Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности является комбинированным и включает в себя 3 этапа.

Первый этап предполагает междисциплинарное итоговое тестирование по пакету заданий, составленных выпускающей кафедрой и утверждённых УМО МГУ, и проводится в психологической лаборатории выпускающей кафедры. Он включает 10 вариантов тестовых заданий по общепсихологическим дисциплинам и дисциплинам специальности в количестве 100 тестов в каждом варианте.

Второй этап предполагает аттестацию практических умений по клинико-психологическому исследованию больного. Проводится в завершающие дни научно - исследовательской и квалификационной практики на клинических базах выпускающей кафедры преподавателями кафедры, представителями практического здравоохранения и Министерства здравоохранения, членами аттестационной комиссии.

Результаты аттестации практических умений и знаний оцениваются по бальной системе.

Третий этап предполагает собеседование выпускника с членами Государственной аттестационной комиссии по разделам основных общепсихологических дисциплин и дисциплин специализации, теории и практики выполнения профессиональной деятельности. Билеты включают вопросы по следующим дисциплинам: общая психология, история психологии, психодиагностика, методологические основы психологии, клиническая психология, патопсихология, нейропсихология.

Выпускная квалификационная работа по специальности «Клиническая психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты экспериментального исследования, обследования или апробированный проект коррекционного, тренингового или методического характера.

Темы выпускных квалификационных работ определяются заведующим выпускающей кафедры, утверждаются Ученым советом академии и приказом ректора. Студенту предоставляется право выбора темы работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При подготовке выпускной квалификационной работы каждому студенту назначается научный руководитель, имеющий ученую степень.

Заведующий выпускающей кафедрой – Заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор Виктор Андреевич Дереча.
тел./ факс: (3235) 56-82-83; 8-987-879-9894
e-mail: orgma@esso.ru; roman0110@ mail.ru; gabzar@mail.ru.

В начало страницы В начало страницы
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player