Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Архив номеров

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЧАСТО БОЛЕЮЩЕГО РЕБЕНКА

Волкова О.В. (Красноярск)



Волкова Олеся Владимировна

– к.псх.н. доцент кафедры делового иностранного языка Сибирского государственного аэрокосмического университета им. ак. М.Ф. Решетнева (СибГАУ)
E-mail: olesyavl.volkova@mail.ru





Аннотация. Проблема адаптации и развития детей старшего дошкольного возраста, относящихся к категории часто болеющих, становится все более актуальной для современной психологической науки. В статье представлен «психологический портрет» и описаны особенности развития личности часто болеющих детей указанного возраста. Рассмотрены факторы, детерминирующие особенности развития данной категории детей.

Ключевые слова: часто болеющие дети, старший дошкольный возраст, особенности развития.


Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.



Несмотря на большое количество общеукрепляющих и оздоровительных мероприятий, разработанных традиционной медициной, проблема помощи, развития и обучения соматически больных детей остается актуальной.

В системе охраны здоровья матери и ребенка проблема часто болеющих детей (ЧБД) остается важной не только с медико-социальной, но и с экономической точки зрения. Основной объем ЧБД среди детского населения приходится на возраст 3 – 4 лет. Кроме этого, современные исследования показывают, что на долю ЧБД приходится от 25,0 до 56,9% всех заболеваний детей дошкольного возраста. Уход за больными детьми является причиной третьей части всех трудовых потерь, что тоже обусловлено контингентом ЧБД. Исследователи утверждают, что частые заболевания ребенка являются факторами риска хронической патологии в подростковом периоде и у взрослых (в 2 раза больше анемий, в 5 раз чаще сердечно-сосудистые заболевания, у 60% – аллергические проявления) [8, 17, 32, 33].

В последние годы проявилась тенденция к проявлению заболеваний в более раннем возрасте. Общее количество заболеваний среди детей, в том числе детей дошкольного возраста, постоянно растет. Возросло число детей с функциональными расстройствами и хроническими болезнями. В частности, дети первой группы здоровья (отсутствие функциональных и морфологических отклонений) составляют всего лишь 16,2%, второй группы (функциональные и морфологические отклонения со сниженной сопротивляемостью организма – ЧБД) – 82,2%, третью группу здоровья (хронические заболевания в стадии компенсации) составляют 1,6 % детей. [17]. Соответственно, группа ЧБД является наиболее обширной в современном обществе.

Принято считать, что часто болеющие дети – феномен специфически возрастной. Эту группу составляют преимущественно дети дошкольного возраста, которые болеют различными респираторными заболеваниями более четырех раз в году. Однако исследования показывают, что острые респираторные вирусные инфекции не единственная причина частых заболеваний. В число причин входят детские инфекции, отиты, синуситы и обращения по поводу хронических заболеваний только в фазе обострения [1, 3, 17, 18].

В исследовании Н.Г. Веселова [8] указано, что в медицине часто болеющими считаются:

  • дети до 1 года, если случаи острых респираторных заболеваний (ОРЗ) – 4 и более в год;
  • дети от 1 до 3 лет – 6 и более ОРЗ в год;
  • дети от 3 до 5 лет – 5 и более ОРЗ в год;
  • дети старше 5 лет – 4 и более ОРЗ в год.

Нередко ребенок болеет не только часто, но и длительно (более 10–14 дней одно ОРЗ) [18, 22, 25, 31].

Когда мы употребляем термин «часто болеющий ребенок», речь не идет о диагнозе, так как практикующий врач имеет дело с клинически здоровым ребенком, который периодически болен по причине временных отклонений в защитных системах организма и не имеет стойких органических нарушений в них [18, 22].

Д.Н. Исаев [17] характеризует общее состояние таких детей проявлениями, которые можно обозначить как преневротические (нарушения сна, тики, патологические привычки, беспричинный плач), вегетодистонические (головокружения, головные боли, нарушения ритма сердцебиения, одышка, обмороки, повторные боли в животе, гиперемия кожи, отрыжка воздухом), соматические (жажда, булимия, рвота после еды, ожирение, непереносимость отдельных видов пищи, кожный зуд и высыпания).

В структуре хронических заболеваний ЧБД, по исследованиям Н.Г. Веселова [8], наиболее значительными являются: заболевания ЛОР–органов (от 32% до 87,3%), органов пищеварения (от 20% до 25%), опорно-двигательного аппарата (от 18,3% до 28,7%) и болезни нервной системы (неврозы – 23%, астенический синдром – 16,4%, малая мозговая дисфункция – 9,8%, невротические реакции – 6,5%). Заболеваемость во всех возрастных группах выше у мальчиков.

Самой большой группой является группа заболеваний, связанных с органами дыхания. За последние 10 лет они составили 60 – 80% всей заболеваемости детей в возрасте до 14 лет. В группе детей дошкольного возраста первое место по частоте проявлений занимают острые респираторные инфекции, причем 49,5% из них приходится на контингент часто болеющих детей (болеют более 4-х раз в год). И, как показывают исследования, проведенные такими учеными как В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, Н.В. Михайлова, М.М. Слободян, В.К. Таточенко, свыше 46% часто болеющих дошкольников к 8-9 годам приобретают одно или несколько хронических заболеваний [1, 4, 20, 21, 29, 31, 38].

Из опыта медицинской практики можно сделать заключение об отсутствии стойких результатов в лечении таких детей, так как, пройдя курс лечения, они вскоре заболевают снова и вынуждены повторно обращаться к лечащему врачу. Соответственно, жизнь этих детей ограничивается кругом семьи, они лишаются полноценного общения со сверстниками, что препятствует их психическому развитию [21, 32, 38].

Тем не менее, имеется целый ряд исследований, в результате которых установлено, что развитие соматически больного ребенка не является замедленным, а является «качественно иным» [9, 18, 22].

Современная медицина признает два вида патогенного влияния соматической болезни на психику: соматогенное (посредством интоксикационных воздействий на центральную нервную систему) и психогенное (реакция личности на заболевание и его последствия) [25, 31, 32].

Существует достаточно большое количество исследований в области психосоматической медицины, касающихся именно детской практики. Основная их часть посвящена обсуждению влияния психологического фактора на возникновение психосоматических расстройств. В данных исследованиях определен сегмент заболеваний, в этиологии которых эмоциональные факторы играют неоспоримо важную роль, например: термоневрозы, дискинезии кишечника, головные боли, боли в суставах, психогенная рвота, гипо– и гипертонический синдром [23, 25, 29, 33, 36, 39, 42].

Однако в настоящее время в рамках упомянутого психосоматического направления недостаточно исследований, посвященных изучению проблемы влияния ситуации болезни на психическое развитие ребенка и адаптации психолого-педагогического процесса к соматически больному ребенку. При этом данная проблема признается объективно актуальной.

Проанализировать совокупность факторов, оказывающих непосредственное влияние на развитие личности ребенка, представляется возможным в ходе изучения отношений в рамках системы «ребенок – среда».

С позиции отечественной психологии наследственность, среда и активность являются определяющими факторами, ведущими детерминантами развития человека [2, 3, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 24].

В данном случае роль фактора наследственности проявляется в индивидуальных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития. Действие фактора среды отражается в социальных свойствах личности, а действие фактора активности обнаруживается во взаимодействии факторов среды и наследственности.

Социальный фактор в современных психологических исследованиях рассматривается как совокупность общественной среды, микросреды (семья, сверстники, образовательное учреждение), природной среды и экологии. В данном случае важно, что «неправильно решение проблемы среды и ее роли..., когда среда рассматривается как нечто внешнее по отношению к ребенку, как обстановка развития, как совокупность объективных, безотносительно к ребенку существующих и влияющих на него самим фактом своего существования условий. К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфичное для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы называем социальной ситуацией развития» [9, 19, 40].

В.В.Николаева [22] отмечает, что «…в структуре социальной ситуации развития среда теряет качество «безличности» и становится субъективно окрашенным социальным пространством, активным творцом которого выступает сам человек как субъект деятельности».

Соответственно, важным фактором развития личности выступает ее активность, а условием развития – успешность ее самореализации в деятельности и во взаимодействии с окружающими. В процессе изучения этого вопроса было показано, что для полноценного психического развития ребенок должен активно и адекватно действовать в окружающем мире.

Кроме того, определено, что уровень осознания и разрешения человеком различных жизненных ситуаций во многом определяется степенью зрелости его личности в целом. Однако ребенок дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, не способен адекватно осознать происходящее. Именно поэтому очевидна зависимость развития ребенка от количественных и качественных показателей его общения со взрослыми: родителями, педагогом, а также от содержания деятельности, в которую они вовлекают ребенка [3, 7, 8, 13, 18, 19, 22, 27, 37, 40].

Следовательно, анализируя социальную ситуацию развития ребенка и особенности его психического развития в ситуации болезни, мы можем определить факторы социальной среды, детерминирующие развитие личности больного ребенка.

В.В. Николаева и Г.А. Арина утверждают, что новую социальную ситуацию развития создают для больного ребенка два вида ограничений: а) ограничение движения, б) ограничение познавательной деятельности. Однако известно, что двигательная активность является важной формой самовыражения ребенка, а также сильнейшим фактором его развития. Кроме того, изменение познавательной активности соматически больного дошкольника и ограниченность общения со сверстниками существенно меняют социальную ситуацию развития, инфантилизируя его [3, 22].

Отличная от ситуации развития здорового ребенка, особая объективная социальная ситуация развития часто болеющего дошкольника, которая имеет место ввиду существующей болезни, субъективно переоценивается ребенком и образует субъективный компонент общей картины соматического заболевания – внутреннюю картину болезни (ВКБ) [32]. ВКБ является основным комплексом вторичных, психологических по своей природе, симптомов заболевания, и возникновение их, прежде всего, связано с социальными факторами жизни и воспитания ребенка.

Своеобразная теоретическая модель развития ВКБ предложена в работах А.Ш. Тхостова и В.В. Николаевой. Особенность подхода состоит в том, что авторы предлагают рассматривать процесс формирования ВКБ как особую форму познавательной деятельности (соматоперцепции), направленной на понимание новой жизненной ситуации – ситуации болезни и овладения ею, а также собственным поведением в новых жизненных обстоятельствах. Причем ВКБ, с их позиции, обладает собственным содержанием и специфичностью, хотя и подчиняется общепсихологическим закономерностям формирования, развития и функционирования [22, 32].

Д.Н.Исаев [17] изучал ВКБ соматически больного ребенка как комплекс факторов различной природы, влияющих на проявление и течение заболевания ребенка: отношения в семье, успеваемость, наличие и характер внутриличностных конфликтов. Автор выделяет следующие составляющие ВКБ детей: объективные проявления болезни, особенности эмоционального реагирования личности, уровень интеллектуального функционирования, личный опыт (общежитейский и перенесенные заболевания), полученная и получаемая информация о здоровье, внутренних органах, болезни, ее причинах, лечении, смерти, отношение родителей и других лиц из окружения ребенка к его заболеванию, влияние медперсонала и врача на заболевшего, наличие других стрессоров. Д.Н.Исаев отмечает, что понимание происходящего в организме, возможность оценки болезненных переживаний зависят у ребенка от уровня психического развития.

В. В. Николаева [22] выделила четыре уровня субъективной картины болезни:

  • уровень непосредственно-чувственного отражения болезни (ощущения и состояния);
  • эмоциональный уровень (непосредственные эмоциональные реакции на обусловленные болезнью ощущения и эмоциональные реакции на последствия болезни в жизни человека);
  • интеллектуальный уровень (знания о болезни и рациональная оценка заболевания);
  • мотивационный уровень (возникновение новых мотивов и перестройка мотивационной структуры).

Исследование и тщательное изучение субъективной стороны заболевания является эффективным способом, который дает возможность объективно оценить внутренний мир больного ребенка и наметить способы коррекционно–развивающей деятельности с ним.

Особый, качественно иной характер развития личности часто болеющего ребенка обусловлен также и его личностными особенностями, которые во многом тесно связаны с характером взаимоотношений ребенка с родителями, его субъективными знаниями и отношением к здоровью, а не только объективной тяжестью заболевания. Все это определяет своеобразное поведение ребенка в ситуации болезни, которое исследователи характеризуют как адаптивное. Болезнь ограничивает активность человека, формирует дефицитарные условия для развития личности, может стать причиной кризиса психического развития, привести к появлению новообразований как нормального, так и патологического типа и тем самым оказать прямое влияние на жизненный опыт человека.

Психологические особенности часто болеющих детей достаточно подробно описаны разными авторами, которые связывают их со стойким эмоциональным напряжением ребенка и, в том числе, со сложностями в развитии волевого поведения [3, 6, 10, 17, 20, 22, 28, 30, 34].

Исследования по данной проблематике позволяют нам выделить психологические особенности соматически больных детей и представить их следующим образом.

В психологической литературе приводятся данные, указывающие на отличия часто болеющих детей от их здоровых сверстников по ряду индивидуально-психологических характеристик. Так, им свойственны выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, зависимость от мнения окружающих (прежде всего от мнения матери). Они могут подолгу быть заняты одной и той же игрушкой, обходясь без общения с другими детьми, однако им необходимо присутствие рядом матери, от которой они не отходят ни на шаг.

Плохое самочувствие, ограничение движений, тяжелое и длительное лечение приводят к развитию эмоционального беспокойства, нарушению сна, высокой тревожности, депрессивным и регрессивным реакциям. Все это отражает социальную ситуацию развития, складывающуюся в условиях болезни. Основными последствиями этой ситуации являются изменения в направленности личности, в системе самооценок, в установке на деятельность.

Параллельно с адекватной и даже несколько завышенной осознанной самооценкой у часто болеющих детей сосуществует негативное эмоциональное самоотношение. В этом случае часто имеет место сравнение с матерью, проявляющееся в самоуничижении, приписывании себе отрицательных эмоций, таких, как горе (печаль), страх, гнев (злость) и чувство вины.

Интересно то, что с точки зрения субъективной картины болезни, для часто болеющих детей характерно амбивалентное (биполярное) отношение к ней. Так, большинство детей понимает, что болезнь им мешает: нельзя ходить в гости, на улицу, нужно лечиться, принимать лекарства, иногда даже можно попасть в больницу. Но на подсознательном уровне болезнь для них более привлекательна, чем здоровье: она «выгодна» ребенку, потому что дает ему возможность приблизиться к матери, получить некоторую эмоциональную поддержку в виде заботы и внимания. Основная часть часто болеющих детей полагают, что во время болезни их будут жалеть, больше обращать внимание и заботиться о них.

Э.С. Калижнюк и Ю.С. Шевченко выделили три варианта формирования личности дефицитарного типа: тормозимый, возбудимый и смешанный. Все типы первичных дефектов анализаторов являются причиной появления большого иерархически построенного комплекса вторичных нарушений, который включает в себя как недоразвитие отдельных функций, тесно связанных с первичным дефектом, так и сложные, социально обусловленные личностные образования. Однако по мере отдаленности от первичного дефекта специфичность вторичного дефекта снижается [20, 25, 31, 35].

Соматическая болезнь может оказывать значительное влияние на условия протекания деятельности, ее динамику, выносливость человека к нагрузкам (в том числе и ребенка), условия деятельности, сохранности операционального состава. Для соматически больного ребенка старшего дошкольного возраста характерны патологические изменения в отношении ведущего вида деятельности – сюжетно-ролевой игры, что оказывает крайне негативное влияние на освоение ребенком собственного внутреннего мира, мешает психологической борьбе ребенка с ситуацией болезни.

Если говорить о поведении соматически больного ребенка старшего дошкольного возраста, то оно изменяется, часто становится «трудным» для окружающих его взрослых. И хотя болезнь, в большинстве случаев, не останавливает психическое развитие ребенка, она искажает, отягощает и замедляет его ход. Ситуация болезни, являясь тяжелой психической травмой, может не только активизировать его компенсаторный потенциал психики, но и разрушительно воздействовать на нее.

К особенностям познавательной деятельности группы часто болеющих старших дошкольников можно отнести:

1) истощаемость психической деятельности, которая проявляется в значительном снижении показателей умственной работоспособности;

2) трудности переключения внимания;

3) снижение продуктивности воспроизведения;

4) снижение продуктивности внимания;

5) уменьшение уровней развития творческого воображения;

6) уменьшение объема произвольной зрительной памяти;

7) большую эмоциональность, выразительность монологической речи, но меньшую самостоятельность, полноту и логическую последовательность.

Таким образом, среди особенностей развития личности часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста можно выделить преобладание позиции «малоценности», ущербности и непосредственно-чувственное отношение к себе (Ливанова М.Н., Николаева В.В.). Для часто болеющих детей характерно приписывание себе отрицательных эмоций, таких, как горе, страх, гнев и чувство вины (Арина Г.А., Коваленко Н.А.). Кроме того, ярко выражена тревожность, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения (Касаткин В.Н., Румянцев А.Г.). У больного ребенка формируется негативное представление о собственной личности, отмечается неустойчивая оценка болезни, нарастание пессимизма и депрессивности, изменяется иерархия мотивов, снижается их побудительная сила. Изменение социальной ситуации развития приводит к задержке развития личности – инфантилизму (Ливанова М.Н.). В младшем и среднем дошкольном возрасте у часто болеющих детей более чем у их здоровых сверстников выражена тенденция к адекватной самооценке, но она во многом зависит от типа семейного воспитания. Основная направленность желаний часто болеющих детей обращена на предотвращение болезненных симптомов и избегание страданий, в то время как у их здоровых сверстников преобладают желания, направленные на преобразование окружающей среды и на взаимодействие с другими людьми (Ковалевский В.А.).

Кроме того, существуют специфические особенности межличностного взаимодействия и деятельности часто болеющего ребенка, такие как: ограниченность круга общения больного ребенка, объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов), стремление получить от них помощь [12, 26, 38].

Социальная ситуация развития ребенка в условиях болезни меняется кардинальным образом. Это оказывает немаловажное влияние на динамику развития познавательных способностей соматически больных детей, развития их личности, а значит, возможно, и развития волевого поведения.

Особое влияние оказывает преобладание симбиотического, симбиотически–авторитарного, привязывающее–подавляющего стилей родительского отношения к ребенку (Ковалевский В.А., Николаева В.В.). Родители фиксируют внимание ребенка на болезненных проявлениях, вводя различные запреты и ограничения; наблюдается скованность, замкнутость детей; они менее контактны и общительны (Арина Г.А., Коваленко Н.А.); утрачивается непосредственность общения со взрослыми и детьми, нет радости от совместных игр и развлечений; нередки случаи отказа от выполнения режима дня, неподчинения старшим, упрямства; ограничена игровая деятельность (ее возможности и проявления) и как следствие – двигательная потребность ребенка (Исаев Д.Н., Николаева В.В.) [3, 16, 17, 22].

К группе социальных факторов, влияющих на развитие предрасположенности к частым соматическим заболеваниям относятся алкоголизм, наркомания и курение родителей, а также использование по дороге в ясли-сад и обратно общественного транспорта. Некоторые исследователи [32], к ним относят наоборот высокое социальное положение и образование родителей.

Важным социальным фактором, располагающим к частым соматическим заболеваниям, является факт поступления и посещения ребенком детского дошкольного учреждения, которое, в свою очередь, сопровождается такими провоцирующими стресс факторами как длительное расставание с родителями и домашними; попадание в незнакомую, новую по организации и структуре предметно-пространственную среду; длительный контакт с чужими детьми, воспитателями, персоналом [22].

Н.Г. Веселов отмечает, что среди ЧБД заболеваемость «организованных» детей раннего возраста в 3 раза выше, чем у детей, не посещающих дошкольные учреждения. А среди ЧБД, учащихся младших классов, неуспевающие выявляются в 2 раза чаще, чем среди редко (эпизодически) болеющих детей [8].

Существуют также биологические причины частых соматических заболеваний, среди которых выделяется генетическая предрасположенность. В родословных часто болеющих детей в 14,5 раз чаще отмечаются хронические бронхолегочные заболевания, в 20,7 раз – хронический тонзиллит, в 4 раза – злокачественные новообразования, в 7,6 раз – аллергические заболевания, в 10,4 раза – ОРЗ в детстве у родителей [5, 10, 31].

В целом анализ медицинских и психолого-педагогических характеристик часто болеющих детей подтвердил базовые положения системного подхода, психосоматического подхода и биопсихосоционоэтической модели развития человека о том, что в развитии часто болеющего ребенка важно учитывать степень и характер влияние всех факторов, оказывающих влияние на становление личности ребенка. Изучение влияния биологических, социальных, психологических и духовных факторов в комплексе даст полное представление о характере этого развития.

В частности, социальная ситуация развития данных категорий детей является качественно иной по сравнению со здоровыми сверстниками. Внешними, социальными факторами, определяющими развитие детей, являются характер взаимоотношений соматически больного ребенка со взрослыми и сверстниками, особенности адаптации ребенка к образовательному учреждению, активность его в процессе деятельности и общения, субъективная позиция в отношении здоровья (осознание болезни на различных уровнях).

В субъективной картине болезни часто болеющего ребенка достаточно ярко отражена ее эмоционально-волевая составляющая, а наибольшее влияние на формирование именно такой внутренней картины болезни оказывает та система отношений в семье, которая складывается вокруг ребенка. Немаловажным оказывается также социальное положение и образование родителей, культура семьи (наличие вредных привычек), характер адаптации ребенка к детскому саду (успешность его взаимодействия со взрослыми и сверстниками).

Из всех социально-психологических факторов, обозначенных в современных исследованиях в качестве детерминирующих развитие личности часто болеющего ребенка, наиболее значительными объективно являются родительское (в частности, материнское) отношение и психологический климат в семье, в общую картину которого можно включить отношение в семье ребенка к здоровому образу жизни, а конкретно, его соблюдение.


    Литература

  1. Альбицкий В. Ю. Часто болеющие дети: клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. / В. Ю. Альбицкий, А. А. Баранов. − Саратов, 1986. – 183 с.
  2. Андреева Е. И. Патогенетические основы врачебной тактики оздоровления часто болеющих детей, посещающих дошкольные учреждения / Е. И. Андреева, Б. К. Мусина // Педиатрия. – 1990. − № 9. – С. 63 – 67.
  3. Арина Г. А. Часто болеющие дети. Какие они? / Г. А. Арина, Н. А.Коваленко // Школа здоровья. – 1995. – Т.2, № 3. – С. 116-125.
  4. Баранов А. А. Организация оздоровления часто болеющих детей в яслях-садах. / А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, И. И. Пуртов // Вопросы охраны материнства и детства. – 1986. – № 8. – С. 65-67.
  5. Бассин Ф. В. О современном подходе к проблеме психологических факторов болезни / Ф. В. Бассин // Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней: Тез. докл. науч. – практ. конф. – М., 1972. – С. 25-33.
  6. Бутенко Н. И. От формирования гигиенической и физической культуры к формированию здорового образа жизни / Н. И. Бутенко, Т. Г. Олешкевич, Н. А. Палиева // Здоровый ребенок – в здоровом социуме. – М., Ставрополь, 1999. – 320 с.
  7. Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции / А. Я. Варга // Вестник МГУ. Серия «Психология». – 1985. – №4. – С.32-37.
  8. Веселов Н. Г. Принципы организации и система оздоровления часто болеющих детей в условиях детских дошкольных учреждений / Н. Г. Веселов, Е. Ю. Кузнецова, Г. К. Ермакова, Н. Н. Яременко с соавт. – Л.: 1990. – 55 с.
  9. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребёнка / Л. С. Выготский // Психология личности. Тексты. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 5.
  10. Журков Е. Г. Состояние здоровья детей, посещающих дошкольные учреждения / Е. Г. Журков. – М., 1991. – 158 с.
  11. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения / Г.В. Залевский // Серия: Достижения в психологии. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2007. – 336 с.
  12. Захарова Р. А. О некоторых препятствиях на пути формирования здорового образа жизни – ортобиоза / Р. А. Захарова // Здоровый ребенок – в здоровом социуме. – М.; Ставрополь, 1999. – 320 с.
  13. Захарова Р. А. Методика изучения социально-валеологического состояния семей / Р. А. Захарова // Здоровый ребенок – в здоровом социуме. – М.; Ставрополь, 1999. – 320 с.
  14. Зейгарник Б. В. Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии / Б. В. Зейгарник // Вестник МГУ: Серия Психология. – 1981. – № 2. – С. 9−15.
  15. Иванова В. И. Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений / В. И. Иванов // Вестник МГУ. – 1993. – № 1. – С.31-38.
  16. Игнатова Л. Ф. Состояние здоровья детей как критерий готовности к обучению в школе / Л. Ф. Игнатова // Школа здоровья. – 1996.– № 4. – С. 84-85.
  17. Исаев Д. Н. Психология больного ребенка / Д. Н. Исаев. – СПб., 1993. – 75 с.
  18. Ковалевский В. А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка / В. А. Ковалевский. – Красноярск, 1997. – 122с.
  19. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. – М.: Изд-во «ПЭР СЭ», 2002. – 192 с.
  20. Михайлова Н. В. Клинико-физиологические и психологические особенности часто болеющих детей: автореф. дис...канд. мед. наук: Спец.: 14.00.09/ Н. В. Михайлова. – М., 1998. – 25 с.
  21. Михеева А. А. Психологическая помощь часто болеющим детям / А. А. Михеева, Е. О. Смирнова // Школа здоровья. – 1999. – № 1. – С. 55−73.
  22. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику / В. В. Николаева. – М., 1987. – 166 с.
  23. Пезешкиан Н. В. Психосоматика и позитивная психотерапия / Н.В. Пезешкиан. – М., 1996. – 463 с.
  24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2001. – 705 с.
  25. Румянцев А. Г. Часто болеющие дети. Традиционный взгляд. / А. Г. Румянцев, А. Г. Касаткин // Школа здоровья. – 1996. – № 2. – С. 41-47.
  26. Сергеева К. И. Острые респираторные заболевания у детей / К. И. Сергеева, Е. И. Граничева, Е. А. Сиротенко. – М., 1979. – 183 с.
  27. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические труды / И. М. Сеченов. – М.: Госиздат, 1947. – 387 с.
  28. Слободчиков B. C. Частота острых заболеваний у детей дошкольного возраста / В. С. Слободчиков, В. И. Ветков // Региональные проблемы здоровья населения: Сб. науч. тр. – Новокузнецк, 1991. – С. 81-82.
  29. Слободян М. М. Часто болеющие дети (медико-социальные аспекты, состояние иммунитета, пути оздоровления) / М. М. Слободян, Н. С. Воронцова и др. // Педиатрия. – 1993. – № 1. – С. 45-48.
  30. Смирнова Е. О. Соотношение непосредственных и опосредствованных побудителей нравственного поведения детей / Е.О.Смирнова, В.М. Холмогорова. // Вопросы психологии. – М., 2001. – №1. – С. 26-37
  31. Таточенко В. К. Острые заболевания органов дыхания у детей / В. К. Таточенко и др. – М., 1981. – 207 с.
  32. Тхостов А. Ш. Теоретические проблемы исследования внутренней картины болезни / А. Ш. Тхостов, Г. А. Арина // Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. – Л., 1991. – С. 18-22.
  33. Холмогорова А. Б. Соматизация: история понятия, культуральные и семейные аспекты, объяснительные и психотерапевтические модели / А. Б. Холмогорова, Н. Гаранян // Московский психотерапевтический журнал. – 2000. – № 2. – С.5-50.
  34. Цыркун Н. А. Развитие воли у дошкольников / Н. А. Цыркун. – Мн.: Нар. Асвета, 1991. – 112 с.
  35. Эльконин Д. Б. Введение в детскую психологию / Д. Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах. – М.; Воронеж, 1997. – 414 с.
  36. Alexander Franz G. Psychosomatic Medicine / F. G. Alexander. – New York, 1980. – 138 p.
  37. Bandura A. Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy. / A. Bandura. // Developmental Psychology. – 1989, 25. – p. 729-735.
  38. Breiner S. J. Slaughter of the innocents: child abuse through the ages today / S. J. Breiner – New York; London: Plenum press, 1990. – 314 p.
  39. Melillo D. Birth order, perceived birth order, and family position of academic women. / D. Melillo // Individual Psychology. – 1983, 39. – p. 57-62.
  40. Robertson J. Separation and the very young / J. Robertson. – London, 1989. – 242 p.
  41. Siegel В. What about me? Growing up with a developmentally disabled sibling. / B. Siegel, S. Silverstein. – New York; London: Insight books, 1994. – 296 p.
  42. Schaefer E. Development of a parental attitude research instrument / E. Schaefer, R. Bell. – Child Development, 1959. – Vol.29, № 3. – 156 p.



Ссылка для цитирования

Волкова О.Н. Особенности развития личности часто болеющего ребенка. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 30.06.2010).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.


В начало страницы В начало страницы
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player