Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Архив номеров
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ

ДЕТСКОГО АУТИЗМА

 

Д.Ю. Шорикова, Н.В. Зверева (Москва)

 

 

Шорикова Диана Юрьевна

  педагог-психолог Московского Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.

 

Зверева Наталья Владимировна

  член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»;

– кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НЦПЗ РАМН, отдел медицинской психологии, заведующая кафедрой нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ (Московский городской психолого-педагогический университет), профессор кафедры.

E-mail: nwzvereva@gmail.com

 


Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.


Степень социальной дезадаптации является одним из показателей инвалидизации при психической патологии. Это требует комплекса методов и набора конкретных средств оценки разных аспектов социальной адаптации.

В зарубежных работах с этой целью применяются специализированные методические средства, направленные на оценку социальной адаптации и социальных навыков. Создаются универсальные методики оценки, однако все они должны пройти проверку практикой.  В оценке тяжести синдромов детского аутизма важным является критерий социальной адаптации, особенно если учесть частоту встречаемости аутистических расстройств (Х.Ремшмидт, В.М.Башина и др.) [2,5].

Синдром Аспергера и сходные расстройства аутистического ряда в качестве признаков может включать различные симптомы,  в их числе  идеи отношений и необычный перцептивный опыт, необычную речь, наличие особых интересов и снижение невербальной коммуникации, кроме того, аутизм может сопровождаться множеством других нарушений [1, 2, 4, 5]. Как происходит адаптация ребенка со столь разнообразными нарушениями развития? Какую роль могут играть родители и близкое окружение? Как осуществляются важные для адаптации процессы половозрастной идентификации у детей с аутизмом? Эти вопросы были положены в основу эмпирического исследования.

Для уточнения специфики социальной адаптации детей с детским аутизмом  необходимо использование различных диагностических средств  (данные наблюдения, опросников, клинических интервью, и оценок психиатра, материалы нейро- и патопсихологической диагностики) и сопоставление полученных с их помощью результатов.

Цель исследования:  выявить взаимосвязь показателей социальной адаптации, уровня интеллектуального и эмоционального развития детей с синдромом детского аутизма.

Задачи исследования и их методическое обеспечение:

1.  оценить специфические профили детей 7-8 летнего возраста, страдающих детским аутизмом, с нормальным и низким уровнем интеллекта с помощью шкалы адаптивного поведения Вайнленд (Vineland Adaptive Behavior Scales – VABS); 

2.  сравнить специфические профили детей с детским аутизмом с результатами диагностических психологических экспериментальных методик, направленных на оценку уровня развития эмоционально-личностной сферы («половозрастная идентификация» Белопольской Н.Л. и «восприятие основных эмоций») [3];

3.  изучить семейные особенности и параметры взаимодействия с окружающими людьми у  детей с детским аутизмом, имеющих разный уровень адаптивного поведения по шкале Вайнленд. 

Гипотеза: имеется связь показателей шкалы Вайнленд, уровня интеллектуального и эмоционального развития детей с синдромом детского аутизма.

Материалы и методы исследования. Было обследовано 35 родителей, имеющих детей с синдромом детского аутизма в возрасте 7-8 лет с разным уровнем интеллектуального развития, и 35 детей-аутистов. Все обследованные дети были разделены на 2 подгруппы: 1 – дети со сниженным уровнем интеллекта, 2 дети с интеллектом в пределах нормы (по материалам медицинских карт).

Настоящее исследование проводилось на базе специализированного центра по оказанию помощи детям с синдромом детского аутизма.  Был использован опыт Л. Р. Сайфутдиновой в применении шкалы Вайнленд для оценки социальной адаптации детей с разными типами развития [6, 7, 8].  

Шкала Вайнленд (Vineland Adaptive Behavior Scales – VABS)  – это полуструктурированное интервью, в ходе которого на вопросы интервьюера отвечают эксперты – родители ребенка или люди из его ближайшего окружения (те, кто о нем заботится и проводит с ним много времени). Шкала Вайленд применяется для оценки четырех основных сфер жизнедеятельности, а именно: коммуникации, повседневных житейских навыков, социализации и моторных навыков. Шкала адаптивного поведения Вайнленд является одной из наиболее распространенных западных методик, оценивающих уровень развития адаптивного поведения. В данной методике термин «адаптивное поведение» понимается как ежедневная деятельность индивида, обеспечивающая взаимодействие с другими и возможность заботиться о себе. С возрастом адаптивное поведение человека изменяется – в частности у ребенка уменьшается зависимость от ближнего окружения и помощи близких. Каждому возрастному периоду соответствуют определенные навыки, важные для адаптации в семье, школе, детском саду, и в целом, в социуме. Являясь полуструктурированным  интервью, Шкала Вайнленд позволяет отобразить индивидуальный статус в сфере адаптивного поведения в числовом и описательном выражениях и оценить его соответствие установленным возрастным нормативам [8].   

Результаты исследования. Дети-аутисты с разным уровнем интеллектуального развития  имели специфические профили адаптивного поведения по Шкале Вайнленд. По отдельным областям адаптации были обнаружены различия особенностей адаптивного функционирования детей с разным интеллектуальным  уровнем.

Для детей с аутизмом с нормальным интеллектуальным развитием был свойственны более высокие показатели по большинству шкал. Общий уровень коммуникации у детей со сниженным интеллектом был ниже по всем показателям.

 Дети со сниженным интеллектом обладали относительно более высокими показателями по некоторым шкалам  рецептивных и экспрессивных навыков.

 

Рисунок 1. Показатели по Шкале адаптивного поведения Вайнленд у детей с аутизмом со сниженным уровнем интеллекта и с интеллектом в пределах нормы.

 

Дети с синдромом аутизма, принимавшие участие в исследовании, показали низкий уровень сформированности половой идентификации и низкий уровень восприятия эмоций, что говорит о недостаточной сформированности эмоционально-личностной сферы у детей, страдающих синдромом аутизма.

Процентное соотношение детей, справившихся с методикой «Половозрастная идентификация» представлено на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Соотношение детей, справившихся с методикой «Половозрастная идентификация» (%)

 

Полученные данные говорят о неполной сформированности половозрастной идентификации у детей, страдающих аутизмом. Возможно, неуспешность выполнения методики связана с  недостаточным уровнем развития наблюдения и подражания у детей с аутизмом. Важнейшим способом обучения типичному для пола поведению является наблюдение и подражание. Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого ребенок в норме принимает, ставя себя на его место. Для более тонкого описания требуются дополнительные обследования.

Выводы.

1.    Уровень развития эмоционально-личностной сферы детей-аутистов имеет связь с уровнем социальной адаптации. Для детей успешно распознающих эмоции и успешно справляющихся с методикой половозрастной идентификации характерны более высокие показатели по субшкалам «Межличностное взаимодействие» и «Навыки сотрудничества».

2.    Обнаружено соответствие уровня социальной адаптации по шкале Вайнленд и уровня интеллектуального и эмоционального развития детей с детским аутизмом.

3.    Детальная дифференцировка особенностей социальной адаптации, и ее связь с уровнем сформированности половозрастной идентификации у детей-аутистов требует дальнейшей работы в этом направлении.

 

Список литературы

  1. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. – М.: УМК «Психология», 2003.
  2. Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999.
  3. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания: Руководство. – М.: Когито-Центр, 2002. – 24 с.
  4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. и др. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф, 2005. – (Особый ребенок). – 244 с.
  5. Ремшмидт X. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение. – М: Медицина, 2003.
  6. Сайфутдинова Л.Р. Изучение связей между сферами адаптивного поведения у детей с различными вариантами дизонтогенеза // Аутизм и нарушения развития, 2007, №3. – С.1-10.
  7. Сайфутдинова Л.Р. Использование шкалы Вайнленд при диагностике больных аутизмом и синдромом Аспергера (по материалам зарубезжной печати) // Аутизм и нарушения развития, 2003, №2. – С.51-57.
  8. Сайфутдинова Л.Р., Судариков М.А. Оценка уровня развития адаптации ребенка с помощью Шкалы Вайнленд // Школа здоровья, 2004,  №1. – С.48-56.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:616.89-008.444.4-053.3

Шорикова Д.Ю., Зверева Н.В. Оценка социальной адаптации: дети с синдромом детского аутизма. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.


 

В начало страницы В начало страницы
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player