Вернуться на главную страницу
Наши авторы
СОМАТИЧЕСКИ БОЛЬНОЙ РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

СОМАТИЧЕСКИ БОЛЬНОЙ РЕБЕНОК  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

 

В.А. Ковалевский, О.В. Груздева (Красноярск)

 

 

Ковалевский Валерий Анатольевич

член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»;

– доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого.

E-mail:  kovalevsky@kspu.ru

 

Груздева Ольга Васильевна

– кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии детства Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

 

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Изучение психологических  и психических особенностей соматически больных детей остается одним из актуальных направлений отечественной психологии, оно связано с отсутствием положительной динамики в вопросах улучшения здоровья детей. Уже к 2004 году государственные статистические данные показывали снижение числа абсолютно здоровых детей до 10% с увеличением количества часто и длительно болеющих до 70-75% и имеющих хронические заболевания до 15-20% (В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, 2003). Данные по процентному соотношению здоровых и соматически больных детей на текущий момент в литературе не освещены, но косвенные факты указывают, что категория соматически больных детей в силу нестабильности социально-экономических условий жизни населения и ухудшения экологической обстановки продолжает неуклонно расти. Больные дети, по-прежнему, вызывают повышенное внимание со стороны специалистов, что обосновывает потребность в дальнейшей разработке и реализации системного медико-психолого-педагогического сопровождения и поддержки данной категории.

Анализ факторов и условий психического развития современных детей показывает, что внешний, социальный фактор является наиболее значимым в возникновении и прогрессировании заболеваний. Так, состояние здравоохранения лишь в 10% случаев является причиной роста числа заболеваний,  а наследственность – в 15% случаев, состояние окружающей среды определяет 25% из них, неблагоприятное же влияние условий и образа жизни является причиной 50% заболеваний. Отмечено также, что зачастую процесс обучения и воспитания происходит без учета индивидуальных особенностей детей. Это приводит к различным стрессовым ситуациям, обостряет противоречия между генетико-биологическими задатками и способствует росту заболеваемости детей (Муравьева В.Н., 1999; Бутенко Н.И., 1999).

Учитывая данные исследования, реабилитацию соматически больных детей необходимо осуществлять посредством воздействия на социальную ситуацию развития ребенка.

В детских садах города Красноярска и Красноярского края в течение нескольких лет (1996 – 2009гг.) происходит изучение особенностей социально-психологического развития соматически больных детей и возможных путей коррекции их развития.

Во всех исследованиях подчеркивается  качественно иной характер психического развития соматически больных детей, а также необходимость адаптации медицинского и психолого-педагогического процесса к разным категориям больных детей. Так, опубликованы научные работы по изучению психологических особенностей соматически больных детей, например:

·                          исследование особенностей личности и познавательной деятельности детей и подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями (Николаева В.В., 1987; Арина Г.А., 1995; Ковалевский В.А., 1997; Ковалевский В.А., Урываев В.А., 2006);

·                          особенности детско-родительских отношений  в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой (Михеева А.А., Манелис Н.Г., 1996);

·                          особенности поведения детей и педагогическая работа с ними при некоторых острых детских инфекциях (скарлатина, корь) (Бурмистрова Н.Н., 1996);

·                          изучение особенностей интеллектуально-личностного развития детей с хроническими заболеваниями легких (Ливанова М.Н., 1997; Орлова М., 1998);

·                          интеллектуальное развитие детей, больных сахарным диабетом (Гнедова С.Б., 1998); 

·                          исследование психологических особенностей часто болеющих детей (Михеева А.А., 1999);

·                          особенности развития речи у соматически больных детей на протяжении дошкольного возраста (часто болеющие дети и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата); факторы и условия, детерминирующие процесс речевого развития детей дошкольного возраста (Груздева О.В., 2004);

·                          мотивационно-потребностное развитие часто болеющих детей, изучение преобладающих мотивов деятельности (Вылегжанина Г.Г., 2005);

·                          особенности проявления тревожности часто болеющими детьми дошкольного возраста (Дубовик Е.Ю., 2006);

·                          специфика самосознания и самооценки часто болеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста (Мосина Н.А., 2007, Чекрякова С.В., 2008);

·                          родительское отношение к часто болеющим детям дошкольного возраста (Котова Е.В., 2004, Доманецкая Л.В., 2009);

·                          гендерные особенности  проявления тревожности у часто болеющих детей дошкольного возраста (Дусказиева Ж.Г., 2009);

·                          особенности понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста  (Штумф В.О., 2009) и др.

В результате суммарного анализа исследований были выделены следующие особенности социальной ситуации развития соматически больного ребенка и особенности его личности.

Личностные особенности.

Развитие ребенка в условиях заболеваний влияет на формирование его личности. Понятию «Я» у таких детей соответствует отрицательный образ, они сопровождают его отрицательным по смыслу комментарием, за ним скрывается неприятие себя, недовольство своей внешностью, низкая самооценка. Для соматически больного ребенка характерно амбивалентное отношение к болезни. Так, на сознательном уровне большинство детей понимают, что болезнь им мешает: нельзя ходить в гости, на улицу, нужно лечиться, принимать лекарства, но на неосознаваемом уровне болезнь для них более привлекательна, чем здоровье.

Некоторые исследования показывают, что болезнь «выгодна», потому что дает возможность ребенку приблизится к матери, получить некоторую эмоциональную поддержку в виде заботы и внимания. Так, дети полагают, что во время болезни их будут больше жалеть, больше обращать на них внимания и заботы. Дети старшего дошкольного возраста, как правило, не понимают причин болезни, часто рассматривают свое заболевание как наказание за плохое поведение. В целом же, отношение ребенка к болезни зависит от его возраста, характерологических особенностей, личного опыта, восприятия заболевания и его тяжести, но во многом оно определяется представлением родителей и других членов семьи о болезни.

Для старших дошкольников осознание своей болезни, ее тяжести и последствий недоступно, так как у него еще нет ясного отношения к ситуации и к самому себе. Вследствие этого болезнь воспринимается ребенком как ограничение привычной жизни. Для ребенка опасность для жизни существует только в форме ограничений, его отношение к себе наполнено непосредственно-чувственным содержанием, главное для него – настоящее время. Собственно психологические средства совладания с болезнью у старших дошкольников еще не сформированы (Ковалевский В.А,  Урываев В.А., 2006).

Больной младший школьник чаще сталкивается с затруднениями собственной деятельности, что вынуждает его (в силу присущих детям этого возраста стремления к оптимальному социальному результату и потребности в самостоятельности как собственной внутренней позиции, включающей, в частности, дефицитарный образ Я) в большем числе случаев анализировать поведение (свое и окружающих его людей), более тщательно планировать предстоящую деятельность и осуществлять более жесткое управление в ходе ее осуществления. Иными словами происходит, более раннее созревание психических новообразований возраста при редких обострениях хронического процесса или субъективно легком течении заболевания. Однако при достаточно развитом телесном недостатке (что может встречаться при частых обострениях хронического заболевания либо при тяжелом его течении) способности к анализу, планированию и произвольности отодвигаются на второй план из-за выраженности астенического синдрома, что приводит к замедлению развития новообразований возраста  (Мосина Н.А., 2007).

Другие суммарно выделенные особенности личности больных детей:

* при оценивании себя у больного ребенка преобладает позиция «малоценности», ущербности, отношение к себе непосредственно - чувственное;

* у часто болеющих детей среднего и старшего дошкольного возраста преобладает заниженная самооценка по сравнению со здоровыми сверстниками и во многом она зависит от типа семейного воспитания. При этом выявлено общее неустойчивое эмоционально-ценностное отношение детей к себе;

* активизируется собственная познавательная активность, направленная на преодоление преград создаваемых болезнью в реализации жизненно важных потребностей;

* слабо сформированы у ребенка механизмы личностно-смысловой регуляции;

* присутствует стремление к компенсации дефекта (у 84 % опрошенных часто болеющих дошкольников направленность желаний на предотвращение болезненных симптомов и избегание страданий);

* нет развернутого жизненного плана, то есть, нарушено осознание себя во времени, главным измерением времени является настоящее;

* основная направленность желаний болеющих детей обращена на предотвращение болезненных симптомов и избегание страдания (84% детей). В то время как у их здоровых сверстников преобладают желания, направленные на преобразование окружающей среды (63%) и на взаимодействие с другими людьми (70%);

* уровень тревожности у часто болеющих детей дошкольного возраста выше, чем у их здоровых сверстников (особенно у мальчиков), причем результаты имеют достоверные различия. анализ эмоционального восприятия детьми половых ролей показал, что в ответах детей обоего пола (независимо от соматического статуса) эмоциональное восприятие девочек достоверно позитивнее, чем мальчиков («девочки любят доброе, красивое, а мальчики любят все крутое и страшное», «девочки красивые, а мальчики – не такие красивые», «мальчики дерутся, а девочки – добрые» и пр.). Обнаружены различия и в представлении об отличительных особенностях мальчиков и девочек: у всех детей доминирует критерий «внешние признаки» (у мальчиков чаще, чем у девочек; у здоровых детей чаще, чем у часто болеющих). Тем не менее, девочки чаще мальчиков ориентируются на качества личности, а мальчики на предметно-действенные характеристики. Выявлено также, что часто болеющие мальчики чаще, чем здоровые, ориентируются на личностные характеристики в своем представлении о половых ролях. Таким образом, часто болеющие мальчики (в сравнении с часто болеющими девочками и здоровыми сверстниками обоего пола) имеют более высокие показатели по уровню тревожности и отрицательному эмоциональному восприятию собственной половой роли. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что статус часто болеющего ребенка мальчиком переживается более болезненно, чем девочкой, и это негативно отражается на его межличностных отношениях, оценке себя, собственных возможностей, что и провоцирует развитие высокой тревожности;

*соматически больные дети старшего дошкольного возраста показали особенности понимания обмана: дети испытывают больше затруднений и реже используют синонимы обмана при его объяснении как общего и абстрактного понятия; хуже распознают обман в области знаний; чаще проявляют стратегии принятия обмана за правду и стратегию отрицания правдивой информации в области знаний, смешанную стратегии распознавания обмана в области эмоций; чаще опираются на признак контекста ситуации в ситуации собственного обмана; реже опираются на поведенческие проявления, контекст ситуации и индивидуальные особенности в ситуации обмана со стороны другого; менее склонны  к обману в области намерений (Николаева В.В., 1987; Орлова М.М., 1982; Ковалевский В.А., 1997;  Котова Е.В., 2004, Груздева О.В, 2004, Дубовик Е.Ю., 2006; Мосина Н.А., 2007; Вылегжанина Г.Г, 2005; Ковалевский В.А,  Урываев В.А., 2006; Чекрякова С.В., 2008; Дусказиева Ж.Г., 2009; Штумф В.О., 2009).

Особенности межличностного взаимодействия и деятельности соматически больных детей:

* круг общения ребенка ограничен до минимума;

* присутствует объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов), стремление получить от них помощь;

* преобладают симбиотический, симбиотически - авторитарный, привязывающе- подавляющий стили родительского отношения к ребенку;

* родители фиксируют внимание ребенка на болезненных проявлениях, вводя различные запреты и ограничения;

* ограничена игровая деятельности (ее возможности и проявления) и как следствие двигательная потребность ребенка;

* психологическая структура семьи с больным ребенком имеет следующий вид: активная, доминантная мама с «привязанным» к ней ребенком и отгороженный от них отец.

В представлениях ребенка обнаружено устойчивое изменение ценностных позиций членов семьи. Так, если у здоровых детей, как правило, значимость членов семьи выстраивается в следующей позиции: ребенок-мать-отец, то у часто болеющих детей эта схема имеет следующий вид: отец-мать-ребенок, где отец «перемещается» в сферу фантазий и идеальных представлений, наделяется особыми положительными качествами и вызывает преимущественно положительные эмоции. При решении проблемных ситуаций часто болеющие дети преимущественно выбирают отца, да и болезнь иногда сближает отца и ребенка. Болезнь также может заострять изначальную дефицитность психологического участия отца в воспитании ребенка: трудности эмоционального контакта с женой и ребенком, неумение создать совместный досуг семьи, несформированность чувства ответственности за нее.

«Вытеснение» отца из психологической жизни ребенка может иметь несколько причин. Это, прежде всего традиционное культурно обусловленное перераспределение функциональных обязанностей в семье в ситуации болезни ребенка, когда социально заданная тотальная ответственность за все происходящее с больным ребенком приводит к экспансии этой ответственности на все жизненное пространство семьи и отец оттесняется от своих ролевых форм влияния на ребенка. В ситуации болезни отец – наблюдатель, а не деятель. Обычна позиция для сообщества мать-ребенок: «Уходи, не мешай, мы лечимся»;

* образовательный уровень родителей больных детей часто высокий. Это позволяет предположить наличие в семьях часто болеющих детей повышенных требований к организации быта и качеству окружающей материально-вещной среды, насыщенному проведению досуга, обогащению и развитию духовного мира ребенка. Кроме этого, родители четко осознают свою ответственность за воспитание детей, за достойную организацию семейной и общественной жизни. Родители склонны к анализу своей воспитательной деятельности и повышению педагогической культуры. Проявляют повышенную заинтересованность социальным и физическим развитием детей.

Внутрисемейная атмосфера характеризуется позитивным эмоциональным и интеллектуальным микроклиматом. Но при таких благоприятных для развития ребенка потенциальных возможностях их родителей, в семьях в целом присутствует неудовлетворенность семейной жизнью;

* в семьях часто болеющих детей не соблюдаются режимы питания, сна, физической активности и нет серьезного отношения к здоровью. Все это означает, что ситуация в семейной микросреде во многом определяется и зависит от субъективной позиции родителей, их активности и желании совместно использовать имеющийся образовательный и культурный потенциал на благо ребенка.

В целом, анализ микросоциальной среды развития часто болеющих детей младшего дошкольного возраста  в сравнении со здоровыми сверстниками показывает, что больные дети являются «принятыми» в среде своих сверстников. При этом во взаимоотношениях со сверстниками часто болеющие дети неконфликтны, не проявляют лидерских качеств, не являются членами устойчивых детских объединений.

Анализ микросоциальной среды развития часто болеющих детей среднего дошкольного возраста показывает, что развитие психических функций, таких как мышление, память, внимание происходит в соответствии с возрастными закономерностями. Дети являются «принятыми» в среде своих сверстников. При этом во взаимоотношениях со сверстниками часто болеющие дети неконфликтны, не проявляют лидерских качеств, не являются членами устойчивых детских объединений.

Образовательный уровень родителей высокий. Внутрисемейная атмосфера характеризуется позитивным эмоциональным и интеллектуальным микроклиматом, удовлетворенностью семейной жизнью.

Микросоциальная среда часто болеющих детей старшего дошкольного возраста характеризуется следующими особенностями. Дети являются «принятыми» в среде своих сверстников. Внутрисемейная атмосфера характеризуется сниженным эмоциональным микроклиматом (Арина Г.А., 1995; Ковалевский В.А., 1997; Ливанова М.Н., 1997; Михеева А.А., 1999; Николаева В.В., 1987; Орлова М.М., 1982, Котова Е.В., 2004, Груздева О.В, 2004, Вылегжанина Г.Г, 2005; Ковалевский В.А,  Урываев В.А., 2006).

Познавательное развитие. Речевой онтогенез больного ребенка дошкольного возраста:

*   общая истощаемость психической деятельности;

* колебания работоспособности, инертность психической деятельности;

* снижение продуктивности воспроизведения (у больных детей меньшие показатели объема, точности и устойчивости внимания, но преобладают более развитые уровни переключения внимания);

* в силу специфической направленности познавательной активности и ограниченности воспринимаемого пространства, отмечается меньший объем памяти;

* моделирующие перцептивные действия складываются позже (снижена сила побуждений);

* уже в младшем дошкольном возрасте фиксируются отставания в речевом развитии у соматически больных детей по сравнению с их здоровыми сверстниками. Выявленные изменения в речевом развитии часто болеющих детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата младшего дошкольного возраста наблюдаются в лексическом, грамматическом строе речи, а также в звуковой культуре и связной речи. В среднем дошкольном возрасте у соматически больных детей продолжают наблюдаться сложности в развитии словаря и грамматического строя речи. Дети опираются в основном на лексическое, а не на грамматическое значение слова. Речь детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по сравнению с часто болеющими детьми более аграмматичная, структурно нарушенная. Активный словарь бедный. Внимание соматически больных детей при обследовании неустойчиво, работоспособность низкая. В старшем дошкольном возрасте зафиксировано снижение показателей речевого развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и повышение их же в группе часто болеющих детей (по сравнению со средним дошкольным возрастом). Часто болеющие дети старшего дошкольного возраста при рассказывании более эмоциональны, чем их сверстники с нарушениями опорно-двигательного аппарата. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата именно на этом возрастном этапе отсутствует высокий уровень развития речи. Речь данной категории детей имеет грамматические ошибки, менее связная, лишена логической последовательности, в ней редко используются выразительные средства. Активный словарь по-прежнему недостаточно богат. Отмечены трудности и в обучении грамоте (Арина Г.А., 1995; Ковалевский В.А., 1997; Ливанова М.Н., 1997; Михеева А.А., 1999; Николаева В.В., 1987; Орлова М.М., 1982, Груздева О.В, 2004; Ковалевский В.А,  Урываев В.А., 2006).

В развитии соматически больного ребенка очень важным является фактор осознания ситуации болезни и включение индивидуальных механизмов преодоления болезни. Установка на преодоление болезни – это категория субъективная, но она, в тоже время, является очень важным объективным фактором здоровья. Для сохранения здоровья или преодоления болезни для ребенка дошкольного возраста большое значение имеет субъективная установка родителей, т.к. именно они формируют у ребенка дошкольного возраста отношение к здоровью и болезни, а также способствуют выработке защитных механизмов.

Таким образом, позиция родителей по отношению к понятию «здоровый образ жизни» является неотъемлемой характеристикой социальной ситуации развития соматически больного ребенка.

Суммарный факторный анализ (Груздева О.В., 2004) показывает, что всеми участниками опроса умозрительно достаточно активно признаются каждый из 13 пунктов как необходимые составляющие ортобиоза. У педагогов это признание высоко – 92%, у родителей – меньше - 76%, так как они не считают «самообладание» (60%) и «самоотдачу в работе» (50%) обязательными факторами ортобиоза (фактор 1 - сознательное отношение к здоровью, фактор 2 - соблюдение режима сна; фактор 3 - соблюдение режима питания; фактор 4 – самообладание; фактор 5 - оптимистичное настроение; фактор 6 - отказ от алкоголя (кроме случаев лечебного назначения); фактор 7 - физическая активность; фактор 8 - полный отказ от курения; фактор 9 - полный отказ от наркотиков; фактор 10 - самоотдача в работе; фактор 11 - материальный достаток; фактор 12 - сексуальная удовлетворенность; фактор 13 - теплые отношения в семье).

Единодушны педагоги и родители в пункте 9 – «полный отказ от наркотиков», который идеально признается и реально выполняется. Реальное соблюдение ортобиоза ниже идеального представления о нем. Особенно низки показатели по фактору 5 – «самообладание» и фактору 11 – «материальный достаток» как у педагогов, так и у родителей.

Синхронны показатели у обеих категорий респондентов и во всех исследуемых группах по факторам:

* оптимистическое настроение (ф. 6);

* отказ от алкоголя (ф. 7);

* отказ от курения (ф. 8);

* сексуальная удовлетворенность (ф. 12).

Тем не менее, респонденты умеют соблюдать меру, так как по фактору 13 - «теплые отношения в семье» показатели гораздо выше среднего.

Важно отметить, что в первую очередь, во всех исследуемых группах не соблюдаются первые четыре фактора. Они, в свою очередь, не зависят от объективности, а зависят только от позиции самого человека. В большинстве исследуемых семей не придается значения здоровью, прогулкам, режиму дня, питанию, и во многом заботу об этих факторах перекладывают “на плечи” дошкольного образовательного учреждения. Как следствие этого, дети впитывают в себя азы отсутствия элементарных санитарно-гигиенических навыков, не владеют способами поддержания (сохранения) здоровья или преодоления состояния болезни.

Причинами того, что реально ортобиоз скорее не соблюдается, чем соблюдается, могут являться:

* отсутствие саморегуляции;

* культура поведения в быту;

* недальновидность взрослых в том плане, что дети повторяют ошибки взрослых (копируют образцы поведения взрослых), хотя в душе все желают детям здоровья, оптимизма и т.д.

В среднем соблюдаются 7 факторов из 13. От 8 до 18 факторов соблюдают 40 % респондентов; от 3 до 0 факторов соблюдаются 10 % респондентов; от 4 до 7 факторов соблюдают 50 % респондентов.

Итак:

* в результате опроса были получены сходные данные по всем исследуемым факторам ортобиоза во всех исследуемых группах;

* явно нездоровый образ жизни ведут только 10 % семей, но 50 % семей ведут здоровый образ жизни, но который можно назвать ситуативным, эпизодическим.

Направления и способы медико-психолого-педагогической  коррекции развития детей с нарушениями здоровья 

Результаты экспериментально-психологических исследований на базе научно-образовательных комплексов кафедры психологии детства  подтвердили данные о том, что социальная ситуация развития больного ребенка качественно иная. Уязвимыми становятся те факторы и условия, которые обеспечивают успех психического развития детей. Создается особая, дефицитарная социальную ситуацию развития, не обеспечивающая условий успешного развития детей и сказывается на темпах и показателях развития. Поэтому общая стратегия коррекционных воздействий на процесс психического и психологического развития больных детей должна осуществляться через оптимальные воздействия на всю социальную ситуацию развития.

Данные, полученные экспериментальным путем, свидетельствуют, что снижение показателей развития детей с нарушениями здоровья обусловлены большей частью трудностями их взаимоотношений со сверстниками, характером взаимоотношений с родителями и главное – состоянием составляющих ортобиоза (недостаточное понимание и соблюдение составляющих здорового образа жизни). Поэтому общую стратегию коррекционных воздействий на процесс развития ребенка с нарушениями здоровья целесообразно осуществлять  путями:

обогащением индивидуального опыта ребенка новыми знаниями о своих силах и психофизиологических возможностях на пути преодоления болезни;

оптимизацией взаимоотношений с окружающими взрослыми и детьми;

системой целенаправленных занятий по развитию отдельных психических процессов и функций.

Таким образом, в рамках коррекции происходило сложное взаимодействие внешних (социальных) и внутренних (индивидуально-личностных) факторов развития ребенка. Каждое из направлений коррекционной работы предусматривало решение задач:

1/ коррекция психоэмоционального статуса, “снятие” острой отрицательной реакции ребенка на болезнь и  речевую патологию;

2/ оптимизация факторов ортобиоза и формирование у детей и взрослых адекватных, собственно психологических приемов преодоления болезни;

3/ коррекция всех компонентов психического развития детей.

Решение каждой задачи должно происходить не изолированно, а одновременно и с обязательным включением всего микросоциума ребенка.

Каждый аспект коррекционной деятельности ребенка и взрослого предполагает активизацию мотивационного, содержательного и операционного компонентов осуществляемой ими деятельности.

1.        Коррекция психоэмоционального статуса детей. Центральной задачей данного блока работы является “снятие” острой реакции ребенка на болезнь, ослабление психоэмоционального и психофизического (мышечного) напряжения, т.е. воздействие на непосредственно-чувственный и эмоциональный уровни отражения ребенком болезни (внутреннюю картину болезни). Известно, что тенденция повышения уровня психосоматического здоровья начинает преобладать в ситуации высокой психофизической защищенности организма индивида. В результате этого актуальным становится использование комплекса психотехнических упражнений на снятие психоэмоционального напряжения и тренировку психомоторных функций, предложенных А.В. Алексеевым, О.В. Хухлаевой, Н.В. Самоукиной, М.И. Чистяковой. Это такие игры, как “Нарисуй свой страх”, “Мусорное ведро”, “Скульпторы”, “Кляксы”, “Я умею”, “Сочинение историй”, “Взрослые и дети”, “Ой, ой, живот болит”, “Очень худой мальчик”, “Медвежата выздоровели”, а также продуктивные виды деятельности, ориентированные на переживания ребенка (рисование, лепка, конструирование и др.). Лучшим способом изживания неблагоприятных эмоций могут явиться упражнения и сюжетно-ролевая игра, объединенные темой “Больница”, которые разыгрываются по следующим этапам.

Ø      Написание с помощью взрослого сценария. Взрослый в доброжелательной форме обсуждает с больным ребенком содержание его навязчивых страхов, затем предлагает на их основе сочинить сказку с вариантами разрешения ситуации.

Ø      Обсуждение сценария. Сценарий предлагается вниманию детей, затем обсуждается и уточняется. Больному ребенку предлагается роль режиссера, а при желании – и главного героя, остальные роли распределяются между детьми группы.

Ø      Игра-драматизация. Сюжетная линия может выстаиваться следующим образом. Ведущий сообщает, что у некого существа очень болит горло (зубы или живот), поднялась температура и т.д. Детям надо нарисовать или показать на лице существа страдание (слезы, повязку и т.п.) Далее детям предлагается превратиться в добрых и внимательных врачей, которых никто не боится, полечить существо и показать (нарисовать) на его лице выражение радости.

Ø      Заключительный. После окончания игры необходимо обсудить, что чувствовал каждый ребенок в игре, убедить, что не следует бояться страшных персонажей в придуманной ребенком сказке.

Оптимальный режим представленных мероприятий - не реже 3-4 раз в неделю, в сочетании с физкультурой, плаванием, массажем и решением задач второго коррекционного блока.

2.      Оптимизация фактора ортобиоза и формирование адекватных собственно психологических приемов преодоления болезни

Коррекционная работа этого блока осуществляется посредством осознания ребенком и взрослыми состояния болезни на когнитивном, эмоциональном и мотивационном уровнях. Для получения информации о внутренней картине здоровья, обучения здоровому образу жизни реализуются две модели, влияющие на формирование внутренней картины здоровья: медицинская и образовательная.

Медицинская (когнитивная) модель предполагает в качестве исходного принципа следующее: если человек знает о качествах поведения, отрицательно влияющих на здоровье, то он начинает воздерживаться от них. И, напротив, если он не знает о чем-либо полезном для здоровья, то знание об этом автоматически приведет к соответствующему поведению.

Хотя на практике такая модель малоэффективна, ее нельзя не принимать во внимание, и в рамках формирующего эксперимента она также может быть использована.

Другая модель – образовательная. Суть ее заключается в оказании влияния на поведение человека по отношению к своему здоровью. В основу этой модели положены представления о стадиях принятия решения о своем здоровье как ценности. Стадии предполагали:

·                     всесторонний анализ родителями и педагогами возможного поведения, альтернативного здоровьесохраняющему;

·                     выделение всех целей, которые могут быть достигнуты, оценка ценностей, которые связаны с совершаемым выбором;

·                     тщательный анализ последствий, связанных с выполнением каждого действия;

·                     поиск родителями и педагогами информации, важной для оценки своего настоящего поведения, и здоровьесохраняющих альтернатив;

·                     оценка поступающей информации и мнений экспертов;

·                     повторная оценка последствий всех известных альтернатив здорового образа жизни (даже первоначально неподходящих);

·                     составление взрослыми и детьми плана для осуществления осознанных здоровьесохраняющих форм поведения.

Таким образом, с помощью психологической, медицинской служб и педагогов родители и дети с нарушениями здоровья создают у себя представление о своем здоровье (на эмоциональном, когнитивном и мотивационном уровнях). При этом дети младшего и среднего дошкольного возраста, их родители должны основное внимание уделять эмоциональному компоненту болезни (“снятие” острой, негативной реакции на болезнь), а также развитию ценностного отношения к здоровью и расширению представлений о нем. С детьми старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста и их родителями данная работа требует продолжения, основной акцент делается на развитии интеллектуального компонента внутренней картины болезни, т.е. на совершенствовании познания и рациональной оценки болезни.

Для реализации цели данного блока определены задачи деятельности, охватывающие всех субъектов образовательного процесса:

·                     воспитание потребности в здоровье у детей и взрослых (мотивационный компонент осуществления деятельности);

·                     формирование целостного понимания здорового образа жизни детьми и взрослыми (содержательный компонент осуществления деятельности);

·                     обучение детей и взрослых здоровому образу жизни как неотъемлемой части существования (операциональный компонент осуществления деятельности).

Формирование здорового образа жизни предполагает внешнее содействие становлению внутренней картины здоровья. Необходимо постараться изменить внешние обстоятельства, чтобы содействовать правильному принятию родителями, детьми и педагогами решения о здоровье. Чтобы решить данные задачи, необходимо создать условия для реализации коррекционной программы, а именно:

·         особым образом организованную предметно–развивающую, оздоровительную среду, предполагающую осознанное восприятия детьми и родителями оздоровительных, образовательных, развивающих и лечебных программ ДОУ (помещения для занятий лечебной физкультурой, массажем, бассейн, сауна; возможность свободного передвижения по помещениям ДОУ, обеспечивающую свободу общения со взрослыми, сверстниками, активную творческую познавательную деятельность и др.);

·         обеспечение совместного пребывания в группах детского сада дошкольников разного возраста, разного уровня развития и соматического статуса;

·         осуществить модернизацию учебно–воспитательного процесса, ориентированного на индивидуально - дифференцированный подход; внедрение инновационных образовательно–оздоровительных и лечебных технологий;

·         обеспечить развитие педагогической культуры родителей и пропаганду здорового образа жизни в семье.

Таким образом, проведенные исследования развития психики и межличностных отношений часто болеющих дошкольников, а также анализ эффективности их реабилитации убедительно показывает значимость социальной ситуации развития ребенка.

 

Библиография

1.       Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети: клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. – Саратов, - 2003 – 183 с.

2.       Арина Г.А. Коваленко Н.А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. – 1995. – Т.2, № 3. – С. 116-125.

3.       Бурмистрова Н.Н. Особенности поведения детей и педагогическая работа с ними при некоторых острых детских инфекциях (скарлатина, корь): Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1996. – 23 с.

4.       Вылегжанина Г.Г. Роль мотивации в развитии личности больного ребенка в условиях особой социальной ситуации развития //Бехтерев В.М. и современная психология. К 120-летию открытия первой психологической лабратории: материалы Российской научно-практической конференции. - Казань: Центр инновационных технологий , 2005.- Вып. 3.Т.2. - С.71-78.

5.        Гнедова С.Б. Интеллект детей, больных сахарным диабетом // Школа здоровья. – 1998. - № 3 - 4. – С. 34-46.

6.       Груздева О.В. Соматически больной ребенок: факторы речевого развития. – Красноярск., 2004. – 158 с.

7.       Дубовик Е.Ю. Тревожность у детей дошкольного возрасат: учебное пособие по спецкурсу по психологии «Тревожность дошкольника»; Красноярск. гос.пед. университет им. В.П. Астафьева, 2006. -100 с.

8.       Дусказиева Ж.Г.  Особенности эмоционального восприятия собственной и противоположной половой роли часто болеющими детьми 5-7 лет. Журнал. Сибирский психологический журнал. - Томск, 2009. - № 32. - С.65-67. ПЕРЕЧЕНЬ ВАК  (ISSN 1726-7080).

9.       Доманецкая Л.В. Родительское отношение к ребенку с ограниченными возможностями здоровья как фактор развития форм его общения со взрослыми. Журнал. Сибирский психологический журнал. - Томск, 2009. - № 34. - С.65-69. ПЕРЕЧЕНЬ ВАК  (ISSN 1726-7080).

10.   Касаткин В.Н., Михеева А.А. Оценка тревожности в группах часто болеющих детей и у пациентов с бронхиальной астмой // Школа здоровья. – 1998. - № 1. – С. 49-57.

11.   Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка. – Красноярск, 1997.– 122 с.

12.   Ковалевский В.А., Урываев В.А. Психология ребенка — пациента соматической клиники. Практикум. - Красноярск-Ярославль, 2006. - 87 с.

13.   Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей. - Красноярск, 2004. - 152 с.

14.   Михайлова Н.В., Касаткин В.Н. Катемнез часто болеющих детей к школьному возрасту // Школа здоровья. – 1996. - № 4. – С. 76-78.

15.   Михеева А.А., Манелис Н.Г. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой // Школа здоровья. – 1996. - № 4. – С. 116-117.

16.   Михеева А.А., Смирнова Е.О. Психологическая помощь часто болеющим детям // Школа здоровья. – 1999. - № 1. – С. 55-73.

17.   Мосина Н.А. Особенности развития самосознания часто болеющего младшего школьника. - Красноярск, 2007. – 144 с.

18.   Муравьева В.Н. Проблемы здоровья детей России // Здоровый ребенок – в здоровом социуме. – М.; Ставрополь, 1999. – 320 с.

19.   Николаева В.В., Арина Г.А. Тяжелобольной ребенок. Штрихи к психологическому портрету // Школа здоровья. – 1995. - № 2. – С. 86-96.

20.   Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – М., 1987. – 166 с.

21.   Орлова М.М. Условия формирования изменений личности больных заболеваниями легких: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М. , 1998. – 20 с.

22.    Чекрякова С.В. Самооценка ребенка дошкольного возраста. Учебное пособие к спецкурсу. - Красноярск, 2008. – 144 с.

23.   Штумф В.О., Ковалевский В.А. Особенности понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста. Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С.370-381. ПЕРЕЧЕНЬ ВАК (ISSN 1813-4718).

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.922.736.3

Ковалевский В.А., Груздева О.В. Соматически больной ребенок дошкольного возраста: специфика социально-психологического развития. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2009. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

 

В начало страницы В начало страницы

 

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player