Вернуться на главную страницу
Наши авторы
ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РОЛИ МАТЕРИ ЖЕНЩИНАМИ,

ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РОЛИ МАТЕРИ ЖЕНЩИНАМИ,

ИМЕЮЩИМИ ОПЫТ НЕЗАВЕРШЕННОЙ БЕРЕМЕННОСТИ

 

Василенко Т.Д.,   Блюм А.И. (Курск)

 

Василенко Татьяна Дмитриевна

член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»;

– декан факультетов клинической психологии и социальной работы Курского государственного медицинского университета, доцент, кандидат психологических наук.

E-mail: tvasilenko@yandex.ru

 

 

Блюм Анна Ивановна

– ассистент кафедры психологии и педагогики Курского государственного медицинского университета.

E-mail: anna_blum@mail.ru

 

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Проблеме материнства посвящено множество теоретических и прикладных исследований (Филиппова Г.Г., Брутман В.И., Хамитова И.Ю., Мещерякова С.Ю., Минюрова С.А.,  Абрамченко В.В.,  Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А., Баженова О.В., Погудина Е.В., Братусь И.В., Васильева О.С., Могилевская Е.В., Копыл О.А., Кочанова Л.В., Хамитова И. В., Русалов В.М.). В этих исследованиях употребляются такие понятия как «меринская роль», «принятие роли», «материнское ролевое поведение», однако они не дают достаточного представления о ролевом контексте изменений, происходящих в личности женщины, в ее взаимодействии с окружением, о влиянии на них ситуационных переменных в период беременности и после рождения ребенка.  Мы считаем актуальным выявление закономерностей процесса принятия роли матери через изучение влияния эмоциональных и смысловых компонентов переживания беременности женщинами, имеющими опыт незавершенной беременности, на принятие роли матери.

В.И. Брутман понимает материнство как «процесс выстраивания смысловых границ между матерью и ребёнком. Основным новообразованием материнства является изменение смысловой сферы женщины, которая определяет переживание материнства как динамического процесса, реализующегося в системе материнско-детского взаимодействия. Ожидание и рождение ребёнка является для женщины не просто новой социальной ситуацией, требующей реализации специфических поведенческих актов, но и запускает процесс переживания». [7]

Г.Г. Филиппова рассматривает смысловое переживание материнства как психологическое новообразование в сфере самосознания женщины, принявшей на себя эту роль. С ее точки зрения, по мере формирования в самосознании женщины образа ребёнка происходят изменения не только в эмоциональной, физиологической, но и в смысловой сферах, которые могут носить как позитивный, так и негативный характер. Все эти сферы являются взаимосвязанными. Так, появление ряда эндокринно-соматических и психофизиологических изменений в организме беременной женщины приводят к появлению ряда негативных тенденций на смысловом уровне: опасения, страхи, связанные с предстоящими родами, страх за здоровье и судьбу будущего ребёнка, обеспокоенность перед ухудшением материнского благополучия своей семьи, перед возможным ущемлением личной свободы, переживание своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной непривлекательности. [19]

В нашей работе мы  опираемся на положения теории смысла Д.А.Леонтьева. Исходя из этой теории объекты, явления и события действительности, входящие в жизненный мир субъекта, обладают для него жизненным смыслом в силу того, что они объективно небезразличны для его жизни. Жизненный смысл есть независимая от его осознания характеристика роли объектов, явлений и событий действительности и действий субъекта в контексте его жизни. Жизненный смысл и отражающаяся в нём динамика жизненных отношений – это онтологический аспект смысла. Личностный смысл является формой познания субъектом его жизненных смыслов. Личностный смысл объектов, явлений и событий, отражается в сознании субъекта посредством эмоциональной окраски образов. Сознание выделяет то, что значимо для субъекта, и ставит перед ним задачу на смысл, на осознание того, какое конкретное место в его жизни занимают соответствующие объекты или события, с какими мотивами, потребностями и ценностями субъекта они связаны. «Личностный смысл и отражающаяся в нём динамика субъективного образа реальности» - это феноменологический аспект смысла. [13]

Таким образом, беременность как событие жизни женщины, включённое в её жизненный мир, обладает для неё жизненным смыслом. В свою очередь, состояние беременности обладает для женщины и личностным смыслом, отражаясь в сознании женщины посредством эмоциональной окраски образа будущего ребёнка.

В качестве компонентов переживания беременности мы выделяем эмоциональный и смысловой. Смысл предстает перед нами как отношение, связывающее объективные жизненные отношения субъекта, предметное содержание сознания и предмет, и строение его деятельности. Переживание беременности характеризуется подключением новых смысловых контекстов, особым смыслом беременности, связанным с тем, что женщина оценивает свое состояние как благоприятное или неблагоприятное. В случае негативной оценки данного состояния (например, беременность ради сохранения отношений) происходит переосмысление и нахождение нового смыслового контекста, и беременность с этого момента выступает как благоприятное событие (например, беременность ради ребенка).

В качестве источников и механизмов смыслообразования выделяют следующие: мотив (мотивационный механизм), смысловая диспозиция (диспозиционный механизм), смысловой конструкт (атрибутивный механизм), личностный смысл, смысловая установка, личностные ценности, динамическая смысловая система и смысл жизни. [13]

Ожидание и рождение ребёнка является для женщины не просто новой социальной ситуацией, требующей реализации специфических поведенческих актов, но и запускает процесс переживания. Возникновение нового жизненного отношения (с образом будущего ребёнка) влечёт за собой усложнение организации женщины, что расширяет круг её взаимодействий с миром и способствует возникновению новых отношений с окружающими.

В  психологии переживание рассматривается как «противопоставление объективному знанию, особое субъективное, пристрастное отражение мира, взятого в отношении к субъекту с точки зрения предоставляемых им (миром) возможностей удовлетворения актуальных мотивов и потребностей субъекта; как любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его жизни; как наличие стремлений, желаний, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям; как форма активности, возникающая по невозможности достижения субъектом ведущих мотивов жизни, крушением идеалов и ценностей, и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленного на переосмысление своего существования».[10]

 В переживании беременности первостепенную роль играет не само по себе состояние беременности, не те изменения, которые происходят с женщиной, а тот смысл, то значение, которые они представляют для беременной женщины. Переживание беременности мы рассматриваем с точки зрения принятия или непринятия  – роли матери.

     Г.Г. Филиппова описывает шесть вариантов стилей переживания беременности:

1. Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций. Данный стиль переживания беременности является наиболее оптимальным для развития готовности к материнству и характеризуется наличием интересов и направленностью на беременность, на образ ребёнка. Смыслообразующим мотивом для беременной женщины является, по нашему мнению, обеспечение адекватных условий для развития ребёнка.

2. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством; эмоциональное состояние тревожное или депрессивное, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, активность связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовой период. Этот стиль переживания беременности обусловлен противоречивым отношением к беременности, что связано с неразвитостью смысловой сферы.

3. Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребёнка. В данном случае имеет место инфантильный характер процессов смыслообразования, что возможно характеризует незавершённый процесс сепарации-индивидуации.

4. Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; динамики эмоционального состояния по триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса.  Предполагается, что смысловая сфера обеднена смысловыми связями, не сформированы ценности, интересы, направленность на ребёнка.

5. Амбивалентный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом. Интерпретация своих отрицательных эмоций выражена как страх за ребёнка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности. Особенности смысловой сферы имеют сходный характер с тревожным стилем переживания беременности.

6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание беременности как кары, помехи; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний. Имеет место отсутствие способности беременной женщины обеспечивать оптимальные условия для развития ребёнка, несформированность образа ребёнка, интересов и ценностей ребёнка. Беременность как качественно новый этап в жизни женщины не является основной деятельностью, и даже не принимается женщиной. [19]

     Каждый из стилей переживания материнства мы также связываем с наличием или отсутствием противоречий и кризисов в освоении, выполнении и фиксации роли матери. Результаты исследований свидетельствуют о преемственности стилей переживания беременности и материнского отношения к ребёнку.[7]

      Мы используем, выделенные Г.Г. Филипповой, варианты стилей переживания беременности. Адекватный стиль переживания беременности, сложившийся к её концу, устойчиво коррелирует с ценностью ребёнка и с адекватностью материнского отношения к нему. Эмоционально-отстранённый стиль переживания беременности устойчиво сочетается с низкой ценностью ребёнка и эмоционально-отстранённым, регулирующим стилем материнского отношения. Тревожно-амбивалентный стиль переживания беременности коррелирует с пониженной или неадекватно завышенной ценностью ребёнка и тревожно-амбивалентным стилем материнского отношения. При этом женщины с адекватным стилем переживания беременности наиболее подвержены динамике в процессе беременности. Таким образом, высокий уровень развития смысловой сферы характерен для адекватного стиля переживания беременности, что характеризует смысловую сферу наличием интересов, направленностью на образ и состояние ещё не родившегося ребёнка, наполненностью самосознания беременной женщины смысловыми связями. Период беременности несёт в себе особую смысловую реальность.

При относительной известности и изученности медицинских проблем аборта, остаются малоисследованными его психологические аспекты; взгляд самой женщины на аборт; мотивы, побудившие избрать этот метод регуляции рождаемости; эмоции и ощущения, вызванные абортом. [18]

По данным статистики,  в России из 3-х беременностей только одна заканчивается родами. Почти 10% женщин детородного возраста раз в год делают аборт и 60% женщин прерывают таким образом первую беременность.  [www.demographia.ru]

В нашем исследовании мы ставим цель выяснить закономерности прерывания беременности и принятия роли матери. Сознательный выбор прервать беременность ставит перед женщиной  главный вопрос – готова ли она стать матерью, заботится о ребёнке. У женщины формируется опасение не справиться с новой социальной ролью. С другой стороны, она может бояться не оправдать ожидания окружающих. Аборт по медицинским показаниям формирует у женщины страх, что и в этот раз она не сможет родить ребёнка, представления о возможных осложнениях беременности приобретают наиболее значимый смысл, формируется опасение и страх за исход беременности.

Таким образом, уникальная личностная композиция эмоционального и смыслового компонентов переживания беременности определяет стиль переживания беременности (адекватный, тревожный или игнорирующий), который является индикатором принятия роли матери.  

Возрастной период 22-27 лет является оптимальным для вынашивания и рождения ребёнка. Для женщины этот период является критическим, так как знаменует окончание независимости. Это ведёт к меньшей осмысленности состояния беременности.

Смысловая сфера беременных женщин претерпевает существенные изменения, связанные с расширением смысловых связей и наполненностью смысловых процессов. Наиболее значимым является третий триместр беременности, который характеризуется ожиданием ребёнка, готовностью быть матерью. Смысловая сфера беременной женщины на этапе предродового периода представляет собой целостный, насыщенный смысловым содержанием конструкт. Смысловая сфера на данном этапе беременности характеризуется большей осмысленностью настоящего и построением планов на будущее. Жизнь представляется как интересный, насыщенный процесс.

Нами представлены материалы экспериментального исследования, проведенного в 2006-2009 годах на базе родильного отделения Территориального Медицинского Объединения №4 г. Курска, Областного перинатального центра г. Курска, Городской клинический родильный дом  г. Курска. В исследовании приняли участие 48 беременных женщин, находящихся на стационарном лечении. Контрольную группу составили женщины, не имеющие опыта незавершенной беременности. В экспериментальную группу входили женщины, имеющие опыта незавершенной беременности (сознательный и медицинский аборт).

Эквивалентности групп добивались, отбирая женщин, состоящих в браке, на третьем триместре беременности и ожидающих первого ребёнка, после аборта.

Проблемой нашего исследования является выяснение, каким образом незавершённый опыт беременности (сознательный аборт и аборт по медицинским показаниям) влияет на принятие роли матери.

Объектом исследования выступило принятие роли матери.

Предметом исследования являются особенности принятия роли матери женщинами, имеющими опыт незавершённой беременности (аборт).

Задачи исследования:

1) исследовать особенности принятия роли матери беременными женщинами без негативного опыта беременности и беременными женщинами, имеющими опыт незавершенной беременности  (сознательный аборт и аборт по медицинским показаниям);

2) установить связь опыта незавершенной беременности (сознательный аборт и аборт по медицинским показаниям) и принятия роли матери;

3) разработать и апробировать коррекционную программу социально-психологической помощи, направленную на принятие роли матери беременными женщинами, ожидающими первого ребенка, имеющими опыт незавершенной беременности (сознательный аборт и аборт по медицинским показаниям).

Критериями отбора испытуемых для исследования служили:

·        Возраст женщин (22-27 лет)

·        Срок беременности (3 триместр)

·        Удовлетворённость браком

·        Ожидание первого ребёнка

В исследовании были использованы следующие методы:

1. Структурированное интервью.

2. Архивный метод.

3. Психодиагностическая методика: Тест «Смысложизненные ориентации» Леонтьева Д.А. (СЖО).

4. Проективные методики:

4.1. Тест «Фигуры» Филипповой Г.Г.

4.2. . Восьмицветовой тест Люшера в адаптации Собчик Л.Н.

4.3. «Цветовой тест отношений» Эткинда (ЦТО).

Вся выборка испытуемых была разделена на  группы.

Первую группу составляли женщины без негативного опыта беременности в возрасте 22-27  (n=20).

Вторую группу составляли женщины с абортом по медицинским показаниям в анамнезе в возрасте 22-27  (n=11).

Третью группу составляли женщины с сознательным абортом в анамнезе в возрасте 22-27 (n=17).

В процессе обработки результатов производили попарно сравнение этих групп.

          Мы проследили особенности принятия роли матери  и формирование того или иного стиля переживания беременности в зависимости, принадлежности к той или иной группе (рис.1).


Рис. 1. Сравнительный анализ принятия роли матери беременными женщинами  в возрасте 22-27 лет без негативного опыта беременности, с сознательным абортом  и абортом по медицинским показаниям.  Методика «Фигуры» Г.Г.Филипповой.

 

В группе нормородящих без негативного опыта беременности имеют место низкие показатели игнорирующего  и тревожного стиля переживания беременности. У 25 % беременных женщин в возрасте 22 – 27 лет отмечается игнорирующий стиль переживания беременности, что характеризует данную группу неприятием данного состояния – состояния беременности, отсутствием желания создавать условия для развития будущего ребёнка, а, следовательно, несформированной  ролью матери. Отмечается 20% испытуемых с тревожным стилем переживания беременности. Напряжение и беспокойство связано с первым шевелением, которое ощущается рано, сопровождается сомнениями, тревогой, испугом по поводу здоровья будущего ребёнка и своего здоровья, что усиливает болезненные ощущения, что свидетельствует о трудностях принятия роли матери. С адекватным типом переживания беременности 55% женщин, без негативного опыта беременности.  Данные свидетельствуют о том, что беременность воспринимается эмоционально положительно, приятно по соматическому ощущению, а тревога и беспокойство связано лишь с опасениями по поводу здоровья ребёнка, своего здоровья и исхода беременности и родов. Активность беременной женщины  направлена на ребёнка, на обеспечение адекватных условий для его развития, на сохранение здоровья, а также на формирование адекватного типа переживания беременности.

 В группе нормородящих женщин, имеющих опыт аборта по собственному желанию, адекватный стиль переживания беременности (46%) превышает тревожный (27%) и игнорирующий (27%) стиль переживания беременности. Данные по адекватному стилю беременности говорят о том, что идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций. Смыслообразующим мотивом для беременной женщины является, обеспечение адекватных условий для развития ребёнка. Наличие игнорирующего типа переживания беременности характеризуется в группе нормородящих женщин 27%. Сознательный выбор прервать беременность формирует переживание новой социальной роли женщины в качестве матери, перед ней встаёт главный вопрос о принятие роли матери. У женщины формируется опасение не справиться с новой социальной ролью. Тревожный тип переживания беременности также отмечается в группе женщин нормородящих (27%) .Это свидетельствуют о том, что у беременных женщин имеющих опыт аборта наблюдается неустойчивое отношение к ребенку, постоянная тревога по поводу ребенка и адекватности своих действий, неудовлетворенность собой,  недостаточная субъективизация ребенка, резкие перемены настроения.

           Аборт по медицинским показаниям формирует у женщины страх, что и в этот раз она не сможет родить ребёнка, представления о возможных осложнениях беременности приобретают наиболее значимый смысл, формируется опасение и страх за исход беременности. Что является причиной формирования игнорирующего типа переживания беременности, который преобладает в нормородящих (57%). Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления, соматическое состояние либо улучшается, либо не содержит выраженных перемен,  динамики эмоционального состояния по триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса. Выявленные особенности свидетельствуют о том, что у беременных женщин имеющих опыт аборта наблюдается неустойчивое отношение к ребенку, постоянная тревога по поводу ребенка и адекватности своих действий, неудовлетворенность собой, недостаточная субъективизация ребенка, резкие перемены настроения.

            Таким образом, осознание женщиной состояния беременности, процессы осмысления её новой роли и осуществление новых функций происходит при адекватном стиле переживания  беременности у женщин в возрасте 22-27лет.

Нам удалось установить, что на принятие  роли матери влияет эмоциональная сфера. Если до того, как стать матерью, у женщины имело место только знание о процессе беременности (информация о сроках беременности, об эмоциональном состоянии беременных женщин, об их физиологическом состоянии и пр.), то, погрузившись в данное состояние, беременная женщина испытывает пристрастное переживание, данное непосредственно в её жизни. Это переживание порождает стремления и желания стать матерью, изменяя привычный образ жизни, а значит и трансформацию психологического мира беременной женщины.

Согласно результатам методики «Цветовой тест отношений» Эткинда испытуемые в группе беременных женщин в возрасте 22-27 лет, находящиеся на третьем триместре беременности без негативного опыта беременности свое состояние обозначают цветом «1» – синий, что говорит о том, что снижается уровень тревоги и напряжения, беременность сопровождается удовлетворением, а женщина чувствует себя приспособленной к сложившейся ситуации в её жизни.

В группе беременных женщин в возрасте 22-27 года, находящиеся на третьем триместре беременности, с негативным опытом беременности- женщины свою беременность обозначают цветом «2» – зелёный, что говорит о том, что у женщины существует напряжение, которое связано с настойчивостью по отношению к тем изменениям в жизни, которые продиктованы актуальной ситуацией. Данный выбор также свидетельствует о желании сохранять своё здоровье в ситуации беременности.

Психологический портрет беременных женщин, не имеющих опыта аборта, отличен от психологического портрета беременных женщин, имеющих аборт по собственному желанию,  первыми шестью позициями цветов желтый, зеленый, красный, фиолетовый, коричневый, серый. Также он отличается от психологического портрета беременных женщин имеющих опыт аборта по медицинским показаниям семью первыми позициями цветов желтый, зеленый, красный, фиолетовый, коричневый, серый, синий. В первом случае, сочетание цветов желтого и зеленого (см. таб. 1) означает эмоциональную неустойчивость, склонность к накоплению отрицательных эмоций сочетающейся с высокой спонтанностью, безудержностью эмоциональных реакций. Женщин, не  имеющих опыта аборта, отличает надежда на успех и выраженная эмотивность, потребность в действии, стремление к независимой позиции, увлеченность, стремление к бесконфликтному общению и физиологическому комфорту, повышенный самоконтроль помогает скрыть свою ранимость, беспокойство, непосредственность чувств, пристрастие к забавам, упрямство. Опора на накопленный опыт, ориентировка на собственное мнение, сопротивление внешне средовым воздействиям, Зрелость жизненной платформы, Чувство соперничества, Значимость собственной социальной позиции.  Преобладание стремления к покою, уединенности. 

Таблица 1.

Психологический портрет беременных женщин, не имеющих опыта аборта.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Желтый

Зеленый

Красный

Фиолетовый

Коричневый

Серый

Синий

Черный



         Для женщин, имеющих опыт аборта по собственному желанию, характерна высокая мотивация достижения, потребность в обладании жизненными благами, стремление к доминированию, целенаправленность действий, высокая самооценка, потребность в самореализации, стенический тип реагирования, напряженная поисковая активность, импульсивность, сниженный самоконтроль, преобладание эмоций интереса, стремление преодолевать предубеждения и недоброжелательность окружающих, настороженность и недоверчивость. Стресс, выраженная неудовлетворенность, зависимость позиции, неуверенность, тревожность, повышенная чувствительность к средовым воздействиям  (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Психологический портрет беременных женщин имеющих опыт аборта по собственному желанию.

1

2

3

4

5

6

7

8

Желтый

Зеленый

Красный

Фиолетовый

Коричневый

Серый

Синий

Черный

                                 

        Для женщин, имеющих опыт аборта по медицинским показаниям, отличает смешанный тип реагирования с преобладанием пассивно-оборонительных тенденций, ригидность установок, упорство и настойчивость, тревожный фон настроения. Потребность распоряжаться своей судьбой. Протест в отношении запретов и не желательных ограничений (см. таблицу 3).

Таблица 3.

Психологический портрет беременных женщин имеющих опыт аборта по медицинским показаниям.

1

2

3

4

5

6

7

8

Зеленый

Желтый

Фиолетовый

Красный

Синий

Серый

Коричневый

Черный

                

        Женщин, имеющих опыт аборта по медицинским показаниям, отличает смешанный тип реагирования с преобладанием пассивно-оборонительных тенденций, ригидность установок, упорство и настойчивость, тревожный фон настроения. Потребность распоряжаться своей судьбой. Протест в отношении запретов и не желательных ограничений.

 


Рис.2.  Смысловые компоненты  переживанию беременности женщинами в возрасте 22-27 лет без негативного опыта беременности, с сознательным абортом  и абортом по медицинским показаниям. Тест СЖО Д.А. Леонтьева.

           

Можно отметить, что методике  СЖО Д.А. Леонтьева значимых различий по шкалам процесс (2), результативность в жизни(3), локус контроля-Я (4), локус контроля-жизнь(5)  между беременными, не имеющими опыта аборта и беременными женщинами имеющими опыт аборта выявлено не было (см.  рис. 2). Можно предположить, что измеренные нами показатели относятся к базисной платформе смысловой структуры личности, которая менее подвержена изменениям даже в такой личностно значимой, экзистенциональной ситуации, как опыт искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям. В нашем случае мы должны рассматривать динамическую смысловую систему (ДСС), которая располагается на этой базисной основе и является уникальной для каждого индивида. ДСС можно определить как относительно устойчивую и автономно иерархически организованную систему, включающую в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующую как единое целое. ДСС позволяет нам отследить в соответствии ситуации беременности будущего материнства временную локализацию ведущих смысловых ориентиров.

            Отмечаются значимые различия по шкале «Цели» у беременных женщин без негативного опыта беременности и с абортом по медицинским показаниям в анамнезе (рис.3). Смысловая сфера  женщин с  абортом по медицинским показаниям в анамнезе характеризуется наличием целей в будущем,  связанных с ожиданием первого ребёнка, обеспечением адекватных условий для его существования и развития.

Рис.3. Особенности смыслового  переживания беременности    женщинами  в возрасте 22-27 лет и 28-32 года и с  абортом по медицинским показаниям в анамнезе.

 

Для  женщин без негативного опыта беременности  присуще жить сегодняшним или вчерашним днём. Их жизнь неподвластна сознательному контролю, а также отсутствует желание планировать на будущее.          

По общему показателю «ОЖ» с уровнем достоверности р<0,05 в результате статистической обработки также выявлены значимые различия. Смысловая сфера беременных женщин с абортом по медицинским показаниям в анамнезе наиболее наполнена смысловым содержанием и характеризуется наличием целей и перспектив. Отмечается значимость принятия роли матери. Женщины, имеющие опыт аборта по собственному желанию неудовлетворенны прожитой частью жизни, которая не была наполнена смыслом и продуктивностью.

Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод о том, что смысловая сфера беременных женщин претерпевает существенные изменения, связанные с расширением смысловых связей и наполненностью смысловых процессов. На процессы смыслообразования и смысловую сферу в целом влияют индивидуальные свойства личности. Действительно, в основе материнства лежит потребностно-мотивационная сфера, которая во многом зависит от ценностно-смысловой ориентации женщины, от личностной зрелости, от способности безоговорочно принять ценность ребенка и отказаться от ценностей социально-комфортной среды. От этого зависит здоровье будущей матери, здоровье её ребенка, тогда как иное построение иерархии ценностно-смысловых ориентаций с акцентом на доминирование собственных интересов, влечет за собой развитие внутреннего конфликта, неблагоприятно сказывающегося на здоровье матери и её ребенка.

У беременных женщин с незавершённым опытом беременности смысловая сфера характеризуется наличием целей в будущем, которые придают жизни осмысленность; процесс своей жизни воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. В этом контексте беременность как событие их жизни также приобретает большую значимость, что связано с построением особых отношений между матерью и будущим ребёнком. Осознание своего нового состояния приводит к повышению тревожности, к пересмотру жизненных целей, планов и ценностей.

            Повышение уровня осмысленности жизни, отсутствие тревоги по поводу протеканиями беременности и родов способствует формированию адекватного стиля переживания беременности, т.е. высокому уровню значимости новой социальной роли – роли матери, а также благополучному принятию, освоению, фиксации и выполнению материнской роли. Низкий уровень осмысленности жизни, тревога и напряжение по поводу протеканиями беременности и родов способствует несформированной готовности к материнству (наличие игнорирующего и тревожного стиля переживания беременности), т.е. низкому уровню значимости новой социальной роли – роли матери, а также противоречивому принятию, освоению, фиксации и выполнению материнской роли.

            Результаты нашего исследования показали, что в ситуации беременности  происходит так называемый процесс смыслообразования (Д.А. Леонтьев). В отличие от других видов динамики смысловых процессов, смыслообразование характеризуется тем, что здесь не происходит содержательная трансформация смыслов. Происходит расширение сети смысловых связей за счет включения новых элементов уникальной ситуации. Можно считать беременность качественно новым состоянием организма и психики женщины. Более того, это состояние является переходом к одному из самых важных периодов в жизни женщины – когда гармония в семье во многом будет зависеть от её умения быть матерью.

 

Список литературы.

1. Абрамченко В.В. Психологическое акушерство. - СПб.,2001.

2. Абульханова В.В., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб., 2001.

3. Айвазян Е.Б., Арина Г.А., Николаева В.В. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложнённой акушерской и экстрагенитальной патологией. // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 2002. №3. С.3-13.

4. Баз Л.Л., Баженова О.В. Исследование и восприятие психологической поддержки беременными женщинами. // Психологический журнал. 1994. Т.15. №1.

5. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности. // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. №2. С.46-56.

6. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери. // Психологический журнал. 2000. Т.21. №2. С.79-87.

7. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологических состояний женщины во время беременности и после родов. // Вопросы психологии. 2002. №1. С.59-68.

8. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов. // Вопросы психологии. 2002. №3. С.110-118.

9. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект. // Психологический журнал. 2001. Т.22. №1.

           10. Василюк, Ф.Е. Психология переживания - М., 1984.

11. Копыл О.А., Баз Л.Л., Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребёнка. //Синапс. 1993. №4.С 32-38.

12.Кочанова Л.В. Психологическая и физическая подготовка беременных к родам. //Медсестра.2002.№2.

13. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М: Смысл.2003. 487с.

14. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству. //Вопросы психологии. 2000. №5. С.18-27.

15. Минюрова Е.В. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства. // Вопросы психологии. 2003. №4. С.63-75.

16. Погудина Е.В. Социальная тревога у беременных. // Журнал практического психолога. 2002. №1.

17. Русалов В.М. Индивидуально-психологические особенности женщин с осложнённой беременностью //Психологический журнал. 2003. Т.24. №6.

            18. Ряплова Е.А. Изменения в организме и психике женщины во время беременности// Психологический журнал. № 5, 1996, с. 34 – 39.

19. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. //Вопросы психологии. 2001. №2. С.22-37

20. Хамитова И. Семейная история: влияние на переживание женщиной беременности и родов. // Московский психотерапевтический журнал. 2001. №3.

 

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:618.39

Василенко Т.Д., Блюм А.И. Особенности принятия роли матери женщинами, имеющими опыт незавершенной беременности. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2009. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.


В начало страницы В начало страницы

 

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player