Вернуться на главную страницу
Наши авторы

 

«Приступая к операции, надо иметь ввиду не только брюшную полость, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется «случаем». Человек в смертельной тоске и страхе, сердце у него трепещет не только в прямом, но и в переносном смысле. Поэтому не только выполните весьма важную задачу подкрепить сердце камфарой или дигаленом, но позаботьтесь о том, чтобы избавить его от тяжелой психической травмы: вида операционного стола, разложенных инструментов, людей в белых халатах, масках и резиновых перчатках – усыпите его вне операционной. Позаботьтесь о согревании его во время операции, ибо это чрезвычайно важно».

                   

В.Ф. Войно-Ясенецкий

из «Очерков гнойной хирургии».

 

 

 

 

 

 «Много ли среди вас священников, которые подобны серьезным врачам? Знаете ли вы, как много труда и внимания уделяют тяжелым больным добрые и опытные врачи? Знаете ли, как долго, часами расспрашивают их и всесторонне исследуют их организм, как много лабораторных и иных исследований проводят над ними, как глубоко обдумывают результаты свих расспросов, исследований и наблюдений, чтобы познать причину и сущность болезни и найти правильные пути к лечению ее?…»

В.Ф. Войно-Ясенецкий

из «Послания священнослужителям».

 

 

 

 

 

 

ВАЛЕНТИН ФЕЛИКСОВИЧ ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ:

АРХИЕПИСКОП И ВРАЧ

 

В.В. Гребенникова, В.А. Ковалевский  (Красноярск)

 

Гребенникова Валентина Владимировна

- доктор медицинских наук, профессор, декан факультета фундаментального медицинского образования Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого.

 

Ковалевский Валерий Анатольевич

- член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»

- доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

E-mail:  kovalevsky@kspu.ru

 

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

«Еще в утробе матери господь определил каждому из нас наш путь»

В.Ф. Войно-Ясенецкий

 

Святитель Лука (1877-1961) – человек, который прожил жизнь, в которой видел перемены в обществе, но ничто не сломило этого человека. Преподобный Силуан Афонский написал: «Ради святых изменяется течение исторических и даже космических событий, и поэтому каждый святой есть явление космического характера, значение которого выходит за пределы земной истории в мир вечности. Святые – соль земли, они смысл ее бытия, они тот плод, ради которого она хранится. А когда земля перестанет рождать святых, тогда отнимется от нее сила, удерживающая мир от катастроф».

В семье Войно-Ясенецких соединилось две веры. Мать была глубоко верующей, православной женщиной и воспитывала детей (троих сыновей и двух дочерей) в православных традициях. Как пишет сам святитель Лука (из автобиографии): «Если можно о наследственной религиозности то, вероятно, я унаследовал ее, главным образом, от очень благочестивого отца… Отец был удивительно чистой души, ни в ком не видел ничего дурного, всем доверял». В гимназии Валентина особенно привлекали занятия по истории и рисованию. Когда семья  переехала в Киев, Валентин Феликсович часто посещал Киево-Печерскую лавру. Лица нищих, страдающих производили очень сильное впечатление на юного Валентина, что все его рисунки практически сопровождались изображением глубины духовного сострадания людей, а не просто очерков человеческих натур. «Ибо уже ярко определялась основная религиозная тенденция  в моих занятиях живописью… Правильное  представление о Христовом учении я незадолго до этого вынес из усердного чтения всего Нового Завета, который по доброму старому обычаю я получил от директора гимназии при вручении мне аттестата зрелости как напутствие в жизнь» (из автобиографии Святителя Луки).  Валентин поступает на медицинский факультет Киевского университета. Сподвигла его на это «смысловка», данная учителем. Учитель, давая книгу Нового Завета, сказал: «Жатвы много, а делателей мало. Так молите Господа все, чтобы делателей для жатвы в нашем мире было больше». Это глубоко пронизало душу Валентина Феликсовича, и он принимает решение получать медицинское образование. При получении медицинского образования с отличием, Святитель Лука принимает решение: «… изучить медицину с исключительной целью быть всю жизнь мужицким врачом, помогать бедным людям» (из автобиографии).

В ноябре 1905 г. Валентин Феликсович стал главным врачом и хирургом в селе Верхняя Любаж в Курской губернии, где он активно изучает регионарную анестезию. Очень много писал он о том, как тяжело работать с плохо обученными медсестрами, фельдшерами, как плохо делали инъекции, как неумело помогали хирургу. 13 лет посвятил Валентин Феликсович мужицкому врачеванию, врачеванию на селе. Где бы он не принимал – были очень большие очереди.

Революция… Она сломала судьбы многих людей. И наше поколение понимает отзвуки того времени через своих дедов и отцов. Понимает, что многие из нас не случайно, а по системе политических ситуаций и конфликтов оказались здесь, на земле красноярской. В 1919 г. происходит первый арест. Валентин Феликсович не мог не раздражать своей глубокой любовью к людям, своим глубоким отношением к профессионализму. 13 лет работая земским врачом, он ни одного дня не имел выходного. Он оперировал до 10-13 тяжелых случаев в день, сутки для него не были 24 часа. Спал он мало. Кушал очень скромно, да и кушать по тем временам особо было нечего. В 1919 году умирает его жена от чахотки, туберкулеза, который привезла в одеяле умершей племянницы сестра. «…и…все же сам принял читать Псалтырь, стоя у ног покойницы в полном одиночестве» (из автобиографии Святителя Луки). Двое суток он читал Псалтырь, размышляя о том, как же оставить свое детище врачебное, когда на руках четыре ребенка. В Псалтыре он читает строку «бездетная мать» и его осеняет, что медсестра, работающая с ним (Софья) действительно бездетная мать. И Валентин Феликсович, не раздумывая, делает ей предложение не стать его женой в том понимании мирском, в котором мы думаем, но стать спутницей по воспитанию детей.

1920 год становится еще одним переломным моментом в жизни Валентина. Он приходит в Ташкенте в храм и слушает проповеди вместе со всеми прихожанами храма. После службы настоятель берет его под руку и как пишет сам Святитель Лука: «Мы обошли два раза вокруг собора. Преосвященный говорил, что моя речь произвела большое впечатление, и, остановившись, сказал мне: Доктор, вам надо быть священником». «…У меня никогда не было и мысли о священстве, но слова я принял как Божий призыв и, ни минуты не размышляя, ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!» (из автобиографии Святителя Луки).  И, сказав эти слова, через неделю Валентин Феликсович уже как дьякон служит в ташкентском храме. Он сознательно понимал, что, двигаясь в глубокое, широкое православие он обрекает себя на определенный подвиг и на определенные трудности в этой жизни. Ибо, как говорил Серафим Саровский: «Чем дух мой становится сильнее и крепче, чем больше я понимаю, Господи, тебя, тем больше бросают в меня камней да булыжников. Так бросайте же больше в меня, дабы мой дух крепнет в этой силе». 46-летний отец Валентин дал монашеские обеты, навсегда отрезав себе доступ к мирским радостям. Андрей Уфимский (Ухтомский) совершил иноческий постриг отца Валентина. И в 46 лет он получает новое имя апостола, евангелиста, врача и живописца Луки. Шок производит эта ситуация в Ташкенте. Очень много писем, анонимов пишется на Валентина Феликсовича. Очень длинные очереди образовывались, чтобы попасть к Валентину Феликсовичу как к врачу. Мало того, что он пишет и создает научные труды, пытается печатать, ведет переписку со всеми почти политическими деятелями, доказывая правоту нравственности в послереволюционном периоде, он еще и рясу надел. И в 46 лет, когда он принял монашеский постриг, надев рясу, он ее не снимал до самой смерти. И никакие аресты,  назидания со стороны ученых, которые не пускали Валентина Феликсовича на трибуну, никогда он не снял свою рясу, как пишет его дочь «затертую, залатанную». Когда он получал сталинскую премию, она плакала. «Мне было так стыдно, потому что мой отец был весь в заплатках». Вот такая нищая, красивая и гордая жизнь. Травля продолжается на ташкентской земле. Валентин Феликсович во всех случаях своих арестов вел себя очень спокойно и достойно.

Он молча и невозмутимо говорил «до свидания». Арестов было несколько, 11 лет провел он в ссылке. Все аресты и все допросы сводились к одному – отказу от веры Христовой. «Мой священный долг учить людей тому, что свобода, равенство и братство священны, но достигнуть их человечество может только по пути Христову – пути любви, кротости, отвержения от себялюбия и нравственного совершенствования. Учение Иисуса Христа и учение Карла Маркса – это два полюса, они совершенно не совместимы, и поэтому Христову правду пожирает тот, кто, прислушиваясь к Советской власти, авторитетом Церкви Христовой освящает и покрывает все ее деяния» (из автобиографии Святителя Луки). В этот же период Валентина Феликсовича выгоняют из квартиры главного врача и семья поселяется в очень скромном однокомнатном домике, неотапливаемом. «В годы своего священства и работы главным врачом Ташкентской больницы я не переставал писать свои «Очерки гнойной хирургии», которые хотел издать двумя частями и предлагал издать вскоре. Оставалось написать последний очерк первого выпуска «О гнойных заболеваниях среднего уха и осложнения его».

Я обратился к начальнику тюремного отделения, в котором находился, с просьбой дать мне возможность написать эту главу. Он был так любезен, что предоставил мне право писать эту главу в его кабинете по окончании его работы» (из автобиографии Святителя Луки). «Я скоро окончил первый выпуск своей книги. На заглавном листе я написал: Епископ Лука «Очерки гнойной хирургии». Так удивительно сбылось таинственное и не понятное мне Божье предсказание об этой книге, которое я получил еще в Переславле-Залесском несколько лет назад. Оно пришло внезапно появившейся мыслью, тогда очень странной и непонятной. Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа» (из автобиографии Святителя Луки).


24 июля 1932 года В.Ф. Войно-Ясенецкий осужден и выслан в Восточную Сибирь сроком на два года. Дабы не мешался под ногами, не занимался богослужением, т.к. к власти пришли неверующие люди. Верить в Бога было не только стыдно, но и немыслимо. И в то время, когда все, боясь власти политической, сбрасывали с себя рясу, Валентин Феликсович рясу не снимал. За это он был гоним по Восточной Сибири. 18 января 1924 года в группе ссыльных арестантов прибыл в Енисейск, где после первых двух выполненных им операций к нему хлынули горожане и крестьяне из окрестных сел. Дальше он попадает в Туруханск. Но и там больные. Что делать с этим Святым Лукой? Рясу не снимает, в операционной икона висит, молится перед каждой операцией, всех медсестер и пациентов обратил в верующих православных. Принимается решение отправить его еще дальше от Туруханска. Отправляют на открытых голых санях. Решили отправить еще дальше от Туруханска на ледовитый океан. В разгар жесткой зимы 1924-1925гг. святителя отправили на открытых санях за полторы тысячи верст. Доктору предстояло сгинуть среди ледяного безмолвия. Отправляют в 45-градусный мороз на открытых голых деревянных санях, ни шубы, ни одеяла, жуткий ветер, мороз. Когда привезли Валентина Феликсовича, он не мог двигаться – такова была степень переохлаждения организма. Его вносили в избу на руках. Поселили его в избу, где окнами служил замерзший лед, а дыра была такая, что наметало до 3м снега, и только маленькая печка-буржуйка согревала это помещение. Он грелся возле этой буржуйки, верху было тепло, но низ околевал настолько, что я шевелил руками свои конечности, чтобы они совсем не замерзли. Это продолжалось месяцы.

В 1934 году вышла книга его жизни «Очерки гнойной хирургии», которая является капитальным трудом, охватывающим многообразную клинику гнойно-септических заболеваний. Язык книги строго научный. Речь автора льется неторопливо, он останавливается на всех деталях.

После возвращения домой в 1939г., начинаются новые аресты сразу по 4-м статьям УК. «Очерки гнойной хирургии» изымаются из всех библиотек страны. Местом ссылки определен поселок Большая Мурта (дали комнату при районной больнице). В Большой Мурте его встречают холодно. В Сибири жесткий народ. Анонимки, доносы, аресты, бесконечные обыски. Келья в больнице, в которой жил Валентин Феликсович сохранилась по сей день. Размеры ее 1,5 на 1,5м, тумбочка, кровать – в ней спать было нельзя, только сидеть. Валентин Феликсович отличался высоким крупным телосложением и на той кровати могла поместиться только половина тела его. Но Валентин Феликсович там жил и работал.

Осень 1941г. – начало Великой Отечественной войны. Валентина Феликсовича начали «передавать» в госпиталь в Красноярск. Проводил он в операционной по 9 часов ежедневно, а затем консультировал раненых в других госпиталях. Жил в каморке при одном из госпиталей, терпел лишения. На кухне, где готовилась еда для тысяч больных, не находилось обеда для доктора, который их лечил. Вот такое было отношение к людям в рясе и с крестом. Но очень большой вклад внес Валентин Феликсович как хирург, который признали не только в нашей стране, но и за рубежом - после окончания войны, выходит Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР о присуждении сталинской премии за выдающиеся работы в области науки 1943-1944гг. и премии первой степени в размере 200 000 рублей. Всю денежную премию Валентин Феликсович отдает пострадавшим в войне детям. В 2 часа дня 2 декабря 1946г. тов. Кривошеин (председатель облисполкома Крымской области) в присутствии своих заместителей и других членов исполкома и представителя газеты «Красный Крым» вручил диплом, золотой значок и удостоверение лауреата Сталинской премии профессору В.Ф. Войно-Ясенецкому. Архиепископ Лука при этом был во всей своей архиерейской форме…

В 1946г. запретили выступать перед хирургами в архиерейском облачении, а без облачения, в мирской одежде святой Лука выступать категорически отказывался. 69-летнего архиепископа, по настоянию уполномоченного по делам Русской Православной Церкви при правительстве СССР, патриарх вынужден был перевести в Симферополь (подальше от столицы). Там, в Симферополе Валентин Феликсович останется до конца своих дней. Там святой Лука подготовил второе издание своей книги «Регионарная анестезия». Много оперировал и консультировал в военном госпитале – до 1958 года (ослеп – годы ссылок не прошли даром, отложились на здоровье). Ослепнув, он не оставляет свое дело, он также принимает больных, но уже не оперирует, пишет со своими помощниками проповеди.

Было утро 11 июня 1961года. На церковном календаре значился День всех святых, в земле Российского просиявших. По всему Крыму говорили о кончине архиепископа. Загадочная, трагическая и величественная судьба исповедника Христова вызывала почтительные толки. «Я написал и отдал в духовную академию 11 томов проповедей, туда же входит труд моей жизни – «О духе, душе и теле» (из автобиографии Святителя Луки) И, наверно, тот, кто чувствует и видит соединение в себе того, что дал Господь Бог каждому из нас, должен не только читать, а иметь ее, как настольную книгу. Очень запомнилось одно предложение из проповеди, которое сегодня в нашу суетную жизнь, должно приносить какое-то равновесие: «Будьте неспешными на слова, да будьте неспешными на мысли свои, будьте неспешными на ярость свою, на гнев свой, на осуждение и храни вас всех Господь».

 

 

 


 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9(092)

Гребенникова В.В., Ковалевский В.А. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий: архиепископ и врач. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2009. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.


 

В начало страницы В начало страницы

 

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player