РУБРИКА:  БИБЛИОТЕКАСТАТЬИ, ПРИСЛАННЫЕ НА САЙТ

Психологические особенности детей и подростков,

 

// Журнал Туберкулез и болезни легких», 2010, №1, С.50-53.

 

Психологические особенности детей и подростков,

больных туберкулёзом органов дыхания

 

Г.В.Баранова, Н.В.Золотова, Е.С.Овсянкина,

Н.Н.Сиресина, Ю.В.Столбун, В.В.Стрельцов

 

Центральный НИИ туберкулёза РАМН,

детско-подростковый отдел, Москва

 

В настоящее время для повышения качества противотуберкулёзной работы среди детей и подростков специалистами признаётся необходимость сочетания лечебно-диагностических мероприятий с психокоррекционной и воспитательной работой, обеспечивающее интеграцию медицинского, психологического и социального аспектов лечения [2; 5].

 К ведущим факторам риска развития туберкулёза у детей и подростков традиционно относят эпидемические, медико-биологические, а также социальные факторы [1; 7]. Подчёркивается значение неблагоприятных социально-бытовых условий проживания, создающих трудности в плане своевременной  диагностики заболевания  и снижающих эффективность проводимого лечения  [6]. Также в качестве существенного фактора развития туберкулёза рассматривается  срыв систем адаптации, начинающийся с нарушений на психическом уровне и приводящий к резкому снижению резистентности организма, особенно в критические возрастные периоды [4]. Однако вопрос о психологических особенностях детей различного возраста, заболевших туберкулёзом органов дыхания или находящихся в группе риска по заболеванию, не разработан во фтизиатрии в достаточной мере.

Цель исследования изучение личностных особенностей детей и подростков, больных туберкулёзом органов дыхания.

Материал и методы

Обследовано 90 детей и подростков в возрасте 8 – 16 лет, больных туберкулёзом органов дыхания (средний возраст 12,2 ± 2,8 лет), из них 47 (52%) девочек и 43 (48%) мальчика. Детей 8 – 12 лет в основной группе было обследовано 50 (56%), подростков 13 –16 лет –  40 (44%) человек. Туберкулёз внутригрудных узлов был диагностирован у 25 (27,8%) больных, инфильтративный туберкулёз – у 18 (20%), очаговый туберкулёз – у 17 (18,9%), первичный туберкулёзный комплекс – у 8 (8,8%), экссудативный плеврит – у 4 (4,4%), фиброзно-кавернозный и диссеминированный туберкулёз – у 2 (2,2%) соответственно. Кроме указанных клинических форм туберкулёза, в основную группу вошли    14 пациентов (15,6%) из группы риска с гиперергической реакцией на туберкулин.

  Контрольную группу составили 90 (50%) соматически здоровых детей и подростков (средний возраст 11,9 ± 2,7 лет) –  48 (53%) девочек и 42 (47%) мальчика, учащихся средней общеобразовательной школы госквы. Детей 8 –12 лет в контрольной группе было обследовано 51 (57%), подростков 13 – 16 лет – 39 (43%)  человек.

Исследование основных личностных особенностей проводилось с помощью многофакторного опросника Р.Кеттелла в модификации для детей и подростков [3]. Данная методика направлена на диагностику наиболее существенных поведенческих и психических проявлений, относительно независимых от мотивационных факторов и внешней ситуации. Также проводилось изучение особенностей социальной приспособленности, сферы  межличностных отношений у детей 8 – 12 лет с помощью проективной методики Рене Жиля.

Анализ полученных данных проводился с помощью стандартных статистических программ. Значимость межгрупповых различий оценивалась по t-критерию Стьюдента; достоверность качественных межгрупповых различий оценивалась по критерию Фишера.

 

Результаты и обсуждение

В ходе сравнительного анализа полученных с помощью опросника Р.Кеттелла данных, у детей 8 – 12 лет в ОГ и КГ выявлены статистически значимые различия по факторам «Нормативность поведения», «Эмоциональная устойчивость», «Интеллект» (таблица 1).

Таблица 1.

Выраженность личностных особенностей у больных туберкулёзом органов дыхания и здоровых детей 8 - 12 лет по шкалам опросника Р. Кеттелла.

Факторы

Среднее значение

по ОГ (n = 50)

Среднее  значение

 по КГ (n = 51)

t-критерий

Стьюдента

Фактор В

«Интеллект»

5,37 ± 2,31**

6,82 ± 1,91

3,05

Фактор С    «Эмоциональная устойчивость»

4,60 ± 1,91*

5,56 ± 1,95

2,23

 Фактор G «Нормативность поведения»

6,03 ± 1,81*

5,16 ± 1,93

2,11

 

Примечание.  * – межгрупповые различия с уровнем значимости р < 0, 05;

** межгрупповые различия с уровнем значимости   р < 0, 01;

*** межгрупповые различия с уровнем значимости   р < 0, 001

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей ОГ, в отличие от соматически здоровых сверстников, в большей мере выражены совестливость, ответственность, добросовестность, исполнительность, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, склонность к морализированию (фактор G – «Нормативность поведения»). Сравнительный анализ распределения полученных значений показал, что в ОГ достоверно чаще встречаются высокие значения по данному фактору, реже – низкие значения, свойственные детям, пренебрегающим своими обязанностями, гибким по отношению к социальным нормам, свободным от их влияния и конфликтующим с родителями и учителями (таблица 2).  

 

Таблица 2.

Распределение больных туберкулёзом лёгких и соматически здоровых  детей 8-12 лет по показателям факторов В, С, G опросника Р. Кеттелла.

Показатели

Кол-во по ОГ (%)   (n = 50)

Кол-во по КГ (%)

(n = 51)

φ критерий

Фишера

Высокие значения фактора В

40**

82,2

4,00

Низкие значения фактора В

42,9**

11,1

3,33

Высокие значения фактора С

22,9*

42,2

1,84

Низкие значения фактора С

40

28,9

1,03

Высокие значения фактора G

65,7**

40

2,31

Низкие значения фактора G

17,1*

35,6

1,89

              

     

 

 

 

 

 

 

У детей 8 – 12 лет, больных туберкулёзом органов дыхания, более выражены неуверенность в себе, неустойчивость настроения, тревожность, раздражительность, трудности в приспособлении к новым условиям, низкая толерантность по отношению к фрустрациям, о чём свидетельствуют достоверные различия в показателях по фактору С – «Эмоциональная устойчивость» (таблица 1). Сравнительный анализ распределения полученных значений показывает, что в ОГ достоверно реже встречаются высокие значения по данному фактору, свойственные эмоционально стабильным, спокойным и уверенным в себе детям (таблица 2).

По сравнению с соматически здоровыми сверстниками детям ОГ в целом более свойственны конформность и инфантильность на фоне  сниженного уровня развития  интеллектуальных качеств, меньшего объёма знаний, менее эффективного их усвоения (фактор В – «Интеллект»). Оценки у нижнего полюса фактора В чаще выявляются у  обследованных в ОГ. Оценки у высокого полюса, отличающие активных, склонных к доминированию, с развитым абстрактным мышлением испытуемых, обнаруживаются в ОГ сравнительно реже (таблица 2).

Анализ особенностей восприятия внутрисемейных отношений (методика Рене Жиля) позволил установить, что для детей, больных туберкулёзом органов дыхания, более значимыми по сравнению с детьми КГ являются взаимоотношения с матерью (таблица 3). Доминирование категории «мать» выявлено у 35,3% детей ОГ, в КГ – у 15,6% (р < 0,05). 

В сфере межличностных отношений менее значимыми для детей ОГ, по сравнению с соматически здоровыми, являются отношения со сверстниками (таблица 3).  Высокие значения по категории «Друг, подруга» имеют лишь 2,9% детей ОГ и 20%  детей КГ (р < 0,01). В социальном взаимодействии соматически здоровые дети более склонны занимать лидерские позиции, доминировать (ОГ – 2,9%; КГ – 20%; р < 0,01), а также проявлять конфликтность и агрессивность в поведении (ОГ – 5,8%; КГ – 17,8%; р < 0,05) по сравнению с детьми, больными туберкулёзом органов дыхания.

Таблица 3.

Показатели особенностей межличностного взаимодействия у больных туберкулёзом органов дыхания и соматически здоровых детей 8 - 12 лет по методике Рене Жиля.

Категории

Среднее значение

по ОГ (n = 50)

Среднее  значение

 по КГ (n = 51)

t-критерий

Стьюдента

«Мать»

45,2 ± 17,82*

34,7 ± 19,49

2,5

«Друг, подруга»

15,7 ± 16,21*

26,6 ± 24,08

2,43

 

При сравнении личностных особенностей подростков 13 – 16 лет в ОГ и КГ выявлены различия по фактору I («Суровость – Чувствительность»), что свидетельствует о более выраженной сензитивности, впечатлительности, а также зависимости от других, потребности в поддержке у подростков, больных туберкулёзом органов дыхания, по сравнению с соматически здоровыми (ОГ – 6,25; КГ – 5,23; р < 0,05).

Анализ полученных данных по детским и подростковым группам позволил выявить наличие как общих, так и специфических особенностей личностного развития в ОГ и КГ. Так, подростки по сравнению с детьми как в основной, так и в контрольной группах, становятся более эмоционально стабильными (фактор С), уравновешенными (фактор D), уверенными в себе и оптимистичными (фактор О), устойчивыми к фрустрациям (фактор Q4), настойчивыми и независимыми (фактор Е), смелыми и непринуждёнными в социальных контактах, в частности, со взрослыми (фактор H), что обусловлено общими закономерностями формирования личности в онтогенезе (таблицы 4, 5).

Выявлены и специфические различия личностных особенностей детско-подростковых подгрупп ОГ и КГ по факторам А («Сердечность») и I («Суровость – Чувствительность»). Соматически здоровые подростки  по сравнению с детьми этой же подгруппы становятся более открытыми, доброжелательными, участливыми и готовыми к сотрудничеству, приобретают такие личностные черты, как практичность, реалистичность, независимость, что отражает повышение их социальной приспособленности в целом (таблица 5). Возрастная динамика по указанным факторам в ОГ не обнаруживает статистически значимых различий, т.е. для подростков, больных туберкулёзом органов дыхания, в той же степени, что и для детей более младшего возраста, характерны обособленность, обидчивость, упрямство и негативизм (фактор А). Также болеющие подростки остаются зависимыми, чувствительными, подверженными влияниям внешней среды,  нуждающимися в  поддержке (фактор I) (таблица 4).

Таблица 4.

Выраженность личностных особенностей у детей и подростков, больных туберкулёзом органов дыхания, по шкалам опросника Р. Кеттелла.

Факторы

Среднее значение

по группе детей

(n = 50)

Среднее  значение

по группе подростков

(n = 40)

t-критерий

Стьюдента

Фактор А

«Сердечность»

5,46 ± 1,96

6,39 ± 2,15

1,79

Фактор С «Эмоциональная устойчивость»

4,6 ± 1,91

6,42 ± 1,9***

3,99

Фактор D «Уравновешенность»

5,66 ± 2,35

6,42 ± 4,09**

2,88

Фактор Е «Настойчивость»

4,57 ± 2,00

6,06 ± 1,87**

3,21

Фактор Н «Смелость»

5,14 ± 2,3

6,21 ± 2,1*

2,03

Фактор I «Суровость-чувствительность»

6,23 ± 1,66

6,25 ± 2,43

0,04

Фактор О

«Склонность к опасениям»

6,4 ± 1,67

4,45 ± 1,52***

5,1

Фактор Q4 «Фрустрированность»

5,74 ± 1,95

4,39 ± 2,00**

2,85

 

Таблица 5.

Выраженность личностных особенностей  у соматически здоровых детей и подростков по шкалам опросника Р. Кеттелла.

Факторы

Среднее значение

по группе детей

(n = 51)

Среднее  значение

по группе подростков

(n = 39)

t-критерий

Стьюдента

Фактор А

«Сердечность»

5,51 ± 2,17

6,53 ± 1,72*

2,4

Фактор С «Эмоциональная устойчивость»

5,56 ± 1,95

6,8 ± 2,19**

2,76

Фактор D «Уравновешенность»

5,47 ± 2,11

4,1 ± 2,47**

2,73

Фактор Е «Настойчивость»

4,87 ±2,14

6,28 ± 2,51**

2,77

Фактор Н «Смелость»

5,11 ± 1,9

6,38 ± 2,48*

2,62

Фактор I «Суровость-чувствительность»

6,02 ± 1,83

5,23 ± 2,4*

2,11

Фактор О

«Склонность к опасениям»

6,07 ± 1,95

4,85 ± 2,35*

2,58

Фактор Q4 «Фрустрированность»

5,51 ± 2,21

4,2 ± 2,84*

2,35

 

Таким образом, задача изучения специфических особенностей личности детей – пациентов фтизиатрического профиля требует расширенных психологических исследований, направленных на уточнение роли нарушенных элементов их системы отношений  в развитии заболевания. Анализ психогенных влияний, выявление психологических источников заболевания, которые определяют патогенные эмоциональные реакции детей, сможет обеспечить выбор наиболее эффективных психокоррекционных воздействий и «психотерапевтических мишеней» в работе с данной нозологической группой.

 

Выводы

 

1. Больные туберкулёзом органов дыхания дети и подростки отличаются от соматически здоровых сверстников следующими психоэмоциональными характеристиками: эмоциональной неустойчивостью, сензитивностью, инфантильностью и конформностью, а также более выраженным нормативным поведением.  

2. Выявленные психологические особенности обусловливают формирование неблагоприятных типов реагирования на жизненные ситуации, возникновение пролонгированного эмоционального напряжения, обусловливающего снижение адаптационных возможностей детей и подростков.

3. Для помощи  детям и подросткам, больным туберкулёзом органов дыхания, необходима  разработка системы комплексной психологической реабилитации, сочетающей медикаментозную терапию с коррекционными мероприятиями, направленными на формирование навыков саморегуляции, расширение поведенческих диапазонов у данных пациентов.

 

Список литературы

1.      Дробот Н.Н., Батанина Б.Т. Туберкулёз у детей и подростков в современных условиях. – Тезисы докладов IV (ХIV) Съезда научно-медицинской ассоциации фтизиатров. – Йошкар-Ола, 1999. – С. 138.

2.      Захарова Е.В. Психокоррекция в комплексной терапии больных хроническими бронхолёгочными заболеваниями. – Авторефанд. мед. наук – Самара, 2003. – 24 с.

3.      Личностные опросники CPQ, HSPQ. – Руководство. НПЦ «Психодиагностика». – Ярославль, 2003. – 12 с.

4.      Лукашова Е.Н., Игишева Л.Н., Копылова И.Ф. Психологические особенности больных туберкулёзом  подростков. – // Проблемы туберкулёза, 2002, №1. – С.39 – 41.

5.      Овсянкина Е.С., Прошин В.А. Проблемы перспективы противотуберкулёзной работы среди детей и подростков госквы. – // IVIV) съезд научно-медицинской ассоциации фтизиатров – Йошкар-Ола, 1999. – С. 145 – 146.

6.      Фирсова В.А. Туберкулёз у подростков: диагностика, клиника, лечение. – // Проблемы туберкулёза, 2003, №3. – С.23 – 26.

7.      Фирсова В.А., Овсянкина Е.С., Яцкова Т.В. Факторы риска и их значение в развитии распространённых форм туберкулёза у подростков. – // Проблемы туберкулёза, 1995, №6. – С.12 – 15.

 

РЕЗЮМЕ

Г.В. Баранова, Н.В. Золотова, Е.С. Овсянкина, Н.Н. Сиресина, Ю.В. Столбун, В.В. Стрельцов. ­­– ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ  ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, БОЛЬНЫХ  ТУБЕРКУЛЕЗОМ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

 

Большую практическую значимость для современной фтизиатрии приобретает разработка биопсихосоциальной модели заболевания, что предполагает глубокое изучение психологической и социальной составляющей заболевания  как существенных факторов оптимизации терапии, повышения эффективности проводимых реабилитационных мероприятий. Проблема психологических причин  и факторов, связанных с возникновением туберкулёзного процесса у детей и подростков, разработана во фтизиатрии недостаточно.  

Проведено психодиагностическое исследование 90 пациентов детских противотуберкулёзных учреждений госквы. Установлено, что больным туберкулёзом органов дыхания детям и подросткам свойственны личностные характеристики, отличающие их от соматически здоровых сверстников: совестливость, ответственность, добросовестность, исполнительность, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, склонность к морализированию, тревожность, раздражительность, инфантильность, низкая толерантность по отношению к фрустрациям, зависимость, чувствительность, потребность в поддержке. Выявленные психологические особенности усиливают патогенность стрессорных воздействий, приводят к напряжению адаптационных механизмов и могут способствовать развитию заболевания. В системе комплексной реабилитации детей и подростков, больных туберкулёзом органов дыхания, необходима разработка психокоррекционных мероприятий, направленных на расширение поведенческих диапазонов, формирование навыков саморегуляции у данных пациентов, что будет способствовать повышению эффективности их психоэмоциональной адаптации и профилактике рецидивов основного заболевания.

 

Сведения об авторах:

1.      Баранова Галина Викторовна, ст. научный сотрудник группы по изучению психологических проблем туберкулёза. 107546 Москва, Яузская аллея, д.2.    

2.      Золотова Наталья Владимировна, стаучный сотрудник группы по изучению психологических проблем туберкулёза. 107546 Москва, Яузская аллея, д.2.

     Е-mail: Zolotova_N@mail.ru

3.      Овсянкина Елена Сергеевна, зав. детско-подросткового отдела.

107546 Москва, Яузская аллея, д.2. Тел. 8-499-785-90-05

4.      Сиресина Наталья Николаевна, ст. научный сотрудник группы по изучению психологических проблем туберкулёза. 107546 Москва, Яузская аллея, д.2.

5.      Столбун Юлия Викторовна, ведущий научный сотрудник группы по изучению психологических проблем туберкулёза. 107546 Москва, Яузская аллея, д.2.

6.      Стрельцов Владимир Владимирович, ст. научный сотрудник группы по изучению психологических проблем туберкулёза. 107546 Москва, Яузская аллея, д.2.

Е-mail: WSt-64@mail.ru

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player