РУБРИКА:  БИБЛИОТЕКАСТАТЬИ, ПРИСЛАННЫЕ НА САЙТ

СЛУЧАЙ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С РАССТРОЙСТВОМ АДАПТАЦИИ,

Николаев Е.Л.

Социально-психологические проблемы сохранения интегрального здоровья семьи // Семья в России. 2002. №2. С. 63-79.

 

Социально-психологические проблемы сохранения интегрального здоровья семьи

 

Николаев Е.Л. (Чебоксары)

 

Достижения современной медицины бесспорны. Сегодняшний уровень ее развития позволяет оказывать эффективную помощь при многих неизлечимых ранее заболеваниях, продлевать жизнь при хронических болезнях, фармакологически тонко и прицельно воздействовать на этиологию и патогенез болезненных процессов. Парадокс состоит в том, что чем больше побед одерживает человек на биологическом поле борьбы с недугами, тем отчетливее выступают на передний план психосоциальные механизмы формирования и распространения заболеваний. В конечном счете, избавившись от опасности одних заболеваний (тифа, оспы, чумы), человек становится беззащитным перед другими (гипертоническая болезнь, опухоли, СПИД, депрессия).

Здоровье человека, его отношение к жизни, в том числе, к болезням, начинает формироваться уже на ранних этапах детства, а значит, в большинстве случаев, – в семье. Именно в семье закладываются основы здоровья ребенка или его подверженности болезням. Представляя собой целый микромир со своими законами, традициями, моделями решения проблем, каждая семья обладает уникальными возможностями создания как гармоничных, так и негармоничных условий для функционирования человека. Крайним вариантом таких нарушений может стать роль семьи как источника психической травмы, в результате которой развиваются нервно-психические заболевания [1].

Здоровье семьи определяется благополучием ее членов и проявляется фундаментальной способностью к устойчивому, гармоничному развитию и обеспечению высокого качества жизни каждого и семьи в целом. По мнению А.Л. Каткова [2], категория «здоровье» носит интегральный характер и складывается из трех составляющих: соматического, психического и психологического здоровья. Эти понятия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, соматическое (телесное) здоровье характеризуется полнотой обеспечения энергетики психических процессов, а психическое (душевное) здоровье – способностью осознания себя во взаимодействии с окружающими. Но полноценное существование человека немыслимо без критического осмысления и поиска своего собственного пути в этом мире, что отражает сущность психологического (духовного) здоровья.  Где лежат корни этого осознания и осмысления? Конечно же, в семье.

В каждой культуре и в каждую эпоху существуют определенные особенности функционирования семейного института. Тем не менее, можно выделить базисные сферы жизнедеятельности семьи. Такими функциями принято считать: воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного общения, социального контроля, сексуально-эротическую. В условиях происходящих в России социальных процессов происходит заметная трансформация межличностных отношений, личностной идентификации, смена ориентиров и системы ценностей человека. Быстротечность этих процессов настолько очевидна, что  они находят отражение в системе такого консервативного института как семья. Обращение к особенностям реализации традиционных семейных функций на современном этапе позволяет выделить основные проблемы, стоящие на пути достижения интегрального здоровья семьи, тесно взаимосвязанные с изменениями в индивидуальном и общественном самосознании. Результаты этих изменений, как правило, заметнее всего психологам, психотерапевтам, психиатрам, ежедневно сталкивающимся с проблемой нарушенных семейных отношений. В основу данной работы положен анализ обращений в Республиканский психоневрологический диспансер (РПНД, психотерапевтический центр), который в течение 15 последних лет оказывает психотерапевтическую и медико-психологическую помощь взрослому и детскому населению Чувашии.

Воспитательная функция семьи нацелена на социализацию детей через привитие им определенных взглядов, ценностей и, прежде всего, через предоставление родителями наглядного примера собственной модели эмоционального, поведенческого и интеллектуального функционирования в обществе. В условиях неопределенности экономических перспектив и рудиментарности социальных гарантий все большее число семей принимает решение иметь только одного ребенка. Такая позиция отражает желание родителей создать более благоприятные условия для развития единственного ребенка (питание, одежда, образование). В то же время, такой ребенок, не имея братьев и сестер, лишается многих нематериальных возможностей. С детства он вынужденно находится в позиции индивидуалиста, а позднее дольше сохраняет черты психического инфантилизма. Ему приходится испытывать на себе только родительские влияния, которые могут быть как избыточными, так и недостаточными. К тому же, родители, совершая, как правило, с первым ребенком больше ошибок, уже не имеют возможности не допускать их со вторым или третьим ребенком в силу их отсутствия. Единственный ребенок чаще становится средоточением всех родительских забот и устремлений. У него в максимальной степени развиваются потребительские функции, т.к. с детства он оказывается лишеным возможности соизмерять свои собственные желания и потребности с потребностями других людей. С незначительными изменениями такая позиция начинает в дальнейшем переноситься и на социум. Соответственно, в обществе увеличивается число людей, мало склонных считаться с проблемами других, а также строить свое поведение и с учетом интересов своего окружения. В такой ситуации общий рост социальной конфликтности становится закономерным. Не менее закономерной становится и потребность общества в распространении знаний о психологии общения, конфликтологии, разработке и внедрении программ толерантного поведения, как возможных средствах нейтрализации и смягчения подобных очагов напряжения.

В последние годы произошло изменение общественных взглядов на неполную семью. В частности, порицание и неодобрение матерей, вынужденных растить ребенка без помощи отца, сменилось принятием и одобрением такой формы семьи. Однако параллельно идут и иные процессы. Наличие такого важного фактора, как социальная и экономическая независимость женщины, нередко сопровождается ее решимостью к рождению и воспитанию ребенка без участия мужчины. Число таких неполных семей, где роль отца заранее исключена, растет. Если в 1996 году по Чувашской Республике доля детей, родившихся у женщин вне брака, составляла 16,1% от общего числа родившихся, то к 2000 году этот показатель увеличился до 20,9%, т.е. превысил пятую часть от числа всех новорожденных [3]. Казалось бы, можно только приветствовать такую тенденцию, которая позволяет одинокой женщине ощутить полноту материнского счастья. Но опыт показывает, что в подобных семьях, как правило, развиваются симбиотические отношения между матерью и ребенком. В особенности это выражено, если ребенок – сын, на которого одинокая женщина невольно проецирует свои нереализованные желания и потребности к мужчине. В такой семье сын воспитывается для роли «идеального мужа». Именно в ребенке одинокая женщина пытается реализовать свою эмоциональную потребность в любви, заботе, внимании. Такие отношения обуславливают развитие прочной эмоциональной привязанности между матерью и ребенком, являющейся основой симбиотической связи. Опасность такого симбиоза для ребенка состоит в том, что такая связь может сохраняться в течение всей жизни. Делая обоих зависимыми друг от друга, симбиотическая связь препятствует формированию сыном собственной семьи, создает значительные проблемы ее сохранения, затрудняет многие формы межличностных отношений взрослого человека.

Стоит отметить, что симбиотическая связь встречается гораздо реже, но также возможна и в полных семьях. Чаще речь чаще идет о тех семьях, где отсутствуют гармоничные отношения между супругами, и дети выполняют не предназначенные им роли эмоциональных «партнеров». Это одинаково справедливо и в отношении сыновей и дочерей.

Не получая достаточно любви и внимания от мужа (в силу его занятости на работе или частого пьянства) женщина непроизвольно начинает устанавливать более тесные, эмоционально насыщенные отношения с сыном. Она проявляет постоянную заботу о нем, максимально обеспечивает все его потребности, фактически «живет» его жизнью, предъявляя минимум взаимных требований. Такой молодой мужчина входит в зрелую жизнь с готовой установкой на то, что женщина в первую очередь должна обеспечивать удовлетворение его потребностей. По каким принципам сегодня строится воспитание девочки? Мама, не получающая внимания и заботы от мужа, мучительно переживает свою несостоятельность. С малых лет дочери она передает ей установку на выбор в супруги молодого человека, способного обеспечить уж если не эмоциональным теплом, то материальными средствами. Как сложится семейная жизнь двух молодых людей, выросших в подобных семьях? Как правило, стабильность брака будет под вопросом, т.к. обе стороны ориентированы лишь на получение, но не на отдачу. Одним из подтверждений данного предположения является стабильно высокий процент разводов среди молодых семей.

Какие особенности удовлетворения эмоциональной функции в современной семье можно выделить? Выше говорилось о патологической трансформации семейных отношений при существовании неудовлетворенности между супругами. Высокий уровень технизации жизни, с одной стороны, облегчает и ускоряет выполнение производственных задач, получение и передачу информации, с другой стороны, не предоставляет человеку, как ожидалось, больше свободного времени, которое он мог бы посвятить семье. В связи с этим все отчетливее начинает проявляться еще одна проблема. Родители основную часть дня заняты работой, или ее поисками, т.е. нацелены на «зарабатывание денег». Оставшееся время отводится на приготовление пищи, уборку или восстановление сил. Уставшие родители часто раздражены, и просто не в состоянии дать детям так необходимые им тепло и поддержку. Заменой простому человеческому общению становится удовлетворение растущих материальных потребностей ребенка: покупка новых игрушек, дорогих сладостей и фруктов, модной одежды, современной аудио, видео-техники, а для некоторых – покупка машины или квартиры. Таким образом, формируется замкнутый круг. Чем выраженее у родителей чувство вины в связи с недостаточностью времени, проводимого с ребенком, тем больше они стараются приобретать материальных благ для ребенка и семьи, чтобы его компенсировать. В свою очередь, это требует еще больше денег и, соответственно, приводит к еще большему сокращению времени, проводимого в семье. Последствия такого воспитания очевидны – эмоциональная холодность, расчетливость, цинизм со стороны молодых, чувство обиды, ощущение бесперспективности и бесцельности прожитой жизни у старшего поколения.

Как видно, обеспечение эмоциональной поддержки, удовлетворение базисных человеческих потребностей в любви, уважении, симпатии в сегодняшней семье невольно отодвигается на второй или третий план. На первое место выходит хозяйственно-бытовая функция. В общественном сознании начинают доминировать взгляды о приоритетном значении качества обустройства жилища, обеспеченности бытовой техникой, компьютером, одеждой, дорогой косметикой и средствами ухода за телом, изобилия пищевых продуктов. Не без помощи всепроникающей рекламы неискушенный человек постепенно начинает верить в то, что теплые человеческие отношения в семье возможны лишь в ситуации удовлетворения потребности в роскоши и комфорте. Все больше появляется соблазнов решения проблем межличностных отношений при помощи технических средств. К примеру, приобретение современных средств связи (пейджера, сотового телефона) позволяет усовершенствовать контроль за одним из членов семьи, сделать его доступным для «суррогатного» общения в любую минуту. Попытка такого общения в семьях, где невнимание или, напротив, недоверие и ревность, стали обыденностью, еще более разъединяет. Ощущение контроля не дает истинной картины того, что реально происходит с человеком, что у него на душе.

По официальным данным, общая заболеваемость алкоголизмом среди подростков Чувашской Республики, начиная с 1999 года, имеет неуклонную тенденцию к ежегодному росту в два раза. В 2001 году распространенность алкоголизма  в этой возрастной группе составила 2,4 на 100 тыс. населения. В 2000 году этот же показатель равнялся 1,1.  За период 1993-2000 годов показатели токсикомании среди подростков возросли в 1,8 раза. В то же время, если в 1998 году больные наркоманией среди детей и подростков наркологической службой не регистрировались, то в 1999 году показатель заболеваемости составил 26,8 на 100 тыс. соответствующего населения  [4]. Специалисты считают, что истинные показатели как минимум в десять раз превышают цифры официальных отчетов. Эта наша беда, причины которой надо искать, в том числе, и в семье. Семья, уделяющая все меньше внимания функции духовного общения, не дает ее членам надежной психологической защиты перед алкоголем и наркотиками, являющимися быстрыми способами снятия напряжения и получения удовольствия. Семья, не показывающая детям примера нормальных способов получения удовольствия через общение с людьми, природой, интересную работу, любовь, красоту, путешествия, спорт, искусство, музыку, литературу, творчество и т.п., заранее обрекает их на зависимость от искусственных заменителей химического, механического или высокотехнологического производства.

Уровень развития потребительского рынка начинает влиять на форму удовлетворения потребностей в совместном проведении досуга. Эти изменения могут быть малозаметны, но они уже существуют и становятся весьма популярными. К примеру, сегодня состоятельная московская семья в состоянии позволить себе провести выходной день, воспользовавшись услугами крупной торговой системы. Придя в такой магазин, каждый может доставить себе максимум удовольствия: папа – посмотреть новый фильм в местном кинотеатре, мама, не спеша подобрать и купить самые изысканные товары, ребенок – провести время в специальной детской комнате в окружении множества игрушек и заботливых воспитателей. Казалось бы, а что в этом предосудительного? Ничего, если не считать, что в данной ситуации вместо совместного проведения досуга происходит раздельное удовлетворение каждым членом семьи своих собственных потребностей. Так надо ли для этого собираться вместе?

Взаимное духовное обогащение в семье подразумевает передачу опыта семейных традиций, народных праздников (свадеб, поминок, проводов в армию, дней рождения и др.). Уходит в прошлое содержание многих ритуалов, выработанных столетиями. Остается форма, которая при всей ее многоликости, сегодня часто связана лишь с обильным употреблением спиртного. Алкоголь все решительнее занимает место фактора, объединяющего людей при проведении досуга. Так, под мощным воздействием рекламы пиво становится универсальным средством поднятия настроения, облегчения общения, способом демонстрации своей принадлежности к поколению молодых и преуспевающих. И это происходит несмотря на то, что даже народные традиции такого «исторически пивного» региона как Чувашия предполагают лишь ритуальное, связанное с совершением определенных обрядов, но далеко не ежедневное употребление хмельного напитка. Результаты недавних исследований в Санкт-Петербурге показали, что современные подростки предпочитают «легкие» алкогольные напитки, которые часто сочетаются с приемом «легких» наркотиков и транквилизаторов. Среднесуточное потребление «легких» алкогольных напитков подростками достигает количеств, способствующих развитию алкогольной или любой другой зависимости, причем половые различия по этим показателям абсолютно отсутствуют [5]. 

Стоит отдельно остановиться на роли телевидения в изменении духовной культуры семьи. По данным детского отделения РПНД, каждая вторая семья, обратившаяся за помощью к психотерапевту, сообщает, что одной из основных проблем семейных взаимоотношений стало бесконтрольное проведение детьми времени у телеэкранов. Родители ощущают свою неспособность оторвать ребенка от телевизора. В то же время, многие выражают сомнения в том, что дети в их отсутствие делают уроки, а не занимаются просмотром телевизионных программ. Так для чего приобретается телевизор? Ответом может быть: получение новостной информации, просмотр художественных, образовательных, спортивных, музыкальных программ. Редко кто заранее предполагает о том количестве времени, которое придется со временем проводить наедине с этим техническим изобретением. На первый взгляд, вся семья имеет прекрасную возможность собраться у голубого экрана. Но это только вначале. Нередко начинают формироваться симптомы «телевизионной зависимости», которые проявляются увеличением времени, проводимого у экрана, нежеланием отвлекаться при просмотре телепередач, откладыванием выполнения необходимых дел, стремлением купить новую модель телевизора или антенну, позволяющую смотреть большее количество программ, структурирование своего дня в соответствии с сеткой телевизионных передач. Основным симптомом является отсутствие осознания существования проблемы как таковой. Формированию симптомов зависимости в большей степени подвержены именно дети и подростки в силу незавершенности созревания психических структур. Со временем в такой семье может начать назревать скрытое взаимное отчуждение. Из-за разности вкусов, интересов и большого количества телеканалов семья уже не может договориться, что смотреть. Закономерным результатом становится стремление к покупке еще одного телевизора, который призван обеспечить облегчение поступления информации через еще один уровень духовного разобщения семьи. Отпадает сама необходимость договариваться друг с другом, соизмерять свои потребности с желаниями других и строить, таким образом, партнерские отношения.

Но у телевизионной зависимости есть еще одно негативное последствие – невольное восприятие человеком тех моделей поведения, зрителем которых он является. Уже неоднократно писалось об опасности изображения на экране сцен насилия, агрессии, смерти. Их демонстрация не может быть оправдана «стремлением к правдивому и непредвзятому отражению действительности». Скорее всего, происходит наоборот. Так, Т.Н. Курбатова [6] отмечает, что за последние 20 лет показатели агрессивности во всех возрастных группах выросли. Уровень агрессивного поведения среди законопослушных подростков возрос в среднем в 1,5 раза и приблизился к  показателям агрессивности трудных подростков.

Не менее безобидны и ролики, содержанием которых является косвенная реклама наркотиков  через популяризацию получения удовольствия путем приема психоактивных веществ - сигарет и пива. Современные технологии также способны создавать такую телепродукцию, в которой ежесекундно калейдоскопом меняются зрительные изображения, нереально яркие по цветовым, звуковым и световым раздражителям. По данным А.М. Карпова [7], лавина таких хаотичных образов, отсутствие смысла и связи между ними приводит к блокировке мыслительных способностей мозга и является еще одним фактором, разрушающим здоровье человека.

Лавинообразная компьютеризация общества не оставила в стороне и семью. Признаком высокого семейного достатка, преуспевания и заботы о детях стало считаться наличие компьютера дома. Однако специалисты предупреждают об опасности, которую таит в себе использование компьютера детьми и подростками. Виртуальная реальность создает красочную замену повседневной жизни, которая начинает восприниматься как серое и скучное приложение.  Компьютерные игры, Интернет порождают соблазны, справиться с которыми ребенку в одиночку практически невозможно. Длительное бесконтрольное общение с компьютером приводит к развитию симптомов дереализации, которые проявляются в том, что ребенок перестает отличать настоящую жизнь от виртуальной. Для него все сливается в один мир, в котором, как кажется, все возможно и любую ошибку можно всегда исправить. Родители, обратившиеся за помощью в РПНД, отмечают, что такой ребенок становится практически неуправляемым. Он может красть, участвовать в групповых преступлениях, совершенно не осознавая пагубности таких поступков. Внешне ведя правильный образ жизни, соглашаясь с родителями, он становится для них загадкой. Сами родители описывают впечатление о своих контактах с ним, как ощущение общения с «зомбированным».

Теоретически безграничные возможности глобальной сети Интернет несут в себе как плюсы, так и минусы. Уже описано появление новой формы аддиктивного поведения – Интернет-зависимости, которая характерна для семей с формальными взаимоотношениями. Исследование А.В.Надеждина и С.Н. Авдеева [8], показало, что в Интернете существует немало сайтов с ярко выраженной пронаркотической направленностью. В них может содержаться реклама «легких» наркотиков, нейтральные отзывы о «тяжелых», советы на случай передозировки, обучение пользованию шприцом, компьютерные игры, предлагающие попробовать себя в роли торговца наркотиками. Может ли неокрепшее детское и юношеское сознание устоять от таких соблазнов, если у него еще не сформировано собственное отношение к реальному миру,  а в семье удовлетворяются лишь его потребности в пище, крыше и одежде? В то же время, нельзя возлагать ответственность целиком на семью. Корни наркомании, скорее социальные, чем семейные.

Проблема растущего взаимного отчуждения в обществе, в том числе в семье, находит временное, но эффективное разрешение в службе экстренной психологической помощи по Телефону доверия. Основными принципами ее работы являются доступность и анонимность, круглосуточный и бесплатный характер помощи, а основной задачей – профилактика суицидов среди различных групп населения. Информацию о масштабах социально-психологического напряжения, существующего в обществе и семье, дает анализ показателей работы Телефона доверия РПНД по обращениям за минувшие 11 лет. Согласно сводным данным, общее количество обращений с 1990 года возросло более чем в 23 раза, и в 2001 году составило 13591 звонок. Основное число обратившихся (58,2%) были лицами молодого и среднего возраста (17-39 лет). Среди проблем, волнующих абонентов Телефона доверия, основное место занимают проблемы здоровья (15%), семьи (13%), общения (14%), любви (9%), сексуальных взаимоотношений (5%), т.е. тех проблем, которые в большинстве случаев могли бы быть разрешены в рамках гармонично функционирующей семьи.

Функция первичного социального контроля семьи призвана обеспечивать создание для ее членов условий строить свое поведение в соответствии с социальными нормами. Но что такое сегодня социальные нормы в России? То ли это «отечественные» нормы, выработанные предшествующими десятилетиями и столетиями, то ли это «мировые» нормы «цивилизованного общества», получившие распространение в стране после перестройки? Мы все являемся свидетелями того, что произошло с общественной и личностной идентификацией. Согласно А.В. Курпатову [9],  «… принцип «человек человеку – друг» сменился на принцип «конкурентных взаимоотношений»; ориентация на «опыт и знание» старших, сменилась на приоритет «молодого» и «нового»; ценность и интересы «индивида», «личности» возобладали над ценностью и интересами «общества», что отразилось на внутрисемейных отношениях, сексуальной культуре и т.д.» Несоответствие между общественной направленностью сознания многих членов общества и сложившимися реалиями востребованности позиции индивидуализма объясняет кризис семейных отношений сегодняшнего дня. Семья уже не является очагом стабильности, которым она призвана быть. Родители находятся в состоянии неопределенности, которое вызвано не только резкими внешними социально-политическими изменениями, но и отсутствием внутренних устойчивых ориентиров. В условиях размытости прежних представлений, которые получили ярлык «ошибочных», наиболее отчетливым путем дальнейшего движения человека становится улучшение им своего материального благополучия. Быстрее всего усваивает эти принципы молодежь и  начинает сроить строить свою жизнь в соответствии с ними. Это еще более усиливает эмоциональный разрыв и отчуждение между поколениями.

По данным работы Телефона доверия РПНД в 2000 году увеличилось  число обращений по таким социально-значимым проблемам как алкоголизм и наркомании, возросло число звонков от лиц с суицидальными тенденциями, в том числе, детей. Отмечена тенденция роста обращений с суицидальными мыслями мужчин и молодежи в возрасте 17-29 лет. Большинство подобных звонков от мужчин зарегистрировано в вечернее и ночное время, когда абонент находился в состоянии отчаяния или алкогольном опьянении. Обращения женщин, в основном, связаны с семейными проблемами, которые в силу биологических и психологических особенностей воспринимаются женщинами острее. К тому же женщины, по сравнению с мужчинами, более склонны обращаться за профессиональной психологической и психотерапевтической помощью.

Социальные изменения не могли не затронуть и сексуально-эротическую функцию семьи. Ее общественное значение определяется не только реализацией сексуальных инстинктов, играющих большое значение в человеческой жизни, но и биологическим воспроизводством общества. Природное значение сексуальных взаимоотношений между полами имеет вполне определенную цель – обеспечение максимально благоприятных условий для зачатия и рождения ребенка через получение сексуального удовлетворения. В настоящее время функции деторождения и сексуального удовлетворения практически разведены. В обществе складывается терпимое отношение к практике сексуальных отношений, основанных не на принципах нравственности и морали, а на получении сиюминутных удовольствий. Сексуальные отношения все реже связывается с деторождением, а сама возможность зачатия воспринимается партнерами, как нежелательное ограничение.

Цифры демографических данных по Чувашской Республике отражают следующие тенденции, связанные, на наш взгляд, с подобной трансформацией сознания. Общий коэффициент рождаемости в период 1985-2000 годов снизился в два раза - с 18,6 до 13,8 на 1000 человек. За десять минувших лет (1990-2000) число официально зарегистрированных браков уменьшилось в 1,7 раза, разводов – возросло в 1,3 раза [3]. Экономическая ситуация, карьерные устремления подталкивают супругов к продлению периода бездетного существования семьи. Рождение ребенка многими связывается с определенным уровнем материального и профессионального благополучия и откладывается на несколько лет вперед. Соответственно, растет возраст матери, что значительно уменьшает возможности женского организма к зачатию, вынашиванию и рождения ребенка. Так, коэффициент рождаемости на 1000 женщин в возрасте 30-34 лет в 2000 году составил 38,3 против 34,3 в 1996 году [3]. Открытие отделений патологии беременности, перинатальных центров для будущих матерей является еще одним подтверждением того, что воспроизводство населения в России находится под угрозой.

Параллельно идет другой процесс - расширение использования репродуктивных технологий для реализации права каждого человека иметь детей. Сегодня медицине доступно не только лечение бесплодия, но и искусственное оплодотворение. На практике реализуются различные подходы: искусственная инсеменация женщины спермой мужа или донора, экстракорпоральное оплодотворение с последующей пересадкой эмбриона, вынашивание эмбриона женщиной, не являющейся генетической матерью [10]. Неоднозначное отношение общественности к такому способу воспроизводства человека провоцирует и возникновение совершенно новых семейных проблем.

Нарушение преемственности между поколениями, практически неконтролируемое воздействие средств массовой информации привели к тому, что рамки социальной преемственности сексуального поведения значительно изменились. Ю.В. Попов [11] считает, «что борьба за права сексуальных меньшинств не должна вести, что сейчас и происходит, к расширению их влияния в обществе и навязыванию своих копингов (способов совладания) подрастающему поколению». Именно этим он объясняет наблюдающийся в последнее время рост различных проявлений расстройств половой идентификации, которые, в большинстве случаев не носят истинного характера.

Описанные изменения, происходящие в системе семейных отношений, их разрушительное воздействие на все уровни интегрального здоровья семьи и отдельного человека сегодня становятся очевидными. Мы должны признать, что являемся свидетелями кризиса семьи, как института, обеспечивающего стабильность социального развития общества и его биологическое воспроизводство. Но ни один кризис не продолжается вечно. Он обязательно сопровождается структурной перестройкой и переводит функционирование системы на новый уровень. Что может возникнуть в результате такого переустройства? Представляются возможными два варианта развития.

Первый. Семья, как социальная структура после определенных преобразований сможет сохраниться и продолжить выполнять свои функции, часть которых будет видоизменена. Второй вариант. На смену семье придут новые социальные образования. Доминирующее место в обществе могут занять сообщества индивидов, имеющих разные цели существования, но объединенных профессиональными, потребительскими, спортивными, политическими, иными интересами, а потому  тесно связанных между собой (партии, ассоциации, общества, фирмы, лиги, союзы и т.д.). На более низком уровне не исключено временное или более постоянное объединение в малые группы по два, три, четыре человека для реализации задач личностного роста, творческих планов, сексуальных потребностей. Проблемы пищи, жилища, материального благополучия каждый сможет решать самостоятельно в силу использования достижений науки и техники. Разрешение эмоциональных проблем будет частично происходить во время просмотра триллеров, мелодрам, детективов, картин эротической и порнографической направленности, другой кино и видеопродукции  самого высокого технического уровня, участием в массовых феерических шоу и презентациях. Неотреагированные эмоции и нерешенные проблемы будут предоставлены профессиональным психологам, число которых значительно возрастет. Среди них будут преобладать эффективные коммуникаторы и специалисты-конфликтологи. Получит широкое распространение видеопсихотерапия, когда при существовании определенной проблемы можно будет взять для просмотра соответствующий фильм, предлагающий возможные пути ее решения. Сроки, количество, способ зачатия, вынашивания и рождения детей, источники генетического материала – все будет целиком определяться потребностями индивида, а не общества. Материальное обеспечение ребенка и совместное проживание с ним сможет взять на себя как женщина, так и мужчина, как разнополая, так и однополая пара, как один человек, так и объединение нескольких мужчин и женщин. Но это уже не будет семьей, поскольку функции воспитания, эмоционального и духовного развития детей перейдут к школе и средствам массовой информации.

Несмотря на гипотетический характер этих предположений, вектор социально-психологических изменений общества все больше подтверждает их обоснованность. Как дальше будет меняться семья, покажет время, но хотелось бы, чтобы возобладал вариант развития, основанный на сохранении ценностей здоровой семьи. Часть духовного наследия предшествующих поколений по сохранению здоровья семьи утеряна. Некоторые негативные процессы еще можно замедлить или приостановить.

Важнейшая задача сохранения здоровья семьи в его соматическом, психическом и психологическом преломлениях, т.е. интегрального здоровья, не может быть решена только силами медицины. Необходимы совместные усилия систем здравоохранения, образования, культуры, науки, средств массовой информации, общественных организаций, объединений, фондов. Все это должно подкрепляться целенаправленной государственной политикой, состоящей не только в издании законов и постановлений, но и в контроле за их выполнением, а также за действиями средств массовой информации и использованием новых информационных технологий.

В то же время, многое зависит и от самого человека, а ценностные ориентиры родителей, как правило, оказывают большое влияние на формирование личности ребенка. Поэтому важно, чтобы в семье уже с детства формировались ориентиры не на потребление и получение удовольствий, а на радость от самой жизни во всей ее простоте; чтобы нравственность не отодвигалась на второй план, а оставалась мерилом человеческих взаимоотношений; чтобы критическое мышление стало способом противостояния манипулированию сознанием в современном высокотехнологическом обществе.

 

Литература:

1.                  Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989. 192 с.

2.                  Катков А.Л. Стратегия охраны психического здоровья населения в новых социально-экономических условиях (теоретические, организационные и экономические аспекты): Дис. … док. мед. наук. М., 1999. 279 с.

3.                  Демографический ежегодник Чувашской Республики 2000: Статистический сборник. Чебоксары. 2001. 95 с.

4.                  Булыгина И.Е., Мартиросян Г.Р. Наркомания: смерть при жизни. Методическое письмо. Чебоксары, 2000. 19 с.

5.                  Егоров А.Ю. Ранний алкоголизм: современные особенности // Сборник тезисов научной конференции «Проблемы девиантного поведения молодежи в современном обществе». СПб.: СПбНИПИ им. В.М.Бехтерева, 2001. С.40.

6.                  Курбатова Т.Н. Агрессия и отклоняющееся поведение молодежи // Сборник тезисов научной конференции «Проблемы девиантного поведения молодежи в современном обществе». СПб.: СПбНИПИ им. В.М.Бехтерева, 2001. С.54.

7.                  Карпов А.М. Самозащита от наркоманий (Образовательно-воспитательная модель первичной профилактики и психотерапии наркоманий). – Казань: Карпол, 2001. 46 с.

8.                  Надеждин А.В., Авдеев С.Н. Наркотики и интернет: необходимость интенсивной профилактической работы // Материалы Конгресса по детской психиатрии. М., 2001. С.71-72.

9.                  Курпатов А.В. «Физика» суицида против его «метафизики» // Реальность и субъект, 2001, том 5. №4. С.30-35.

10.              Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Под ред. Б.Г. Юдина. – М.: Эдиториал УРСС, 1988. 472 с.

11.              Попов Ю.В. Проблема девиаций сексуального поведения подростков в современной России // Сборник тезисов научной конференции «Проблемы девиантного поведения молодежи в современном обществе». СПб.: СПбНИПИ им. В.М.Бехтерева, 2001. С.82.

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player