РУБРИКА:  БИБЛИОТЕКАСТАТЬИ, ПРИСЛАННЫЕ НА САЙТ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С РАЗНЫМИ ГРУППАМИ ЗДОРОВЬЯ

Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова,

Северный государственный медицинский университет

 

Поляшова Н.В., Соловьев А.Г., Новикова И.А. (Архангельск)

 

Здоровый ребенок в здоровой школе – одна из главных проблем ближайшего будущего. Младший школьный возраст связан с периодом обучения в школе, что требует определенного уровня физиологического и психологического развития, обеспечивающего безболезненную адаптацию ребенка к режиму и возможность усвоения учебных программ. В этих условиях решающим показателем, определяющим возможность обучения, служит не паспортный возраст, а степень функциональной готовности ребенка к требованиям школы [1].

В условиях ограниченности адаптационных резервов, свойственной растущему организму, жизнедеятельность осуществляется в режиме неустойчивой адаптации, которая проявляется у детей в виде ухудшения работоспособности, повышенной утомляемости и снижения устойчивости к неблагоприятным воздействиям. «Цена» учебной деятельности – это общая сумма всех физиологических и психических затрат организма, обеспечивающих должный уровень освоения знаний, умений и навыков [2].

Психологическая адаптация понимается, как целостная, многомерная и самоуправляемая функциональная система, направленная на поддержание устойчивого взаимодействия индивида с окружающей средой и отношение к самому себе [3].

В период обучения в школе организм детей способен чутко реагировать, как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоравливающие. Здоровьесберегающие подходы – система мер по охране и укреплению здоровья школьников, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на его здоровье, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образования, направленная на сохранение здоровья школьников на всех этапах его обучения и развития [4].

Актуальность изучения показателей психологической  адаптации младших школьников определяется необходимостью разработки здоровьесберегающих подходов к созданию педагогических условий для оптимального обучения, воспитания и развития детей на начальных этапах обучения.

Целью исследования явилось выявление психологических особенностей младших школьников с разными группами здоровья.

 

 

Материалы и методы исследования

Объектами исследования являлись 104 учащихся 1 – 4 классов МОУ «Начальная школа – детский сад №77» г. Архангельска: 29 учеников – первого, 24 – второго, 26 – третьего, 25 – четвертого классов; из них  43,3% девочек и 56,7% мальчиков.

Нами проводилась выкипировка групп здоровья учащихся на основе анализа индивидуальных медицинских карт. Группу здоровья определял педиатр, учитывая осмотры специалистов. При исследовании состояния здоровья ребенка учитывались в качестве основополагающих следующие критерии: наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе; уровень физического развития и степень его гармоничности; уровень нервно-психического развития; резистентность организма; функциональное состояние органов и систем; наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития. Комплексная оценка с определением группы здоровья проводилась по совокупности перечисленных критериев.

Для выявления психологических характеристик были использованы методики: многофакторный личностный опросник Кеттелла [5], содержащий 12 шкал; методика «Дом. Дерево. Человек», определяющая степень выраженности таких свойств личности ребенка, как: незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность, трудности общения, депрессивность [6].

На основе анализа данных медицинских карт и школьных журналов анализировался показатель социально-психологического здоровья –  индекс психического благополучия (ИПБ), рассчитываемый по формуле: ИПБ = 1 – (О – Б) ÷ (N × n × К), где О – общее количество пропусков; Б – количество пропусков по болезни; N – количество недель; n – количество часов в неделю по учебному плану; К – число учащихся в классе [7]. 

Статистическая обработка полученных данных проведена на IBM c использованием программы STATISTICA 6.0.

 

Результаты и их обсуждение

Анализ распределения по группам здоровья (рис.1) показал, что 64,4% учащихся относились ко II группе, имеющих незначительные нарушения в соматическом состоянии, I группа – не болеющие или редко болеющие, была выявлена у каждого шестого ребенка, к III группе – с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии – относилось столько же младших школьников, как и к I, а к IV, имеющих хронические заболевания в стадии обострения, всего 2%.

В 1 классе II группу здоровья имели четыре из пяти учащихся и только каждый десятый – I. Детей с хроническими заболеваниями в стадии обострения в 1, 2 и 4 классах не оказалось. Во 2 классе каждый четвертый имел I группу здоровья, а две трети – II. В 3 классе чуть больше половины имели II группу, каждый десятый – был практически здоров, и 10 % имели функциональные отклонения. Среди учащихся 4 класса половина имели II группу, а каждый четвертый в равной степени I и III.

Рисунок 1. Распределение учащихся начальных классов по группам здоровья (%)

 

Сравнительный анализ распределения учащихся младших классов по группам здоровья в динамике обучения (табл.1) выявил, что с каждым годом было все меньше детей с I группой здоровья, поступающих в 1 класс начальной школы. За период обучения происходили стабилизация состояния здоровья и небольшие положительные сдвиги.

 

Таблица 1.

Особенности распределения учащихся начальных классов

 по группам здоровья в динамике обучения (%)

 

Группы  здоровья

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 год обуч.

1 год обуч.

2 год обуч.

1 год обуч.

2 год обуч.

3 год обуч.

1 год обуч.

2 год обуч.

3 год обуч.

4 год обуч.

I

 

10,3

20,8

25,0

-

-

11,5

24,0

24,0

24,0

24,0

II

 

79,4

70,8

66,7

73,1

76,9

57,7

52,0

52,0

52,0

52,0

III

 

10,3

8,4

8,3

19,2

15,4

23,1

24,0

24,0

24,0

24,0

IV

 

-

-

-

7,7

7,7

7,7

-

-

-

-

 

По многофакторному личностному опроснику Р. Кеттелла у учащихся младших классов (рис. 2) были обнаружены следующие психологические особенности: недоверчивость, чрезмерная обидчивость, замкнутость, робость, неуверенность в себе, легкая ранимость, неустойчивость настроения, плохой контроль эмоций, трудность в приспособлении к новым условиям, серьезность, осторожность. Данные особенности были свойственны для двух третей учащихся. 

 Примечание: здесь и далее на рисунках 3 и 4 различия достоверны при *p<0,05, **p<0,01, ***p<0,001; а – в сравнении с показателем учащихся I, б – II, в – III, г – IV групп здоровья.

 

Рисунок 2. Психологические особенности детей с разными группами здоровья по многофакторному опроснику  Р. Кеттелла (стэны)

 

Младших школьников группы практически здоровых отличали: открытость, эмоциональная устойчивость, мягкосердечность, напряженность, смелость, доброжелательность, общительность, низкая сформированность интеллектуальных функций, преобладание конкретных форм мышления, большая послушность, уступчивость, добросовестность, исполнительность, робость, чувствительность к угрозе, зависимость от других, озабоченность. Для учащихся II группы здоровья были характерны более выраженая сформированность интеллектуальных функций, независимость, напористость, оптимистичность, эмоциональная устойчивость, напряженность, подавленность, уверенность в себе и независимость. Для детей III группы здоровья были свойственны большая уверенность в себе, социальная смелость, решительность, высокий уровень сформированности интеллектуальных функций, независимость и напряженность.

Младших школьников IV группы отличали большая замкнутость, обособленность, неуверенность в себе, легкая ранимость, неустойчивость, холодность, более развитые интеллектуальные функции, неторопливость, сдержанность, флегматичность, независимость, благоразумие, рассудительность, реалистичность, практичность, самоуверенность, оптимистичность.

Учащиеся IV группы здоровья были более уединенными, скрытными, эмоционально холодными в сравнении со школьниками I (p<0,001), II (p<0,001) и III (p<0,001) групп; легко расстраивающимися, тревожными и имеющими невротические симптомы в сравнении с детьми из I (p<0,05) и III (p<0,05) групп здоровья. Дети из IV группы были более флегматичны в сравнении с II (p<0,01), самоуверенны, независимы, конфликтны в сравнении с I (p<0,05), более пессимистичны, молчаливы в сравнении с I (p<0,01), II (p<0,001) и III (p<0,01) группами здоровья.

Анализ рисунков «Дом. Дерево. Человек» (рис. 3) показал, что младшие школьники чувствовали себя незащищенными, тревожными и испытывали трудности в общении.

 

Рисунок 3. Особенности черт личности детей с разными группами здоровья по методике «Дом. Дерево. Человек» (баллы)

 

Было выявлено, что дети с IV группой здоровья чувствовали себя более защищенными, но в то же время тревожными, более доверчивыми, испытывали чувство неполноценности, а также отличались большей враждебностью и  конфликтностью. Ученики с I группой здоровья, в отличие от остальных, чувствовали себя незащищенными, депрессивными, испытывали трудности в общении, но не были враждебными.

Учащиеся IV группы здоровья были более тревожны в сравнении с III группой (p<0,05). Ученики I группы здоровья в сравнении со  II (p<0,05) – более доброжелательны, а в сравнении III группой (p<0,05) – чувствовали себя более неполноценными.

На основе анализа данных классных журналов за весь период обучения детей подсчитывался ИПБ (рис. 4). Самым высоким данный показатель был у учащихся со II группой здоровья, а самым низким – с IV, которые имели хронические заболевания в стадии обострения. ИПБ у учеников IV группы был достоверно более низким в сравнении с учащимися из II (p<0,01) и III (p<0,05) групп.

Рисунок 4. Особенности индекса психического благополучия у учеников младших классов с разными группами здоровья (баллы)

 

Таким образом, можно сказать, что младших школьников с I группой здоровья отличают открытость, доброжелательность, общительность, послушность, уступчивость, добросовестность, исполнительность, а учащихся II группы – более выраженная сформированность интеллектуальных функций, независимость, напористость, спокойствие, оптимистичность. Младшие школьники с III и IV группами здоровья имеют выраженные нарушения в психологической адаптации, которые проявляются в трудностях межличностного общения, повышенной тревожности, чувстве неполноценности, враждебности и  конфликтности, что связано с имеющимися функциональными отклонениями.

Обнаруженные изменения диктуют необходимость осуществления здоровьесберегающих подходов, предполагающих формирование у каждого ребенка культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, которые, в свою очередь, способствует улучшению психологической адаптации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Вайнер Э.Н. Валеология / Э.Н. Вайнер, Е.В. Волынская. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 312с.

2.      Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 380с.

3.      Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 2001. – 440с.

4.      Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2006. – 320с.

5.      Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2006. – 688с.

6.      Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология» / И.П. Шахова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 144с.

7.      Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. – 400с.

 

Статья опубликована в журнале:

/ Вопросы современной педиатрии. 2008. – т.7, №6. – С. 24-27.

 

Поляшова Н.В. – ассистент кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск;

Соловьев А.Г. – доктор медицинских наук, профессор Института психологии и психоневрологии Северного государственного медицинского университета, г. Архангельск;

Новикова И.А. – доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

 

 

 

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player