![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Северный государственный медицинский университет Поляшова Н.В., Соловьев А.Г., Новикова И.А. (Архангельск) Здоровый ребенок в здоровой школе – одна из главных проблем ближайшего будущего. Младший школьный возраст связан с периодом обучения в школе, что требует определенного уровня физиологического и психологического развития, обеспечивающего безболезненную адаптацию ребенка к режиму и возможность усвоения учебных программ. В этих условиях решающим показателем, определяющим возможность обучения, служит не паспортный возраст, а степень функциональной готовности ребенка к требованиям школы [1]. В
условиях ограниченности адаптационных резервов, свойственной растущему
организму, жизнедеятельность осуществляется в режиме неустойчивой адаптации,
которая проявляется у детей в виде ухудшения работоспособности, повышенной
утомляемости и снижения устойчивости к неблагоприятным воздействиям. «Цена»
учебной деятельности – это общая сумма всех физиологических и психических затрат
организма, обеспечивающих должный уровень освоения знаний, умений и навыков [2].
Психологическая
адаптация понимается, как целостная, многомерная и самоуправляемая
функциональная система, направленная на поддержание устойчивого взаимодействия
индивида с окружающей средой и отношение к самому себе [3]. В период обучения в школе организм детей способен чутко реагировать, как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоравливающие. Здоровьесберегающие подходы – система мер по охране и укреплению здоровья школьников, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на его здоровье, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образования, направленная на сохранение здоровья школьников на всех этапах его обучения и развития [4]. Актуальность изучения показателей психологической адаптации младших школьников определяется необходимостью разработки здоровьесберегающих подходов к созданию педагогических условий для оптимального обучения, воспитания и развития детей на начальных этапах обучения. Целью исследования явилось выявление психологических
особенностей младших школьников с разными группами здоровья. Материалы и методы исследования Объектами исследования являлись 104 учащихся 1 – 4 классов МОУ «Начальная школа – детский сад №77» г. Архангельска: 29 учеников – первого, 24 – второго, 26 – третьего, 25 – четвертого классов; из них 43,3% девочек и 56,7% мальчиков. Нами проводилась выкипировка групп здоровья учащихся на основе анализа индивидуальных медицинских карт. Группу здоровья определял педиатр, учитывая осмотры специалистов. При исследовании состояния здоровья ребенка учитывались в качестве основополагающих следующие критерии: наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе; уровень физического развития и степень его гармоничности; уровень нервно-психического развития; резистентность организма; функциональное состояние органов и систем; наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития. Комплексная оценка с определением группы здоровья проводилась по совокупности перечисленных критериев. Для выявления психологических характеристик были использованы методики: многофакторный личностный опросник Кеттелла [5], содержащий 12 шкал; методика «Дом. Дерево. Человек», определяющая степень выраженности таких свойств личности ребенка, как: незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность, трудности общения, депрессивность [6]. На основе анализа данных медицинских карт и школьных журналов анализировался показатель социально-психологического здоровья – индекс психического благополучия (ИПБ), рассчитываемый по формуле: ИПБ = 1 – (О – Б) ÷ (N × n × К), где О – общее количество пропусков; Б – количество пропусков по болезни; N – количество недель; n – количество часов в неделю по учебному плану; К – число учащихся в классе [7]. Статистическая обработка полученных данных проведена на IBM c использованием программы STATISTICA 6.0. Результаты и их обсуждение Анализ распределения по группам здоровья (рис.1) показал, что 64,4% учащихся относились ко II группе, имеющих незначительные нарушения в соматическом состоянии, I группа – не болеющие или редко болеющие, была выявлена у каждого шестого ребенка, к III группе – с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии – относилось столько же младших школьников, как и к I, а к IV, имеющих хронические заболевания в стадии обострения, всего 2%. В 1 классе II группу здоровья имели четыре из пяти учащихся и только каждый десятый – I. Детей с хроническими заболеваниями в стадии обострения в 1, 2 и 4 классах не оказалось. Во 2 классе каждый четвертый имел I группу здоровья, а две трети – II. В 3 классе чуть больше половины имели II группу, каждый десятый – был практически здоров, и 10 % имели функциональные отклонения. Среди учащихся 4 класса половина имели II группу, а каждый четвертый в равной степени I и III. Рисунок 1. Распределение учащихся начальных классов по группам здоровья
(%) Сравнительный анализ распределения учащихся
младших классов по группам здоровья в динамике обучения (табл.1) выявил, что с
каждым годом было все меньше детей с I
группой здоровья, поступающих в 1 класс начальной школы. За период обучения происходили
стабилизация состояния здоровья и небольшие положительные сдвиги. Таблица 1. Особенности распределения учащихся начальных
классов по
группам здоровья в динамике обучения (%)
По многофакторному личностному опроснику Р. Кеттелла у учащихся младших классов (рис. 2) были обнаружены следующие психологические особенности: недоверчивость, чрезмерная обидчивость, замкнутость, робость, неуверенность в себе, легкая ранимость, неустойчивость настроения, плохой контроль эмоций, трудность в приспособлении к новым условиям, серьезность, осторожность. Данные особенности были свойственны для двух третей учащихся.
Рисунок 2. Психологические особенности детей с разными группами здоровья по многофакторному опроснику Р. Кеттелла (стэны) Младших школьников группы практически здоровых отличали: открытость, эмоциональная устойчивость, мягкосердечность, напряженность, смелость, доброжелательность, общительность, низкая сформированность интеллектуальных функций, преобладание конкретных форм мышления, большая послушность, уступчивость, добросовестность, исполнительность, робость, чувствительность к угрозе, зависимость от других, озабоченность. Для учащихся II группы здоровья были характерны более выраженая сформированность интеллектуальных функций, независимость, напористость, оптимистичность, эмоциональная устойчивость, напряженность, подавленность, уверенность в себе и независимость. Для детей III группы здоровья были свойственны большая уверенность в себе, социальная смелость, решительность, высокий уровень сформированности интеллектуальных функций, независимость и напряженность. Младших школьников IV группы отличали большая замкнутость, обособленность, неуверенность в себе, легкая ранимость, неустойчивость, холодность, более развитые интеллектуальные функции, неторопливость, сдержанность, флегматичность, независимость, благоразумие, рассудительность, реалистичность, практичность, самоуверенность, оптимистичность. Учащиеся IV группы здоровья были более уединенными, скрытными, эмоционально холодными в сравнении со школьниками I (p<0,001), II (p<0,001) и III (p<0,001) групп; легко расстраивающимися, тревожными и имеющими невротические симптомы в сравнении с детьми из I (p<0,05) и III (p<0,05) групп здоровья. Дети из IV группы были более флегматичны в сравнении с II (p<0,01), самоуверенны, независимы, конфликтны в сравнении с I (p<0,05), более пессимистичны, молчаливы в сравнении с I (p<0,01), II (p<0,001) и III (p<0,01) группами здоровья. Анализ рисунков «Дом. Дерево. Человек» (рис. 3) показал, что младшие школьники чувствовали себя незащищенными, тревожными и испытывали трудности в общении. Рисунок 3. Особенности черт личности детей с разными группами здоровья по методике «Дом. Дерево. Человек» (баллы) Было выявлено, что дети с IV группой здоровья чувствовали себя более защищенными, но в то же время тревожными, более доверчивыми, испытывали чувство неполноценности, а также отличались большей враждебностью и конфликтностью. Ученики с I группой здоровья, в отличие от остальных, чувствовали себя незащищенными, депрессивными, испытывали трудности в общении, но не были враждебными. Учащиеся IV группы здоровья были более тревожны в сравнении с III группой (p<0,05). Ученики I группы здоровья в сравнении со II (p<0,05) – более доброжелательны, а в сравнении III группой (p<0,05) – чувствовали себя более неполноценными. На основе анализа данных классных журналов за весь период обучения детей подсчитывался ИПБ (рис. 4). Самым высоким данный показатель был у учащихся со II группой здоровья, а самым низким – с IV, которые имели хронические заболевания в стадии обострения. ИПБ у учеников IV группы был достоверно более низким в сравнении с учащимися из II (p<0,01) и III (p<0,05) групп. Рисунок 4. Особенности индекса психического благополучия у учеников младших классов с разными группами здоровья (баллы) Таким образом, можно сказать, что младших школьников с I группой здоровья отличают открытость, доброжелательность, общительность, послушность, уступчивость, добросовестность, исполнительность, а учащихся II группы – более выраженная сформированность интеллектуальных функций, независимость, напористость, спокойствие, оптимистичность. Младшие школьники с III и IV группами здоровья имеют выраженные нарушения в психологической адаптации, которые проявляются в трудностях межличностного общения, повышенной тревожности, чувстве неполноценности, враждебности и конфликтности, что связано с имеющимися функциональными отклонениями. Обнаруженные изменения диктуют необходимость осуществления здоровьесберегающих подходов, предполагающих формирование у каждого ребенка культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, которые, в свою очередь, способствует улучшению психологической адаптации. СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 1. Вайнер Э.Н. Валеология / Э.Н. Вайнер, Е.В. Волынская. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 312с. 2. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 380с. 3. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 2001. – 440с. 4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2006. – 320с. 5. Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2006. – 688с. 6. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология» / И.П. Шахова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 144с. 7. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. – 400с. Статья опубликована
в журнале: / Вопросы современной педиатрии. – 2008. – т.7, №6. – С. 24-27. Поляшова Н.В. – ассистент кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск; Соловьев А.Г. – доктор медицинских наук, профессор Института психологии и психоневрологии Северного государственного медицинского университета, г. Архангельск; Новикова И.А. – доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск | ![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|