РУБРИКА:  БИБЛИОТЕКАСТАТЬИ, ПРИСЛАННЫЕ НА САЙТ

Психологическая медицина

// Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, №2, 2008, С. 275-277

 

КУРС МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА-МЕДИКА

 

В.А. Урываев (курс медицинской психологии кафедры психиатрии Ярославской государственной медицинской академии)

 

В профессиональной подготовке врача место медицинской психологии, на наш взгляд, еще не устоялось в полной мере.

На первом этапе своего развития (до 1996 года) медицинская психология была разделом психиатрии (все учебники по медицинской психологии до настоящего времени написаны врачами-психиатрами). Соответственно, темы общей психологии давались «с прицелом» на перспективу использования только в одной, психиатрической, клинике (в целях полемики мы несколько преувеличиваем драматизм ситуации).

На втором этапе (коррекция учебных планов 1996 года), после придания психологии статуса «общегуманитарной дисциплины» и после объединения ее с педагогикой, вопросы психологии фактически были полностью «убраны» из психиатрии (психология и педагогика к тому же были перемещены со старших на младшие курсы). На старших же курсах стала преподаваться «психиатрия и наркология», врачи (прежде всего, врачи-психиатры) стали сталкиваться с острым дефицитом у студентов знаний профессионально ориентированной медицинской психологии. Подчеркнем, что совмещение на 2-ом курсе психологии и физиологии к тому же не дает возможности опереться в изложении материальных основ психической деятельности на физиологические законы, успешно разрабатываемые отечественной наукой (на момент чтения лекций по психологии, физиологию студенты еще «не прошли»).

На третьем этапе (коррекция учебных планов 2000 года) принято решение часть часов (38 часов) из дисциплины «Психологические и дидактические основы деятельности врача» передать все-таки на старшие курсы и читать их вместе с психиатрией.

Мы полагаем, что на этом эволюция содержания и объема тем медико-  психологической направленности не может закончиться. Традиционные тесные отношения психологии с психиатрией, философией и педагогикой должны быть дополнены разработкой проблем, не менее тесно связанных с медицинской практикой. Мы убеждены, что основной «социальный заказ» на тематику и объем психолого-педагогической подготовки студента-медика должен поступить от служб и организаций, оценивающих профессиональную подготовленность врачей общей практики, врачей-педиатров и т.п., – от общемедицинской практики.

К примеру, тема «человек и лекарство» традиционно отсутствует в содержании учебников по медицинской психологии, написанных врачами- психиатрами, поскольку это тема не актуальна при лечении психически больных (в психиатрии широко применяются препараты, нацеленные на изменение интенсивности и характера переживаний человека, однако в этом случае главную роль в выборе типа лекарства и определении дозировки играет врач, а не пациент).

Другой пример, в работе врача общей практики проблема «комплаенса» - соответствия поведения пациента врачебным предписаниям – рассматривается как одна из важнейших. В исследованиях немецких медиков установлено, что в 1980 году пациентами было выкуплено и не употреблено (фактически утрачено, выброшено) лекарств на сумму 2,3 миллиарда дойчмарок. Сравнимое положение, по мнению опрошенных нами экспертов, наблюдается и в нашей стране. Однако, на фоне тысяч на публикаций за рубежом по этой тематике у нас – избранные статьи избранных авторов, тогда как проблема и актуальна, и предельно психологична. Подчеркнем, данная тематика выпадает как из списка тематизмов психологии «гуманитарного» круга, так и из списка проблем психологии «психиатрической» направленности. На наш взгляд, этот круг тем – предмет интереса собственно медицинской психологии, психологии, нацеленной на поиски ответов для актуальных вопросов общемедицинской практики. 

Один из немецких коллег автора публикации в специализированной кардиоклинике систематически проводит психологический тренинг срабатываемости операционных хирургических бригад (поскольку в операции заняты люди достаточно различные как по своей профессиональной подготовке, так и по своим характерологическим особенностям). Администрация клиники полагает, что операционные бригады должны срабатываться «до» операции, а не «во время» ее. Мы полагаем, что еще один пример особых проблем собственно медицинской психологии.

Курс медицинской психологии, созданный при кафедре психиатрии ЯГМА в 1992 году, в течении всего времени своего существования строил свою работу развиваясь в данном направлении – пропаганда широкого медико-психологического знания. В 1992-1997 годах это было значительно облегченно тем, что и начальный курсы, и старшие курсы проходили обучение на одной кафедре. С 1997 года, после появления в структуре академии «неклинической» кафедры педагогики и психологии общая направленность изложения психологии на младших курсах ЯГМА в целом сохраняется. В настоящее время курс медицинской психологии кафедры психиатрии укомплектован 4,5 ставками (плюс ставка старшего лаборанта), на курсе работают 4 кандидата наук, все имеют дипломы психологов и специализацию по медицинской психологии.

Опыт работы по внедрению медико-психологической проблематики в профессиональную подготовку врача можно разделить на ряд направлений (дальнейшее изложение касается исключительно возможностей курса).

1. С 1992 года курс был возглавлен практическим медицинским психологом, имеющим опыт работы в психиатрической клинике и, соответственно, задачи общности целей психиатрии и медицинской психологии решаются «по умолчанию». Все сотрудники курса закреплены за отделениями больницы (детское, подростковое, острые взрослые, экспертное и проч.), соответственно, все сотрудники получают надбавку за клиническую работу (диагностика, терапия, реабилитация, экспертиза и проч.).

2. Налажена система (проведено 15 месячных циклов ТУ) повышения квалификации медицинских психологов, работающих в системе здравоохранения. Циклы ТУ проводятся дважды в год – для медицинских психологов со стажем менее пяти лет работы в здравоохранении и для медицинских психологов со стажем более пяти лет. Общение с практическими психологами дает очень  важную информацию о реальных запросах здравоохранения: СПИД, посттравматические стрессовые расстройства участников боевых действий, работа психолога по подготовке женщин к родам, гериатрия и психология, телефон доверия, наркология и суицидология, служба семьи и брака, детская клиника … 

3. Курс медицинской психологии оказался востребованным в части обеспечения научных исследований аспирантов и докторантов академии. Совместные исследования и, соответственно, совместные  публикации имеются по урологии и травматологии, кардиологии и неврологии, педиатрии и организации здравоохранения… Проводились самостоятельно и рецензировались (в статусе официального оппонента, ведущей организации) диссертационные исследования по психологическому выгоранию у врачей хирургического профиля (дисс. Т.В. Большаковой), роли семьи в осложнениях при детской астме (дисс. Г.С. Маскова), по гормонозаместительной терапии (дисс. Е.Ю. Палютиной), проблемы психологии в рамках центра дистанционной литотрипсии (дисс. О.Н. Ильиной), работа психолога в детском ожоговом центре (дисс. Н.В. Брычевой), помощь в социальной реабилитации больных сахарным диабетом (дисс. Н.Л. Львовой) и др.

4. Возможности курса медицинской психологи максимально используются в разработке элективов по актуальным проблемам работы врача. Проводится максимально возможный (предел – фактическая занятость преподавателей, большее количество элективов невозможно, поскольку уже не хватает физических лиц, хотя запрос со стороны студентов неизменно высок): «Историко-культурное введение в психотерапию», «Психосексуальное развитие личности», «Профессиональное общение врача», «Психологическая безопасность врача», «Психологические основы помощи в кризисных (чрезвычайных) ситуациях»», «Игровые приемы в работе врача- педиатра», «Психологические методы диагностики в работе врача-педиатра при проведении диспансеризации», «Психология работы врача в детской соматической клинике» и другие.

5. Возможности интернета. Во многом под влиянием медицинских психологов, прибывающих на повышение квалификации из городов, расположенных достаточно далеко от Ярославля (Благовещенск, Махачкала, Ульяновск, Смоленск, Пермь, Воронеж и др.), но не желающих прерывать контакты, нами разрабатывается тематический сайт www.medpsy.ru, на основе которого мы планируем расширить возможности внедрения психологических знаний в практику подготовки врачей и работников здравоохранения (в частности, на сайт уже приходят письма от посетителей с просьбой разъяснить те или иные вопросы медицинской психологии).

6. Необходимо отдавать себе отчет – и мы хорошо понимаем это – что необходимым условием профессионально-психологической подготовленности студентов-медиков, является межкафедральный характер работы по совершенствованию тех или иных навыков. В частности, мы начинаем работу над одной такой программой  «Профессиональное общение врача». Согласно рекомендациям семинара ВОЗ в Женеве (1993) программы навыков профессионального общения врача должны формироваться, закрепляться и оцениваться на всех уровнях профессиональной подготовки врача: на пропедевтических курсах, на клинических кафедрах, на аттестационных экзаменах выпускников вуза, при повышении квалификации врачей, при лицензировании лечебных учреждений…

Не имея возможности затронуть все аспекты проблемы теснейших взаимосвязей преподавания медицинской психологии и качества медицинских услуг, мы постарались указать на те возможности, которые мы смогли реализовать (или еще внедряем) в профессиональной подготовке на вузовской скамье.

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player