РУБРИКА:  БИБЛИОТЕКАСТАТЬИ, ПРИСЛАННЫЕ НА САЙТ

Соловьев А

Статья опубликована в журнале:

Экология человека, 2008, №7. – С. 30-34.

Г.А.Новикова, И.А.Новикова, П.И.Сидоров, А.Г.Соловьев,

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

 

Социально-политические и экономические изменения в России затронули практически все стороны процесса обучения, воспитания и развития личности. На фоне всеобщего кризиса в экономической, политической, социальной сферах значительно возросли такие явления, как алкоголизм, преступность, наркомания, увеличилось количество детей, оставшихся без надзора [10]. В последние годы в России наблюдается тенденция к росту распространенности злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), особенно среди подрастающего поколения [3,4,7]. Общество и окружающая социальная среда оказывают мощное влияние на процесс приобщения к ПАВ [1,5,17,19]; распространению алкоголизма и наркомании среди подростков способствуют особенности возраста, системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения [6,13].

Употребление слабоалкогольных напитков, таких, например, как пиво, представляет собой сложную медико-социальную проблему, особенно в подростковом возрасте. О ее значимости говорит тот факт, что при социологических опросах последних лет до 76% подростков в возрасте 14-16 лет имеют опыт употребления алкоголя, в основном низкой крепости [18,21,22,23].

Среди основных причин взрывного роста потребления пива среди подростков выделяют его высокую доступность, в отличие от крепких алкогольных напитков и вина [20], влияние рекламы, отсутствие выраженных нарушений поведения и работоспособности при употреблении пива, убежденность значительной части населения в безопасности и даже полезности этого напитка, лояльное отношение к нему в обществе [15, 16].

Целью исследования явилось выявление социально-психологических  особенностей пивной алкоголизации у подростков.

 

Материалы и методы

Объектами исследования явились 143 учащихся с 5 по 11 классы средних общеобразовательных школ г. Архангельска, из них 56,6%  - девочки, 43,4% -  мальчики; 35,7% - учились в 5-6 классах (средний возраст – 11,96±0,11 лет) – младшие подростки; 25,9% – в 7-8 классах (13,51±0,14 лет) – старшие подростки; 38,4% – в 9-11 классах (15,27±0,13 лет) - старшеклассники.

Использована разработанная нами методика скрининга риска развития пивной зависимости у подростков [14], представляющая собой опросник из 70 вопросов, разделенных на четыре блока (состояние здоровья, психолого-педагогическая адаптация, социальная адаптация, отношение к приему пива), с выделением критериев оценки риска зависимости (табл.1). Суммарный показатель пивной алкоголизации подростков составлял сумму по блокам, показатель выше 43 баллов свидетельствовал о высоком ее риске. Более высокая оценка (в баллах) указывала на более выраженный риск пивной алкоголизации.

Таблица 1.

Критерии оценки степени риска пивной зависимости у подростков (баллы)

 

Показатели

Высокая

Выше средней

Средняя

Ниже средней

Низкая

7%

24%

38%

24%

7%

Суммарный показатель пивной алкоголизации

73-96

43-72

29-42

15-28

4-14

Состояние здоровья

10-16

7-9

4-6

2-3

0-1

Психолого-педагогическая адаптация

21-29

12-20

7-11

4-6

0-3

Социальная адаптация

18-30

12-17

7-11

3-6

0-2

Отношение к приему пива

29-42

17-28

8-16

3-7

0-2

 

Для исследования личностных особенностей нами применялся характерологический опросник К. Леонгарда, позволяющий выявить такие типы акцентуированных личностей, как демонстративный, педантичный, гипертимический, эмотивный, застревающий, тревожный, циклотимический, возбудимый, дистимический, экзальтированный [9].

Статистическая обработка полученных данных была проведена на IBM c использованием программы STATISTICA 6.0. Применялись дискриптивный и корреляционный анализы.

 

Результаты и их обсуждение

Показатель состояния здоровья учащихся 5-6 классов составил 4,56±0,46, 7-8 классов - 5,05±0,43 баллов, что указывало, в целом, на хорошее состояние здоровья детей; в 9-11 классах - 5,25±0,33 баллов, свидетельствующий об удовлетворительном состоянии.

По медицинским показателям учащиеся наблюдались у следующих специалистов: педиатра – 55,2%; невропатолога – 4,9%; психиатра – 1,4%; психолога – 1,4% и других (отоларинголог, офтальмолог, гинеколог) – 11,9%; у нарколога на учете никто не состоял. Частая обращаемость к врачам детской поликлиники свидетельствует о высокой степени заболеваемости среди школьников. Среди причин обращения были: острые респираторные вирусные инфекции, грипп, ангина – 28,7%, пищевые отравления – 25,2%, травмы головы без потери сознания – 14,7%, тяжелые инфекционные заболевания перенесли – 9,1%, травмы головы с потерей сознания – 7,7%, травмы при рождении – 4,2%, нервные болезни – 2,8%.

У большинства учащихся наблюдались изменения психологического состояния, такие как: нарушения сна (бессонница, позднее засыпание, раннее пробуждение, пробуждение по ночам и т.п.) – 34,3%, раздражительность – 29,4%, зависимость самочувствия от погоды – 27,3%, страх закрытых помещений, открытых пространств, высоты, острых предметов - 20,3%, нервозность – 15,4%, забывчивость, снижение памяти, потеря памяти – 12,6%, снохождение, сноговорение – 12,6%, плаксивость – 11,2%, приступы удушья, чувство комка в горле – 8,4%, судороги, неприятные ощущения в различных частых тела – 7,0%, недержание мочи (ночной энурез) – 2,1%, другие –  3,5%, что свидетельствовало, в основном, о нарушениях в эмоциональной сфере, нередко связанных с неблагоприятными ситуациями в семье и школе.

Психолого-педагогической адаптация  учащихся оказалась более низкой в 7-8 классах (8,70±0,89); незначительно от нее отличались данные, полученные в 5-6 классах (9,67±0,76); высокой в 9-11 классах - 11,35±0,88 баллов. Прогуливали занятия в школе - 37,1%, из них мальчики - 56,6%; девочки – 43,4%. В целом, с возрастом увеличивалась степень  несоблюдения школьной дисциплины, что говорит о более выраженной социально-психологической дезадаптированности, характерной для подросткового возраста. Отношение респондентов с товарищами по учебе отмечены, как хорошие – в 58,0%, очень хорошие – 20,3%, натянутые – 14,7%, плохие – 2,1%, 4,9% респондентов отказались отвечать на этот вопрос. Уровень социальной адаптации был низким среди опрошенных в 7-8 классах (7,76±0,74 баллов); умеренные нарушения выявлены в 5-6 классах (9,13±0,76 баллов), значительные - наблюдались в 9-11 классах (10,91±0,79 баллов).

На учете в комиссии по делам несовершеннолетних и в милиции состояли 3,5% (1,4% - девочки, 2,1% - мальчики) учащихся 7-9 классах, практически все из них имели высокий показатель пивной алкоголизации.

Анализ социального статуса учащихся показал, что практически половина обследованных была из полной семьи (49,0%), 1/3 - из неполной семьи (не было матери или отца), 1/4 учащихся проживали с отчимом  (23,1%),  1,4% - с мачехой, у 2,8% - не было обоих родителей, у 3,5% - родители отбывали срок в места заключения, у 1,4% - родители были лишены родительских прав.

Материальное обеспечение семьи учеников оценивалось, как: хорошее – 49,7%, удовлетворительное – 35,0%, очень хорошее – 9,1%, плохое – 2,1%, затруднились ответить на вопрос 4,1% респондентов. Ученики, проживающие в неблагоустроенном жилом секторе, составили 36,4%, благоустроенном – 26,6%, частично благоустроенном – 23,8%, у  5,6% родители снимали жилье в наем, не смогли охарактеризовать свои жилищные условия 7,6%.

Причины конфликтов в семье учащихся, в первую очередь, были связаны «с характером членов семьи» - 43,4%, бытовые – 17,5%, материальные – 13,3%, алкоголизм родителей –  2,1%, отсутствовали конфликты в семье в 23,7% случаев. Уточнение же частоты употребления в семье спиртных напитков родителями показало что она была практически ежедневной - в 0,7% случаев;  2-3 раза в неделю – 2,9%; 1 раз в неделю – 6,5%; 1 раз в месяц – 14,4%; 2-3 раза в месяц – 21,6%; несколько раз в год – 37,4%; никогда – 16,5%. Таким образом, почти в каждой второй семье имела место алкоголизация родителей разной степени выраженности.

По результатам исследования курящие ученики, в среднем, составили 32,2%, а именно, в 5-6 классах – 21,6%, в 7-8 классах – 29,7%, в 9-11 классах – 43,6%, таким образом, с возрастом количество курящих учеников значительно  увеличивается; средний возраст начала курения составил 10,74±0,45 лет.

Важно отметить, что почти каждый второй из учеников имел опыт употребления спиртосодержащих жидкостей. Так, например, из алкогольных напитков наиболее часто учащиеся употребляли пиво - 59,6%, вино - 49,5%, значительно реже водку -13,3%, разбавленный спирт - 6,2%. Средний возраст первого приема вина составлял 11,98±0,36 лет, чуть больше - водки (12,23±0,66 лет), тогда как пива – 11,47±0,32 лет.

Показатель отношения к приему пива в 5-6 классах был низким (10,27±1,17 балла), что указывало на отсутствие выраженных «пивных» проблем; данные в 7-8 классах свидетельствовали на наличие умеренной пивной алкоголизации (12,11±1,74 балла); в 9-11 классах наблюдалось уже более ее выраженная степень (16,95±1,07 баллов).

Поло-возрастной анализ пивной алкоголизации показал, что среди младших подростков количество употребляющих пиво составили 37,3%, несколько больше –  среди старших подростков (54,1%) и максимально доходящим до 81,8% -  у старшеклассников. Среди употребляющих пиво в 5-6 и 9-11 классах половых различий не наблюдалось, некоторые отличия выявлены лишь в 7-8 классах, где превалировали мальчики.

Анализ результатов опросника позволил выделить следующие группы по отношению к употреблению пива: не употребляющие совсем - 33,6%, употребляющие редко (с частотой до 1 раза в месяц) – 36,4%; употребляющие часто (чаще 1 раза в месяц) - 30,0%.

Рассматривая группы учащихся по отношению к употреблению пива (рис.1), можно наблюдать две противоположные тенденции: количество употребляющих пиво возрастает, начиная с 5 класса и в 11 классе составляет 4/5 от общего количества учащихся, а число не употребляющих - с возрастом уменьшается и ко времени окончания школы составляет не более 1/5.   

Средний возраст первого приема пива среди учащихся составил 11,47±0,32 лет, при этом в 5-6 классах – 10,0±0,56 лет, несколько больше - в 7-8 классах – 10,19±0,71 лет, в 9-11 классах – 12,44±0,35 лет, таким образом, первое знакомство с данным видом алкогольного напитка происходит в возрасте 10-11 лет, что свидетельствует о необходимости проведения первичной профилактики употребления пива еще в более младшем возрасте.

 

 

 


Рисунок 1. Группы учащихся по отношению к употреблению пива по классам (%).

 

Анализ результатов опросника позволил выделить следующие группы по отношению к суммарному показателю пивной алкоголизации: с высокой - 32,2%, средней - 34,3% и низкой степенью 33,5%. В целом, суммарный показатель (рис.2) в 5-8 классах соответствовал средней, тогда как в старших классах – высокой степени риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 2. Особенности оценки риска пивной алкоголизации у подростков (баллы).

В общем профиле личности по опроснику К. Леонгарда (рис. 3) у подростков преобладали черты гипертимного, эмотивного и экзальтированного типов характера, что говорит о наличии повышенного настроения, жажды деятельности, активности, в сочетании с чувствительностью и повышенной эмоциональностью, что в целом, сходно с особенностями личности в подростковом возрасте, описываемыми другими авторами [2,11,12,13]. В то же время, у подростков с высокой степенью риска пивной зависимости  отмечено превалирование черт гипертимности, эмотивности, циклотимности, демонстративности, возбудимости и экзальтированности.

 

Рисунок 3. Зависимость характерологических особенностей учащихся от степени алкоголизации.

 

Установлено, что показатель циклотимности в группе с высокой и средней степенями риска пивной алкоголизации был выше (p<0,01 и p<0,05), чем с низкой, что свидетельствовало о смене гипертимических и дистимических фаз при высоких оценках. Показатель возбудимости был выше в группе с высокой степенью риска, чем со средней (р<0,01), и в группе с высокой степенью, чем с низкой (р<0,001), что говорит о повышенной импульсивности, ослаблении контроля над влечением побуждениями. Показатель дистимности был выше у группы с высокой степенью риска, по сравнению с группой низкой степени (р<0,001), свидетельствующий о сниженном настроение, фиксации на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенности. Показатель экзальтированности был выше у группы с высокой степенью риска, чем низкой  (р<0,05), что отражало больший диапазон эмоциональных состояний.

Следовательно, более высокая степень риска пивной алкоголизации наблюдалась у подростков с акцентуациями характера по циклотимному, возбудимому, дистимному и экзальтированному типам.

Таким образом, начиная с 5 класса, каждый третий учащийся периодически принимает пиво, а к 11 классу их количество увеличивается  до 80%, что свидетельствует о росте распространенности проблемы с возрастом. Важно отметить, что выраженных половых различий среди учащихся, употребляющих пиво, не было обнаружено. Высокая степень риска пивной алкоголизации свойственна подросткам с акцентуациями характера по циклотимному, возбудимому, дистимному и экзальтированному типам.

Высокая распространенность пивной алкоголизации среди учащихся свидетельствует о необходимости введения профилактических мероприятий (первичной и вторичной профилактики), которые должны нести комплексный характер с вовлечением всех участников образовательного процесса. В свою очередь, первичная профилактика пивной алкоголизации должна проводиться еще в начальной школе.

 

 

Список литературы

1.        Березин С.В. Психология ранней наркомании / С.В.Березин, К.С.Лисецкий - Самара: Самарский университет, 2000 – 64 с.

2.        Буркин М.М. Основы наркологии / М.М.Буркин, С.В.Горанская  – Петрозаводск: «Карелия», 2002. – 191 с.

3.        Дмитриева Т.Б. Злоупотребление психоактивными веществами (клинические и правовые аспекты) / Т.Б.Дмитриева, А.А.Игонин, Т.В.Клименко и соавт. – М.: МНЦ «Инфокоррекция», 2003. – 316 с.

4.        Иванец Н.Н. Психиатрия и наркология / Н.Н. Иванец, Ю.Г.Тюльпин, В.В.Чирко – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 832 с.

5.        Карпова О.П. Проблема наркомании на современном этапе: эпидемиология, факторы риска, последствия / О.П.Карпова, С.Н.Никольский // Экспериментальная и клиническая медицина. – 2000,  №3. – С.111-113.

6.        Ковалев А.А. Факторы риска, способствующие формированию пивного алкоголизма / А.А.Ковалев // Современные достижения наркологии. / Сб. матер. конф., посвященной 20-летию ННЦ наркологии Росздрава. – М., 2005. – С.61.

7.        Кошкина Е.А. Распространенность наркотических расстройств среди детей и подростков в 2003-2004 гг. / Е.А.Кошкина, В.В.Киржанова // Вопросы наркологии. – 2005, №4-5. – С.5-12.

8.        Лавренева Г.В. Пиво и здоровье / Г.В.Лавренева – СПб.: Диалог, 2001. –112 с.

9.        Леонгард К. Акцептуированные личности / К.Леонгард – Киев: «Высшая школа», 1989.

10.   Лисецкий К.С. Психология не – зависимости / К.С.Лисецкий, Е.В.Литягина. - Самара: Универс-групп, 2003. – 144 с.

11.   Личко А.Е. Типы акцентуации характера и психопатий у подростков / А.Е.Личко - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 406 с.

12.   Личко А.Е. Подростковая наркология / А.Е.Личко, В.С.Битенский – Л.: Медицина, 1991. – 302 с.

13.   Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д.Менделевич – М: Речь, 2005. – 445 с.

14.   Новикова Г.А. Особенности пивной алкоголизации среди учащихся общеобразовательных школ / Г.А.Новикова - Бюллетень Северного государственного медицинского университета. – Архангельск, 2007. - №1. – С.113.

15.   Нужный В.П. Сравнительное исследование психофизиологических эффектов водки, пива и слабоалкогольного газированного напитка / В.П.Нужный, Ю.Д.Пометов, А.В.Ковалева и соавт. // Вопросы наркологии. – 2003. - №2. - С.22-35.

16.   Ойхер Д.Я. Подросток и пиво: чем раньше, тем хуже / Д.Я.Ойхер, Ю.Н.Ружников // Известия Уральского государственного университета. – 2005. – № 37. – С. 107-110.

17.   Онищенко Г.Г. Алкогольная ситуация в России. О концепции государственной алкогольной политики в Российской Федерации / Г.Г.Онищенко, В.Ф.Егоров // Наркология. – 2002. - №1. – С.4-8.

18.   Павловская Г.П. Пивной алкоголизм: дебют и исход / Г.П.Павловская, Ю.Н.Ружников // Известия Уральского государственного университета. – 2004. - №32. – С.157-160.

19.   Прусс М.С. Как избавиться от наркотической зависимости / М.С.Прусс, Л.Л.Кельвин, Ю.Л.Мучник, В.М.Володин. – М.: Олма-Пресс, 2002. – 160 с.

20.   Рынок пива по итогам 3 квартала 2006 года. // Российский пивовар. – 2006. -№3. – С.8-12.

21.   Сидоров П.И. Наркологическая превентология:  Руководство / П.И.Сидоров – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 720 с.

22.   Rivero D. Inhidition of induced DNA oxidative damage by beers: correlation with the content of polyphenols and melanoidins / D.Rivero, S.Perez-Magarino, M.L.Gonzalez-Sanjose et al. // J. Agric. Food Chem. – 2005. – V.59(11). – P.981-985.

23.   The 1999 ESPAD Report / Alcohol and Other Drug Use Among Students in 30 European Countries. // Stockolm, 2000. – 362 p.

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ У ПОДРОСТКОВ

Г.А.Новикова, И.А.Новикова, П.И.Сидоров, А.Г.Соловьев

Северный государственный медицинский университет г. Архангельск

 

          С целью изучения социально-психологических особенностей пивной алкоголизации у подростков проведено обследование 143 учащихся  с 5 по 11 класс средних общеобразовательных школ г. Архангельска по авторской методике Скрининга степени риска развития пивной зависимости. Прослежена возрастная тенденция увеличения количества употребляющих пива, начиная с 37% в 5 классе - до 82% к 11 классу. Суммарный показатель риска пивной алкоголизации учащихся 5-8 классов соответствовал средней, тогда как старших классов – высокой степени риска. Установлена, что высокая степень риска пивной алкоголизации свойственно подросткам с акцептуациями характера по циклотимному, возбудимому, дистимному и экзальтированному типам. В связи со средним возрастом знакомства с данным алкогольного напитка 10-11 лет обоснована необходимость начала первичной профилактики с более раннего возраста.

 

 

 

Ключевые слова: пивная алкоголизация, подростки, личностные особенности.

 

 

 

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player