О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Пилотажное исследование взаимосвязи у студентов жизненных стремлений к совершенству с наличием суицидального риска

Ларских М.В., Пашкевич А.А., Житенева А.К.,
Рогов И.Н. (Воронеж, Россия)

 

 

Ларских Марина Владимировна

Ларских Марина Владимировна

доктор психологических наук, заведующая патопсихологической лабораторией; казенное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер», ул. 20-летия Октября, 73, Воронеж, 394071, Россия. Тел.: 8 (473) 202-02-81;

главный медицинский психолог департамента здравоохранения Воронежской области;

ассистент кафедры психиатрии с наркологией; федеральное государственное бюджет-ное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государствен-ный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Студенческая, 10, Воронеж, 394036, Россия.
Тел.: 8 (473) 271-55-22.

E-mail: marinalars@mail.ru

Пашкевич Анжелика Алексеевна

Пашкевич Анжелика Алексеевна

ассистент кафедры цифровых технологий факультета компьютерных наук; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный университет», Университетская пл., 1, Воронеж, 394036, Россия. Тел.: 8 (473) 220-85-93.

E-mail: angel.pashkevich.00@mail.ru

Житенева Александра Константиновна

Житенева Александра Константиновна

студентка 1 курса лечебного факультета; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Студенческая, 10, Воронеж, 394036, Россия.
Тел.: 8 (473) 271-55-22.

E-mail: shiteneva@mail.ru

Рогов Иван Николаевич

Рогов Иван Николаевич

студент 1 курса лечебного факультета; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Студенческая, 10, Воронеж, 394036, Россия.
Тел.: 8 (473) 271-55-22.

E-mail: rogovin213@yandex.ru

 

Аннотация. В статье обсуждается проблема суицидального поведения студентов. Из многочисленных факторов суицидального поведения студентов авторы рассматривают жизненное стремление студентов к совершенству и обосновывают идею о том, что направленность жизненных стремлений студентов к совершенству — внешнему (перфекционизм) и внутреннему (духовному совершенству) — детерминирует наличие или отсутствие суицидального поведения. В исследовании участвовало 30 студентов первого курса ВГМУ им. Н.Н. Бурденко (возраст — от 17 до 20 лет), 21 девушка и 9 юношей. Методы: опросник суицидального риска (ОСР); опросник перфекционизма Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогоровой; анкета, в которой был указан возраст, пол студентов и их отношение к вере (верующий/неверующий). Исследование подтвердило гипотезу о связи жизненного стремления студентов к внешнему совершенству (перфекционизм) с суицидальным поведением: в группе студентов с суицидальным риском уровень перфекционизма значимо выше, чем в группе студентов без суицидального риска; у студентов с суицидальным риском уровень перфекционизма высокий, тогда как у студентов без суицидального риска уровень перфекционизма средний. Описаны некоторые индивидуально-психологические характеристики студентов с суицидальным риском: стремление к удовлетворению требований других людей, чувствительность к внешним оценкам; склонность к постановке очень высоких целей и к постоянному ревнивому сравнению себя с другими (со всеми и во всем); поляризованное мышление. Исследование опровергло гипотезу о связи стремления к внутреннему совершенству студентов с суицидальным поведением. Авторы делают вывод о необходимости использовать другие методы для оценки стремления к внутреннему совершенству (специальные опросники). Обсуждается возможность проведения дальнейших научных исследований, посвященных связи стремления студентов к внутреннему совершенству с суицидальным поведением. Авторы приходят к заключению, что профилактику суицидов у студентов-перфекционистов следует направить на выявление и осознавание студентами своих дезадаптивных перфекционистских убеждений, обсуждение факторов деструктивного перфекционизма (семья, общество, СМИ), разработку особых методов духовно-нравственного воспитания студентов-перфекционистов с формированием у них таких христианских ценностей как альтруизм, смирение, миролюбие, милосердие, великодушие.

Ключевые слова: суицидальное поведение; перфекционизм; духовное совершенство; чувствительность к внешним оценкам.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Суицид как причина смерти среди молодежи в настоящее время выходит на второе место (после смерти в дорожно-транспортных происшествиях). В России, по данным Всемирной организации здравоохранения, наибольший суицидальный «пик» регистрируется в подростковом и юношеском возрасте (15—25 лет). В этой связи важной и актуальной темой психолого-педагогических исследований является изучение различных причин (факторов) суицидального поведения молодых людей. К таким факторам суицидального поведения кроме пола, возраста, места проживания, наличия тех или иных психических расстройств ученые относят и индивидуально-психологические характеристики, а также особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей и их жизненные стремления [5].

Жизненное стремление есть направленность личности на ту или иную ценность [9]. Жизненные стремления направляют мысли, поведение человека и его эмоциональные реакции.

Мы в своем исследовании из всех жизненных стремлений, которые влияют на суицидальное поведение молодых людей, рассматриваем два стремления: стремление к внутреннему совершенству и стремление к внешнему совершенству.

Стремление к внешнему совершенству в современной науке называется перфекционизмом. О связи перфекционизма с различными нарушениями психологического и психического здоровья имеется значительное количество работ [4].

Что касается стремления человека к внутреннему совершенству, то таких исследований значительно меньше. Понятие «внутреннее совершенство» соотносится с понятиями «духовность», «духовное совершенство». Описание стремления к внутреннему совершенству можно найти в Евангелии от Матфея: «…быть совершенными, якоже Отец Небесный совершен есть» [Мф. 5.48], т.е. стремление к вечному идеалу — Иисусу Христу. О стремлении к внутреннему совершенству пишет Феофан Затворник: «…хочешь такого совершенства, то устрой жизнь свою, чтобы всякий твой шаг … был исполнен воли Божьей и сознательным, беспрекословным, неразмышляющим» [6]. Т.е. стремление к внутреннему совершенству есть стремление соотносить свою жизнь с Божьей волей [3]. Таким образом, мы нашли уместным предположить, что люди, которые называют себя «верующими», больше стремятся к внутреннему совершенству — то есть стремятся не нарушать заповедей Божьих, развивают в себе христианские добродетели и стремятся к христианским ценностям (одной из которых и является ценность жизни). На основании приведенных теоретических посылок было проведено пилотажное эмпирическое исследование, объектом которого стало суицидальное поведение студентов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, а предметом — связь суицидального поведения со стремлением к совершенству.

Целью нашей работы является исследование взаимосвязи выраженности суици-дального поведения у студентов со стремлением к внешнему совершенству (перфекцио-низмом) и стремлением к внутреннему совершенству (духовному совершенствованию).

Материалы и методы

Общей теоретической гипотезой являлось предположение о том, что направленность стремления к совершенству (на внешний мир — перфекционизм — или на совершенство внутреннего мира — духовное совершенствование) детерминирует наличие или отсутствие суицидального риска у студентов. Разрабатывая модель исследования, мы исходили из следующих гипотез: в группе студентов с суицидальным риском уровень перфекционизма значимо выше, чем в группе студентов без суицидального риска; в группе студентов без суицидального риска преобладают верующие студенты; в группе студентов с суицидальным риском преобладают атеисты.

Участниками исследования являлись 30 студентов первого курса ВГМУ им. Бурденко (возраст — от 17 до 20 лет). Среди них 21 девушка и 9 юношей.

Процедура исследования: студентов, среди которых проводилось исследование, собрали в одной аудитории, предварительно объяснив актуальность и цель данной работы. Все студенты дали согласие на исследование, которое было анонимным и проводилось на занятиях по психологии и педагогике в течение 1 часа.

Методы: опросник суицидального риска (ОСР, модификация Т.Н. Разуваевой) [5], опросник перфекционизма Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогоровой, который тестирует кроме общего уровня перфекционизма следующие параметры перфекционизма: 1) «восприятие других как делегирующих высокие ожидания (персонализация)» — отражает субъективное ощущение того, что окружающие люди ждут от человека очень многого; 2) «завышенные притязания и требования к себе» — определяет склонность к постановке трудных целей и задач; 3) «высокие стандарты деятельности при ориентировке на полюс "самых успешных" при ревнивом сравнении себя с другими»; 4) «дихотомическая оценка результата работы по принципу "все или ничего" (поляризованное мышление)»; 5) «селектирование информации о собственных неудачах и ошибках» (негативное селектирование) [7]. Также давалась анкета, в которой был указан возраст, пол студентов и их отношение к вере (верующий/неверующий).

Результаты и обсуждение

Результаты исследования по опроснику суицидального риска (ОСР) позволили всех студентов разделить на две группы: группа студентов с суицидальным риском — 7 студентов — и группа студентов, у которых суицидальный риск отсутствует — 23 студента. Из 30 студентов 17 (56,6%) объявили себя «верующими» и 13 (43,3%) — «атеистами».

В группе студентов с суицидальным риском 3 студента (42,9%) объявили себя «верующими» и 4 студента (57,1%) — «атеистами». В группе студентов без суицидального риска 14 студентов (60,9%) объявили себя «верующими» и 9 студентов (39,1%) — атеистами.

Результаты сравнения средних в двух группах приведены в табл. 1.

 

Таблица 1

Сравнение среднего уровня перфекционизма и средних показателей перфекционизма в группах студентов с суицидальным риском и без суицидального риска

Примечание. Жирным шрифтом выделены статистически значимые различия при p<0,01 (критерий Манна — Уитни).

Условные обозначения:
μ — среднее арифметическое оценок;
δ — стандартное отклонение;
ОП — общий уровень перфекционизма;
ВВД — восприятие других людей как делегирующих высокие требования;
ЗПС — завышенные притязания и требования к себе;

ВСД — высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных» при ревнивом сравнении себя с другими;

СИ — селектирование информации о собственных неудачах и ошибках;
ПМ — поляризованное мышление — «все или ничего».

 

Для подтверждения первой гипотезы сопоставим две выборки студентов с высоким и низким уровнем перфекционизма. Для сравнения средних используем непараметрический критерий Манна — Уитни. Полученное эмпирическое значение Uэмп = 25,5 находится в зоне значимости (UКр = 32 при p≤0,01 и 46 при p≤0,05). Таким образом, первая гипотеза подтверждена — в группе студентов с суицидальным риском уровень перфекционизма значимо выше, чем в группе студентов без суицидального риска.

Кроме того, у студентов, имеющих суицидальный риск, уровень перфекционизма высокий (72,71), тогда как у студентов без суицидального риска уровень перфекционизма средний (47,86).

Отмечаются также значимые различия в отдельных параметрах перфекционизма в исследуемых группах (см. таблицу 1). Так, имеют место значимые различия в таком параметре перфекционизма, как «восприятие других людей как делегирующих высокие требования» (ВВД). Это значит, что студенты, имеющие суицидальный риск, испытывают постоянную потребность удовлетворять требования других людей, часто даже невысказан-ные, они крайне чувствительны к внешним оценкам и их настроение зависит от одобрения их действий окружающими.

Значимые различия в параметре перфекционизма «ВСД — высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс "самых успешных" при ревнивом сравнении себя с другими» свидетельствуют о выраженной тенденции студентов с суицидальным риском не только к постановке очень высоких и часто принципиально недостижимых целей, но и к постоянной конкурентности, стремлении постоянно сравнивать себя, свои достижения и успехи (не в свою пользу) со всеми и во всем.

Дихотомичное, поляризованное, «черно-белое» мышление по типу «все или ничего», «все хорошо — все плохо» также характерно для студентов с суицидальным риском (см. таблицу 1 — высокие показатели ПМ). Можно предположить, что тенденция мыслить крайностями, не видеть полутонов и является причиной суицидальных мыслей.

Таким образом, результаты нашего пилотажного исследования позволили подтвердить, что существует связь стремления к внешнему совершенству — перфекционизма — с наличием суицидального риска. Наше исследование подтверждает многочисленные исследо-вания как зарубежных, так и отечественных авторов о связи перфекционизма с суицидаль-ным риском [8].

Являясь неврозом нашего времени, перфекционизм формируется не только в семье [4]. СМИ, навязывая культ успеха, процветания, также формируют стремление к постоянному внешнему совершенству [2]. И студенты, столкнувшись с невозможностью достичь «идеального во всем», «превосходить всех и вся», погружаются в депрессию с суицидальными мыслями и действиями. Малейшие трудности в учебе, малейший субъектив-ный «неуспех» запускает механизм суицидальных мыслей и действий.

Для подтверждения второй гипотезы выдвинем следующие статистические гипотезы: H0 — доля верующих студентов в выборке студентов без суицидального риска не больше, чем в выборке студентов с суицидальным риском; H1 — доля верующих студентов в выборке студентов без суицидального риска больше, чем в выборке студентов с суицидальным риском. Коэффициент Фишера φ*эмп = 0,84 меньше φ*крит. 0,01 = 2,31. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается. Гипотеза не подтверждается — доля верующих студентов в выборке студентов без суицидального риска не больше, чем в выборке студентов с суицидальным риском.

Вывод

Таким образом, что касается связи жизненного стремления студентов к внутреннему совершенству с суицидальным риском, то выбранный нами метод (декларация веры или атеизма) не дал результатов. Вероятно, в этом случае необходимо использовать другие методики (опросники, анкеты).

Наше исследование предваряет серию научных исследований, посвященных как стремлению студентов к внутреннему (духовному) совершенству, так и возможным мерам по профилактике, психологической коррекции и воспитанию студентов с высоким уровнем перфекционизма. Основываясь на предыдущих исследованиях, можно предложить профилактику суицидальных тенденций у студентов, направить на выявление и осознавание студентов своих дезадаптивных перфекционистских убеждений, обсуждение факторов деструктивного перфекционизма (семья, общество, СМИ), разработку особых методов духовно-нравственного воспитания студентов-перфекционистов с формированием у них таких христианских ценностей, как альтруизм, смирение, миролюбие, милосердие, великодушие.

 

Литература

1.   Ларских М.В. Проявление перфекционизма в трех ипостасях  //  Международный научный вестник  (Вестник Объединения православных ученых). – 2018. – № 2 (18). – С. 50–55.

2.   Ларских М.В., Бакулина Д.С. Идеи совершенства, идеала, перфекционизма в коммерческой рекламе, психологический аспект // Воспитательная деятельность в вузе: проблемы, эффективность, качество: матер. межд. науч.-практ. конф. – Воронеж: Научная книга, 2013. – Ч. 1. – C. 177–180.

3.   Ларских М.В., Ларских С.В. Перфекционизм и христианское совершенство в трудах Святителя Феофана Затворника // Православный ученый в современном мире: проблемы и пути их решения: матер. четвертой межд. науч. конф. – Орел; Воронеж: Истоки, 2015. – Т. 3. – С. 258–263.

4.   Ларских М.В., Ширяев О.Ю. Взаимосвязь семейного и личного перфекционизма студента: гендерный аспект // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2016. – № 2. – С. 54–58.

5.   Маликова Т.В., Пирогов Д.Г. Суицидология. Учебно-методическое пособие. – СПб.: С-Петерб. гос. педиатр. мед. университет, 2012. – С. 5–9.

6.   Св. Феофан Затворник. Созерцание и Размышление. – С. 198 [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/sozertsanie-i-razmyshlenie/#0_140 (дата обращения: 15.07.2018).

7.   Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2007. – 275 с.

8.   Baumeister R. Suicide as Escape from the Self // Psychological Review. – 1990. – Vol. 97, № 1. – P. 90–133.

9.   Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. – 2000. – Vol. 55, № 1. – P. 68–78.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:616.89-008.441.44-052.63

Пилотажное исследование взаимосвязи у студентов жизненных стремлений к совершенству с наличием суицидального риска / М.В. Ларских, ` А.А. Пашкевич, А.К. Житенева [и др.] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2020. – Т. 8, № 2(28) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

Pilot study of the relationship between students' life aspirations for excellence
and the presence of suicidal risk

Larskih M.V.1, 2
E-mail: marinalars@mail.ru

Pashkevich A.A.3
E-mail: angel.pashkevich.00@mail.ru

Zhiteneva A.K.2
E-mail: shiteneva@mail.ru

Rogov I.N.2
E-mail: rogovin213@yandex.ru

1 Voronezh Regional Clinical Psychoneurological Dispensary
73, 20-letiya Oktyabrya str., Voronezh, 394071, Russia
Phone: +7 (473) 202-02-81

2 Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko
10 Studencheskaya str., Voronezh, 394036, Russia
Phone: +7 (473) 271-55-22

3 Voronezh State University
1 Universitetskaya pl., Voronezh, 394036, Russia
Phone: +7 (473) 220-85-93

Abstract. The article discusses the problem of suicidal behavior of students. The authors consider the students life desire for perfection from the numerous factors of suicidal behavior and they substantiate the idea that the direction of students' life aspirations for perfection — external (perfectionism) and internal (spiritual perfection) determines the presence or absence of suicidal behavior. The study involved 30 first-year students of VSMU named after N.N. Burdenko (age-from 17 to 20 years), 21 girls and 9 boys. Methods: suicide risk questionnaire (SRS); perfectionism questionnaire Garanyan N.G., Kholmogorova A.B.; questionnaire that specified the age, gender of students and their attitude to Faith (believer/non-believer). The study confirmed the hypothesis that when the life aspirations of students for external excellence (perfectionism) suicidal behaviour: in the group of students with suicidal risk level of perfectionism is significantly higher than in group students without suicide risk; students with suicidal risk level of perfectionism is high, whereas students without suicide risk level of perfectionism is average. Some individual psychological characteristics of students with suicidal risk are described: the desire to meet the requirements of other people, sensitivity to external assessments; a tendency to set very high goals and to constantly compare themselves with others with everyone and in everything; polarized thinking. The study refuted the hypothesis that students ' desire for inner perfection is associated with suicidal behavior. The authors conclude that it is necessary to use other methods to assess the desire for internal perfection (special questionnaires). The possibility of conducting further research on the relationship of students' desire for inner perfection with suicidal behavior is discussed. The authors conclude that the prevention of suicide in perfectionist students should be aimed at identifying and recognizing their maladaptive perfectionist beliefs, discussing factors of destructive perfectionism (family, society, media), developing special methods of spiritual and moral education of perfectionist students with the formation of such Christian values as altruism, humility, peacefulness, charity, generosity.

Key words: suicidal behavior; perfectionism; spiritual perfection; sensitivity to external assessments.

For citation

Larskih M.V., Pashkevich A.A., Zhiteneva A.K., Rogov I.N. Pilot study of the relationship between students' life aspirations for excellence and the presence of suicidal risk. Klinicheskaya i meditsinskaya psikhologiya: issledovaniya, obuchenie, praktika, 2020, vol. 8, no. 2 [in Russian, abstract in English]. Available at: http://medpsy.ru/climp

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2020 РіРѕРґ

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player