О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Мудрость ученого, мудрость человека*
(рецензия на книгу
«А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития»**)

Мехтиханова Н.Н. (Ярославль, Россия)

 

 

Мехтиханова Н.Н.

Мехтиханова Наталья Николаевна

кандидат психологических наук, доцент; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова», ул. Советская, д. 14, Ярославль, 150003, Россия. Тел.: 8 (4852) 47-88-94.

E-mail: natnik1@list.ru

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

_______________________

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ проект № 19-013-00849\19

** А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития / сост. В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева; под ред. В.Ю. Слабинского; вступ. ст. В.Ю. Слабинского, закл. ст. С.А. Подсадного. СПб: Невский Архетип, 2017. 490 с. (Серия «Классики психотерапии и психологии»)

 

 

Обложка книги «А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития»

Житейские стереотипы приписывают мудрость исключи-тельно пожилым людям. В современных психологических исследованиях мудрости выявлено, что этот феномен присущ людям самых различных возрастов. Одно из доказательств этого — личность А.Ф. Лазурского. Прожив весьма короткую жизнь, он сумел сделать огромный вклад в теорию и практику психологии. А глубина и масштаб его работ говорят о нём как о человеке необычайно талантливом и плодотворном. В личности А.Ф. Лазурского проявляются все характеристики мудрого человека, описываемые в современных психологических теориях мудрости, в частности в теории П. Балтеса. Прежде всего, интересы А.Ф. Лазурского были обращены к сложным жизненным проблемам: он выбрал для исследования одну из сложнейших тем в психологической науке — проблему личности. Он обладал богатыми фактическими знаниями того, как устроена жизнь, как люди действуют, дифференцированная картина мира и понимание того, что с чем в мире взаимосвязано. Вместе с тем А.Ф. Лазурский знал о том, как решать те или иные проблемы, достигать тех или иных целей, т.е. имел процедурное, или стратегическое знание. Он умел помещать проблему в разные широкие контексты, в том числе общества и жизни в целом, понимал и учитывал индивидуальные, социальные и культурные различия в ценностях и приоритетах, относительность точек зрения. В целом А.Ф. Лазурский демонстрировал выдающийся уровень суждения и способности давать советы другим. Рассмотрим, как воплотились все указанные признаки мудрого человека в наследии А.Ф. Лазурского.

Отечественная психология прошла сложный путь развития, возможно, более трагичный и неоднозначный, чем психология в любой другой стране. Первоначально, в так называемый философский период существования психологии, можно говорить о ее развитии, синхронном с зарубежной психологией. Собственно научные психологические системы так же, как и в Европе, стали появляться в отечественной науке с середины XIX в. Выделение психологии в самостоятельную науку было ознаменовано внедрением экспериментального и других эмпирических методов исследования, созданием научных психологических лабораторий, появлением целой плеяды психологов.

Что касается профессиональной подготовки психологов-первопроходцев, то их жизненный выбор, так же, как и у европейских и американских ученых, был предварен работой в самых различных направлениях — от религиозно-философских до анатомо-физиологических и психиатрических.

Со 2-й половины XIX в. в России, как и в других странах, сложилась благоприятная ситуация для бурного развития психологической науки. Прежде всего, отечественная психология 2-й половины XIX — начала XX в. была неразрывно связана с мировой психологической наукой: наши ученые проходили стажировки в ведущих европейских научных центрах, публиковались в зарубежных изданиях, участвовали в международных съездах. Труды иностранных ученых переводились на русский язык почти сразу же, как появлялись у себя на родине. Отечественные психологи систематически делали обзоры зарубежных изданий. Можно говорить о творческом взаимовлиянии отечественной и западной психологии. Русская психология занимала достойное место в мировой науке, ее теоретические и практические разработки являлись общепризнанными. При этом отрадно отметить, что русская психология сохраняла своеобразие, неповторимость.

До недавнего времени наследие многих отечественных дореволюционных психологов было несправедливо забыто, в том числе и работы А.Ф. Лазурского. В современных университетских курсах по истории психологии много внимания уделяется развитию зарубежной психологии, о чём свидетельствуют наиболее популярные учебники по этой дисциплине. Вместе с тем, отечественная психология, как уже было отмечено, находилась на высоком уровне развития, она шла в ногу, а иногда и опережала, задавала тон зарубежной психологии начала ХХ века. Одно из доказательств этого — теория личности А.Ф. Лазурского. Прожив очень короткую жизнь, великий учёный сумел собрать бесценный эмпирический материал, обобщить и описать его с необыкновенной тщательностью, подробно и красочно.

Понимая важность вопроса и, отчасти, отдавая дань моде, Лазурский не мог пройти мимо экспериментального подхода, который ставил молодую науку психологию в один ряд с передовыми естественными науками. Но эксперимент в психологии личности!? Это была очень необычная и сложная задача! До А.Ф. Лазурского за её решение не брался никто. Только позднее, в американской психологии в рамках бихевиористического подхода будут широко использоваться экспериментальные методы, например, при изучении тревожности, агрессивности и других личностных феноменов.

Анализируя возможности, достоинства и недостатки каждого метода, ученый в 1910 г. пришел к созданию метода «естественного эксперимента», сочетавшего в себе достоинства систематического наблюдения и лабораторного эксперимента. Вначале он применялся для изучения детей, а затем был перенесен в психиатрическую клинику. В исследовании методом естественного эксперимента воздействию подвергаются условия, в которых протекает исследуемая деятельность, сама же деятельность испытуемого наблюдается в ее естественном протекании. Например, предварительно устанавливается, в какой игре особенно ярко проявляется та или другая черта характера ребенка. Затем в целях исследования проявления черты у разных детей они вовлекаются в подобную игру. Во время игры исследователь наблюдал за проявлением именно этой черты характера у детей. Путь исследования шел от простого наблюдения — через выделение характерных сторон и индивидуальных проявлений, через их психологический анализ — к созданию экспери-ментальной ситуации: экспериментального урока или игры.

Существенным условием «естественного эксперимента», отличающим его от лабораторного, является то, что испытуемый не должен подозревать о проводимых над ним опытах. Благодаря этому испытуемые не могут дать социально желательные ответы, повышается «экологическая валидность» результатов. Так же, как и во всяком другом, в естественном эксперименте, заранее известны условия, которые вызывают изучаемые процессы, есть возможность направлять их в нужную сторону. Всё это является огромным преимуществом естественного эксперимента по сравнению с простым наблюдением.

Лазурский разработал программу исследования личности, описал способы ведения наблюдений за детьми (дневники детского развития), показал принципы и образцы составления характеристик, значительно расширил возможности экспериментального метода в психологии, впервые применив его для изучения сложного феномена личности.

А.Ф. Лазурский был одним из немногих ученых в европейской науке, кто обратился к проблеме личности в совокупности её многочисленных аспектов. Оценивая наследие ученого с современных научных позиций, можно отметить, что в работах А.Ф. Лазурского реализован системный подход к проблеме личности. Комплексное исследование человека, личности было поставлено им в качестве главной задачи. Личность рассматривается в его работах как большая и сложная система и одновременно как часть более общей системы - общества. Лазурский предпринял попытку описать элементы личности. Для характера как центральной части личности таким элементом являются наклонности. Между элементами данной системы существуют внутренние связи и зависимости. Наклонности образуют систему взаимосвязанных сил, деятельность которых строго закономерна. Позднее ученый обращается к описанию всей личности. В 1916 г. Лазурский ввел понятия «эндопсихика» и «экзопсихика». Эндопсихика больше связана с нервными процессами и особенностями темперамента человека, а экзопсихика зависит в первую очередь от условий жизни, воспитания.

Эндопсихика — это внутренние механизмы личности, объединяющие характер, умственную одаренность и темперамент, это совокупность основных психических функций и способностей, таких, как память, внимание, мышление и воображение, аффективная возбудимость, воля, быстрота, обилие, сила движений, обдуманность или импульсивность в поступках. Эндопсихика — ядро личности, ее основа.

Экзопсихика — это отношения личности к внешним объектам и среде в целом. А.Ф. Лазурский выделяет 15 различных категорий отношений: (1) отношение к вещам, (2) отношение к природе и животным, (3) общее отношение к отдельным людям, (4) половая любовь, (5) общее отношение к социальной группе, (6) отношение к семье, (7) отношение к государству, (8) отношение к труду, (9) отношение к материальному обеспечению и собственности, (10) отношение к внешним нормам жизни, (11) отношение к нравственности, (12) отношение к миросозерцанию и религии, (13) отношение к знанию и науке, (14) отношение к искусству (эстетический интерес), (15) отношение к себе самому.

Взаимодействия между личностью и окружающей средой, а в связи с этими и отношения между эндопсихическими и экзопсихическими элементами личности разнообразны и очень важны для описания личности. Они определяют различные варианты адаптации: недостаточно приспособленные личности, приспособившиеся, приспособляющие. Именно приспособление или адаптация является одной из важнейших функций личности, и активно исследуется в современной психологии. Не менее актуальной является проблема ресурсов адаптации, которую также затрагивает А.Ф. Лазаурский. Для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы необходимы определенные ресурсы. К ним Лазурский относил наличие или отсутствие внешних и внутренних возбудителей, общее состояние нервно-психологической организации человека и взаимоотношения между отдельными психическими склонностями.

Адаптация, степень активности в приспособлении индивидуумов к внешней среде различна. По этому признаку Лазурский характеризует три типа людей.

На низшем уровне влияние внешней среды и внешних обстоятельств является, безусловно, преобладающим. Подчиняя себе слабую, разрознённую психику малоодарённого человека, среда накладывает на неё свой отпечаток, насильственно приспосабливая её к своим требованиям, невзирая на эндоособенности отдельного индивидуума. Общая приспособленность такой личности к окружающей среде оказывается настолько незначительной, что представителей низшего уровня можно считать недостаточно приспособленными.

К среднему психическому влиянию внешней среды относятся индивидуумы, которые обладают гораздо большей способностью приноровиться к окружающей среде, найти в ней своё место и использовать его в своих целях. Представители данного уровня обладают большей работоспособностью и инициативой, чем представители предыдущего уровня. Они выбирают занятие, соответствующее задаткам и способностям, работают продуктивно и интересно в различных сферах человеческой деятельности. Здесь можно наблюдать даже людей, наделенных творческими способностями. Средний уровень по А.Ф. Лазурскому называется уровнем приспособляющихся индивидуумов.

Только на высшем уровне люди могут обладать миросозерцанием, которое позволяет создавать нечто оригинальное и новое в той или иной деятельности, проявлять творческое начало. Они могут менять мир, совершенствуя его и приспосабливая его так, как им хотелось его видеть и представлять. Это люди, приспособляющие окружающую среду.

Степень активности в приспособлении личности к окружающей среде (или, наоборот, среды к запросам личности) — это одно из оснований для классификации личностей. Но само приспособление может идти различными путями в зависимости от качественных (типологических) различий между отдельными человеческими индивидуумами. Вопрос осложняется тем, что внешние условия (окружающая среда) могут или благоприятствовать или препятствовать дальнейшему развитию уже сложившимся типологическим свойствам индивидуума.

Поэтому А.Ф. Лазурский вводит второе основание для классификации — деление по психическому содержанию личности на типы — чистые, комбинированные, извращенные и переходные. Отнесенность к типу показывает пути и способы, какими человек воздействует на окружающую жизнь, среду, стремясь приспособиться к ней. Наиболее яркие «чистые» типы получаются в тех случаях, когда: экзо- и эндопсихика взаимно соответствуют друг другу, т.е. когда интересы и профессиональная деятельность человека, развитие его знаний и навыков, взглядов и миросозерцания происходят именно в том направлении, какое диктуется прирожденными особенностями его нервно-психической организации.

А.Ф. Лазурскому принадлежит огромная заслуга в разработке научной классификации личностей — теме до сих пор популярной и актуальной в науке. Наряду с К.Г. Юнгом его можно считать одним из основателей научно обоснованного типологического подхода в психологии личности.

Лазурский писал, что любая наука, которая имеет дело с разнообразными и сложными объектами исследования, начинает прежде всего с классификации этих объектов. Только после того, как сходные явления будут соединены в общую группу, можно приступить к более детальному исследованию отдельных групп и взаимоотношений между ними. Это относится и к индивидуальной психологии. Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов содержала бы не только субъективные особенности данного человека, но также включала его мировоззрение и социальную «физиономию». Другими словами, классификация личности должна быть не только психологической, но психосоциальной в широком смысле этого слова.

Проводя типологию, Лазурский не претендовал на исчерпывающе полную картину. Сами типы не являются взаимоисключающими — между ними могут быть установлены соотношения, пересечения, введены «смежные типы».

Личность, характер, по Лазурскому, не есть нечто статичное, раз навсегда данное. При известных обстоятельствах, в известный период времени характер человека, даже самые основные черты его могут коренным образом измениться. Особенно пластична личность в детские годы, но и позднее возможно её преобразование. А.Ф. Лазурский описывает факторы и условия формирования и развития личности. По его мнению, прежде всего, система воспитания оказывает значительное влияние на ход развития детских наклонностей, а сильно действующие факторы (например, полная перемена условий жизни) иногда делают ребенка неузнаваемым. Постоянное, неуклонное воздействие каких-либо условий или резкая перемена обстоятельств жизни, болезнь, большое несчастье могут круто изменить характер даже взрослого человека.

Причинами изменений той или иной наклонности также могут быть: истощение наклонности вследствие продолжительной или хотя и кратковременной, но необычайно напряженной деятельности (психическое утомление); влияние на данную наклонность со стороны душевных качеств, так или иначе связанных с ней (это влияние может быть как стимулирующим, так и задерживающим); разнообразные влияния внешних обстоятельств, окружающей среды и т.п.

О развитии личности в целом Лазурский пишет, что не все эндочерты генетически обусловлены, не все экзочерты являются отпечатком, который накладывают на человека среда и воспитание. Бывает так, что среда и воспитание способствуют развитию эндочерты или, наоборот, препятствуют. Лазурский считает, что психическое развитие человека завершается к 25—30 годам.

Таким образом, даже самый беглый анализ теории А.Ф. Лазурского демонстрирует реализацию им практически всех аспектов системного подхода (структурно-уровневого, функционального, генетического, ресурсного и др.), который является наиболее эффек-тивным направлением в познании человека и позволяет получить глубокое и целостное представление о психологии личности.

В заключение следует отметить, что помимо содержательных вопросов теории и практики, наследие А.Ф. Лазурского обогащает читателя эмоционально. Поражает тщательность и аккуратность в описании личности, выявление малейших нюансов, глубина проникновения в психологию человека. Мы видим огромное разнообразие психологических феноменов. Некоторые из них вселяют оптимизм, другие заставляют задуматься, но во всех вариантах сквозит гуманизм автора. Изучение наследия А.Ф. Лазурского позволяет уменьшить иногда чрезмерную рафинированность психологов, заставляет понять и принять психологическое многообразие, гуманно, с верой в лучшее работать с людьми.

Работы А.Ф. Лазурского важны для формирования профессиональных качеств психологов таких, как научная честность и добросовестность исследователя, мудрость ученого-психолога, мудрость человека.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9(049.32)

Мехтиханова Н.Н. Мудрость ученого, мудрость человека (рецензия на книгу «А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития») // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2019. – Т. 7, № 3(25) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player