О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Трагический конфликт в творчестве Н.В. Гоголя и его «дорога к религиозному очищению» (в толковании И.А. Ильина)

Безчасный К.В. (Москва, Россия)

 

 

Безчасный Константин Васильевич

Безчасный Константин Васильевич

кандидат медицинских наук, врач-психиатр; федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве», ул. Веткина, д. 9 стр. 1, Москва, 127521, Россия. Тел.: 8 (495) 619-08-40.

E-mail: kv2005spb@mail.ru

 

Аннотация. Н.В. Гоголь создал своего рода «катарсис пошлости». Именно у русских классиков понятие пошлости приобрело свой настоящий глубокий смысл и высветило главную проблему религиозной философии. Пошлым становится то, что утрачивает свой священный смысл и становится духовно ничтожным. Понятие катарсиса у И. Ильина опирается на глубокие традиции мировой и русской философии. Катарсис необходим не только в личной жизни, но также и в национальном бытии. И. Ильин считает, что «Мертвые души», по замыслу Пушкина и Гоголя, должны были положить начало развенчанию пустоты и очищению во всероссийском масштабе, должны были вызвать к жизни в России эпоху религиозного очищения, а потом осуществить его и во всемирном масштабе. Трагедию Гоголя И. Ильин объяснял тем, что «задача показать положительные ценности противоречила собственному творческому акту Гоголя, что и привело его к тяжелому трагическому конфликту».

Ключевые слова: трагический конфликт; русская художественная литература; концептуализация трагического; Н.В. Гоголь.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Лучше молчать, чем явиться миру
с неготовыми мыслями и неготовыми картинами,
лучше жечь, нежели печатать,
лучше вообще уйти, чем повторяться
и не иметь, что сказать.

Н.В. Гоголь

 

«Н.В. Гоголь — великий русский сатирик, романтик, философ жизни», так назвал И.А. Ильин свою лекцию, с которой выступил в Цюрихе в 1944 году. Это единственная специальная работа И. Ильина о Гоголе, хотя к творчеству этого великого русского писателя он обращался в своих трудах многократно. Начал он ее таким размышлением: «Тот, кто хочет получить представление о России, кто хочет познать ее, должен, прежде всего, обратиться к русской художественной литературе, а тот, кто обратится к русской художественной литературе, должен непременно пережить духовную встречу с Гоголем. И эта встреча — пусть нелегкая, пусть не всегда гармония и радость, но и разлад, и горесть — позволит человеку приоткрыть для себя поразительно глубокое содержание сущности русской души вообще и одновременно облегчит подход к пониманию одного из своеобразнейших феноменов европейской культуры в частности» [3, ч. 3, c. 240].

И. Ильин видит в Гоголе «нечто большее», чем видели его предшественники, и даже прямо заявляет: «И то, что он являл собой, мне думается, не высказал четко до сих пор никто» [Там же. C. 242]. Это и хочет высказать сам философ. И прежде всего то, что «во всем, буквально во всем, он (Гоголь) и остается субстанциально русским» [Там же. C. 240–241]. Н.В. Гоголь — украинец по рождению — в сущности своей именно русский писатель! Во-первых, это прямая перекличка с оценкой И. Ильиным творчества Пушкина — его русскости, о которой мы уже говорили. И первое, что утверждает Ильин о Гоголе, — тоже его русскость! Кстати, в книге «Путь к очевидности» именно через русскость Ильин соединил Пушкина и Гоголя. По его мнению, надо, чтобы ребенок «научился вместе с Пушкиным благодарить Бога за то, что родился русским, и вместе с Гоголем — радостно дивиться на гениальность русского языка. Чем раньше он начнет скромно, но уверенно гордиться своей русскостью, тем лучше» [3, c. 414]. Это отнюдь не противопоставляет Гоголя Украине, он утвердил именно «союз Украины и России в духовной жизни». Во-вторых, мысль И. Ильина имеет большое актуальное значение именно сегодня, когда даже православные священники призывают нас — русских людей — «быть русскими!», когда на братской Украине дискредитируют Гоголя как раз за русскость и даже в школах дают сочинения на тему: «Почему Гоголя надо считать предателем Украины?».

И. Ильину удалось очень глубоко сказать о «судьбе Гоголя», выявить особый «источник мучений» писателя: «Он чувствовал и знал неискоренимое зло в человеческой натуре, знал доподлинно и глубоко. И, как великий художник, он персонифицировал этот элемент, т.е. смотрел черту в глаза, а потому мучился особой мукой» [3, ч. 3, c. 262]. Но Гоголь был чистой, нравственно-благочестивой, склонной к идеализации и мечтательности мистико-религиозной натурой. И. Ильин отметил в Гоголе сочетание искренней веры в Бога и все возрастающего стремления к реализации своей значимости — тогда человек жаждет стать воплощением идеала и терпит провал, а отсюда — депрессивное состояние: «Этот национально-русский ритм колебания между эйфорией и депрессией стал профессио-нальным законом жизни Гоголя» [Там же. C. 262–263]. Обращаясь к творчеству Гоголя, И. Ильин прежде всего выступил против традиционного деления его на 2 части: «Не следует делить Гоголя и его зрелое творчество как бы на два образа и две категории, как это делали прежде и все еще делают в последнее время: один образ писателя представал как нечто художественное, сатирическое, прогрессивное: другой — нечто религиозно-мистическое и одновременно политико-реакционное. До тех пор, пока остается в силе эта узколобая политиканствующая дихотомия (т.е. деление на 2 части), истинного Гоголя не уразуметь вовек. Несмотря на борьбу и колебания, Н.В. Гоголь был неразделим, и соответственно этому его надо воспринимать и объяснять» [Там же. С. 242–243]. Но критики, не только те, которых знал И. Ильин, но и большинство последующих, в том числе советских, оставались в плену этой дихотомии, и потому не могли понять Н.В. Гоголя.

Н.В. Гоголь был признан еще при жизни и высоко ценим. Однако в нем ценили сатирика и юмориста, а лирико-мистическую сторону его таланта не совсем понимали. Конечно же, Ильин учитывал историческую эволюцию знаменитого спора Константина Аксакова и Белинского. Последний, как известно, определял Гоголя как сатирика, К. Аксаков — как эпика. Долгое время господствовала точка зрения Белинского, и в XIX веке, и в XX. Пожалуй, только с конца 1960-х годов, о чем не узнал Ильин, стала учитываться точка зрения К. Аксакова, а понимание правоты обеих точек зрения пришло гораздо позже в статьях В. Кожинова, Е. Анненковой, В. Кошелева, Ю. Манна, В. Попова. А И. Ильин, как видим, заговорил о том, что Гоголь не только сатирик и что обе стихии в нем «неразделимы», гораздо раньше. К тому же он прямо вторую (эпическую) стихию связал с религией, что в советском атеистическом литературоведении вообще запрещалось. Религиозный же философ решил прочитать Гоголя «с открытым взором» и яснее выявить «ту скрытую великую идею, которая служила Гоголю исходным пунктом, фундаментом, заветной целью» [3, ч. 3, c. 267].

Давая краткие и очень емкие характеристики основных произведений Гоголя, И. Ильин, в частности, замечает, что уже в ранних произведениях Гоголя, в его «романтико-лирической демонологии» есть и такие рассказы, «от которых становится по-настоящему страшно, читателя мороз по коже продирает: вот это и есть магия трагедии! Тут лучшие из них — "Страшная месть" и "Вий", позже напишется "Портрет". Их непременно надо прочитать — ведь повествуется об участи людей, которые выбрали в жизни зло и служат ему. В "Страшной мести" участь эта трактуется в связи с наследственной греховностью и необходимостью поставить барьер кровосмешению, в "Портрете" в связи с сущностью искусства, корыстолюбия и зависти» [Там же. C. 265]. И далее И. Ильин писал, что образ действительного ревизора в комедии «Ревизор» сам Гоголь назвал идеей национальной ответственности, идеей здорового правосознания или «идеей справедливой государственной власти», «идеей права и праведного государства», «а за нею вечно напоминающей о себе идеей Страшного суда». «Из "Ревизора" взывает русский народный дух к очищению своего правового сознания, а о том, что этот зов не устарел и в наши дни (в России и в Европе), и говорить не стоит… Значит, идея такова: Народы Европы! Совершенствуйте свое правовое сознание!». Кстати, этот зов не устарел и сегодня — в начале XXI века. А в «Игроке» И. Ильин подчеркивал другую мысль: «…ложь в основе своей вероломна, она опутывает самое себя, опровергает». Философ ссылается на закон «самоподтачивания», «самообессиливания», который имманентен принципу зла. «Фальшь обречена на разрушение в самой себе» [Там же. С. 268–269]. И именно эти две основополагающие идеи проступают и в «Мертвых душах».

Переходя к величайшему творению Гоголя «Мертвые души» и к главному в лекции И. Ильина, нужно предварительно напомнить мысль М.М. Бахтина. Еще в 1940 г. он написал статью «Рабле и Гоголь», впервые опубликованную в 1975 г., в которой сделал вывод о том, что Гоголь создает своего рода «катарсис пошлости» [1]. Конечно, И. Ильин не знал этих слов, но объективно они являются ключом к его осмыслению творчества великого писателя. Тут соединились два важнейших для И. Ильина понятия, с помощью которых он осмысливал творчество Гоголя, — пошлость и катарсис. Обращаясь к повести «Мертвые души», И. Ильин замечает, что то, чем мы располагаем, настолько глубоко проникнуто у Гоголя мыслью в философски-изысканной форме, что требует особого подхода. Но главной идеи поэмы он все-таки касается значительно глубже, чем обещает сам и чем кажется на первый взгляд. Здесь речь, считает он, идет не только об очищении правосознания и о щедром пророческом наставлении на честную жизнь: «Главная идея поэмы имеет глубокий религиозный смысл, а это может усмотреть только очень редкий читатель» [1]. Почему? Потому что обывательски существующее человечество загнало себя в тупик, но этого не видит, не понимает и медленно погружается в трясину. Тупик состоит в том, что люди утратили божественное измерение вещей и жизни и «превратились в мертвые души; потому как мертвые души — это на самом деле не умершие крестьяне, останками которых на бумаге можно торговать», а те, которые утратили «сердце и Бога» [3, ч. 3, c. 270]. Именно поэтому они обречены на существование в двух измерениях, на рафинированные способы удовлетворения своего эгоизма и на мирскую смерть. Особо выделяет И. Ильин гоголевское слово «пошлость»: «Напрасно искал я в европейских языках ему синоним, напрасно спрашивал о нем тщеславных языкознавцев и профессоров философии — никто и ничего не подсказал. А между тем это слово-понятие высвечивает "главную проблему религиозной философии"» [Там же. C. 271].

«Обо мне много толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его слышал только один Пушкин. Он мне говорил всегда, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем, — вот мое главное свойство, одному мне принадлежащее, и которого, точно, нет у других писателей. Оно впоследствии углубилось во мне еще сильней», — говорил сам Н.В. Гоголь в «Выбранных местах…».

Сам же И. Ильин раскрывает «религиозный смысл пошлости» в своих речах о России: «…из глубины нашего православия родился опыт, эта уверенность, что "священное есть главное в жизни и что без священного жизнь становится унижением и пошлостью" а Пушкин и Гоголь подарили это клеймящее и решающее слово, которое, кажется, совсем не ведают другие языки и народы» [3, ч. 2, c. 13]. А позже И. Ильин возвращается к проблеме пошлости в своем исследовании «Аксиомы религиозного опыта»: «…коренное и древнее русское слово "пошлость" выражало "нечто и повторно-обычное" или "общераспространенно устойчивое" и в ранний период русской литературы слово "пошлость" равно по смыслу "банальности"», «однако у классиков русской литературы (у Пушкина, Гоголя, Достоевского) идея пошлости быстро приобретает свой настоящий глубокий смысл» [4, c. 213]. Без настоящей религиозности все оказывается пустым, скудным, мелким, незначительным, ничтожным. Для этой пустоты и скудости, для этой незначительности и немощи русский язык еще сто лет тому назад нашел и установил особое имя и понятие — пошлость.

И. Ильин дает такое определение: «Пошлость есть мера и идея религиозная», «пошлым становится то, что выходит из Божьего луча, утрачивает свой священный смысл и становится духовно ничтожным» [Там же. C. 208]. Именно этой пошлостью была заражена русская интеллигенция XIX века. Причем И. Ильин обращает внимание на то, что «поставить пошлость в Божий луч совсем еще не значит погасить и преодолеть ее: она по-прежнему остается и требует духовного очищения» [Там же. C. 222].

Размышляя о трагическом конфликте, философ выходит на проблему спасения: «Все великие религии суть религии спасения, так как из юдоли жизни, из страдания, из трагического конфликта вытекает жажда спасения» [4, c. 228]. Особенно это касается христианства: «Смысл христианства, смысл великой религии состоит в том, что она переживает и разрешает глубочайшие противоречия, глубочайшие трагизмы бытия» [Там же]. По отношению к трагическому противоречию, считал Б.П. Вышеславцев, возможны два решения, две различные установки: «Уйти от противоречия, высвободиться из него, спастись бегством от полного противоречия мира, тем самым превратив мир противоположностей в иллюзию» и «Броситься в реальное противоречие, в борьбу противоположностей, как трагический герой, который борется с противоположными ему силами без страха перед гибелью, с твердой верой в то, что он преодолеет любое поражение, и с надеждой, исполняющей все самые заветные желания» [2]. Вторая установка — христиански-эллинская. Трагическое противоречие в предельном случае невыносимо человеку — и потому здесь, в этом пункте, должно быть найдено разрешение и спасение. Чтобы пояснить, как это, возможно, необходимо, прежде всего, учесть глубокую парадоксальность трагизма. Вместо того чтобы раздавить душу, трагизм порождает чувство спасения, трудно определимый «катарсис» (очищение). В этом «очистительный» смысл трагического: «в трагическом совпадает существенное и несущественное, осмысленное и бессмысленное, положительно и отрицательно ценное — величие и ничтожество человека» [3, c. 231].

Признавая трагизм, даже вершину и предел трагизма — распятие Богочеловека, — Б. Вышеславцев не видит в этом последнее вечное слово бессмысленной необходимости, не признает, что трагизм убивает душу: «Но трагизм не убивает, а очищает и возвышает, даже восхищает. В этом чудо трагизма: как может трагедия, т.е. гибель и смерть, восхищать и быть прекрасной? Зачем идут в театр проливать слезы? Странная диалектика трагизма состоит в том, что гибель героев и мучеников она превращает в победу, что конец она превращает в начало чего-то иного, — что в "безвыходности" она предчувствует выход. Выход, транс есть великое действие трагизма. Трагизм как бы вырывает из жизни, из плоскости быта и ежедневности. В этом есть скрытая радость и упоение» [2]. Само христианство, делает вывод Б. Вышеславцев, есть мощный исторический аргумент, показывающий, что «поражение (крест) может означать победу («сим победишь»), «вера в абсолютную разрешимость трагизма… составляет сущность христианства» [2]. А размышляя о «христианской вере в абсолютную разрешимость трагизма», Б. Вышеславцев замечал, что «преодоление трагизма через бессмертие» не составляет последнего слова христианства, ибо при этом Царство Божие оставалось бы на небеси, но не на земли: «Для христианства такая "идеальная" победа недостаточна: она есть развоплощение Логоса и противоречит идее воплощения и воскресения. Идеальное торжество, которое переживается в трагизме, должно превратиться в реальное торжество. Смерть, гибель, страдание, крест не есть последнее слово для христианства. Идеальная победа мученика и святого и "вечная память" о нем — тоже не последнее слово. Только реальное Воскресение Христово и реальное преображение всего мира есть последнее слово. Это значит: то, что заслуживает жизнь, — будет жить; то, чему нельзя умереть, — не умрет» [2].

В «Аксиомах религиозного опыта», перечисляя основные трагедии этого опыта, И. Ильин связал сопротивление злу силою с необходимостью очищения (катарсисом). А закончил философ эту книгу такими словами: «Государственному правителю, воину, судье и всем, кто, по слову апостола Павла, сим делом "постоянно занят" (Римл. 1.3.6.), необходимо постоянно заботиться о духовном и религиозном очищении своей души». Человек слаб и страстен, он неизбежно будет вовлекаться своими страстями в нечистые состояния: «И если к религиозному катарсису призван каждый из нас, то люди трагически-героического служения призваны к нему в особенности… Им необходимы катарсические усилия во время борьбы, чтобы не допускать в себе ни малодушия, ни соблазна, ни ожесточения. Им необходимо глубокое очищение по окончании борьбы, чтобы восстановить в себе духовную и совестную плерому…» [4, c. 443].

Но наиболее подробно этот аспект трагического был рассмотрен И. Ильиным в последней главе книги «О сопротивлении злу силою», которая так и называется — «Об очищении души». Согласно древнему и глубокому воззрению, выношенному Православной церковью, люди, владеющие властью и мечом, владеют ими не в виде привилегии, а в виде религиозно осмысленного служения: «это служение возлагает на человека особое бремя обязанностей и особое бремя ответственности». Тягчайшая из них — обязанность казни и боя, и справляться с этим бременем возможно только при непрестанной заботе о религиозном очищении своей души и своей воли: «Невозможно человеку жить на земле и строить дело Божие, не приемля духовного компромисса; но именно духовный компромисс требует религиозного и нравственного очищения» [4, c. 214]. Хотя акцент здесь сделан на очищении души «правителя и воина», И. Ильин все время подчеркивает, что это необходимо «каждому из людей» и «относится ко всякому человеку». А в размышлениях о том, «что есть философия?», из книги «Путь к очевидности» И. Ильин утверждал, что и «профессиональный философ обязуется постоянно и неутомимо работать над очищением своей души (катарсис)» [3]. Здесь важно то, что очищение души прямо названо катарсисом, чего нет в книге «О сопротивлении злу силою».

В статье «Россия в русской поэзии» И. Ильин подчеркнул особую важность проблемы очищения (катарсиса) для своей современности — для XX века: «Нынешнее трагическое время требует от нас, во-первых, очищения души от страха и страстей, покаянного очищения в беде и скорби. Во-вторых, веры в Бога» [3, ч. 2, c. 256]. Эти слова можно отнести и к XXI веку.

«Когда представляешь себе картину погибшей духовности, — писал философ в «Поющем сердце», — то видишь и чувствуешь, что дарует нам "дар страдания", и хочется молить всех небесных и земных врачей, чтобы они не лишали людей этого дара. Ибо "без страдания — нам всем, и нашему достоинству, и нашему духу, и нашей культуре пришел бы скорбный и трагический конец"». И. Ильин подчеркивал воспитательную и очистительную силу духовно осмысленного страдания: «оно пробуждает дух человека, ведет его, образует и оформляет, очищает и облагораживает… Без страдания нет ни истинной любви, ни истинного счастья» [3, c. 331]. «Страдающий человек вступает на путь очищения, самоосвобождения и возврата в родное лоно — знает он о том или нет… Он ищет пути, ведущие через катарсис к дивному равновесию, задуманному лично для него Творцом. Человеку, которому послано страдание, "позволено страдать, дабы очиститься"» [Там же. C. 332]. «Люди призваны творчески преображать и просветлять страдание, уже настигшее нас. Ибо страдание есть не только плата за исцеление, но призыв к преображению жизни, к просветлению души, оно есть путь, ведущий к совершенствованию, лестница духовного очищения. Человек должен нести свое страдание спокойно и уверенно, ибо в последнем и глубочайшем измерении страдает в нас, с нами и о нас само Божественное начало» [Там же].

В книге «Аксиомы религиозного опыта» от анализа «пошлости», ее «трагического лица», «ее трагического недостатка духа», И. Ильин переходит к проблеме катарсиса — религиозного очищения. И сразу дает такое определение: «Идея религиозного "катарсиса" (очищения) есть идея древняя, верная и глубокая. Она возникает везде, где человек начинает чувствовать, что религия есть дело не инстинкта, а духа… В основе религиозного катарсиса лежит основная истина, согласно которой Господь велик, а человек мал, так, что для верного восприятия Бога человек должен духовно расти и совершенствоваться [4, c. 241]. «Религиозный катарсис» призван сначала освободить человеческую душу от плена пошлости, а затем построить и укрепить ее духовность. Первая задача — отрицательная. Это негативная стадия религиозного очищения. Катарсис обнаруживает неверное состояние субъективной души. Пошлость разоблачается. Именно это, считал И. Ильин, блестяще удалось Н.В. Гоголю. Вторая задача — положительная: «Это позитивная стадия религиозного очищения. Катарсис создает религиозно верные акты и укрепляет их. Духовное око отверзается; оно воспринимает Божий свет и Божественные содержания… Религиозный катарсис завершается через земную смерть в неземном бессмертии» [Там же].

Существенную важность представляет размышление И. Ильина о катарсисе не только «в личной жизни», но и в «национальном бытии»: «личный катарсис нуждается в общецерковном и национальном очищении». А этого в судьбе Гоголя не произошло, что и привело к трагедии великого писателя. Чрезвычайно важна мысль И. Ильина о том, что «всенародный катарсис» в новое время возможен только в виде духовного кризиса и сопряженных с ним глубоких страданий, там, где «религиозное очищение приходит в виде крушения, кризиса, массовых преступлений, бедствий и мук» [4]. И далее И. Ильин анализирует два пути религиозного катарсиса: первый, ведущий от тела к бессознательному чувствилищу человека, — это более элементарный и примитивный: «тело подвергается лишениям и мучениям» или «есть телесное насилие, исходящее от других людей». По И. Ильину, этот путь религиозного очищения должен быть отвергнут раз и навсегда.

Второй путь начинается от сознательной сферы человека и ведет в глубину созерцающего сердца. О втором пути И. Ильин говорит, что «человеческая душа, нуждающаяся в очищении, должна пережить некий аффект» [Там же. С. 252–253]. И, наконец, в этой же главе И. Ильин соединяет идею религиозного очищения (катарсиса) с эстетическим катарсисом: «Всякий истинный художник творит дело религиозное и есть Божий слуга, независимо от своей конфессиональной принадлежности и независимо от того, как он сам про себя осмысливает свое дело. Это относится не только к "высокому" искусству — эпическому, трагическому и лирическому, — но и к бытовой драме, комедии, сатире и даже карикатуре (если только они художественны!)» [Там же]. И. Ильин считал, что скверная — без Бога — жизнь пуста; люди, предающиеся такой жизни, погрязают в мелочах, и все, что им нужно, — это катарсис, «очищение же происходит в лишениях, несчастиях, страданиях, аскезе». И. Ильин подчеркивал, что эта мысль Гоголя проходит «красной нитью» и в «Мертвых душах». Он даже считал, что в свою последнюю встречу Пушкин и Гоголь поклялись приступить к этому изобличению и очищению. «Мертвые души» должны были положить начало развенчиванию пустоты и очищению во всероссийском масштабе: «Здесь замышлялся и зачинался крестовый поход, и этот поход (о чем Пушкин с Гоголем из скромности и не предполагали) можно и должно было осуществить во всемирном масштабе. А для этого недостаточно показать ничтожность жизни, надо повернуть ее на путь изобличения, найти и указать дорогу к религиозному очищению… Концепция Пушкина и Гоголя строилась на религиозной основе, а потому верна и в плане очищения души могуча. То, с чего следовало начинать, было негативной, изобличительной задачей, которая требовала эмпирической зоркости, юмора и сатиры. И только двое этих мужей знали, что они затевали и что собирались предпринять: вызвать к жизни в России эпоху религиозного очищения, отдав этому все свое художество, всю силу своего созерцания. Этой эпохи мир ждет и по сей день» [Там же].

Именно этого религиозного очищения жаждал Гоголь, «именно поэтому он говорил, что 1-я часть поэмы отражает преисподнюю, во 2-й появится чистилище, а 3-я грезится ему чем-то вроде рая с прекрасными, величественными образами» [4]. И. Ильин в своей статье о Гоголе справедливо подчеркивал, что перехода из ада в чистилище у Гоголя не получилось, не говоря уже о рае. Трижды сжигал он второй том «Мертвых душ», в третий раз это произошло накануне смерти. Почему? В чем трагедия Гоголя? Много лет на этот вопрос отвечали вульгарно-социологически, обвиняя Гоголя в реакционности его мировоззрения. Но многие крупнейшие русские мыслители дали глубокие ответы на этот вопрос.

И. Ильин дает свой ответ на вопрос о трагедии Гоголя, исходя из своей философии творчества: «У человека не стало больше сил переделывать совершенный от природы художественный акт по своему усмотрению и желанию». Этот акт был мощным, но весьма специфическим по форме, он был резким в видении негативного, в осуждении его, резким по юмору и сатире. Но по отношению к человеку художественный акт Гоголя «застыл в очистительном "нет", противился тому, чтобы сердце его пело в любви, а ведь никогда и никому из художников не удавалось ухватить и изобразить положительное иначе, чем способом созерцания любящим сердцем». Диагноз Гоголя был таким: «я должен сердцем очиститься и только потом направлять и напрягать всю силу воли своей. И здесь опять он прав: личностное очищение ему удалось — он стал настоящим мудрецом, напоминая в свои 43 года старца. И мучили его лишь колебания: не давалась перестройка собственного творческого акта» [3, ч. 3, c. 274]. Поэтому, говорит Ильин, «весь жизненный путь Гоголя, все творчество его и вся борьба его есть история великого очищения и облагораживания» [Там же. C. 264]. Работая над вторым томом «Мертвых душ», Гоголь намеревался показать положительные ценности, он хотел описать истину и красоту, что противоречило его собственному творческому акту. А когда он понял, что чистилище и рай ему не под силу, наступил трагический кризис. Все глубже и живее становился он сердцем, все чище, светлее, торжественнее звучало оно. «Нет меры любви моей к России», — писал он. Но как художник он уже всего этого выразить не мог. Его друзья, тонко чувствующие люди, — граф В.А. Сологуб и С.И. Аксаков — описывали его сердечные муки с удивительной точностью: помочь же ему мог только более великий (А.С. Пушкин), но тот погиб. Тогда он с отчаяния решается выношенные в своем сердце идеалы выразить в публицистической манере и прибегает к письму: составляет и публикует «Выбранные места из переписки с друзьями». Решающим толчком к этому послужила тяжелая болезнь, которую он уже не надеялся преодолеть, явно ощутив себя на грани смерти. В основе современного подхода к творчеству Н.В. Гоголя, к более глубокому пониманию его подвига и его трагедии лежит лекция Ивана Александровича Ильина.

 

Литература

1.   Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1965.

2.   Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. – М.: Республика, 1994. – 368 c.

3.   Ильин И.А.  Наши  задачи.  Исторические  судьбы  и  будущее  России. Статьи 1948–1954 гг.: в 2 т. – М., 1992. – T. 1-2. – 616 с.

4.   Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: исследование: в 2 т. – М.: Рарогъ, 1993. – T. 1-2. – 448 с.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9(092)

Безчасный К.В. Трагический конфликт в творчестве Н.В. Гоголя и его «дорога к религиозному очищению» (в толковании И.А. Ильина) // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2018. – Т. 6, № 4(22) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player