Трагический конфликт в творчестве Н.В. Гоголя и его «дорога
к религиозному очищению» (в толковании И.А. Ильина)
Безчасный К.В. (Москва, Россия)
|
Безчасный Константин Васильевич
кандидат медицинских наук, врач-психиатр; федеральное казенное
учреждение здравоохранения
«Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел
Российской Федерации по городу Москве», ул. Веткина,
д. 9 стр. 1, Москва, 127521, Россия. Тел.: 8 (495) 619-08-40.
E-mail: kv2005spb@mail.ru
|
Аннотация.
Н.В. Гоголь создал своего рода «катарсис пошлости».
Именно у русских классиков понятие пошлости приобрело свой настоящий
глубокий смысл и высветило главную проблему религиозной философии.
Пошлым становится то, что утрачивает свой священный смысл и
становится духовно ничтожным. Понятие катарсиса у И. Ильина опирается
на глубокие традиции мировой и русской философии. Катарсис необходим
не только в личной жизни, но также и в национальном бытии. И. Ильин
считает, что «Мертвые души», по замыслу Пушкина и Гоголя,
должны были положить начало развенчанию пустоты и очищению во
всероссийском масштабе, должны были вызвать к жизни в России эпоху
религиозного очищения, а потом осуществить его и во всемирном масштабе.
Трагедию Гоголя И. Ильин объяснял тем, что «задача показать
положительные ценности противоречила собственному творческому акту
Гоголя, что и привело его к тяжелому трагическому конфликту».
Ключевые слова:
трагический конфликт; русская художественная литература; концептуализация
трагического; Н.В. Гоголь.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Лучше молчать, чем явиться миру
с неготовыми мыслями и неготовыми картинами,
лучше жечь, нежели печатать,
лучше вообще уйти, чем повторяться
и не иметь, что сказать.
Н.В. Гоголь
«Н.В. Гоголь — великий русский сатирик, романтик,
философ жизни», так назвал И.А. Ильин свою лекцию, с которой
выступил в Цюрихе в 1944 году. Это единственная специальная работа И.
Ильина о Гоголе, хотя к творчеству этого великого русского писателя он
обращался в своих трудах многократно. Начал он ее таким размышлением:
«Тот, кто хочет получить представление о России, кто хочет
познать ее, должен, прежде всего, обратиться к русской художественной
литературе, а тот, кто обратится к русской художественной литературе,
должен непременно пережить духовную встречу с Гоголем. И эта встреча
— пусть нелегкая, пусть не всегда гармония и радость, но и
разлад, и горесть — позволит человеку приоткрыть для себя
поразительно глубокое содержание сущности русской души вообще и
одновременно облегчит подход к пониманию одного из своеобразнейших
феноменов европейской культуры в частности» [3, ч. 3, c. 240].
И. Ильин видит в Гоголе «нечто большее», чем видели
его предшественники, и даже прямо заявляет: «И то, что
он являл собой, мне думается, не высказал четко до сих пор никто»
[Там же. C. 242]. Это и хочет высказать сам философ. И прежде всего
то, что «во всем, буквально во всем, он (Гоголь) и остается
субстанциально русским» [Там же. C. 240–241].
Н.В. Гоголь — украинец по рождению — в сущности своей
именно русский писатель! Во-первых, это прямая перекличка с оценкой И.
Ильиным творчества Пушкина — его русскости, о которой мы уже
говорили. И первое, что утверждает Ильин о Гоголе, — тоже его
русскость! Кстати, в книге «Путь к очевидности»
именно через русскость Ильин соединил Пушкина и Гоголя. По его мнению,
надо, чтобы ребенок «научился вместе с Пушкиным благодарить
Бога за то, что родился русским, и вместе с Гоголем —
радостно дивиться на гениальность русского языка. Чем раньше он начнет
скромно, но уверенно гордиться своей русскостью, тем лучше»
[3, c. 414]. Это отнюдь не противопоставляет Гоголя Украине, он
утвердил именно «союз Украины и России в духовной жизни».
Во-вторых, мысль И. Ильина имеет большое актуальное значение именно
сегодня, когда даже православные священники призывают нас —
русских людей — «быть русскими!», когда на братской
Украине дискредитируют Гоголя как раз за русскость и даже в школах
дают сочинения на тему: «Почему Гоголя надо считать предателем
Украины?».
И. Ильину удалось очень глубоко сказать о «судьбе Гоголя»,
выявить особый «источник мучений» писателя: «Он
чувствовал и знал неискоренимое зло в человеческой натуре, знал
доподлинно и глубоко. И, как великий художник, он персонифицировал
этот элемент, т.е. смотрел черту в глаза, а потому мучился
особой мукой» [3, ч. 3, c. 262]. Но Гоголь был чистой,
нравственно-благочестивой, склонной к идеализации и мечтательности
мистико-религиозной натурой. И. Ильин отметил в Гоголе сочетание
искренней веры в Бога и все возрастающего стремления к реализации
своей значимости — тогда человек жаждет стать воплощением
идеала и терпит провал, а отсюда — депрессивное состояние:
«Этот национально-русский ритм колебания между эйфорией и
депрессией стал профессио-нальным законом жизни Гоголя» [Там же.
C. 262–263]. Обращаясь к творчеству Гоголя, И. Ильин прежде
всего выступил против традиционного деления его на 2 части: «Не
следует делить Гоголя и его зрелое творчество как бы на два образа и
две категории, как это делали прежде и все еще делают в последнее время:
один образ писателя представал как нечто художественное, сатирическое,
прогрессивное: другой — нечто религиозно-мистическое и одновременно
политико-реакционное. До тех пор, пока остается в силе эта узколобая
политиканствующая дихотомия (т.е. деление на 2 части), истинного Гоголя
не уразуметь вовек. Несмотря на борьбу и колебания, Н.В. Гоголь был
неразделим, и соответственно этому его надо воспринимать и объяснять»
[Там же. С. 242–243]. Но критики, не только те, которых знал
И. Ильин, но и большинство последующих, в том числе советских,
оставались в плену этой дихотомии, и потому не могли понять Н.В. Гоголя.
Н.В. Гоголь был признан еще при жизни и высоко ценим. Однако в нем
ценили сатирика и юмориста, а лирико-мистическую сторону его таланта не
совсем понимали. Конечно же, Ильин учитывал историческую эволюцию
знаменитого спора Константина Аксакова и Белинского. Последний, как
известно, определял Гоголя как сатирика, К. Аксаков — как
эпика. Долгое время господствовала точка зрения Белинского, и в XIX
веке, и в XX. Пожалуй, только с конца 1960-х годов, о чем не узнал
Ильин, стала учитываться точка зрения К. Аксакова, а понимание правоты
обеих точек зрения пришло гораздо позже в статьях В. Кожинова, Е.
Анненковой, В. Кошелева, Ю. Манна, В. Попова. А И. Ильин, как видим,
заговорил о том, что Гоголь не только сатирик и что обе стихии в нем
«неразделимы», гораздо раньше. К тому же он прямо
вторую (эпическую) стихию связал с религией, что в советском
атеистическом литературоведении вообще запрещалось. Религиозный же
философ решил прочитать Гоголя «с открытым взором»
и яснее выявить «ту скрытую великую идею, которая служила
Гоголю исходным пунктом, фундаментом, заветной целью» [3, ч.
3, c. 267].
Давая краткие и очень емкие характеристики основных произведений
Гоголя, И. Ильин, в частности, замечает, что уже в ранних произведениях
Гоголя, в его «романтико-лирической демонологии»
есть и такие рассказы, «от которых становится по-настоящему
страшно, читателя мороз по коже продирает: вот это и есть магия
трагедии! Тут лучшие из них — "Страшная месть" и "Вий", позже
напишется "Портрет". Их непременно надо прочитать — ведь
повествуется об участи людей, которые выбрали в жизни зло и служат
ему. В "Страшной мести" участь эта трактуется в связи с наследственной
греховностью и необходимостью поставить барьер кровосмешению, в
"Портрете" в связи с сущностью искусства, корыстолюбия и зависти»
[Там же. C. 265]. И далее И. Ильин писал, что образ действительного
ревизора в комедии «Ревизор» сам Гоголь назвал идеей
национальной ответственности, идеей здорового правосознания или
«идеей справедливой государственной власти»,
«идеей права и праведного государства», «а за нею
вечно напоминающей о себе идеей Страшного суда». «Из
"Ревизора" взывает русский народный дух к очищению своего правового
сознания, а о том, что этот зов не устарел и в наши дни (в России и
в Европе), и говорить не стоит… Значит, идея такова: Народы
Европы! Совершенствуйте свое правовое сознание!». Кстати, этот
зов не устарел и сегодня — в начале XXI века. А в
«Игроке» И. Ильин подчеркивал другую мысль:
«…ложь в основе своей вероломна, она опутывает самое себя,
опровергает». Философ ссылается на закон «самоподтачивания»,
«самообессиливания», который имманентен принципу зла.
«Фальшь обречена на разрушение в самой себе» [Там же.
С. 268–269]. И именно эти две основополагающие идеи проступают и в
«Мертвых душах».
Переходя к величайшему творению Гоголя «Мертвые души»
и к главному в лекции И. Ильина, нужно предварительно напомнить мысль
М.М. Бахтина. Еще в 1940 г. он написал статью «Рабле и Гоголь»,
впервые опубликованную в 1975 г., в которой сделал вывод о том, что
Гоголь создает своего рода «катарсис пошлости» [1].
Конечно, И. Ильин не знал этих слов, но объективно они являются ключом
к его осмыслению творчества великого писателя. Тут соединились два
важнейших для И. Ильина понятия, с помощью которых он осмысливал
творчество Гоголя, — пошлость и катарсис. Обращаясь к
повести «Мертвые души», И. Ильин замечает, что то, чем мы
располагаем, настолько глубоко проникнуто у Гоголя мыслью в
философски-изысканной форме, что требует особого подхода. Но главной
идеи поэмы он все-таки касается значительно глубже, чем обещает сам и
чем кажется на первый взгляд. Здесь речь, считает он, идет не только
об очищении правосознания и о щедром пророческом наставлении на честную
жизнь: «Главная идея поэмы имеет глубокий религиозный смысл,
а это может усмотреть только очень редкий читатель» [1]. Почему?
Потому что обывательски существующее человечество загнало себя в тупик,
но этого не видит, не понимает и медленно погружается в трясину. Тупик
состоит в том, что люди утратили божественное измерение вещей и жизни и
«превратились в мертвые души; потому как мертвые души —
это на самом деле не умершие крестьяне, останками которых на бумаге
можно торговать», а те, которые утратили «сердце и
Бога» [3, ч. 3, c. 270]. Именно поэтому они обречены на
существование в двух измерениях, на рафинированные способы удовлетворения
своего эгоизма и на мирскую смерть. Особо выделяет И. Ильин гоголевское
слово «пошлость»: «Напрасно искал я в европейских
языках ему синоним, напрасно спрашивал о нем тщеславных языкознавцев
и профессоров философии — никто и ничего не подсказал. А между
тем это слово-понятие высвечивает "главную проблему религиозной
философии"» [Там же. C. 271].
«Обо мне много толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но
главного существа моего не определили. Его слышал только один Пушкин.
Он мне говорил всегда, что еще ни у одного писателя не было этого дара
выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе
пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от
глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем, — вот мое главное
свойство, одному мне принадлежащее, и которого, точно, нет у других
писателей. Оно впоследствии углубилось во мне еще сильней»,
— говорил сам Н.В. Гоголь в «Выбранных местах…».
Сам же И. Ильин раскрывает «религиозный смысл пошлости»
в своих речах о России: «…из глубины нашего православия
родился опыт, эта уверенность, что "священное есть главное в жизни и
что без священного жизнь становится унижением и пошлостью" а Пушкин и
Гоголь подарили это клеймящее и решающее слово, которое, кажется,
совсем не ведают другие языки и народы» [3, ч. 2, c. 13].
А позже И. Ильин возвращается к проблеме пошлости в своем исследовании
«Аксиомы религиозного опыта»: «…коренное и
древнее русское слово "пошлость" выражало "нечто и повторно-обычное"
или "общераспространенно устойчивое" и в ранний период русской
литературы слово "пошлость" равно по смыслу
"банальности"»,
«однако у классиков русской литературы (у Пушкина, Гоголя,
Достоевского) идея пошлости быстро приобретает свой настоящий
глубокий смысл» [4, c. 213]. Без настоящей религиозности
все оказывается пустым, скудным, мелким, незначительным, ничтожным. Для
этой пустоты и скудости, для этой незначительности и немощи русский
язык еще сто лет тому назад нашел и установил особое имя и понятие
— пошлость.
И. Ильин дает такое определение: «Пошлость есть мера и идея
религиозная», «пошлым становится то, что выходит из
Божьего луча, утрачивает свой священный смысл и становится духовно
ничтожным» [Там же. C. 208]. Именно этой пошлостью была
заражена русская интеллигенция XIX века. Причем И. Ильин обращает
внимание на то, что «поставить пошлость в Божий луч совсем
еще не значит погасить и преодолеть ее: она по-прежнему остается и
требует духовного очищения» [Там же. C. 222].
Размышляя о трагическом конфликте, философ выходит на проблему
спасения: «Все великие религии суть религии спасения, так как
из юдоли жизни, из страдания, из трагического конфликта вытекает жажда
спасения» [4, c. 228]. Особенно это касается христианства:
«Смысл христианства, смысл великой религии состоит в том, что
она переживает и разрешает глубочайшие противоречия, глубочайшие
трагизмы бытия» [Там же]. По отношению к трагическому
противоречию, считал Б.П. Вышеславцев, возможны два решения, две
различные установки: «Уйти от противоречия, высвободиться из
него, спастись бегством от полного противоречия мира, тем самым
превратив мир противоположностей в иллюзию» и «Броситься
в реальное противоречие, в борьбу противоположностей, как трагический
герой, который борется с противоположными ему силами без страха перед
гибелью, с твердой верой в то, что он преодолеет любое поражение, и с
надеждой, исполняющей все самые заветные желания» [2].
Вторая установка — христиански-эллинская. Трагическое противоречие
в предельном случае невыносимо человеку — и потому здесь, в этом
пункте, должно быть найдено разрешение и спасение. Чтобы пояснить, как
это, возможно, необходимо, прежде всего, учесть глубокую парадоксальность
трагизма. Вместо того чтобы раздавить душу, трагизм порождает чувство
спасения, трудно определимый «катарсис» (очищение).
В этом «очистительный» смысл трагического: «в
трагическом совпадает существенное и несущественное, осмысленное и
бессмысленное, положительно и отрицательно ценное — величие и
ничтожество человека» [3, c. 231].
Признавая трагизм, даже вершину и предел трагизма — распятие
Богочеловека, — Б. Вышеславцев не видит в этом последнее
вечное слово бессмысленной необходимости, не признает, что трагизм
убивает душу: «Но трагизм не убивает, а очищает и возвышает,
даже восхищает. В этом чудо трагизма: как может трагедия, т.е. гибель и
смерть, восхищать и быть прекрасной? Зачем идут в театр проливать слезы?
Странная диалектика трагизма состоит в том, что гибель героев и
мучеников она превращает в победу, что конец она превращает в начало
чего-то иного, — что в "безвыходности" она предчувствует выход.
Выход, транс есть великое действие трагизма. Трагизм как бы вырывает
из жизни, из плоскости быта и ежедневности. В этом есть скрытая радость
и упоение» [2]. Само христианство, делает вывод Б. Вышеславцев,
есть мощный исторический аргумент, показывающий, что «поражение
(крест) может означать победу («сим победишь»), «вера
в абсолютную разрешимость трагизма… составляет сущность
христианства» [2]. А размышляя о «христианской вере в
абсолютную разрешимость трагизма», Б. Вышеславцев замечал, что
«преодоление трагизма через бессмертие» не составляет
последнего слова христианства, ибо при этом Царство Божие оставалось
бы на небеси, но не на земли: «Для христианства такая "идеальная"
победа недостаточна: она есть развоплощение Логоса и противоречит идее
воплощения и воскресения. Идеальное торжество, которое переживается в
трагизме, должно превратиться в реальное торжество. Смерть, гибель,
страдание, крест не есть последнее слово для христианства. Идеальная
победа мученика и святого и "вечная память" о нем — тоже не
последнее слово. Только реальное Воскресение Христово и реальное
преображение всего мира есть последнее слово. Это значит: то, что
заслуживает жизнь, — будет жить; то, чему нельзя умереть,
— не умрет» [2].
В «Аксиомах религиозного опыта», перечисляя основные
трагедии этого опыта, И. Ильин связал сопротивление злу силою с
необходимостью очищения (катарсисом). А закончил философ эту
книгу такими словами: «Государственному правителю, воину,
судье и всем, кто, по слову апостола Павла, сим делом "постоянно
занят" (Римл. 1.3.6.), необходимо постоянно заботиться о духовном и
религиозном очищении своей души». Человек слаб и страстен,
он неизбежно будет вовлекаться своими страстями в нечистые состояния:
«И если к религиозному катарсису призван каждый из нас, то
люди трагически-героического служения призваны к нему в особенности…
Им необходимы катарсические усилия во время борьбы, чтобы не допускать
в себе ни малодушия, ни соблазна, ни ожесточения. Им необходимо
глубокое очищение по окончании борьбы, чтобы восстановить в себе
духовную и совестную плерому…» [4, c. 443].
Но наиболее подробно этот аспект трагического был рассмотрен
И. Ильиным в последней главе книги «О сопротивлении злу
силою», которая так и называется — «Об очищении
души». Согласно древнему и глубокому воззрению, выношенному
Православной церковью, люди, владеющие властью и мечом, владеют ими
не в виде привилегии, а в виде религиозно осмысленного служения:
«это служение возлагает на человека особое бремя обязанностей
и особое бремя ответственности». Тягчайшая из них —
обязанность казни и боя, и справляться с этим бременем возможно только
при непрестанной заботе о религиозном очищении своей души и своей воли:
«Невозможно человеку жить на земле и строить дело Божие, не
приемля духовного компромисса; но именно духовный компромисс требует
религиозного и нравственного очищения» [4, c. 214]. Хотя
акцент здесь сделан на очищении души «правителя и воина»,
И. Ильин все время подчеркивает, что это необходимо «каждому из
людей» и «относится ко всякому человеку». А в
размышлениях о том, «что есть философия?», из книги
«Путь к очевидности» И. Ильин утверждал, что и
«профессиональный философ обязуется постоянно и неутомимо
работать над очищением своей души (катарсис)» [3]. Здесь
важно то, что очищение души прямо названо катарсисом, чего нет в книге
«О сопротивлении злу силою».
В статье «Россия в русской поэзии» И. Ильин подчеркнул
особую важность проблемы очищения (катарсиса) для своей
современности — для XX века: «Нынешнее трагическое время
требует от нас, во-первых, очищения души от страха и страстей, покаянного
очищения в беде и скорби. Во-вторых, веры в Бога»
[3, ч. 2, c. 256]. Эти слова можно отнести и к XXI веку.
«Когда представляешь себе картину погибшей духовности,
— писал философ в «Поющем сердце», — то видишь
и чувствуешь, что дарует нам "дар страдания", и хочется молить
всех небесных и земных врачей, чтобы они не лишали людей этого дара.
Ибо "без страдания — нам всем, и нашему достоинству, и нашему
духу, и нашей культуре пришел бы скорбный и трагический конец"».
И. Ильин подчеркивал воспитательную и очистительную силу духовно
осмысленного страдания: «оно пробуждает дух человека,
ведет его, образует и оформляет, очищает и облагораживает…
Без страдания нет ни истинной любви, ни истинного счастья»
[3, c. 331]. «Страдающий человек вступает на путь очищения,
самоосвобождения и возврата в родное лоно — знает он о том
или нет… Он ищет пути, ведущие через катарсис к дивному
равновесию, задуманному лично для него Творцом. Человеку, которому
послано страдание, "позволено страдать, дабы очиститься"»
[Там же. C. 332]. «Люди призваны творчески преображать и
просветлять страдание, уже настигшее нас. Ибо страдание есть не только
плата за исцеление, но призыв к преображению жизни, к просветлению
души, оно есть путь, ведущий к совершенствованию, лестница духовного
очищения. Человек должен нести свое страдание спокойно и уверенно,
ибо в последнем и глубочайшем измерении страдает в нас, с нами и о
нас само Божественное начало» [Там же].
В книге «Аксиомы религиозного опыта» от анализа
«пошлости», ее «трагического лица», «ее
трагического недостатка духа», И. Ильин переходит к проблеме
катарсиса — религиозного очищения. И сразу дает такое
определение: «Идея религиозного "катарсиса" (очищения)
есть идея древняя, верная и глубокая. Она возникает везде, где человек
начинает чувствовать, что религия есть дело не инстинкта, а духа…
В основе религиозного катарсиса лежит основная истина, согласно которой
Господь велик, а человек мал, так, что для верного восприятия Бога
человек должен духовно расти и совершенствоваться [4, c. 241].
«Религиозный катарсис» призван сначала освободить
человеческую душу от плена пошлости, а затем построить и укрепить ее
духовность. Первая задача — отрицательная. Это негативная стадия
религиозного очищения. Катарсис обнаруживает неверное состояние
субъективной души. Пошлость разоблачается. Именно это, считал И. Ильин,
блестяще удалось Н.В. Гоголю. Вторая задача — положительная:
«Это позитивная стадия религиозного очищения. Катарсис создает
религиозно верные акты и укрепляет их. Духовное око отверзается;
оно воспринимает Божий свет и Божественные содержания…
Религиозный катарсис завершается через земную смерть в неземном
бессмертии» [Там же].
Существенную важность представляет размышление И. Ильина о катарсисе
не только «в личной жизни», но и в «национальном
бытии»: «личный катарсис нуждается в общецерковном и
национальном очищении». А этого в судьбе Гоголя не произошло,
что и привело к трагедии великого писателя. Чрезвычайно важна мысль
И. Ильина о том, что «всенародный катарсис» в новое время
возможен только в виде духовного кризиса и сопряженных с ним глубоких
страданий, там, где «религиозное очищение приходит в виде крушения,
кризиса, массовых преступлений, бедствий и мук» [4]. И далее
И. Ильин анализирует два пути религиозного катарсиса: первый, ведущий
от тела к бессознательному чувствилищу человека, — это более
элементарный и примитивный: «тело подвергается лишениям и
мучениям» или «есть телесное насилие, исходящее от
других людей». По И. Ильину, этот путь религиозного
очищения должен быть отвергнут раз и навсегда.
Второй путь начинается от сознательной сферы человека и ведет в
глубину созерцающего сердца. О втором пути И. Ильин говорит, что
«человеческая душа, нуждающаяся в очищении, должна пережить
некий аффект» [Там же. С. 252–253]. И, наконец,
в этой же главе И. Ильин соединяет идею религиозного очищения
(катарсиса) с эстетическим катарсисом: «Всякий истинный
художник творит дело религиозное и есть Божий слуга, независимо от
своей конфессиональной принадлежности и независимо от того, как он
сам про себя осмысливает свое дело. Это относится не только к
"высокому" искусству — эпическому, трагическому и лирическому,
— но и к бытовой драме, комедии, сатире и даже карикатуре (если
только они художественны!)» [Там же]. И. Ильин считал, что
скверная — без Бога — жизнь пуста; люди, предающиеся такой
жизни, погрязают в мелочах, и все, что им нужно, — это катарсис,
«очищение же происходит в лишениях, несчастиях, страданиях,
аскезе». И. Ильин подчеркивал, что эта мысль Гоголя проходит
«красной нитью» и в «Мертвых душах». Он даже
считал, что в свою последнюю встречу Пушкин и Гоголь поклялись
приступить к этому изобличению и очищению. «Мертвые души»
должны были положить начало развенчиванию пустоты и очищению во
всероссийском масштабе: «Здесь замышлялся и зачинался крестовый
поход, и этот поход (о чем Пушкин с Гоголем из скромности и не предполагали)
можно и должно было осуществить во всемирном масштабе. А для этого
недостаточно показать ничтожность жизни, надо повернуть ее на путь
изобличения, найти и указать дорогу к религиозному очищению…
Концепция Пушкина и Гоголя строилась на религиозной основе, а потому
верна и в плане очищения души могуча. То, с чего следовало начинать,
было негативной, изобличительной задачей, которая требовала эмпирической
зоркости, юмора и сатиры. И только двое этих мужей знали, что они
затевали и что собирались предпринять: вызвать к жизни в России эпоху
религиозного очищения, отдав этому все свое художество, всю силу
своего созерцания. Этой эпохи мир ждет и по сей день»
[Там же].
Именно этого религиозного очищения жаждал Гоголь, «именно
поэтому он говорил, что 1-я часть поэмы отражает преисподнюю, во 2-й
появится чистилище, а 3-я грезится ему чем-то вроде рая с прекрасными,
величественными образами» [4]. И. Ильин в своей статье о
Гоголе справедливо подчеркивал, что перехода из ада в чистилище у
Гоголя не получилось, не говоря уже о рае. Трижды сжигал он второй том
«Мертвых душ», в третий раз это произошло накануне
смерти. Почему? В чем трагедия Гоголя? Много лет на этот вопрос
отвечали вульгарно-социологически, обвиняя Гоголя в реакционности его
мировоззрения. Но многие крупнейшие русские мыслители дали глубокие
ответы на этот вопрос.
И. Ильин дает свой ответ на вопрос о трагедии Гоголя, исходя из
своей философии творчества: «У человека не стало больше сил
переделывать совершенный от природы художественный акт по своему
усмотрению и желанию». Этот акт был мощным, но весьма
специфическим по форме, он был резким в видении негативного, в
осуждении его, резким по юмору и сатире. Но по отношению к человеку
художественный акт Гоголя «застыл в очистительном "нет",
противился тому, чтобы сердце его пело в любви, а ведь никогда и
никому из художников не удавалось ухватить и изобразить положительное
иначе, чем способом созерцания любящим сердцем». Диагноз
Гоголя был таким: «я должен сердцем очиститься и только потом
направлять и напрягать всю силу воли своей. И здесь опять он прав:
личностное очищение ему удалось — он стал настоящим мудрецом,
напоминая в свои 43 года старца. И мучили его лишь колебания: не
давалась перестройка собственного творческого акта»
[3, ч. 3, c. 274]. Поэтому, говорит Ильин, «весь жизненный путь
Гоголя, все творчество его и
вся борьба его есть история великого очищения и
облагораживания» [Там же. C. 264]. Работая над
вторым томом «Мертвых душ», Гоголь намеревался показать
положительные ценности, он хотел описать истину и красоту, что
противоречило его собственному творческому акту. А когда он понял, что
чистилище и рай ему не под силу, наступил трагический
кризис. Все глубже и живее становился он сердцем, все чище, светлее,
торжественнее звучало оно. «Нет меры любви моей к России»,
— писал он. Но как художник он уже всего этого выразить не
мог. Его друзья, тонко чувствующие люди, — граф В.А. Сологуб
и С.И. Аксаков — описывали его сердечные муки с удивительной
точностью: помочь же ему мог только более великий (А.С. Пушкин), но
тот погиб. Тогда он с отчаяния решается выношенные в своем сердце
идеалы выразить в публицистической манере и прибегает к письму:
составляет и публикует «Выбранные места из переписки с
друзьями». Решающим толчком к этому послужила тяжелая болезнь,
которую он уже не надеялся преодолеть, явно ощутив себя на грани
смерти. В основе современного подхода к творчеству Н.В. Гоголя, к
более глубокому пониманию его подвига и его трагедии лежит лекция
Ивана Александровича Ильина.
Литература
1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная
культура средневековья и Ренессанса. – М., 1965.
2. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса.
– М.: Республика, 1994. – 368 c.
3. Ильин И.А. Наши задачи. Исторические
судьбы и будущее России. Статьи 1948–1954 гг.:
в 2 т. – М., 1992. – T. 1-2. – 616 с.
4. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: исследование:
в 2 т. – М.: Рарогъ, 1993. – T. 1-2. – 448 с.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9(092)
Безчасный К.В. Трагический конфликт в творчестве Н.В. Гоголя и его
«дорога к религиозному очищению» (в толковании И.А. Ильина)
// Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика:
электрон. науч. журн. – 2018. – Т. 6, № 4(22)
[Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp
(дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|