О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Особенности восприятия живописи у больных шизофренией и шизоидных личностей

Андреева Г.А. (Москва, Россия)

 

 

Андреева Галина Александровна

Андреева Галина Александровна

студентка 6 курса, специальность клиническая психология; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственного гуманитарного университет», Миусская площадь, д. 6, Москва, 125993, Россия. Тел.: 8 (495) 250-61-18.

E-mail: rkfdf15@mail.ru

 

Аннотация. Одна из линий современной реабилитации психиатрических больных — это занятия в художественных мастерских, поэтому проблема восприятия произведений искусства весьма актуальна. Целью исследования является создание специального метода, позволяющего выявить особенности восприятия живописи, а затем анализ полученных данных в группе больных шизофренией и группе лиц с шизоидной акцентуацией. Результаты: больные переоценивают значение всех параметров (данные сравниваются с данными экспертов-художников и искусствоведов), они воспринимают картины как открытые, яркие, живые, подвижные, даже когда эти признаки выражены умеренно. Изображения усиливаются в их восприятии. Эта особенность сглажена в группе шизоидных акцентуантов.

Ключевые слова: восприятие у больных шизофренией; восприятие художественного произведения; шизофрения; шизоидная акцентуация; психопатология и творчество; психология искусства; психосемантический дифференциал.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Согласно Бахтину, любое произведение искусства, будь то художественный текст, музыкальное произведение или живописное полотно, является посредником между сознанием автора или его картиной мира и сознанием реципиента, его мировосприятием [1].

Такая триада в психологии искусства создает основную стержневую проблему: творец—произведение—зритель, а также три основных направления в исследованиях.

Первое направление связано с исследованием роли творца, его личности, а также процесса создания произведения искусства. Наибольшее участие в разработке этой проблемы приняло психоаналитическое направление (Фрейд, Юнг). Психоаналитики применяли методы, позволяющие раскрыть особенности личности автора (биографический метод) и методы, высвечивающие пути художественного поиска, например анализ черновиков.

Второе направление связано с анализом самих текстов или картин, т.е. непосредственно произведений искусства. Это в первую очередь методы структурализма и семиотики (Бахтин, Якобсон, Пропп, Лотман, Барт, Фуко, Экo) [3]. Структурализм, выросший из лингвистики, связан с семиотическими методами и рассматривает любой объект искусства как «текст в тексте», т.е. неразрывно связанным с культурой. Эти методы призваны выделить элементы произведения и проанализировать их смысловую взаимосвязь. Так, например, Владимир Яковлевич Пропп, считающийся одним из основателей теории текста и структуралистского метода, занимался изучением фольклора различных народов, создал адекватную классификацию сказок, а также выделил функции героев сказок и многое другое [4].

Лев Семенович Выготский [2] для анализа басен, лирики и трагедий использовал объективно-аналитический метод, заключающийся в сравнении эстетических и неэстетических объектов.

К третьему направлению относятся методы, раскрывающие проблемы, связанные с восприятием и осмыслением произведения искусства реципиентом. Это объективные методы регистрации эмоциональных реакций и направления взгляда, последние позволяют говорить о том, что, казалось бы, симультанно воспринимаемая картина или скульптура на самом деле рассматривается последовательно, что видно в траектории движения глаз. Скульпторы, например, намеренно передавали впечатление движения, соединяя в одном изображении несколько фаз движения.

Наряду с объективными методами используют методы анализа понимания смысла произведения, такие как психосемантический дифференциал [3]. Именно с помощью этого метода мы решили выяснить особенности восприятия живописи как целостного произведения. Данная методика представляет собой список биполярных определений, с помощью которых испытуемому предлагается оценить произведение искусства, а именно выбрать, к какому полюсу определения относится та или иная репродукция. Данная оценка позволяет уловить субъективное и неосознаваемое отношение испытуемого к объекту как целостному явлению.

Для таких целей был разработан специальный психосемантический дифференциал [5], направленный на выявление реакций, связанных именно с восприятием художественной формы живописного произведения.

В процессе разработки участвовали эксперты — художники и искусствоведы, определения и оценки которых подвергались факторному анализу, в результате которого было выявлено три фактора (фактор — группа определений, обладающих коннотативно близкими значениями):

•   Динамика (вклад в общую дисперсию — 31%)

1. Активный — пассивный.

2. Живой — мертвый.

3. Бодрящий — утомительный.

4. Звонкий — глухой.

5. Яркий — тусклый.

6. Подробный — обобщенный.

7. Четкий — расплывчатый.

8. Динамичный — статичный.

9. Сочный — сухой.

•   Гармония (вклад в общую дисперсию — 15%)

1. Умиротворяющий — тревожный.

2. Упорядоченный — хаотичный.

3. Мягкий — жесткий.

4. Манящий — пугающий.

5. Свободный — напряженный.

6. Женственный — мужественный.

7. Притягательный — отталкивающий.

8. Успокаивающий — раздражающий.

•   Перспектива (вклад в общую дисперсию — 11%)

1. Невесомый — тяжелый.

2. Открытый — замкнутый.

3. Небесный — земной.

4. Далекий — близкий.

5. Глубокий — поверхностный.

Именно характер динамики, гармонии и перспективы изображения является важнейшим фактором, определяющим наше восприятие. Что само по себе уже любопытно.

В работе было две экспериментальных группы и контрольная (оценка пейзажей экспертами). Одну из экспериментальных групп составили пациенты первой клинической психиатрической больницы им. Алексеева, с параноидной и простой формой шизофрении, в ремиссии или подостром состоянии. Причем все больные занимались в ИЗО-студии в дневном стационаре под руководством художника Кулинича Никиты Анатольевича. Для анализа были выбраны больные шизофренией как люди, обладающие наиболее искаженным восприятием.

Группа испытуемых с шизоидной акцентуацией характера отбиралась на основании данных ММИЛ (Ф.Б. Березин). Так, в группу вошли те испытуемые, результаты которых по восьмой шкале (шкале шизодности) были высокими, т.е. наблюдался пик выше 70 баллов. Данную характерологическую особенность некоторые авторы склонны рассматривать как состояние, напоминающее шизофреническое расстройство, другие отрицают такую связь. Тем интереснее будет сравнить результаты этих двух групп между собой.

Группам предлагалось оценить с помощью описанного выше метода шесть реалистических пейзажей (примеры репродукций на рисунках 1 и 2). Результаты обрабатывались статистически и сравнивались с экспертной оценкой художников. Полученные различия являются статистически значимыми (р<0,01).

Рисунок 1. Крыжицкий К.Я. Озеро, 1896.

 

Для исследования были отобраны исключительно пейзажи с целью минимизировать возможное действие побочных ассоциаций, так как при восприятии сюжетных картин или портретов вероятно велико воздействие индивидуальных эмоциональных реакций на результаты. Тему природы в данном случае можно считать наиболее нейтральной.

Рисунок 2. Куинджи А.И. Снежные вершины. Кавказ, 1890—1895.

 

Чтобы лучше понять результаты исследования, предварим их комментарием о Ван Гоге и на минуточку обратимся к его патографии, тщательно сделанной К. Ясперсом [6]. Художник, как известно, страдал шизофренией. В патографии Ясперс подробно рассматривает динамику болезни и то, как она отражается в картинах. Он считает, что известная всему миру специфическая манера Ван Гога связана с его болезнью. Так, с наступлением кризиса количество картин, которые он писал, чрезвычайно увеличивалось, но самое главное, что изменялась и манера письма: теперь изображение становилось все более и более расплывчатым, перспектива сильно нарушалась, цвета становились еще резче и ярче. «Краски на некоторых картинах последних месяцев кажутся более грубыми и кричащими по сравнению с более живыми и ясными красками прежнего времени. Хотя он никогда не придавал особого значения ошибкам в перспективе или огрехам в рисунке, но под конец их количество увеличивается. Наклонившаяся дымовая труба, покосившиеся стены, деформированная голова кажутся уже не необходимыми, а случайными. Возбуждение, кажется, ослабляет дисциплинирующее самообладание. Характерность мазка, криволинейность гипертрофируются, живописная манера огрубляется» [6, с. 207].

Безусловно, существует связь болезни и творческого процесса, но главное, что данные изменения в манере письма связаны и с измененным видением мира, которое описывает сам Ван Гог в своих письмах к брату: «Взгляд меняется, смотришь какими-то японскими глазами, совсем по-другому чувствуешь цвета…» [Там же. С. 194]. Ван Гог также описывает свое увлеченное состояние работы, описывает то, как глубоко он погружается в процесс, сливается со своими полотнами.

Полученные нами результаты хорошо соотносятся с описаниями Ван Гога.

Так, выявилось, что для больных шизофренией в той или иной степени свойственна переоценка (завышение) всех трех факторов. Особенно преувеличена гармоничность, что может быть связано с явлением отрицания негативных стимулов изображения, таких как тревожность, хаотичность, напряжение.

Акцент на чрезмерной динамике и перспективе в группе больных можно трактовать как специфическое субъективное восприятие изображения более живым и ярким, глубоким и открытым.

В группе шизоидов результаты оказались не столь однозначными. Наблюдается преувеличение гармонии, как и в случае с больными, но в меньшей степени. Динамика, напротив, скорее недооценивается, т.е. свойственная яркость и подвижность изображения словно затушевывается в их восприятии. Что, скорее всего, связано с явлениями субдепрессии, свойственными как данной конкретной выборке, так и лицам с шизоидной акцентуацией в общем.

Таким образом, налицо отличия в восприятии формы художественного произведения, его динамики, глубины, эмоциональной оценки гармоничности. Хотя в целом процедура и изображения природы очень нравились пациентам, многие больные обращали внимание экспериментатора на наиболее спокойные пейзажи (рис. 1), отмечали их умиротворенность и позитивность. Вероятно, пресловутая отгороженность больных шизофренией продиктована большей восприимчивостью и чувствительностью к внешним стимулам, подобно тому как у больных аутизмом наблюдаются пониженные пороги восприятия и они тяготеют к ослабленной или умеренной стимуляции внешних раздражителей.

«В мои лучшие минуты я мечтаю не о сильных цветовых эффектах, а, скорее, об эффектах полутонов» [Там же. С. 200], — так пишет Ван Гог. Очевидно, лучшие минуты — это периоды ремиссии, тогда как все наши испытуемые были как раз в ремиссии и изъявляли такое же желание, что, видимо, связано с преувеличенно живым и ярким восприятием.

Интересно узнать, как такие данные связаны с эмоциональными особенностями больных и степенью выраженности дефекта при шизофрении.

Безусловно, художественное произведение — вещь сложная, и любая попытка формализовать его восприятие условна и приблизительна, но любопытна.

 

Литература

1.   Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров; текст подгот. Г.С. Бернштейн, Л.В. Дерюгина. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.

2.   Выготский Л.С. Психология искусства / общ. ред. В.В. Иванова; коммент. Л.С. Выготского, В.В. Иванова; вступит. ст. А.Н. Леонтьева. – 3-е изд. – М.: Искусство, 1986. – 573 с.

3.   Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2005. – 480 с. – ил. (Серия «Мастера психологии»).

4.   Пропп В.Я. Трансформации волшебных сказок // Пропп В.Я. Собрание трудов: Поэтика фольклора. – М.: Лабиринт, 1998. – C. 229–250.

5.   Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: учебное пособие для вузов. – М.: Пчела, 2008. – 382 с.

6.   Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина / пер. с нем. Г.Б. Ноткина. – М.: Академический проект, 1999. – 238 с.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:615.851.82:616.895.8

Андреева Г.А. Особенности восприятия живописи у больных шизофренией и шизоидных личностей // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2018. – Т. 6, № 1(19) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player